Я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? (Бытие 37:16)

Скандал в Финляндии разразился после теледебатов 12 октября. Некоторые участвовавшие в них представители Лютеранской церкви и христианских демократов заявили, что выступают против церковного венчания в ситуации однополых браков. После этого многие несогласные с такой постановкой вопроса финны начали отправлять по интернету заявления о выходе из Церкви. Так, за последнюю неделю от Церкви отказались 26 тыс. прихожан, в то время как обычно о таком намерении объявляет лишь около сотни человек в год.
http://www.newsru.com/religy/20oct2010/ehe.html(С).

Я процитировал новостное сообщение не для обсуждения сложившейся ситуации у финских лютеран, а чтобы поразмышлять – кем мы, православные верующие, себя осознаём по отношению к “героям” сообщения? Без сомнения мы принадлежим Церкви Христовой, сохранившей истину во всей полноте. Но разве мы не признаём христиан других конфессий братьями, пусть и заблудшими? Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что все люди братья во Адаме! А если данный брат исповедует Христа своим Господом?

Другой вопрос: как мы должны относиться к проблемам у современных католиков и протестантов? Как, я лично, отреагировал на процитированную новость? Со злорадством – мол, что от вас еретиков ещё ожидать? Или же с горечью – наши братья отдаляются от Христа, от  нас православных, ещё дальше!? А не случалось ли нам попадать в иноверное окружение, когда большинство живущих, работающих рядом с тобой людей исповедают иные религиозные и мировоззренческие (атеизм, агностицизм) принципы? Может тогда нам ближе становятся и протестанты и католики, и даже последователи ряда “христианских сект”?!

Я это к тому, чтобы мы не бросались сразу осуждать не православных  христиан за те или иные ошибки, ведь “свято место – пусто не бывает!”. И если какой-то народ дехристианизируется, православным от этого легче не станет. Ведь история 20-века показала, что проще жить с  христианами, пусть и иначе верующими, чем с  атеистами …

Я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? (Бытие 37:16): 90 комментариев

  1. Да, о. Роман, нашел Ваше сообщение.

    И я думаю, что в Адаме – да, безусловно, мы все братья. Просто потому, что мы все люди.

    Но вот во Христе – не могу согласиться.
    Потому что братья во Христе – это те, кто принадлежит ко Христовой Церкви. Это те, кто соединены единством веры и таинств.
    А когда такого подлинного единства не существует, то называть их братьями во Христе – это, думаю, выдавать желаемое за действительное.

    Поэтому я соглашусь здесь со свт. Иринеем Лионским: “Чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, и все сонмища еретиков не делают приношения Богу”.

    И со сщмч. Киприаном Карфагенским: “Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией”. “Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь” (он же).

    Тертуллиан: “Еретики не могут быть христианами!”

    Игнатий Богоносец: “Кто последует за вводящим в раскол, тот не наследует Царства Божия”.

    На эту тему есть замечательная и глубокая статья сщмч. Иллариона (Троицкого): “Христианства нет без Церкви”.

    Рекомендую всем. Вот здесь например: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/christchurch.htm

    Или здесь: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=206

  2. Да, и еще здесь, наверное следовало бы привести некоторые фрагменты из документа под названием “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию” (принят Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г.).

    Итак:

    “1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). ”

    “1.2. Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»).”

    “1.9. Единая Святая Соборная Церковь есть Церковь Апостольская. Чрез богоустановленное священство дары Святого Духа сообщаются верующим. Апостольское преемство иерархии от святых апостолов есть основание общности и единства благодатной жизни. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос ― Отцу, а пресвитерству ― как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (cв. Игнатий Антиохийский. Смирн. 8).” (вспомним здесь, что у протестантов законно поставленной иерархии нет).

    “1.12. На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в Церковь разделения и смуту”

    1.13. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества….Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства, связанные с Реформацией и приведшие к непрекращающемуся процессу образованию множества христианских деноминаций, не находящихся в общении с Римским престолом.”

    “1.14. Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводят к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам не вероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном итоге приводит к искажениям в вере.

    1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. ”

    “2.3. …признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми.

    2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром», что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность церквей принадлежит исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений.”

    “2.7. Православная Церковь не может признавать «равенство деноминаций». Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления.”

    Документ полностью: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html

    Этого, думаю уже вполне достаточно.

    Исходя из всего сказанного, можно ответить на вопрос.
    Да, в протестантизме не до конца утрачена благодать Господня, о чем говорит признание Церковью некоторых их таинств.
    Но ни подлинной Церкви, ни истинной веры там нет.
    И, следовательно, братьями во Христе в подлинном смысле этого слова они для нас быть не могут.

    • А во Адаме? А те, кто ушёл за Диомидом и Балицким? Многих я знаю лично.
      Ну текст концепции думаю был излишен! Вопрос то в другом, как нам быть – равнодушно наблюдать, злорадствовать или сопереживать?!

      • Насчет Адама я ответил, о. Роман. В Адаме – да, братья. В Адаме все люди – братья. Он нам всем общий праотец.
        Те, кто ушел за Диомидом и Балицким – наши БЫВШИЕ батья. Бывшие. К сожалению.

      • Каин, убивший Авеля, не стал ему бывшим братом… Он стал – брат, убивший брата… Даже по крови нельзя стать “бывшими”…
        Если человек признал своим единственным Богом – Христа… он мне брат по духу. Если он ушёл в раскол, он – мой брат, ушедший в раскол… Родство по духу уж тем более не может быть “бывшим”…

      • Как это родство по духу не может быть бывшим? А если человек принял иную веру? ислам, например? Родство по духу осталось???

      • Думаю с Вами не согласятся наши прихожане у которых знакомые ушли в раскол. Можно привести в пример общину Сергия Радонежского – раскол прошёл по живому… Но это не мешает (нет, иногда мешает)им общаться, и даже встречаться по памятным событиям. И кто может запретить им воздыхать келейно к Господу за заблудших братьев?

      • Так одно дело – встречаться. Можно даже дружить. Можно даже келейно молиться.
        А вот вместе – нельзя. И причащаться нельзя. И вообще в каких бы то ни было таинствах участвовать.
        То есть нельзя совместно исповедывать веру. Потому что вера уже не одна.
        И одно дело – дружить или просто по-человечески относиться. Это нормально, естественно, и этого никто не может запретить. Но “во Христе” – это нечто иное.
        Кто такие братья во Христе? (Во Христе – не в Адаме!).
        Разве не те, кто совестно исповедует ЕДИНУЮ веру во Христа?
        И если этой единой веры нет, о каком братстве “во Христе” в принципе может идти речь? Где же здесь “во Христе”?
        Поэтому все же не следует смешивать дружские отношения и человеческое участие с совместным исповеданием веры.
        Вот, у меня у самого есть друзья-сектанты. Но “братьями” я никого из них никогда не называю.

        Не об этом ли говорят Отцы, цитаты из которых я приводил выше?
        Если нет, то о. Роман, и София Рудольфовна, прокомментируйте, пожалуйста, как вы их понимаете.
        И заодно тогда уж и вот эти фрагменты из апостольских Посланий:

        “Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши”. 1 Ин 2, 19.

        “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся”. Тит 3, 10.

        “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них”. Рим. 16,17.

        “Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его”. 2 Ин. 1,10.

  3. Мне кажется, что ответ на все вопросы один:
    “Возлюби ближнего как самого себя”
    Христос не сказал: “Спроси, кто он по вероисповеданию…”
    А решать, насколько он ближе ко Христу или дальше – решать, всё-таки, самому Христу.
    Братья нам во Христе протестанты…или не братья… – а для чего выяснять? Я что..кусок хлеба не подам “не брату”? Или воды не подам? Или пройду мимо, когда его ребёнок будет плакать от боли?

    • Дело не в этом. Вопрос был – братья или нет?
      Так вот, ответ здесь вполне определенный: НЕТ.
      И как бы ни было это горько, но именно это и следует говорить им в лицо. Чтобы люди знали: они в заблуждении. Они – вне Церкви. А не успокаивали себя всеобще-толерантным самообманом про то что “все равны”.

      • Вот из таких как ты ожесточенных фанатиков и вырастали крестовые походы и войны за веру.

      • Максим не фанатик! Он – Белый рыцарь на белом коне… ( с печалью в сердце и болью в душе)Он жизнью своею готов защищать то, что ему дорого и тех, кто ему дорог! Но – своей жизнью, а не чужой (фанатики чужие жизни ни во что не ставят, если они мешают их идеям!)
        Наш Макс не такой! 🙂
        (Если бы я была модератором, я бы сделала Крисс замечание: нарушаешь правила ведения дискуссии!)

      • Попадает христианин в рай. Встречает его ангел, проводит по прекрасным местам и показывает где что.
        “Вот тут у нас баптисты, вот тут харизматы, вот тут пятидесятники, вот тут…”
        Тут христианин видит закрытое помещение, из которого доносятся песнопения.
        “А там кто?” – удивленно вскрикивает христианин.
        “Тсс! Там православные. Но они думают, что они здесь одни.”

      • Одни спасутся благодаря своей вере (истинной, православной), другие спасутся – вопреки тому, во что они верят!

      • 1. Спасибо за “ожесточенного фанатика”: “Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!” Лк. 6, 26.

        2. Где-то здесь упоминались “войны за веру”? Где-то может быть раздвались призывы к войнам или каким-то иным формам насилия в отношении еретиков, сектантов, иноверцев?

        (О.Роман, вот примерно об этом я и говорил).

      • Не надо этого бояться Максим… Положительного в этой дискуссии гораздо больше!

      • Нет уж, нет уж, Крисс, пост ГИ уже занят мною. Главный Инквизитор к Вашим услугам.

      • Вопрос о границе Церкви, (как выяснилось в последней дискуссии на блоге у Владыки)оказывается сейчас достаточно острым. Но ежели опять вспомнить, что Церковь, это прежде всего – Тело Христово, то может быть, мы всё-таки самому Христу дадим право определять, кто “вне”?
        Я не о том, что “все равны”, а о том, решение таких проблем лежит не в той плоскости, которую предлагает Максим.

      • София Рудольфовна, разве “я” предлагаю эту плоскость? Разве я случайно сосслался на Иринея Лионского, Киприана Карфагенского, Игнатия Богоносца, Иллариона (Троицкого), даже на Тертуллиана?
        А если глубже посмотреть в творения Св. Отцов, так там, думаю, ешще не одна сотня подобных сслыок найдется.

        Вот я и предлагаю Вам и о.Роману: попробуйте согласовать их мнение с вашей позицией. Может быть, у вас и получится, и это будет убедительно?
        Лично для меня пока убедительнее Отцы.

      • «Потому что братья во Христе – это те, кто принадлежит ко Христовой Церкви. Это те, кто соединены единством веры и таинств.» – Согласна с этим. Только полагаю, что сердца человеческие ведомы лишь Господу. И только Он определяет кого вера и таинства действительно соединяют духовным родством в Его единое Тело, а у кого лишь правильно-красивая видимость.(Или сегодня нет фарисеев?)
        И речь идёт совсем не о том, можно ли нам причащаться вместе.. не том речь…(разве кто-то в этом разговоре где-то об этом (?) говорил?)…

  4. Проблема в чём? – В принятии или воплощении?
    Если в первом.. так это же Христос нам сказал, как не принять?
    А ежели во втором… так на то и вся жизнь…
    (Это, на мой взгляд, путь размышлений, для тех, у кого стоит эта проблема, и кто хочет решить её, но не своим умом, а со Христом!)

  5. О Силуане Афонском.
    ” В беседе с одним монахом-пустынником, который говорил: “Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне!” -очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем, старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: “Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?”- “А что поделаешь, сами виноваты” – ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: “Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех. “

    • Совершенно согласна. Так больно и грустно, когда кто-то рядом не может увидеть свет по причине своей болезни. И вдвойне больнее, когда брат твой по причине свой болезни (грехов) не может понять что он болен (грешен). Они ведь искренне верят в Бога,только заблуждаются в понятиях, что истинно, а что ложно. Неужели нам злорадствовать что они могут погибнуть? Как же после этого нам радоваться?
      Они по болезни своей, по своему заблуждению творят беззакония, а мы порой, зная где истина, все равно, по малодушию, бежим от нее и творим такое, что и еретики не придумают. Господу только видно из нас более беззаконен.
      Максим, если мой брат, не осознавая своего заблуждения, причинит себе увечье, перестанет ли он быть мне братом? Неужто мне оставить его погибать от собственной глупости и злорадствавать :”Так тебе и надо, будешь слушать, что тебе умные люди говорят!”
      А если он, заблуждающийся мне становится бывшим братом, то что?, потом, когда он одумается и перестанет заблуждаться, он опять мне братом станет? Тогда какой Я ему брат, если в беде оставил его, а в благополучии опять называю братом?

      • Секундочку. Почему сразу “оставил”? Разве речь идет о том, что нужно оставить и не считать за человека “презренного еретика”? Конечно нет.
        Еще раз повторюсь: вопрос о том, можно ли его считать братом “во Христе”?
        И, если человек был братом, а потом перестал им быть (а ведь перестал! Или нет?), то кто же он еще тогда если не “бывший брат”?

        Ну давайте вспомним хотя бы притчу о блудном сыне: “а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся” Лк. 15,32.

        Что мы видим? “Мертв был”. Мертв. Утрачен, потерян как брат. Его больше не было. Может это и страшно. Но духовная реальность бывает и такой тоже.

      • Я тоже согласна. что есть физическое родство – в Адаме, его ничем не отменишь – все мы братья. И есть духовное – во Христе. И с чего это кто взял, что “небрату” духовному мы не окажем помощи? И ему, и его ребенку окажем, потому что исповедуем веру, призывающую жить по закону любви. Но если духовное родство нарушилось, он не брат во Христе, согласна с Максимом.

      • Максим, сам же и ответил. “Мертв был.” Умер, а не стал не братом. Мой умерший брат все равно мой брат. И я рада, если он ожил. Другое дело, что с умершим братом я не могу разделить трапезу. Не потому, что он перестал быть братом, а потому, что мы с братом моим по разные стороны жизни и смерти.

      • Разве? Давайте вспомним притчу подробнее. Блудный этот сын (и брат) физически не умер. Он жил себе поживал на “стране далече”, ел и пил, потом голодал, но жил. То есть физически он не умер, и не об этом в притче речь.
        А как же тогда умер? Духовно. Но это же значит и то, что и у отца и у брата прекратились с ним родительские и соответственно братские отношения. Да, отец продолжал его любить. Но отношений-то соответствующих у них не было до тех пока он вернулся с покаянием.

  6. для Марии
    она пишет:
    “Как это родство по духу не может быть бывшим? А если человек принял иную веру? ислам, например? Родство по духу осталось???”

    Если считать, что дух главнее плоти, то да. Не отменишь родство по крови. Как же можно “отменить” духовное родство?
    Когда-то ставший мне братом, христианин, принявший иную веру, стал братом, предавшим Христа… Он мой брат-предатель…
    Что это за родство такое, которое можно отменить? Игра какая-то в родственников.

    • Он (принявший иную веру) отрёкся от Христа.
      Христос от него не отрекается. Он за всех на кресте…
      А мне считать моего брата “бывшим”? ( “так прямо в лицо ему и сказать об этом”?)
      И я после этого смогу посмотреть Ему…в глаза?..
      (может быть я не права… догматически… но сердце у меня не может по-другому…)

      • Обязательно сказать. Иначе кто же ему скажет о его заблуждении? А как же? Знать, что он уклонился с правильного пути и молчать? Это больно, но нужно. Иначе будет просто лицемерие…из братской любви. Ты бы мне разве не сказала? Так и смотрела бы, как я с восторгом иду в какую-нибудь секту? Не попыталась бы сказать, что и тебя я теряю как сестру, устремившись по неправильному пути. Где же наше духовное родство тогда будет, единомыслие во Христе? Останется только фихическое человеческое родство.

      • Я вот до сих пор мучаюсь конформизмом, не научмлась человеку горькое говорить, только сладкое, а от этого хорошего мало.

      • Да не меня надо бояться потерять… а Христа…
        А по поводу “отречения”.. Не мы себя делаем братьями-сёстрами, а Христос… ЕДИНОЖДЫ… ОДИН РАЗ РОЖДАЕМСЯ ДУХОВНО… Нам ли родство отменять “бросив смело и нелицеприятно в лицо – “не брат” ?
        Это ли “долг любви”?
        Я считаю, что родство духовное не выбирается нами самостоятельно и не отменяется нами же по каким бы то ни было причинам. Только Христос имеет на то и право, и силу.
        Но это не значит, что буду молчать, когда ты “идёшь с восторгом в секту”. Но не о себе говорить в это момент. А о тебе и о Христе. Ты хоть чувствуешь, какая в этом большая разница?

    • Я все же думаю. что не осталось родства. Родство во Христе, а Истина одна. Если брат больше не исповедует эту Истину, и родства во Христе нет. Физическое родство объединяет всех людей, потому что рождены от одних родителей – Адама и Евы, как факт. Духовное мы находим во Христе как Новом Адаме, и здесь нам дана свобода – быть детьми Христа и братьями или отказаться от этого родства. Кто-то отказывается.

      • Потому я и могу любить его, земного брата, но братом по вере признать больше не могу.

      • Только Христос знает, насколько глубоко кто и как исповедует Его Истину. Степень близости к Церкви (как единому телу Христову) не мне определять. И если кто-то от духовного родства “отказывается” (после того, как уже исповедовал Христа)его в этом и беда страшная , и болезнь жуткая, и заблуждение великое. Брат мой, данный мне Христом, станет братом, больным духовной проказой. Но братом он останется. И я не понимаю, как можно сказать, я тебя люблю, но ты мне больше не брат. Что это за любовь такая? “Не верю!” (Как говорил Станиславский)
        Ты говоришь “кто-то отказывается”.. –
        ТЫ не отказывайся…

  7. Спасибо всем, кто высказался под этим сообщением! Конечно, Максим прав в том, что еретик – не член Церкви Христовой (де-юре), но…реальная духовная жизнь намного сложнее. Многие святые отцы называли католиков, не иначе как латиняне. Не признавали их за христиан (преп. Феодосий Печерский и др.). Вспомните монолог князя Мышкина в “Идиоте” Достоевского о Католической церкви! Но мы также знаем, что католиков и протестантов мы принимаем в Православие через покаяние, т.е. опосредованно признаём таинственную жизнь в этих сообществах…Так кто они? Христиане или нет? Другой вопрос, что нет у нас братского общения.
    Конечно нельзя с амвона говорить, что они нам братья во Христе, но бывают моменты в жизни, когда мы становимся перед общей угрозой или проблемой…когда мы все вместе исповедуем Христа перед общей угрозой богоборчества или гонений на христиан. Не проходит и месяца, как где-то в мире под угрозой смерти оказываются христианские миссионеры (в основном протестанты и католики), когда даже на консервативных православных сайтах начинают публиковать сообщения и просьбы о помощи. Разве каждый из нас не вознесёт молитвы о страждущих? В этот момент они исповедают не свою ересь, а Христа. Могу ли я назвать их братьями во Христе? Согрешу ли?

  8. Для Софии.

    «И речь идёт совсем не о том, можно ли нам причащаться вместе.. не том речь…(разве кто-то в этом разговоре где-то об этом (?) говорил?)»

    Почему же не об этом? Если они «братья», то что мешает совместному причастию, молитве, другим таинствам? Что мешает собственно братскому общению во Христе?
    А если все же мешает, то где тогда собственно «братство»?

    «Когда-то ставший мне братом, христианин, принявший иную веру, стал братом, предавшим Христа… Он мой брат-предатель…»
    Так это и значит – больше не брат. И юридически, и фактически. Я могу продолжать его любить, но братских отношений у меня с ним просто больше нет.

    «Он (принявший иную веру) отрёкся от Христа.
    Христос от него не отрекается. Он за всех на кресте…»
    Христос не отрекается. Но он от Христа отпадает. Тот, кто уходит от Церкви – уходит от Христа. А значит – он сам разрывает эти отношения. Не мы, а он. Он своим уходом говорит: «вы мне больше не братья». И это положение фактически и становится таким. Разве это не так?

    «А мне считать моего брата “бывшим”? ( “так прямо в лицо ему и сказать об этом”?)
    И я после этого смогу посмотреть Ему…в глаза?..»
    И что же тут ужасного? Именно долг любви к заблудшим обязывает предупредить их об этом. Сказать, что – «да, мы можем быть друзьями. Что я всегда помогу, чем смогу. Но братьями мы быть не можем».

  9. «католиков и протестантов мы принимаем в Православие через покаяние, т.е. опосредованно признаём таинственную жизнь в этих сообществах…Так кто они? Христиане или нет? Другой вопрос, что нет у нас братского общения».
    Да, согласен. Русская Церковь в настоящее время по факту признает, что они не вполне утратили Христа. Но покаяния Она от них все-таки требует.
    И каков же вывод из факта отсутствия у нас братского общения? Что он означает?
    Разве возможно их считать какими-нибудь «недобратьями»? Это было бы уже абсурдом.

    «бывают моменты в жизни, когда мы становимся перед общей угрозой или проблемой…когда мы все вместе исповедуем Христа перед общей угрозой богоборчества или гонений на христиан. Не проходит и месяца, как где-то в мире под угрозой смерти оказываются христианские миссионеры (в основном протестанты и католики)»
    О. Роман, а когда те же самые миссионеры с той же самой целью приходят к нам? В страну с тысячелетней христианской историей? В которую их никто не звал вообще? Для них же что православные, что мусульмане, что буддисты – одно и то же. И когда мы их соответственно здесь встречаем? Кто же виноват в их злоключениях и что они на самом деле несут? Христа ли? Или не совсем? А ведь несут-то они одно и то же повсюду.

    • Какие зловредные протестанты и католики? Как они смеют проповедовать Евангелие мусульманам и язычникам?! А то, что они ведут миссию среди нашего крещёного, но не просвещённого народа, то поверьте, православные, порой, отвечают тем же(правда не в том масштабе)!

      • О. Роман, такая “миссия” имеет вполне определенное название: прозелитизм. И вполне официальная позиция Русской Православной Церкви заключается в том, что Она – против прозелитизма.

      • То есть, Максим, Вы против проповеди ПРАВОСЛАВИЯ на Западе? И чем, по Вашему, занимался митрополит Антоний Сурожский (других примеров в Русской Церкви, к сожалению, привести не могу)? Он что язычникам проповедоывал, на английском языке?

      • Митрополит Антоний окормлял прежде всего тех православных,которые попали туда в силу исторической реальности – эмиграция. Если его служение привлекло кого-то к истинной вере – это тоже прозелитизм? И его не может быть? Так что получается как в Китае – не моги слова сказать о своей вере, хотя мы все христиане?! Что-то вообще ничего не понятно…

      • Митрополит Антоний проповедовал среди англичан (до 90-х гг большинство его паствы и священников, были англичанами), среди русских эмигрантов то зачнм ему было проповедовать, они и так были в храме? Для нас он – миссиионер, ещё какой (хотя у “ревнителей” он записан в “экуменисты”)! А вот для Англиканской церкви – кто он? Это, на самом деле, вопрос терминологии: кого называть шпионом, а кого разведчиком?

    • Если у нас была твердая вера и жили православно, они тогда уткнулись бы в стенку. Не нужны они нам и никто не последовал бы им.
      А может наш пример и христианская любовь привела их потихоньку на правый путь.
      Бог нас создал и мы все братья !

    • “…когда мы становимся перед общей угрозой или проблемой…когда мы все вместе исповедуем Христа перед общей угрозой богоборчества или гонений на христиан ” – где и когда это мы вместе исповедовали Христа и что это значит, каковы формы такого бщего исповедования? Наверное поэтому некоторые наши пастыри умирали у ног папы римского?? Вместе молимся ???? Или как исповедуем? Вот вам и экуменизм…Потому что братья. Боимся погубляющих душу? Или ничего не боимся ?

      • Соглсаен. И поддержу вопрос: когда и где мы ВМЕСТЕ исповедывали Христа? И в чем это совместное исповедывание заключалось?

      • Вместе – не значит, совместно молиться и причащаться! Вместе – значит отстаивать христианский, евангельский взгляд на многие общественные процессы в солвременном западном обществе. Если сегодня брать положение вещей в Европе, то, как бы мы не хотели, но именно католики являются основной силой в отстаивании христианских ценностей, в странах ЕС. И ряд наших иерархов (и Патриарх, и митрополит Илларион)говорят об этом, что в вопросах защиты нравственных устоев (права гомосексуалистов, эвтаназия, биоэтика), католическая церковь – наши союзники!
        Можно махнуть рукой, и сказать – “мы сами – с усами”, да вот только 20 лет возрождения церковной жизни в нашей стране показали, что Русская Церковь пока не в состоянии справиться с нравственным падением нашего народа. Практически ни в одной сфере деятельности общества , мы не оказываем сколько нибудь значимого влияния!

      • “И ряд наших иерархов (и Патриарх, и митрополит Илларион)говорят об этом, что в вопросах защиты нравственных устоев (права гомосексуалистов, эвтаназия, биоэтика), католическая церковь – наши союзники!” – у них что-то получилось ?! Или все-таки от загнивающего Запада мы и получаем все эти проблемы? Они же все это и транслируют на весь мир. Какая общность?! Давно уже все критерии нравственности христианской размыты и выброшены в угоду “правам и свободам”. Католичество само крупно участвует в скандалах с гомосекс. О какой конкретно общности вы говорите?!

      • А что мы знаем о католиках, кроме того , что это еретики? Если мы ставим католикам в вину – “загнивание Запада”, то может тогда поставим в вину Православной Церкви – всё то, что произошло с Россией в 20веке и что происходит в начале 21 го?!Отнюдь не католики, в “угоду “правам и свободам” размывают устои”. Наоборот, именно Католическую церковь просто гнобят и шельмуют в СМИ и на официальном уровне, за отказ следовать “модным идеям”, касающихся вопросов – однополых браков, женского священства, эвтаназии, абортов.
        И Католики не участвуют в скандалах с гомосексуалистами, там есть проблема педофилии, чем это вызвано мы понимаем. Почему это так широко транслируется в СМИ – повод вылить грязь на тех, кто отказывается от изменения нравственных норм.
        Ну а чтобы немножко понять, что делается у католиков, советую почитать, хотя бы на примере вот этой общины в 50 тысяч человек: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=42&id=4592
        Будучи на фестивале, мы встречались с руководителем Синодального отдела по благотворительности епископом Пантелеимоном (Шатовым). Сейчас Церковь в Москве пытается создать волонтёрское движение помощи нуждающимся, и он приводил в пример и эту католическую общину. Нам есть чему учиться у католиков и протестантов в области благотворительности, мимлосердия и любви.

      • О. Роман, я думаю, что все же есть разница между отстаиванием взглядов на общественные процессы и совместным исповеданием веры.
        Первое имеет место у нас с католиками, и лично я ничего страшного в этом не вижу.
        Но это не исповедание Христа. Это просто позиции, взгляды по отдельным, пусть даже важным, вопросам.
        Исповедывать Христа совместно – значит совместно Ему поклоняться. Вместе молиться, вместе участвовать в таинствах.
        Этого у нас нет и быть не может.

      • Про совместное исповедание, я уже написал выше, поэтому не буду повторяться.
        Мнение св.Киприану Карфагенскому – крайнее, но всегда ли и везде ли Церковь разделяла эту крайнюю позицию?
        В разных поместных Православных церквях, в разное время, по разному осуществлялся чиноприём в Православие. Где – через перекрещивание, где – через покаяние!Да, должны существовать определённые канонические рамки, чтобы удержать Церковь от разброда в умах и от беспорядка. Но существуют и такие понятия, как акривия (крайняя строгость в руководствовании каноническим правом) и икономия (и снисхождение ради торжества любви, заповеданной ученикам Христовым )!И Церковь часто руководствовалась именно икономией в делах уврачевания ересей (ни в коем случае – не соглашательство с еретическим учением) и расколов.Мы не исповедуем с еретиками одно учение, но и считать их нехристианами, думаю должно!
        Есть общехристианская позиция в ряде вопросов не догматического характера, где мы ВМЕСТЕ исповедуем (можно назвать другим словом – свидетельствуем)взгляд Христа в конкретном вопросе.
        Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию
        5.5. Подчеркивая приоритетность богословского диалога, обсуждения норм веры, церковного устройства и принципов духовной жизни, Русская Православная Церковь, как и иные Поместные Православные Церкви, считает возможным и полезным участвовать в работе различных международных организаций в сфере служения миру ― диаконии, социального служения, миротворчества. Русская Православная Церковь сотрудничает с различными христианскими деноминациями и международными христианскими организациями в деле общего свидетельства перед лицом секулярного общества.

      • “Про совместное исповедание, я уже написал…”

        Верно. Согласен, о. Роман.
        Никоим образом не возражаю против икономии. И против общего свидетельства — тоже. И христианами, думаю, можно считать большинство из них (кроме каких-нибудь уж совсем маргинальных сект). С оговоркой в том, что христианами, находящимися в заблуждении.
        Вот только делает ли все это нас подлинно братьями?
        Ведь икономия — это одно, а можно ли приравнять ее к братству?

      • Оставим этот вопрос открытым! Есть ещё мысли в этом направлении… но всему своё время! 🙂

    • А вот здесь уже к ним и вопросы: Одно дело, когда они идут к язычникам, мусульманам, буддистам, а другое к православным (пусть и по крещению). Это не делает им чести, и вполне понятна позиция нашей Церкви – сопротивляющаяся этим действиям. Другое же дело, когда западные христиане едут проповедовать Христа в нехристиванские страны, причём понимая что могут поплатиться своей жизнью! Чем они нарушают евангельскую заповедь о проповедании всем народам? Только тем, что несут не истинное учение, так они другого и не знают!

      • “Только тем, что несут не истинное учение” – погубляют души. А кто им мешает узнать истинное учение ? Православие что запрещено? Они сопротивляются истине, упорствуют в заблуждениях и влекут к погибели других. Мало ли кто за что готов поплатится жизнью. За наркотики тоже многие платят жизнью.
        “едут проповедовать Христа” – католичество, а не Христа. Иначе мы равны в своей проповеди и нет между нами различия. Значит можно спокойно переходить в любую католическую, евангельскую, протестанскую веру.

      • А что погублять то, ведь они проповедуют язычникам?! А где же православные миссионеры? Кто, какой истине сопротивляется? Одни родились в католическом обществе, другие никакой другой проповеди кроме католической или протестантской и не слышали!
        На примере Африки – там работают миссии разных конфессий, и слава Богу, что там с середины 20 го века проповедуют православные. Итог: сотни тысяч православных!Но ведь это только за последние 50 лет. До этого миссионерствовали только протестанты да католики. По мне, так лучше, если протестант или католик дозреет до православия, чем человек умрёт в язычестве, в неведении Христа.
        Один наш известный отец, справедливо назвал баптистов и прочих неопротестантов – “духовным детским садом”. В том смысле, что многие члены этих сообществ изучив Библию “вдоль и поперёк”, тянутся к большему – к Святым Отцам, к церковным Таинствам. Протестантизм для многих становится мостиком от атеизма к Православию! И многие став православными, благодарны протестантским пасторам, которые помогли им уверовать на начальном этапе их религиозной жизни.Моя матушка уверовала в Бога на кинопоказе фильма о Христе в молельном доме у баптистов.Именно после просмотра этого фильма она попросила мать о крещении в православной церкви! Вот такие чудеса начала 21 века!

      • Про милосердных римлян уже читала в “Нескучном саде” Рядом со мной много милосердных жителей России. Просто помогают, как кто может и чем может. А организовать помощь нуждающимся в масштабе хотя бы одной Епархии – это конечно почти Ватерлоо. Можно и у язычников найти такую хорошую организацию – волонтерство это не католическое явление. Причем здесь католичество?! Учится можно у кого угодно – опыта в мире достаточно.
        “По мне, так лучше, если протестант или католик дозреет до православия, чем человек умрёт в язычестве, в неведении Христа” – наверное вы, отче более мудро разсуждаете.Наверное со времени Александа Невского что-то поменялось в сознании русского человека и для него католик – не тот, кто погубляет его душу своим еретическим учение. А я вот ничего не поняла: дружить или не дружить с католиками?!

      • Времена Александра Невского – времена жестокие, когда в католичество обращали мечём!и Более того, подчинение Папе, означало и подчинение политическое! Вашу душу, сегодня, губят католики? Мою – нет!Дружите с людьми, Любовь Валентиновна!Не “католичеству” и не “протестантизму” нужно учиться, а тому как люди воплощают в своей жизни заповеди Христовы!

  10. Хочу еще добавить : родилась и живу в католической стране. Не разу не видела что бы католики или протестанты пытались нам проповедовать. Наборот : если православие расстет это благоларя их помощи. Многие переходят в нашу веру и задают очень глубокие вопросы а нам приходиться правильно отвечать значит расширять наше знание.
    Мой сынь настоятель не большой общины,храм католики предоставили,они им не пользоваються и все мирно живут.

    • “…все мирно живут” – да мы вроде все мирно живем, если нет войны и желания бить кого-нибудь.

    • Не всё так просто, Ольга! Там, где католиков большинство, они именно так себя и ведут – дружелюбно, оказывают помощь православным. А вот на “миссионерских территориях” политика иная, здесь трудятся миссионеры – представители различных католических орденов. И в 90-х годах в России и на Украине были серьёзные трения и конфликты с православной Церковью. Даже у нас на Камчатке, из-за провокационных действий прошлого настоятеля католического прихода, отношения между епархией и католическим приходом испортились.
      Я уже не говорю, как велась проповедь различного рода неопротестантов. Здесь православным дали ясно понять – “вы , не христиване!”

  11. “Но это же значит и то, что и у отца и у брата прекратились с ним родительские и соответственно братские отношения”

    Максим,Вы совершенный максималист. 🙂 Простите за каламбур. 🙂
    Блудный сын и брат оставался сыном и братом. Вы ведь понимаете, что в те времена не было связи и отец и брат, не имея вестей от бродяги, вполне могли думать, что он умер. Они и считали его умершим, потому что он пропал без вести. Они печалились и скорбели, считая его умершим. Но они его считали братом и сыном. Когда же он появился, то их радости не было предела. Они ведь его считали умершим, а он живой! Во время великой отечественной войны таких случаев было – тысячи. Пришла похоронка, оплакали, а сын и брат вернулся живой! Он умер и воскрес для них.
    А католики ведь тоже исповедают Господом Христа. И совсем недавно (в эпохальных масштабах) не было разделения на католичество и православие, мы были все просто христианами. А потом и православные разделилось на староверов и “нововеров”.
    Как вы думаете, староверы ведь считают себя более истынными исповедниками Христа.
    У Господа много сыновей, исповедующих Христа. Только живут они все по разному, по разному молятся, по разному к Отцу обращаются. Но, только Он, Отец наш знает, каким образом Его дети спасутся. И Он один знает, кто из детей Его больше любит. Но мы все Ему дети. И католическая церковь, и армянская, и православная, и староверы – мы все Одного Господа исповедуем. И хоть нельзя нам вместе причащаться, но крещение-то у нас одно. А следовательно рождены мы все от Единого Духа Святого.
    Просто одни дети заблудились, а другие остались дома с Отцом.

      • Вопрос: “а кому Господь сказал эти слова?”

    • Ого, вот какой оборот у нас дискуссия принимает. Таисия, а Вы во Единую, Соборную и Апостольскую Церковь веруете?
      Простите уж за такой вопрос.

      Поясню немного.
      1. Не было и не могло быть в принципе никакого разделения на православных и католиков. А было – отделение Западной Церкви, ее отпадение от Православия.
      И не было и не могло быть (как и сейчас не может!) никаких “просто христиан”. До их отделения мы все были ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами.
      2. Не было и не могло в принципе быть никакого разделения на староверов и “никониан”. А было – отпадение и отделение части православных, их уход в раскол.

      Относительно же: “Но мы все Ему дети.”, то я как-то и почему-то больше верю все же священномученнику Киприану Карфагенскому, которого не поленюсь еще раз процитировать: “Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь”.
      И в связи с этим опять повторю вопрос: для Вас Церковь Христова – это Православная Церковь или собрание из православных и разнообразных еретиков (католиков, монофизитов-армян и т.д. и т.п.)?

  12. Господи, помилуй… Вера-то причем? Ведь вопрос не в том, верую ли я (надеюсь что вера моя в делах сказывается) а о том – Одного Отца мы дети или нет…
    и говорили о том, как относится к инославным…
    считать их “ближними, которых надо возлюбить” или нет…
    Вот так и развязываются религиозные войны. 🙂

    • Вопрос, действительно не в том, веруете ли конкретно Вы.

      Но он вот так вот появился именно после Ваших слов.
      И именно потому что в Символе веры говорится: “Верую….во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”.
      А совместима ли Ваша позиция с этой верой?

      Ведь Символ веры – это не просто слова, и далеко не пустые фразы. За них тысячи людей проливали кровь. Причем не чью-то,а свою.
      И не может православный христианин вот просто взять и не принимать во внимание эту веру. Потому что она – неотъемлемая часть всего православного вероучения в целом.

      А в остальном – верно. Вопрос не в Вас лично.
      А в том, чтобы мы все поняли и признали ошибочность либерально-экуменического “размывания” Церкви.

      “Вот так и развязываются религиозные войны.”
      Ну что ж. Пусть так. Но скажите это не мне. Скажите это свт. Афанасию Александрийскому, который вместо архиерейской кафедры полжизни скитался по пустыням, но так и не признал ариан своими “братьями”. Скажите это Флавиану Константинопольскому, насмерть забитому на Ефесском “разбое”. Максиму Исповеднику, умершему в ссылке с отрубленной рукой и вырванным языком. Феодору Студиту, с которого ученик в темнице кусками срезал гниющее мясо. Марку Ефесскому, Мартину Римскому…
      И тысячам и тысячам мучеников и исповедников, убитых разнообразными еретиками за эти две тысячи лет.
      Скажите им, что они страдали напрасно. И вовсе не за Христа и не за Его Церковь. А просто от собственной узости мышления и отсутствия любви к новоявленным “братьям”…

      Ну а чтобы не показалось, что все это было давно, то вот для сведения:

      http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/10/27/arhiepiskop_genocida/?p=1&print=y

      А вот еще:
      http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40134.htm

      Это уже совсем недавно.

      Привет “братьям”.

      • Т.е. святые исповедники страдали и умирали с проклятиями на устах? Что-то не верится. Да, бывает и брат восстаёт на брата, даже православный на православного, это мы проходили у себя в стране!
        Всё таки видя, слыша и читая (пусть по телевизору или на СД) наших старцев-исповедников веры – о.Иоанна Крестьянкина, о.Николая Гурьянова, не верится, что они проклинали врагов веры!
        А если мы возмём Св.Писание, то тут есть один “наглец”, который “желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян,” (К Римлянам 9:3). Вот это христианская любовь! И Символ веры здесь не причём – где там говорится, что я должен поступать против чсовести и дел любви к ближнему?

      • “Т.е. святые исповедники страдали и умирали с проклятиями на устах?”

        Почему же с проклятиями, о. Роман? Не с проклятиями. Но и братьев они в еретиках не признавали. Иначе зачем им вообще было умирать?

        “И Символ веры здесь не причём – где там говорится, что я должен поступать против чсовести и дел любви к ближнему?”

        А разве я говорю, что не нужны дела любви по отношению к ним? Нужны.
        А ап. Павел – да, он хотел бы умереть за Израильтян. Но для того, чтобы привести их в Церковь. А если бы он и так считал их братьями во Христе, так зачем ему было бы желать смерти за них? Не видно ли отсюда, что он как раз не считал их “во Христе”?

  13. Про цель этой дискуссии – точка зрения Максима:

    “А в том, чтобы мы все поняли и признали ошибочность либерально-экуменического “размывания” Церкви.”

    Вот… ты, Максим, и ответил, в чём мы различаемся с тобой по поводу сути дискуссии.
    Я и не собиралась вести разговор про “экуменическое размывание Церкви”. Я бы в такую дискуссию и не вступила бы.
    Я могу говорить лишь о своём личном отношении к людям. Причём именно в русле практического проявления этого отношения и его духовных корнях. Что я и попыталась изложить и здесь, и на своём блоге. А это никакого отношения к экуменизму не имеет.

  14. Максим…Я могу тем же тоном Вам ответить?
    Так вот…Мученики умирали за Веру. То есть за то, во что они верили – во Христа. Они были убиты “разнообразными еретиками за эти две тысячи лет”. Они умерли за Веру а не за отказ возлюбить еретика как ближнего своего. Возлюбить, как человека, а не как олицетворение иной веры! Я не думаю, что святые праведники отказали бы в помощи мусульманину, иудею, буддисту. Да и Христос пришел на землю “нас ради человек”, а не только “нас ради православных”. А значит Он и только Он может решить будут ли спасены католики. Когда грешит православный человек, мы относимся к нему с любовью и пониманием, как к больному человеку, молимся, чтобы Господь наставил его на путь истины. Но католики тоже грешны тем, что уклонились от истины – по незнанию, слабости или еще как (порой и мы отвратили этих людей от себя). Они так же больны в своем заблуждении, в своем грехе. Почему же мы к ним не должны относится с сочувствием и любовью, как к больным братьям нашим?
    Вот Вам история из жизни…
    Я была в гостях у своей старенькой бабушки на материке. Моя сводная тетка – свидетель Иеговы. Когда мы садились за стол, то мы читали молитву “Отче наш…” Она, в то же время, читала ту же молитву, только про себя, молча (чтоб нам не мешать)и сядя, как принято у них. Нам что нужно было делать? Выгнать ее из-за стола, чтоб не смела с нами молиться или самим уйти? Если судить по Вашему – мы с ней вместе молились. А бывало, что с нами за столом были киргизы – они по своему молились. Мы молились все вместе, только каждый по-своему.

    • хрестоматийный пример: когда русская императорская семья посещала европейских монархов-родственников, то они также молились перед едой вместе …с протестантами! Достоин ли отлучения от Церкви за молитву с еретиками св. император Николай?

      • Не знаю. Что полагается мирянину по церковным канонам за молитву еретиками? Видимо, если подходить строго, то вот это и должно было быть применено.
        Собственно, и то, что Император канонизирован, еще не значит, что в своей жизни он не делал ошибок. Но в любом случае, он уже перед Христом. И нам уже незачем обсуждать его действия.

    • “Максим…Я могу тем же тоном Вам ответить?”
      Конечно. 🙂

      “Они умерли за Веру а не за отказ возлюбить еретика как ближнего своего. Возлюбить, как человека, а не как олицетворение иной веры!”
      Разве я говорю, что их не надо любить? Как раз нет. Любить надо и их тоже. Вот только за какую же именно веру погибли все эти мученики? За какую? Давайте уточним.

      “Нам что нужно было делать? Выгнать ее из-за стола, чтоб не смела с нами молиться или самим уйти?”
      Думаю, что лучше самим уйти. Я бы сделал так. Но это мой выбор, я его никому не навязываю.

      • “Думаю, что лучше самим уйти. Я бы сделал так.”
        И тем самым оскорбили бы человека. Вы можете себе представить эту картину? Это ли не фарисейство? Если Христос ел и пил с язычниками, то кто мы такие, чтобы уйти в этой ситуации?
        Можно строго соблюдать все предприсания всех Соборов, но Бога в сердце не иметь. И что толку тогда в нашем радении?…
        Знаете, Максим…мне кажется…если встанет перед всем миром общая беда…то мы все, как один, упадем на колени и станем молиться об избавлении от этой беды. И не будет нам никакого дела, кто стоит и по-своему молится рядом с нами- православный, католик, иудей, брахман или мусульманин.
        А если помните, на похоронах патриарха Алексия, присутствовали не только православные…

      • “И тем самым оскорбили бы человека. Вы можете себе представить эту картину? Это ли не фарисейство? Если Христос ел и пил с язычниками, то кто мы такие, чтобы уйти в этой ситуации?”

        Во-первых, уйти можно по-разному. В том числе и так, чтобы этим никого не оскорбить. Во-вторых, есть и пить – это одно, а молиться – совсем другое. Можно помолиться по отдельности, а потом трапезничать вместе. Что касается Христа, то Вы могли бы дать точную ссылку на Евангелие, где именно Он ел и пил с язычниками? Не с “мытарями и грешниками”, а именно с язычниками? Было ли такое?

        А вот что, например, пишет сщмч. Илларион (Троицкий) в своих “Письмах о Западе”: “Когда я плыл по Рейну, мое внимание на пароходе привлекла фигура католического духовного лица. Вижу: бритая физиономия в подряснике. Не студент ли католический? — мелькнула у меня мысль. Подсел я к заинтересовавшему меня спутнику и заговорил с ним. Оказалось, не студент, а Pfarrer, сельский священник из Баварии, то есть лицо не менее интересное. Долго мы беседовали по разным вопросам, даже обедали (прости, Господи!) вместе, хотя спутник мой разговорчивостью и не отличался. ”

        Ну вот, видите? Владыка Илларион обедал с католическим патером, но он явно не считает это примером для подражания. А, между прочим, священномученик Илларион – человек высочайшей духовной жизни. И уж у кого, а у него была настоящая любовь к Богу и ближним. О чем он и засвидетельствовал и жизнью своей, и смертью. Так что же, эта его оговорка: “прости Господи!” – признак фарисейства?
        А может быть, не все так уж просто на самом деле?

        Впрочем, лично я совершенно не возражаю против общения с сектантами и иноверцами как такового. Дружеского общения, бытового. (И в самом деле, едва ли в современных условиях жизни, войдя в какую-нибудь кафешку, следует громко спросить посетителей, есть среди них католики, иудеи и протестанты, и попросить их удалиться. 🙂 )

        И, я думаю, что ап. Павел, например, незибежно в такое общение вступал. Просто в силу своего апостольского служения.
        Вопрос не в этом.
        А в том, может ли такое бытовое и дружеское общение переходить в совместное исповедание веры.
        И ответ, который даю Вам не я, а Православная Церковь – нет, не может.

        “Можно строго соблюдать все предприсания всех Соборов, но Бога в сердце не иметь. И что толку тогда в нашем радении?…”
        Можно. Но только дело-то в том, что сознательное игнорирование правил Церкви означает ни больше ни меньше, как их попрание. И как же тогда, скажите, иметь Бога в сердце, сознательно попирая Его Церковь?
        Такой пример у нас перед глазами есть уже: Лев Толстой. Чем все закончилось, известно.

        Естественно, само по себе выполнение тех или иных правил далеко еще не гаратнирует подлинный христианский настрой и дух. Но их отвержение уж точно ведет к разрушению этого духа.

        “Знаете, Максим…мне кажется…если встанет перед всем миром общая беда…то мы все, как один, упадем на колени и станем молиться об избавлении от этой беды. И не будет нам никакого дела, кто стоит и по-своему молится рядом с нами- православный, католик, иудей, брахман или мусульманин.”
        Не могу сказать за себя, что бы я делал в подобной ситуации. Может быть и стал бы молиться вместе с иноверцами, по слабости и малодушию.
        Но что уж точно можно сказать, так это то, что на самом деле для души нашей лучше быть погребенными под обломками землетрясения, например, чем отступить от Христа.

        “А если помните, на похоронах патриарха Алексия, присутствовали не только православные…”
        Именно что – присутствовали. Как официальные лица. Но православное духовенство с ними не молилось. В точном соответствии с церковными правилами.

      • Максим! Имейте совесть!!! Давайте воскрешайте “Русскую идею”. Мы же не диомидовцы, чтобы уходиьть в пещеры и ждать невесть откуда взявшегося царя. Нельзя отдавать политику на откуп ворам и карьеристам. Уже и Патрарх заговорил о Русском мире (т.е. о геополитике), а Вы всё молчите. Не стыдно? 🙂

  15. Хорошо, правильно и разумно мыслящий брат мой во Христе, Максим, 🙂 давайте будем делать каждый так, как ему подсказывает сердце и душа, а придет время – Господь нас рассудит. 🙂
    Потому что нам не переубедить друг друга. да и смысла в этом нет.

    • “Потому что нам не переубедить друг друга.”
      Вероятно. Значит, я был недостаточно убедителен. Может быть, кто-то другой будет успешнее.

    • Пожалуйста, не вставайте на колени и не молитесь вместе со всеми !!!! Нам не все равно с кем молиться!!!

  16. О. Роман, какое-какое это Вы слово произнесли? Со… как? 🙂 🙂
    Да кому ж Вы это говорите-то? Я ж даже не знаю, что это такое! 🙂 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree