Re: Беда!!!

Пришёл вчера вечером со службы домой, а дома тишь да гладь -матушка с детьми у тёщи на огороде. Только собрался приготовить ужин – звонок в дверь. Открываю – на пороге абсолютно нагая бабушка, лет 70-ти: “Пустите пожалуйста! Меня пьяный сын убивает!”

Запустил, дал ей  простынь, чтобы обернулась, и вызвал милицию.

Вот такая история! И это не единичный случай, такое – сплошь и рядом. А почему? Потому, что сызмальства нужно учить детей  – почитать своих родителей! Не достаточно только любить, слушаться и уважать, а именно почитать! Ведь любовь   и уважение могут пройти со временем, а вот чтить нужно всегда. Это будет залогом от таких вот случаев. Этому учит Священное Писание, именно для этого Церковь поддержала введение Основ Православной культуры в школах. Чтобы дети знали об этих духовных законах:   Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Второзаконие 5:16)

Ведь когда в школах края проводили родительские собрания, многие родители отказались от ОПК  для своих детей. Кто-то сейчас отказывается от подобной науки, а  кому-то в будущем придётся заплатить за это горькую цену. 

Re: Беда!!!: 34 комментария

  1. И правильно сделали, что отказались от ОПК. А семейное воспитание дается в семье, а не в школе.

    • Согласен, что семейное воспитание является приоритетным, но где оно??? Беда в том, что такового нет! Родители сами не знают как воспитывать правильно ребёнка. Прямо так и говорят: “пусть школа воспитывает!” А современная школа отказалась от этих функций. Сейчас только слепой не видит, что у нас в России институт семьи деградировал…
      Курс ОПК в нынешнем виде пытается именно воспитывать, а не давать знания по Основам Православия. Это попытка привить ребёнку нравственные нормы поведения посредством религиозной мотивации. Вы читали учебник диакона Андрея Кураева?
      Проще сказать : “Нам это не нужно!” А что вам нужно?

    • +1 про воспитание.

      Это как всегда в нашей стране – идея хорошая, исполнение хромает. Так и с ОПК…

      А что воспитание должно быть В СЕМЬЕ а не в школе, так это правда!
      Ну а почему система исторгает родителей из семьи, заставляя их пахать по 11 часов (8 + час обеда + 2 часа дороги) и они не видят собственных детей ибо бапки делать надо (в т.ч на образование) – вопрос риторический!

      • Вы хотите сказать, что наши предки с патриархальным укладом семьи – мало трудились? Скорее наоборот: времени для смотрения телевизора и развлеченй не было, разве что в воскресенье – после похода в храм!
        По поводу ОПК: вы учебник читали? Как он Вам?

      • Про “наших предков” речи не шло – имелась в виду нынешняя ситуация. Не надо передергивать)

        Читала цитаты оттуда. Не люблю Кураева. Боюсь, что прочитав учебний придется писать разгромную рецензию. А мне лень)

      • Тут дело-то не в количестве времени, отведенного на воспитение, а всё-таки в качестве оного… (имхо…)

  2. А я считаю, что нужен ОПК в школе! Ведь именно в школе дети “набираются” всего, и в какой-то возрастной момент именно сторонние люди становятся для детей авторитетом! А последствия этого, вот пожалуйста история Валентины Путконен:
    “Ребенок пришел в плохом настроении, нужно было ее накормить, а она схватилась за изюм в шоколаде, – вспоминает мама. – Я говорю: руки помоем, горячее покушаем, потом изюм в шоколаде. Ей такой расклад не понравился, ребенок среагировал так вот: “не хочу мыть руки”. Пришлось за руку ее повести! А это вот уже акт насилия”.
    А ведь если бы девочка чтила свою мать ей бы и голову не пришлось звонить на детский телефон доверия!
    При нынешних законах курс просто необходим как воздух! Вопрос в другом, КТО и КАК его будет вести.

    • Этот вопрос – “кто и как”, будет висеть постоянно. Учебник создан (так говорит автор)так, чтобы по нему могли преподавать даже невоцерковлённые учителя.

  3. Но тогда, когда вся Россия изучала Закон Божий, тоже были случаи непочтительного отношения к родителям ! Не было идеальной России даже тогда, когда все знали Заповеди, знали Символ веры…Старушка,которую бьет собственный сын – страшное явление судьбы именно этих людей ! Матери придется отвечать перед Богом за этого сына ! Вот что страшнее всего! А ОПК или воскресная школа – всего навсего просвещение, некое ликвидирование безграмотности.

    • Никто не утверждает, что мы сможем добиться состояния “рая на земле”. Задача Церкви Христовой, сделать так, чтобы не наступил ад в нашей жизни!

  4. Была когда-то такая весьма известная, но сейчас – практически “известно-неизвестная” книга – “Домострой”. А потом к ней прибавилась еще одна – “Юности чистейшее зерцало”. И та и другая были написаны в ПОМОЩЬ семье, которая всегда, во все времена нуждалась и нуждается в ПОМОЩИ.

    Речь не идет о ПОДМЕНЕ вопитания, речь идет – о помощи. И Основы православной культуры – именна такая помощь семье. Которую, начиная с 17го – сперва уничтожили до “самого основания”, а потом – попытались заменить “государственной системой воспитания”…Потому и имеем, что имеем….

  5. А я тоже не люблю Кураева. Признаю ум, блеск, эрудицию, интеллект, но не люблю столичную московскую надменность и бестактность. Не знаю, какую он книгу мог написать.

    • Ну так вы прочитайте книгу, может вы там найдёте первое, и не найдёте второго!
      Многие критики о.Андрея признаются, что учебник удался!Лучше читайте без купюр чиновников на на сайте Кураева: http://kuraev.ru/

  6. Прошла и я по ссылке, прочитала, как раз попала на урок 10 – ” о людоедстве” , сразу распечатала и дала прочитать ребенку ( ведь как раз на эту тему мы последнее время часто говорили, очень его волнует этот вопрос) прочитал – мордашка просветлела, и побежал к компьютеру – ” Надо Пете в Челябинск отправить! Мы с ним тоже на эту тему переписывались!” Вот и весь ответ…

  7. Наталье:)

    ОНО самое, “Юности честнейшее зерцало”!:) Один пишем – два на ум пошло…жаль, нет тут функции – редактировать запись, ошибки, бывает, вылезают…

  8. Добросовестно прочитала учебник Кураева по основам православной культуры. Учебник не понравился совсем. Именно то, чего я и ожидала – автор не чувствует ребенка. Автору, похоже, все равно, поймет ли ученик истины, прописанные в учебнике, заинтересуется ли предметом…

    Учебник действительно составлен на скорую руку, когда не было возможности подобрать хороший иллюстративный материал в виде стихов, подходящих возрасту, а также цитат из Библии, которые могли бы привлечь мысль, интеллектуально заинтересовать, привлечь сердце, повлиять на него. В учебнике мало образов, которые могли бы повлиять на воображение ребенка. Примеры устаревшие или неудачные, как с мальчиком, защищавшим сестру и ударившем бандита ножом.

    Учебник называется Основы православной культуры. И не прослеживается совершенно мысль о том, что в основу православной культуры заложено учение Христа о Любви, Истине, Красоте. Что тысячу лет в архитектуре, литературе, живописи, музыке явно и неявно это учение проявлялось! А как можно было бы проиллюстрировать это! Жаль, в учебнике – не получилось.

    В самом начале не дается понятия, что же такое Вера. Кто есть Бог, в которого мы верим? Для многих детей, которые придут на уроки из семей, где о Боге ничего отроду не говорили, будет не понятно, о чем учитель ведет речь.
    В одной из первых глав даются следующие определения:

    Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

    Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

    Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

    Выходит, ДТ – это отечество, любовь…Традиции – это Отечество? Это любовь?
    Путаница в определениях или просто я ничего не понимаю.

    В одной из глав:
    «что человек вкладывает в культуру?» Наверное, в ПОНЯТИЕ «культура»?
    «какие мысли несет религия?» Некорректно. Куда религия несет мысли?

    В одной из глав много примеров из 17 века, которые автор, видимо, очень любит, или у него было много готового материала по этому историческому периоду, полное отсутствие современных примеров.

    Определение термина «религия» дается так: религия – это мысли и поступки…Разве?

    О стихах. Например, Хомяков (1839 г)
    Вот строки одного стихотворения:

    «Хранить для мира достоянье высоких жертв»
    «Ты духа жизни допроси»
    «Скажи им таинство свободы»

    Где найти таких родителей, которые смогли бы с первого раза понять и объяснить ребенку, что означают эти строки. А как это выучить, если зададут на дом? При всем уважении к поэту.

    Стихотворение А. Толстого также требует объяснения.

    А где простые и ясные примеры добра, любви, милосердия?

    Сейчас в наших школах столько современных неразрешимых проблем! Когда дети самоубийством кончают, не зная, как вырваться из затянувшегося на их жизни узла. Вот бы разобрать пару таких ситуаций. Когда учительница матерится, например, что делать?

    А в книге 17 век. Интересно, конечно…Неинтересно ребенку, попавшему в конфликтную ситуацию с одноклассниками, которые против него пошли стаей! Улыбнется такой подросток горькой улыбкой. А нужно, чтобы понял – есть место, где его примут с любовью, есть Бог, который никогда его не оставит.

    Опять же пример с постом и падалью. Да большинство детей не имеют понятия, что такое пост, это пример для детей выросших в православных семьях. А много ли таких? Сначала нужно объяснить тогда, что такое пост…
    Ну, и так далее.

    Есть в учебнике и хорошее, конечно, безусловно, есть, но я остановилась на бросившихся в глаза недостатках, и перечислила еще не все.

    Таково первое впечатление, им и делюсь.

    • Поэтому я и советовал прочитать оригинал учебника на сайте о.Андрея. Первые главы вообще не имеют отношения к Кураеву- они общие для всех предметов. Многие вещи были вымараны редакцией “Просвещение”. Как говорил о.Андрей – издательство постоянно ужимало количество уроков и сокращало их объём. Поэтому многие интересные вещи просто выпали за рамки ученика. Автор приводил пример такой редактуры, когда из текста про Бога, вымарали фразу, что Бог есть любовь!
      По поводу влияния христианства на архитектуру, живопись, музыку, так об этом узнают школьники из других предметов.А так конечно, что можно написать за такой срок?!

    • Прочитал Ваш отзыв преподавателю ОПК. Преподаватель в корне с Вами не согласилась. Передаю его мнение:
      Всё познаётся в сравнении! Сравните прошлые учебники по ОПК с данным.Возможно вы оторваны от реального положения дел в школе. Сравните его с нынешними учебниками по литературе, истории! Учебник прост и удобен для использования как некий скелет для урока. Иллюстраций, по мнению педагога, достаточно – не следует перегружать детей материалом. По опросам детей – им нравится манера изложения, в отличии от учебника Бородиной (от уроков по которому у детей появлялось отвращение от предмета ОПК).При том, что минобразования изначально потребовало минимизировать догматическое содержание учебника. Уклон должен быть в сторону патриотизма, оттого и общие уроки для всех предметов.

      Вот такое мнение!

  9. Да, действительно, с предыдущими учебниками не знакома, возможно, они были еще хуже, но не следует, наверное, с плохим и сравнивать. А как преподаватель отреагировал на приведенные в учебнике стихи? Примеры? Это очень интересно. А то, что автор старался минимизировать догматическое содержание – очень чувствуется, с большой оглядкой писался учебник.

    • Как говорил о.Андрей: “Задача учебника и всего курса ОПК – не научить, а воспитать!” Т.е. в первую очередь – нравственность основанная на Евангелии!

    • Я тоже прочла о людоедстве. И о Пасхе. Мне не понравилось. Тема прекрасная, но для детей такой стиль повествования будет скучным и малопонятным. Особенно, о людоедстве. Нет плавного перехода от одной мысли к другой. Действительно, чувствуется, что учебник писался не по вдохновению, а “высасывался из пальца”.
      Прошу автора учебника меня простить за критику.
      Уж лучше бы изучался “Закон Божий” – руководство для семьи и школы. Интересно, кратко и доступно.

      • Спасибо за мнение! Я не педагог и мне трудно судить о педагогической составляющей учебника. Но я считаю в корне неверным учить сегодня в школе детей Закону Божьему – лишь отвратим детей от Церкви, не успев зажечь в них огонёк веры.Одна из причин, это то, что учителя сами ещё не воцерковившиеся. К тому же не забывайте, что это предмет не религиозный, а культурологический!
        Наш владыка, уже несколько лет преподающий в школах и ВУЗах факультатив ОПК, высоко оценил учебник. Он считает (а он перерабатывает за месяц не один десяток книг при подготовке уроков), что такого учебника ждали давно. Как практики, они с Марианной Сергеевной (Отдел образования епархии)положительно оценили учебник.
        Наверное мы по разному оцениваем содержание предмета потому, что ставим разные цели. Одни желали бы, чтобы предмет ОПК воцерковлял учеников, а другие, понимая, что сегодня это не реально, стараются заинтересовать – очаровать Православием ребят, заложить для начала нравственную базу.
        К сожалению 20-летний опыт работы Воскресных школ не оправдал своих надежд – выпускники школ не остаются в храме!Поэтому несколько лет назад Святейший Патриарх Алексий в своём послании к духовенству г. Москвы, заявил, что необходимо переходить к иной модели воспитания детей при храме – от классической воскресной школы к тематическим секциям и кружкам.
        Сегодня слишком большая идёт конкуренция за души детей, и мы должны заинтересовать их. Как? В том числе и через такие учебники.

      • “заинтересовать их. Как? В том числе и через такие учебники.”
        А вот тут-то и подстава))) учебник судя по цитатам знатно скучный и подан сухим псевдонаучным языком. Я не сразу поняла определения понятий, приведенных в цитате.

      • Для Вас скучный или для детей? У детей то спросили? 🙂

      • А определение понятий дано вовсе не автором учебника. Я уже писал, что это общие главы для всех предметов, кем писались не известно!

    • Примеры нравятся, но они немного купированы. А вот про стихи, согласилась с вами, что можно было бы и посовременней!Кстати, я тоже – за стихи современных авторов.

      А догматики здесь и не должно быть много – предмет культурологический.

  10. Я вообще представляла, когда прошла по ссылке, что учебник Кураева должен быть с математически выверенными формулировками, точными определениями, но сам по себе холодноватым, этаким “эстетствующим”. Оказалось – вот с формулировками и проблема.
    Преподаватель ОПК ведь не ответил на мой вопрос, как понимать. что: “Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.” “РЕЛИГИЯ – ЭТО МЫСЛИ”? Это значит, надо понимать – скелет урока. А дальше преподаватель должен нарастить “мяса” самостоятельно? Кто во что горазд.Вот такие и такие мысли – это религия. А если бросить фразу, что наш разум в космосе не одинок, пойдут вопросы про пришельцев и будет большое оживление! А на огласительных беседах мы говорим, что религия – это живая связь с Богом. А на уроках, значит, так нельзя сказать…Потому что это догматика и запретят сами уроки, так? Кстати, дети на огласительных беседах очень живо реагируют на четкость определений. Если понятно – радуются, если темновато – теряют интерес.
    А эти определения из первых глав про ценности и традиции очень нечетки. Взрослый запутается.

  11. И потом: у меня нет желания цепляться именно к автору. Кто бы и что ни написал, тот или иной текст теперь помещен в учебник. И к этому тексту как раз все вопросы, не к автору.

  12. Еще мысли по этому поводу. Если требуется не научить, а заинтересовать детей, то можно ввести практические занятия, на которых бы предусматривалось посещение храма (архитектура, живопись), рисование на уроках (пусть немного), прослушивание музыки. У нас на беседах младшие рисуют, например солнышко, а потом эту картинку показываем как иллюстрацию Троицы (малыши счастливы, что их творение пошло в ход), подросткам дается какой-нибудь несложный теоретический вопрос, они с удовольствием высказывают свое мнение в конце занятия. С молодыми людьми (некоторые вообще в первый раз в жизни) читаем отрывки из Евангелия. И дети прислушиваются к притчам, им тоже интересно. Те, кто посмелее, даже участвуют в обсуждении.
    Можно было бы и учебник построить как изучение теории плюс практика. И провести красной нитью через все занятия. что в основе всей нашей культуры – ЛЮБОВЬ. (И шепотом: А БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ). Откуда им еще это узнать?

    • Вы правы! У автора тоже вопросы к тексту учебника! Всё о чём вы пишите, можно делать самому преподавателю, но как я понял Минобразование поставило жёсткие условия при написании учебника…
      Эта тема очень интересна, спасибо Вам, что так развёрнуто решили всё прояснить. Постараюсь в следующий раз показать Ваши мысли нашему собеседнику-педагогу.

      Мне самому приходится готовить получасовые беседы с подростками в секции рукопашного боя, и каждый раз ищещь не столько темы, сколько форму подачи материала. Как говорить о вере без упоминания о Боге, или наоборот поговорить о вере без излишнего догматизма и морализаторства? Ведь аудитория тоже разная: в воскресной школе – одна(дети прихожан, которые потом в храм – ни ногой), на оглашении- другая(требуется прийти на 3 занятия), а в школе – совсем всё иначе (целый год видеть человека в рясе или “богомольную” учительницу)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree