Кто старое помянет…

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,  приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.  Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. 10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:  ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;  возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;  истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.  Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам  и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников (От Матфея 26:6-15).

Есть такая русская поговорка: “Кто старое помянет, тому глаз вон!”В Всё понятно, зачем помнить старые обиды? Да и в списке грехов, есть такое прегрешение, как злопамятство. Прощением должны изгонять данный грех. Для христианина это понятно, но почему же Церковь ежегодно за богослужением Великой Среды вспоминает об одном человеке имя которого с тех пор стало нарицательным. Ведь Иуда не единственный ученик, кто предал Христа. А апостол Пётр, трижды отрёкшийся от своего учителя, а другие ученики, в страхе сбежавшие при первой же серьёзной опасности? Но именно Иуда почему-то  презираем нами ?

Есть такая история из  советского прошлого:

В одном из ВУЗов шла лекция по научному атеизму. Выступал лектор, в своё время снявший с себя сан священника и отрёкшийся от веры. В завершении встречи, он предложил присутствующим студентам задавать вопросы. Одна из студенток спросила: ” Ответьте,  вы Христа предали как Пётр или как  Иуда?” Одного этого вопроса было достаточно, чтобы об этой девушке больше никто ничего в институте не слышал.

В том то и разница, что Пётр и другие ученики покинули Спасителя из страха, а вот Иуда из корысти. Но на самом деле и это поправимо – Христос готов принять любого грешника. Но каждый поступил по своему: Пётр раскаялся и пришёл просить прощение, а Иуда раскаявшись, а точнее отчаившись, смалодушествовал и наложил на себя руки.

Разница в итоге. Так почему же Церковь из года в год напоминает нам об этом грехе? Может пора уже простить человека, через злодеяние которого совершился Промысел Божий о спасении человечества? Для того и напоминает, чтобы дать нам оружие против уныния и отчаяния. Чтобы мы всегда помнили, что из любого самого жуткого и мерзкого обстоятельства, в которое мы можем себя завести, всегда есть выход, всегда мы можем получить прощение от Самого Христа.

Многие неверующие  недоумевают, почему Церковь воспрещает отпевать и вообще молиться церковной молитвой за самоубийц. Во-первых  , потому, что человек лишает себя возможности покаяться в этой жизни. А во-вторых, как я уже говорил, Церковь выступает в роли педагога, если человек верует, то он должен подумать о последствиях своего шага, он сам себя может лишить  церковного поминовения (а до революции, и возможности быть погребённым на общем кладбище под православным крестом).

О чём то нужно забывать, а что-то необходимо помнить.  У поговорки приведённой в начале , есть и другой вариант с продолжением:   Кто старое помянет , тому глаз вон, а кто забудет тому оба !

Завершу “Молитвой” Булата Окуджавы:
Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
Господи, дай же ты каждому чего у него нет.
Умному дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег и не забудь про меня.

Пока Земля ещё вертится, Господи, твоя власть,
Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть.
Дай передышку щедрому хоть до исхода дня,
Каину дай раскаянье и не забудь про меня.

Я знаю, ты всё умеешь, я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый, что он проживает в раю.
Как верит каждое ухо тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами, не ведая, что творим.

Господи, мой Боже, зеленоглазый мой,
Пока Земля ещё вертится и это ей странно самой.
Пока ещё хватает времени и огня,
Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня.
Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня.

У них и у нас

Видя наполовину наполненный стакан, один скажет, что тот наполовину полный, другой – наполовину пустой. Всё зависит от того, какой настрой у человека – оптимистический или пессимистический.
Как обстоят дела с верой в Бога в нашей стране? Идёт духовное возрождение или же мы регрессируем? Каков критерий определения? Кто-то сравнивает  с прошлым, кто-то с положением религии у “соседей”. Итак две новости. Одна про то, как там  за границей, а другая про нас.

Страничка, посвященная Библии в социальной сети Facebook насчитывает уже 6,7 млн друзей.
Как сообщает Интерфакс, по рейтингу она уже опережает странички футбольного клуба Манчестер Юнайтед и американской поп-дивы Lady Gaga.
По данным британской газеты Christian Today, еженедельно около миллиона посетителей библейской страницы оставляют на ее стене комментарии и копируют к себе цитаты из Священного писания. При этом возраст половины постоянных посетителей страницы (51%) составляет менее 25 лет.
“Молодые люди заходят на библейскую страничку с вопросами о христианской вере. Они задают глубоко продуманные, умные и подробные вопросы о библейском учении”, – рассказала заведующая учетной записью Джейн Плис из международной организации Объединенные библейские общества. Кроме того, по ее словам, страничку посещают атеисты и мусульмане.

Москва. 19 апреля. ИНТЕРФАКС – 54% жителей России не согласны с мнением, что после смерти существует возможность воскресения.
Об этом свидетельствуют переданные в “Интерфакс-Религия” результаты опроса, который проводился фондом “Общественное мнение” весной 2011 года среди 1,5 тыс. респондентов в 44 субъектах РФ, в 100 городах и селах.
На вопрос о том, верно или неверно утверждение “Я верю в воскресение после смерти”, чаще других отрицательно отвечали сельские жители (58%) и те, кто проживают в Дальневосточном округе (74%).
Разделяют эту точку зрения лишь 26%.
Мужчины (58%), учащиеся (63%) и люди старше 65 лет (57%) чаще склоняются к мнению, что воскресение после смерти невозможно.
Респонденты, идентифицирующие себя с православием, чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в возможность воскресения (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно (46%). Среди неверующих небольшая группа все-таки верит в воскресение после смерти (11%). Среди военных, служащих в правоохранительных органах и силовых структурах, в воскресение после смерти верят 40%, среди предпринимателей и руководителей – 43%.
Больше всего верят в воскресение после смерти люди, чей доход составляет более 30 тыс. рублей в месяц (49%).


Жива христианская вера на Западе или подобные всплески интереса, в т.ч. и молодёжи, лишь малозначащие эпизоды на фоне общей расхристианизации? Кстати, это ещё один пример нужности подобных ресурсов в сети. Ведь и у нас в блогосфере, блог “Экклезиаст”, где мы разбираем, в том числе и Священное Писание, входит в тройку самых популярных у читателей епархиального сайта.

А что у нас? 54% – это много или мало, это позитивный показатель состояния нашей веры или провал двадцатилетней  катехизаторской политики Церкви? Судя по количеству крещёных (за 70%), число неверующих в воскресение удручает, но если посмотреть на нравственный фон жизни современного российского общества, то цифры удивительные – столько людей в этом мутном потоке жизни всё же сохранило хоть какую-то веру. Правда вера эта слаба, если не сказать мертва, так как не подкреплена делами, жизнью по вере (см. Иакова 2,20). Бесстрашные нынче люди – не имеют страха Божия, хоть многие и верят во всеобщее воскресение, а значит и Суд.

От национального к религиозному

Из новостей:

Петербургскому роддому потребовались переводчики для жен гастарбайтеров. Это о том, что именно приезжие всё чаще становятся посетителями роддомов. Вымирание продолжается?

Думаю что в предстоящие пасхальные дни потребуются переводчики уже для русских людей, которые вознамерятся посетить в пасхальную ночь и на Светлой седмице православные храмы. Зачем переводчики? А наши сограждане попадая в храм, порой ощущают себя  иностранцами – всё незнакомо – язык, нравы, нормы поведения…а главное – зачем всё это?

Какой он, отец Дмитрий?

На прошедшей, 7 апреля, в актовом зале Хабаровской духовной семинарии, встрече архиепископа Игнатия с представителями молодёжных объединений края, владыка несколько раз упомянул имя отца Дмитрия Винокурова, руководителя хабаровской православной “молодёжки”. Даже имя Патриарха упоминалось реже.  Так кто же он такой, отец Дмитрий? О его славных делах, я узнал, ещё будучи на Камчатке!

Предлагаю сюжет “Вести-Хабаровск”, посвящённый акции “молодёжки” по продаже верб в минувшее воскресенье. Казалось бы, ну что там особенного? А вот нет,  здесь была своя “изюминка”. В этой необычной акции, как мне показалось, весь отец Дмитрий!

Скачать файл: 10 МБТ
После просмотра сюжета об этом необычном событии,  сразу пришли на ум слова из Евангелия: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (От Матфея 6:19-21).

Вот с кем, надеюсь,  мне придётся служить и работать в Хабаровске!

Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Псалом 18, ст 5)

На днях общался с одним камчатским батюшкой.  В беседе затронули вопрос  массовой проповеди при помощи электронных СМИ. Сегодня у Церкви есть возможность выпускать свои теле- и радиопрограммы, даже иметь свои спутниковые телеканалы (“Союз”, “Спас”). Я уже не говорю про  Интернет. Только вот в огромном потоке информации, обрушивающимся ежедневно на умы рядового жителя – Камчатки, Хабаровска, России, сложно вычленить самое нужное и главное.  Будь у Церкви в 90-е , те знания , умение и средства, которыми мы обладаем сейчас, сколько бы активнейших людей сейчас было бы не в сектах, а в православных храмах. А то, что делаем мы сегодня, в вопросе распространения Благой вести своим соотечественникам – вряд ли приведёт в храмы массы верующих, наши усилия скорее  полезны тем, кто уже сейчас в Церкви или на пути к Ней, кто уже готов слышать!

Печально? Упустили шанс?

Не дело – унывать.  Всему своё время. Кто , лет десять назад, мог себе представить, что возможность  открыто проповедовать о Православии всему миру, представится каждому?! Да-да, я не оговорился! Заводите блог, и пишите, а если знаете английский, так и ехать заграницу не потребуется. Хотя конечно, для полноценной миссии, необходимо хотя бы знать основы своей веры, да уметь Евангелие пересказать.

А пока, загадка:

В каком году в России в радиоэфир вышла первая православная радиопередача?

(Ответившему первым – приз!)  Читать далее

В плену, не вавилонском

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Все верующие в храме. А я сижу дома – вся “женская половина дома”  слегла, заболели. Мы – мужики, пока держимся, но о службе в храме приходится только мечтать.  Сижу в Интернете, просматриваю камчатские новости. Есть одна довольно интересная:

Накануне Лиз Митчелл, солистка группы  «Boney M»побывала с визитом в колонии №6 в г. Елизове. Ее туда пригласил начальник камчатского УФСИН. Заключенные дали небольшой концерт для солистки «Boney M». В ответ Лиз Митчелл исполнила капеллу, в которую обычно поют верующие, когда им трудно. Также заключенные смогли пообщаться со «звездой» и задать ей любые вопросы. В завершении визита, осужденные подарили Лиз Митчелл, изготовленную собственными руками икону Божьей матери.

Наш тюремный священник, отец Василий, рассказал, что певица задала вопрос заключённым, верят ли они в Бога, и получив утвердительный ответ –  прослезилась. Интересно, что она спела? В репертуаре группы есть христианские произведения, одно из них  – покаянный 136 псалом “На реках Вавилонских”. Участники группы под него  даже танцуют! Хотя это не удивительно. Танец органично вписывается в христианскую культуру негритянского населения Северной Америки и Африки, причём не только протестантского толка, но и у православных.  Читать далее

Прощание

14апреля, поздно вечером, после встречи-прощания с владыкой Игнатием в драмтеатре, все священнослужители Камчатской епархи собрались в трапезной храма Св.апп. Петра и Павла. Общались, прощались…  прощали! Читать далее

Про космос и про людей

Как-то пришел к нам мужик. Осунувшийся. Смертельно уставший. Саня Попов его привел. Сели в кабинете. Мужик молчал, а потом поднял на меня глаза, и говорит:
– Дайте мне, пожалуйста, героина…
Я посмотрел на него, и мне показалось, что он не в себе.
А мужик продолжает:
– Ну вы же долбите цыган, ну возьмите для меня немножко героина!
И вдруг заплакал. И не может говорить.
А Саня говорит:
– У него жена умирает от рака. Неоперабельна. Из больницы выписали умирать. Велели встать на учет в поликлинике. И не могут ничего решить с обезболиванием. А у нее боли страшные, и она все время кричит. А он от нее не отходит, и когда она начинает кричать – он тоже кричит. Детей его родители забрали. И он с ней день и ночь, и помочь ничем не может. Только все время кричит вместе с ней. А она все не умирает. Помогите ему героина купить!…

Хотелось к Дню космонавтики написать что-нибудь хорошее в память о Юрии Алексеевиче, но прочитав подобное, передумал.
Ракеты в космос мы научились запускать, и даже в самые трудные 90-е, продолжали это делать! Это важно, никто не спорит. Освоение космоса, как показатель принадлежности к современой цивилизации.

Но, мне кажется, пора иногда спускаться на землю – общество должно научиться по-человечески относится к умирающим. Хоспис – как показатель “цивилизованности”.
На недавней встрече архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия с молодёжью Хабаровска прозвучала информация, что при одном из новопостроенных храмов города планируется устроить хоспис. Дай то, Бог!

Коллаж: Наталья Отрощенко

Камчатка, на помощь!

В предыдущем сообщении я похвалил хабаровских журналистов за профессионализм, а вот читателей хабаровского епархиального сайта похвалить не могу. Два дня назад мы попросили помочь Информационному отделу епархии выбрать новое имя “Православному вестнику Приамурья”, и как результат – тишина! Многочисленные версии редакций сайта и газеты, были отвергнуты владыкой. Мне приходится в очередной раз обращаться за помощью к нашей блогосфере.
Дорогие блоггеры и читатели, прошу вас предлагать свои версии названия хабаровской епархиальной газеты (тир. 10 тыс.экз.). Критериев названия, лишь два – современно и креативно.
Бог в помощь!

Смотрите и удивляйтесь!

Ну что, жители Камчатки – прихожане, батюшки, думаете всё узнали за 13 лет  про владыку Игнатия? Тогда смотрите и удивляйтесь!

Всё-таки сразу чувствуется профессионализм хабаровских телевизионщиков (не в обиду камчатским), прямо столичный уровень!