Слушаю

“…потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим” (Ин 20:27). Перед причащением прихожан слушаю житие апостола Фомы в алтаре атласовского храма. А вы, друзья, сегодня слушали историю про Фому неверующего? Если вы были в храме и слушали Евангелие или житие, значит вы счастливые люди, по крайней мере так говорит Христос: “блаженны невидевшие (раны на теле Христа) и уверовавшие”(Ин 20:29).

Знаки Господа моего

Если мы посмотрим на обмундирование военнослужащего, то увидим множество атрибутов, назначение которых в истории сильно изменилось. Так первые погоны служили не для отличия воинского звания, а нужны были, чтобы удержать на плече ремень с патронташем или тесаком, а заодно в них вставляли железные пластины, для защиты от рубящего удара саблей и палашом. А овальная кокарда на головных уборах, это рудимент репейка, к которому крепили султан или плюмаж из перьев. Аксельбанты, красиво раскачивающиеся на груди воина во время прохождения парадным строем, некогда являлись шнуром с карандашом для записи адьютантом распоряжений командира. Кто бы мог подумать, что время так видоизменит функции тех или иных вещей!
Порой подобное случается и в духовной жизни. В воскресенье, предваряющее Страстную седмицу, православные верующие спешат в храм Божий, вооруженные вербами. Все ли помнят назначение этих верб? Кто-то действительно идет в храм, чтобы как и две тысячи лет назад, встретить Христа Спасителя, въезжающего в Иерусалим на осляти, а верба в руке, как символ того, что мы со Христом и за Христа, что наше сердце и есть тот самый Иерусалим… А для кого-то это лишь добрая традиция принести освященную вербу в свой дом, авось что-то изменится – застарелая болячка пройдет, муж перестанет пить, мир воцарится в семье… Верба, как символ, значение которого изменилось… Солдат может не знать какую функцию несли в истории элементы его формы, но он точно знает, для чего он надел эту форму, чтобы быть готовым в любую секунду пожертвовать собой на поле боя. Вот и для нас, верующих, идущих в этот день в храм с охапками вербы, стоит помнить о том, какую жертву предстоит принести Христу за нас через несколько дней. Верба, а затем и крест – знаки Господа, которые теперь носим, порой неосознанно, и мы. А к какой жертве готов каждый из нас?
С Вербным воскресеньем, друзья!

О пользе телеголодания

Молот Тора из пластикового контейнера и лук Легаласа из старых жалюзи. Стоит всего на сутки оставить детей без кино и мультфильмов, как квартира превращается в оружейную мастерскую.

Формула любви


Попытки вывести универсальную формулу любви предпринималисьв прошлом многими, вот и мы возьмем на себя смелость вывести свою формулу любви – любви Бога и человека.
Давайте представим в масштабе: Бога, как Творца Вселенной и человечество, умещающееся на поверхности одной из планет. Самые великие достижения людей, которые можно увидеть из космоса – Великая китайская стена, пирамиды, мосты и каналы, а творение Всевышнего – Вселенную, которая распростерлась на десятки миллиардов световых лет, мы хоть и можем видеть при помощи современных телескопов, но опять же в прошлом, ведь пока свет от звезд преодолеет расстояние до Земли, человечество может завершить свою историческую миссию.
Мы – песчинки в этом мире, но и эти пылинки что-то значат в глазах Творца: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин 3:16). Формулу Божественной любви к человеку можно выразить в космическом масштабе, а вот чем выразить ответную любовь человека ко Творцу? Ответом на это может служить событие евангельской истории, отмечаемое Церковью сегодня. Именно с Благой вести архангела Гавриила о рождении Христа, начинается дело Спасения человечества от катастрофы, произошедшей с Адамом и Евой, а ответные слова Марии из Палестины: “Да будет мне по слову твоему” (Лк 1:38), это и есть наша формула любви детей к Отцу Небесному.
С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, друзья!

Параллели

Несколько глав книги “Моя Камчатка” митрополита Нестора (Анисимова) посвящено описанию болезней, от которых страдали жители Камчатки в начале XX века. Симптомы одной такой болезни, на тот момент малоизученной, автор подробно описал: “Вследствие заболевания желудка и кишечника, камчадалы становились необычайно нервными, иногда припадочными и начинали имяречить — от слов «имя» и «рек». Это такое своеобразное психическое расстройство, когда люди от испуга принимались непроизвольно выкрикивать то, о чем они подумали в данный момент. В беспамятстве или при неожиданном испуге больной мог исполнить буквально все, что ему громко приказывали, повторяя при этом вслух приказание. В момент болезненного испуга одержимые становились безропотными. По окончании припадка, придя в себя, эти робкие по натуре люди начинали стыдливо плакать и извиняться перед окружающими за то, что поступили неладно, сами не зная, что делали. Читать далее

Гиперболы Евангелия и зооаскетика

Ещё одна история из рубрики #зооаскетика:
Христос в Евангелии указывает, что греховная страсть, действующая в человеке, мешает ему достичь Царства Небесного, а победить грех можно лишь избавившись от источника соблазна.
“Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную” (Мф 18:8-9). Конечно, Господь нас призывает не к членовредительству, глаз, рука и нога, это образ греховных мыслей и действий, а также тех людей или житейских ситуаций, которые нас подталкивают к греховным действиям. Отсечь их, будет самым эффективным способом. Кто имеет опыт подобной борьбы, знает, как порой сложно расстаться с этим источником соблазна, таким близким, родным, любимым. Приведу еще один образ из окружающего мира:
Все знают таких хищных рыб, как пираньи, живущих в Южной Америке в реке Амазонка. Острые как бритва пластинчатые зубы располагаются таким образом, чтобы при сжимании челюстей между ними совсем не оставалось просвета. Рыба способна перекусить палку толщиной с палец взрослого человека. Чтобы перегнать стадо через Амазонку, местные пастухи иногда вынуждены отдавать стае рыб одно из своих животных. И пока хищники в сторонке заняты обедом, остальные животные благополучно пересекают опасные воды.
Порой без жертвы не победить грех, а значит не Спастись для жизни вечной.

Катехизация от противного

К одному моему хорошему знакомому повадились ходить в гости “навязчивые незнакомцы” поговорить о Боге. Знакомый считает себя православным, и менять веру не собирается, но и пресекать визиты не желает. Ранее он не особо выражал интерес к изучению Библии и основ веры, зато теперь читает Писание, заваливает вопросами и меня. Давеча на его День рождения подарил ему 12-томную Библию издания Лопухина, с подробными комментариями к каждому стиху. Читает. Теперь уже “навязчивые гости” ищут повода побыстрее завершить диалог, недовольны, что мой знакомец начал использовать свои источники и дотошно пытается разобраться в том или ином вопросе. А сегодня он попросил у меня православный катехизис. Есть все-таки польза и от этих товарищей с журналами, назовем это катехизацией от противного.

 

Без слов

Цветной телевизор появился в доме, когда мне исполнилось 16 лет, поэтому для меня привычны даже “Том и Джерри” в черно-белых тонах. Этого не скажешь о моем сыне Серафиме, ему не нравится черно-белое кино. Исключением являются фильмы с участием Чарли Чаплина, но в этом случае определяющим является не присутствие в сюжете легендарного актера и режиссера, а, как оказалось, сам формат немого кино! Меня это озадачило. Видимо сын устал от болтовни вокруг, отдыхает на немых фильмах. Не удивительно, ведь дома он попадает в область трансляции круглосуточного радио под названием “младшая сестра Ариадна”!

Настоящая мама

В жизнеописании израильского царя Соломона есть случай (З Царств 3:16-27), после которого народ прознал о мудрости и рассудительности своего правителя. Это история о двух женщинах, претендовавших на родство с грудным младенцем. Тогда, чтобы выяснить, кто же из двух приходится ребенку родной матерью, Соломон пошел на крайнюю меру, пригрозив разрубить дитя пополам. Родная мать, опасаясь за жизнь, отказалась от собственного чада, лишь бы угроза не была приведена в действие. Таким образом было определено родство, и справедливость в итоге восторжествовала.
***
На прошлой неделе в качестве представителя одной из традиционных религий, мне довелось присутствовать на родительском собрании одной из школ города. На собрании родители решали вопрос, какой модуль предмета ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) будут изучать их дети в четвертом классе. Модулей шесть, в том числе Основы православной культуры. В процессе представления модулей, одна из родительниц, листая учебник по ОПК, возмутилась наличием истории из жизни царя Соломона про двух женщин. Слишком уж жестоким показался ей способ определения родства. Мама опасалась за душевное здоровье своей дочери.
Удивительным для меня, было незнание мамой школьницы данной хрестоматийной истории. Впервые об этой истории я узнал в 4 классе на уроке французского языка (!), аж в 1986 году, в советское атеистическое время! С той поры этот случай из Ветхого завета стал для меня примером материнского самопожертвования. Но откуда такое негативное восприятие этим примером у современной мамочки? Неужели ее дочь к этому времени не сталкивалась с элементами жестокости на экране телевизора или гаджетов? Просмотр одной лишь телесводки криминальных новостей а-ля “Дежурная часть”, способно свести на нет впечатление от жестоких мест Ветхого Завета. Я уже молчу про некоторые компьютерные игры. Так может рановато еще ставить значок 16+ на книги Ветхого Завета?

Пришли, увидели, крестились

Начну издалека. В последние месяцы, в связи с ситуацией на Украине, на медиапросторах стало популярным слово “автокефалия”, обозначающее самоуправляемую Церковь. А сколько всего в мире таких автокефальных Православных Церквей? Ответ многих удивит. Особенно удивятся те наши сограждане, кто отождествляет Православие лишь с Русской Православной Церковью. Всего в мире 15 (!) Поместных Православных Церквей. Среди этой семьи Церквей есть одна достаточно древняя, ведущая свою историю от первых христиан, Антиохийская Православная Церковь. Собственно, именно в Антиохии, как свидетельствует ап. Лука в книге Деяний апостолов (Деян 11:26), последователи Христа стали впервые именовать себя христианами. Сегодня приходы этой Церкви расположены на территории нескольких стран Ближнего Востока, а также включает в себя арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии. Антиохийский Патриархат окормляет православных арабов по всему миру, числом более 4 миллионов. Так было до недавнего времени. Но начиная с конца 80-х годов в составе антиохийских приходов в США начали появляться общины, не арабов-эмигрантов и их прямых потомков, а приходы, целиком состоящие из бывших протестантов. Причем эти общины появились не в результате миссионерской деятельности православных, а вследствие внутреннего движения в среде протестантских пастырей по поиску “исторической Церкви, ведущей свою историю от апостолов, и не исказившей свое вероучение”. В результате этого движения, а затем уже и миссионерской деятельности “антиохийцев”, число приходов из некогда бывших протестантов перевалило за сотню. Обращаются в православие общинами, в этом особенность данной миссии. Некогда арабская по культуре и языку Антиохийская архиепископия, стала на 70% американской. К чему это я всё рассказываю? Хочу поделиться с вами книгой, которую недавно прочитал. Написал её православный священник, американец, настоятель одного из антиохийских приходов в США. Он в необычной манере рассказывает о жизни православных в современной Америке. Предлагаю к прочтению: Протоиерей Джозеф Ханикат. “Пришли. Увидели. Крестились. Православная Америка сегодня”.
P.S. Сразу предупреждаю, книга противопоказана тем верующим, у кого отсутствует чувство юмора!