Параллельно

В минувший вторник на Библейском кружке мы рассматривали иконопочитание через призму Библии, а также погружались в альтернативную историю – рассматривали, как сложилась бы ситуация, если бы не состоялся VII Вселенский собор, на котором был принят догмат об ипонопочитании. Рассуждая логически, мы пришли к очень удивительным выводам. Оказывается, икона занимает столь важное место в православном богослужении, что убрав ее, внешние формы нашей церковной и домашней молитвы изменятся до неузнаваемости. При запрете икон, пришлось бы убрать иконостас, а также все иконы из храма и из дома. Пришлось бы видоизменить каждение – иконы кадить нельзя, да и верующих тоже – мы кадим образ Божий (икону) в каждом человеке. Свечам бы тоже не нашлось места, ведь сегодня мы возжигаем их у икон. Поредел бы церковный календарь – пришлось бы отменить празднования Божией Матери в честь Ее чтимых образов и явлений. Видоизменилась бы и форма нашей молитвы – исчезнут поклоны, не перед чем делать поклон. Кто бы мог подумать?
С ребятами рассмотрели еще одну “параллельную реальность”, какой облик имела бы христианская цивилизация, если бы Церковь первых веков усвоила бы ветхозаветный запрет на любые изображения человека и животных. Родилось предположение, что в этом случае абстракционизм в живописи появился бы раньше, и в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи мы бы видели аналог “Черного квадрата” средневекового “Малевича”. Кстати, Малевич называл свое самое известное произведение – антииконой, не в духовном смысле, а в социальном. “Черный квадрат”, как отражение эпохи войн и социальных потрясений.

Вернувшись из альтернативной реаль ности, мы занялись поиском Библейского основания для иконопочитания. Шли постепенно, пошаговово отвечая на вопросы: Допустимо ли вообще изображать человека и животных? Допустимо ли изображать реалии духовного мира? Допустимо ли изображать Бога? Допустимо ли использовать священные изображения в миссионерских целях? Допустимо ли использовать изображения при молитве? Допустимо ли оказывать знаки почтения перед изображениями?
Можно ли думать, что поклонение, совершаемое перед образом, приемлется Богом?

Могут ли изображения быть священными и чудотворными? Ответы на все вопросы были утвердительными с прямой или косвенной отсылкой к Священному Писанию. Основным ключем в данном вопросе может являться фраза апостола Иоанна Богослова: “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил”(Ин 1:18). С воплощением Христа стало возможным изображать Бога, ведь “видевший Христа, видел Отца”. Так, постепенно, мы можем аргументированно, с Библией в руках, отвечать критикам икон, но для этого нужно знать Писание и свою веру.

Фото Софии Никитиной. “Жизнь (глоток крещенской воды)”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree