Фантастика и религия

Допустимо ли верующему смотреть фильмы научно-фантастического содержания или читать соответствующую литературу? Противоречит ли фантастика христианским постулатам и взгляду на окружающий мир? Как совместить веру в то, что Вселенная сотворена Творцом, с верой в существование инопланетных цивилизаций? Если же допустить существование инопланетян, то встает вопрос – Христос совершил искупление грехов только землян?
Вот такие вопросы обсуждались на очередной четверговой встрече нашей молодежки.
Что касается отношения христианства к существованию иных миров, то здесь подходит ответ Михаила Васильевича Ломоносова. Когда в ХVIII веке была открыта атмосфера на Венере, ученый муж предположил, что там могут быть люди. Если же они там есть, то одно из двух: или они подобно нам, впали в грех, или не пали. Если они не грешники, то Голгофская жертва Христа им не нужна, они и так с Богом живут. А если они грешники, тогда искупительная жертва Христа принесена и за них тоже.
Но пока ключевое слово здесь “вера”, то есть наука пока не обнаружила признаков существования “зеленых” или иных “человечков”. Существующие свидетельства контактов с инопланетянами на летающих тарелках, можно отнести либо к области фантастики, либо к душевно-духовной сфере.

Коснувшись темы соотношения религии и научной фантастики, молодежь поделилась мнением о том, зачем вообще нужна подобная литература или жанр кино:

Кирилл: “Это работа, труды людей у которых есть такие способности и воображение, и им интересно создавать различные вымышленные миры и фантазировать. Люди гонорар за это получают. К тому же это ещё способствует прогрессу”;

Вячеслав: “Считаю, что научно-фантастическая литература нужна для развития мозга в плане линейно-перспективного мышления”;

Роман: “Лучший ответ, думаю, в том, что при помощи такого средства как фантастика, человек может лучше понять себя, найти интересные ответы на вечные вопросы, через призму фантастических обстоятельств взглянуть на себя с новой стороны, копнуть в суть человеческого бытия.
А реализм и литература земной жизни такова, что не даёт достаточно простора воображению, как бы человек мог себя повести и ощутить совсем в иных обстоятельствах, совсем не похожих на те, к которым все привыкли.
Но тем не менее он совершает некоторую подмену Бога чем-то иным, допусканием существования инопланетян, наличием у вселенной некоего разума, который не нуждается в известных богах религий. Такая вера тоже суть религиозна отчасти, потому что Бог человеку нужен, но такой Бог которого все давно знают, им не близок. Мне вообще кажется, что для многих современных людей, которые отказываются от идеи традиционного Бога, фантастика занимает место религии, символизируя веру в перспективу и величие будущего развития человечества, и верить в это, надо сказать, весьма заманчиво для многих, во всяком случае приятнее и спокойнее чем в Бога, в суд и в возможность адских мук и вечной жизни нематериальной души”.

Мне понравился тезис, что фантастика может помочь найти ответы на вечные вопросы. Смотрел лет десять назад фильм  “Двухсотлетний человек”, с Робином Уильямсом в главной роли. А играл он роль … робота! Да-да, фильм о роботах и людях. Тема ставшая уже избитой в голливудском кинематографе. Сюжет схож с многими другими фильмами, начиная с “Приключений электроника”: робот желает стать человеком, и весь фильм – это история  почти невозможного пути. Как правило, эта задача, переделка робота в человека, решается положительно, если не в физическом, то в нравственном плане. Порой это происходит в результате подвига или даже ценой “жизни” машины.

Для чего снимаются эти фильмы, и почему их смотрят? Думаю, потому, что тема человечности в нашем мире востребована. Недостаток оной в людях, побуждает писателей и сценаристов подойти к этой проблеме с “чёрного хода”. Если человек не ценит свою жизнь, то пусть ему примером будут бездушные машины.

Здесь от верующего  человека требуется не формальный подход – “дескать, у роботов души нет, значит и человеком, который есть образ и подобие Божие, он быть не может”! А требуется такое же переосмысление своей жизни, ведь подчас вокруг нас живут люди из плоти и крови, но строят они так свою жизнь, что в пору сказать – бездушный человек.

Фантастика и религия: 6 комментариев

  1. Об инопланетянах.
    Есть такой “парадокс Циолковского”. Поскольку в XIX-XX вв. современное естествознание было сплошь атеистическим, то в рамках его вселенная мыслилась вечно. Но если вселенная вечна, то жизнь в ней появилась вечность назад. Следовательно у этой жизни была целая вечность, для того, чтобы обогнать нас в своем цивилизационном развитии. Следовательно их корабли – уже на Земле.

  2. Вот ссылка на неплохой ответ о инопланетянах который дал Феофан Затворник – https://religion.wikireading.ru/205337.
    Что касается фантастики вообще, то я думаю без чтения святых отцов, читать ее вредно. Да и вообще вредно, на так как это все же часть современной культуры и мы не монахи, лучше быть знакомым с нею но относится духовно критически, надо видеть суть того о чем эта книга. А для того что бы видеть суть текста надо знать основные этические и политические системы и их недостатки.. гуманизм, романтизм, классицизм, фашизм, коммунизм, нацизм, анархизм, ультралиберализм и т.д. Любая книга, а уж тем более фантастика, это почти всегда пропаганда взгляда автора.

    • Ой, слишком сложно у вас. Разная фантастика есть, разные читатели есть. Кому-то на пользу, кому-то во вред, а для кого-то это время скоротать))

      • Могу и ссылки привести на святых. Однозначно вредно, причем всем, но в современном мире аскеза в том числе и информационная еще вреднее. Лучше совмещать и святых отцов и отдых иногда, что бы было по силам. Но это что называется ИМХО.

      • Мне кпжется я ясно выразился по поводу приложения фантастики к современным актусльным проблемам. Но каждый види то, что хочет видеть. Любое художественное пооизведение, это по сути фантазия автора, как и наоборот, любой фантастический сюжет, есть отражение современных автору реалий.

      • Не реалий, а идеологии и скорее даже того духа.
        Вы не понимаете того что “Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость… Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.
        Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.”
        И этого
        «Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность»
        Я бы вас понял если бы проповедовали атеистам, или людям ищущим, но воцерковленным христианам.. Я знаю что время такое и люди такие, поэтому и сделал поправку от себя что совсем уж ни читать (смотреть) не получится мы не монахи, но и понимать, а вернее чувствовать, опасность такого чтения (просмотра) необходимо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree