О наградах и степенях

Много ли заработает хозяин виноградника, если будет вести такую же расточительную и неэффективную экономическую политику, как персонаж, рассказанной Христом притчи о работниках одиннадцатого часа (Мф 20:1-16)? Ответ однозначный. Но, по всей видимости, владелец виноградника из Евангелия ставил иную цель, когда пять раз в течение рабочего дня выходил на торжище нанимать работников, а затем по итогам заплатил всем одинаковую цену. Если понимать под хозяином виноградника Бога, то становится ясным, что закон справедливости на Господа не действует. Человек, обретший веру или покаявшийся в последний момент жизни, получит ту же награду – Царство Небесное, что и сохранивший благочестие “от юности”. Несправедливо? Но разве не мы за каждым богослужением многократно молимся и поём с клиросом – “Господи помилуй! Если себе испрашиваем не справедливый суд, но милость, то чем другие хуже?
***
Встречи молодежного Библейского кружка по вторникам помогают нам выявлять не только глубокий смысл в прочитанном, зачастую мы открываем много нового в толкованиях давно знакомых текстов. В этот раз интересно было узнать, как Святые Отцы в разных аспектах рассматривали притчу о работниках в винограднике.
Так, святитель Кирилл Александрийский видел притчу в историософском ключе, считал, что здесь говорится о разных эпохах истории народа Израильского. А под работниками одиннадцатого часа понимал приход к вере в Единого Бога язычников.
Святитель Иоанн Златоуст трактовал наём работников в разное время, как приход ко Христу людей в разном возрасте.
Преп. Максим Исповедник видит в истории с работниками первого и последнего часов образцы монашеского подвига, применительно к разным срокам пребывания в постриге – один, за семьдесят лет, так и не достиг бесстрастия, другой пришёл к этому за один день. Один получит награду за то, что в полной мере достиг цели обетования, другой за то, что выдержал многолетний труд подвижничества.
Кстати, равная награда в притче не значит равенства в самом Царстве Небесном. Вошедшие в него будут находиться в разной степени близости к Богу в соответствии со способностью каждого вместить свет Божества. Преп. Исаак Сирин считает неравенство в Раю лишь по дарам и личному восприятию. И как там нет места для печали и скорби, никто не будет видеть меры награды другого.
Эта притча служит подтверждением того, что Любовь Бога к человеку не укладывается в человеческие мерки о справедливости, награде и воздаянии. И слава Богу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree