Развенчиваем мифы. Нетленность мощей

В этот вторник на Библейском кружке мы попытались развенчать один из мифов, живущих в околоцерковной и даже церковной среде. Считается, что мощи (останки) святых должны быть обязательно нетленными (с сохранением кожных покровов и пр.), что нетление является несомненным признаком святости.
Но, начнем всё по порядку, с Евангелия. В этот раз разбирали событие Преображения Господня, описанное в 17 главе Евангелия от Матфея. Зачем Христос преобразился перед учениками, всегда ли Он был таким, какое значение это имеет для каждого верующего – обо всём мы говорили подробно. В связи с этим не могли не затронуть такое богословское понятие, как “обОжение”. По сути, это является целью жизни христианина. Как сказал святитель Афанасий Александрийский: “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом!” Человек может быть причастным Божественной благодати преображающей его душу и тело – через молитву и участие в таинствах Церкви, через жизнь по заповедям. С обожением в том числе и тела, связана традиция почитания мощей святых. Мы верим, что благодать Божия действует и через тела усопших праведников. Но, это отнюдь не означает, что мощи святых обязательно должны быть нетленными. Скажу большее: нетленность или тленность останков не является критерием при канонизации святого в Православии. Критерием святости является: для мучеников – исповедание веры во Христа до смерти, для подвижников благочестия – православная вера, праведная жизнь и наличие прижизненных или посмертных чудес по молитвам к этому святому. Лишь после причисления к лику святых, как правило, обретаются мощи, которые не обязательно должны быть нетленными. Мнение об обязательности нетления сложилось в России в Синодальный период 18-19 веков, когда совершалось очень мало канонизаций. Это мнение даже стало на пути канонизации в начале 20 века преподобного Серафима Саровского, чьи мощи были обретены в костях. А вот, к примеру, на Святой горе Афон, где подвизаются тысячи монашествующих, обратили внимание на иную закономерность, у иноков праведной жизни тела подвергаются тлению в большей степени. В связи с дефицитом свободной земли могилу усопшего раскапывают спустя три года после смерти, если тело истлело, то останки надписывают и помещают в особое хранилище – костницу, если не истлело, закапывают еще на три года.
Вот так! Это не первый и не последний миф, который мы развенчали, впереди еще много чего интересного. Ждем вас на Библейском кружке каждый вторник в 18.00.