Святитель и скаутмастер

ib1702

Эта история столь же удивительна, сколь удивителен промысел Божий, что ведет человека на его пути к Богу. Этот рассказ – о  скаутмастере Вениамине Сергеевиче Преображенском, святителе Василии (Преображенском), епископе Кинешемском, чья память чтится  29 января (новомуч.),  7  июня (Собор Ивановских святых)  и 31 июля. Но долгое время, практически до 2008 года о том, что святитель Василий Кинешемский и скаутмастер Вениамин Преображенский – один и тот же человек, известно было немногим…

Тропарь, глас 8: Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Василие премудре, ученьми своими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановская область) в благочестивой семье священника Сергия и матушки Павлы.

cvt1

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. За диссертацию «О скитском патерике» ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин Сергеевич для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910-1911 г.г. прожил в Лондоне. Там же он познакомился с английским опытом скаутского движения, слушал лекции самого Баден-Пауэлла – основателя мирового скаутинга, и других скаутских руководителей. Вероятно, что именно этот «английский» период жизни Вениамина Сергеевича Преображенского повлиял на его профессиональный выбор: после возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию; а в 1914 году Вениамин Сергеевич переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт.

В 1910 (есть вероятность, что в 1909) году В.С. Преображенский предпринял специальную поездку в Англию, где он провел некоторое время в летнем скаутском лагере (идущий слева джентльмен в белой шляпе – Вениамин Преображенский),

anglia

беседовал со многими руководителями английской скаутской организации и изучал скаутскую литературу, в чем помогло ему хорошее знание английского языка. Позже, в 1915 году, выходит его книга «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии  Роберта Баден-Поуелля».

picture

Из книги Вениамина Сергеевича Преображенского “Бой-Скауты”: «Во время молитвы и парада я следил за лицами мальчиков. Они были внимательны и серьезны, и простые, понятные слова молитвы для них не были, по-видимому, фразами, лишенными смысла, которые приходится выслушивать, лишь отбывая повинность… Во всей этой обстановке простой лагерной службы под открытым голубым небом, с которого любовно улыбалось нам солнце, лаская своими лучами загоревшие щеки мальчиков, было что-то удивительно гармоничное, проникновенное, и слова благодарности Всемогущему Творцу «за щедроты жизни сей» звучали глубокой симфонией в это чудное утро”

А уже в 1917 в свет выходит вторая книга Вениамина Сергеевича, написанная в соавторстве со скаутсмастером Владимиром Александровичем Поповым, “Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы”:

picture01

С 28 декабря 1916 года по 3 января 1917 года проходил  II Всеросийский съезд по скаутизму, в котором участвовал и скаутмастер Вениамин Преображенский.

1916

Вот он, скаутмастер Вениамин Пребраженский (6), а рядом – Владимир Попов (7) – редактор известного журнала «Вокруг Света», соавтор Святителя по книге «Бой-скауты», 1917 года издания. Возможно, что они вместе занимались скаутами  на Воробьевых горах, где, как известно,  был отряд морских скаутов под руководством скаутмастера Попова.

10008

В своих воспоминаниях “О днях былых” Старший Русский Скаут Олег Иванович Пантюхов пишет о встрече с Вениамином Сергеевичем Преображенским: “На квартире у нас состоялись 2-3 заседания руководителей скаутов. Казалось, что если все будет благополучно, то Москва может стать хорошим скаутским центром. Был поднят вопрос, конечно, о названии, и милый Преображенский убедительно говорил мне, что надо оставить иностранное название “скаут”… Какой славный был этот Преображенский! Он не только отлично снова перевел книгу Баден-Пауэлла, но снабдил перевод русскими дополнениями, и все это было издано журналом “Вокруг Света” под редакцией Попова. Преображенский несомненно предчувствовал крушение России и говорил, что если большевики воцарятся, он не станет с ними работать, а уйдет в монастырь, в Сибирь, или вот еще что он может придумать: он притворится босяком!.. И он становился в разнузданную позу, поднимал воротник пиджака, взъерошивал волосы и начинал говорить простоватым жаргоном. Впечатление было очень яркое. Мы надеялись, что до этого не дойдет и сводили разговор на скаутские темы: скаут должен верить в лучшее будущее!  Но скаут должен быть “Всегда готов” – с этим мы все были, конечно, согласны”.

Это был конец августа – начало сентября 1917 года.

И уже вскоре  после событий октября 1917го  Вениамин Сергеевич поступает  псаломщиком в Вознесенскую церковь у себя на родине в Кинешме, где служил его престарелый отец. Он  много проповедовал в храмах Кинешмы и ее окрестностях и стал активно создавать православные кружки по изучению Священного Писания. В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах… Вениамин Сергеевич стал собирать детей в Вознесенском храме.

1922

С 29 сентября по 1 октября 1919 года В.С. Преображенский участвовал в Съезде скаутмастеров юга России, который проходил в г. Новочеркасске , где Старшим Русским Скаутом был избран Олег Иванович Пантюхов.

В возрасте 45 лет, 16 июля 1920 года – Вениамин Сергеевич Преображенский был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым), затем принял постриг с именем Василий – в память Василия Великого. А 19 сентября 1921 года был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

1920
Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у Святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.

Меньше двух лет прослужил Святитель на кафедре и 10 мая 1923 года был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом на два года. В мае 1925 года ссылка закончилась, и Владыка Василий возвратился в Кинешму. Церковь в Кинешме стала быстро расти. А на Рождество 1926 года власти, обеспокоенные ростом и укреплением Церкви, потребовали, чтобы епископ покинул город. Владыка уехал в деревню Анаполь, чтобы там переждать тяжелое время. Так почти в полном уединении епископ прожил около полугода. Потом были Вязники, снова Кинешма, а в июне 1927 года Владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. В августе 1928 года епископ вернулся в Кинешму и через месяц был арестован.

1933

В 1928 году епископ Василий был сослан на Урал. Вернувшись из трехлетней ссылки, архипастырь два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Вскоре он был вновь отправлен в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска. Через два года после освобождения последовал новый арест; сначала исповедника определили в Ярославскую тюрьму, затем в Бутырскую, в Москве.

1944

Скончался епископ Василий (Преображенский) 31 июля 1945 года в ссылке в селе Бирилюссы Красноярского края. При жизни он завещал, чтобы его останки были перенесены на родину, но в те годы это было невозможно. 5 (18) октября 1985 года были обретены честные останки святителя. В июле 1993 года они были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иванова. В августе 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание епископа Василия.

ivanovo

n86

“…Во всех, странах без исключения, в том числе и в России, мальчики часто сами берут в руки эту новую «игру», какой представляется им скаутизм, и отдаются ей со всем увлечением и неизбежными ошибками молодости….Мы далеки от того, чтобы рассматривать скаутизм, как воспитательную систему, совершенную во всех отношениях. По признанию самого основателя, Баден-Пауэлла, это – лишь своего рода «первая помощь» против недостатков современного воспитания. Но в этой «первой помощи» заложены богатые возможности, и их необходимо использовать и развивать” .

Вениамин Сергеевич Преображенский. 1917 год.

http://ivepar.ru/history/1007125132/1970859461/ (с)

В Государственном архиве Ивановской области документы Вознесенского храма не сохранились, за исключением метрических книг за 1804–1918 гг.
Запись в одной из книг гласит, что 7 января (по старому стилю) 1876 г. родился младенец Вениамин. Родители ребенка «Костромской губернии города Кинешмы Вознесенской церкви священник Сергей Александрович и законная жена его Павла Капитоновна Преображенские, оба православного вероисповедания». Обряд крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил «Кинешемского Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром Горским». Восприемниками Вениамина стали «плесский мещанин Николай Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна Михайлова».

(По материалам газеты “Рабочий край”, декабрь 2010 г.)

Тропарь, Глас 8:
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Василие премудре, ученьми своими вся просветил ecи, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:
Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, и чистоту веры превозносим, и дару словес твоих уднвляемся, яко от небес приял еси Божественную благодать наставляти и защищати стадо Христово.

4 Ответов to “Святитель и скаутмастер”


  • Листопадов Юрий

    В.Преображенский, сделав перевод книги БП и описав свои впечатления от увиденного в Англии, популяризовал скаутское движение в России и помог его развитию, но скаутмастером он, судя по всему не был. В пользу этого говорит и общая фотография участников 2-го съезда, где он в штатской одежде на фоне скаутмастеров и военных в форме

  • Что-то такое слышал, но не так подробно, а откуда материал брали?

  • Елена Тягилева

    Материал написан самостоятельно, на основе того, что известно о святителе Василии на сегодняшний день. Все источники – на странице есть, книги, газеты, сайты…

  • I just want to tell you that I am just newbie to blogs and really savored you’re blog site. Almost certainly I’m want to bookmark your blog post . You definitely have good stories. Thank you for sharing with us your web site.

Ответить