С праздником, с днём памяти святого Нестора Летописца

В конце 1999 года по благословению епископа Петропавловского и камчатского Игнатия (ныне митрополита Хабаровского и Амурского) я пришла в редакцию газеты «Наша Камчатка», не имея ни журналистского опыта, ни соответствующего образования. Был страх не справиться, было трудно. Меня на этом пути поддерживал святой Нестор Летописец. Даже в советские времена об этом святом знал, наверное, каждый – обойти вниманием творение монаха Киево-Печерской Лавры «Повесть временных лет» было просто невозможно.

Преподобный Нестор Летописец занимался приблизительно тем же, чем и сотрудники нашего сайта, только методы и возможности у него были другими. Если святой при жизни любил своё дело, он после перехода в вечность не забывает своих собратьев по цеху. Я уверена, что не справилась бы без молитвенной помощи святого преподобного Нестора Летописца. Помолишься перед маленькой бумажной иконой преподобного, посмотришь, как святой  белым пёрышком пишет на пергаменте – и с новыми силами за работу.

С большой теплотой вспоминаю, как в Никольском храме Петропавловска-Камчатского появилась икона святых Несторов – мученика Нестора Солунского и преподобного Нестора Киево-Печерского, да ещё с частицами мощей!

9 ноября Церковь чтит память святого преподобного Нестора Летописца.

Сердечно поздравляю коллектив газеты «Православная Камчатка», сайта «Наша Камчатка» и, конечно же, вас, блогеров «Многоголосья». Поздравляю первую команду газеты «Православная Камчатка» – Дмитрия Кулькова и Алексея Соловьёва и нынешнего редактора Нину Павловну Доронину. Священника Романа Никитина, стоявшего у истоков сайта «наша Камчатка» и иеромонаха Дорофея (Урусова),Софию Никитину, Валерию Абазову, Галину Случевскую, Ксению Новосёлову, иеромонаха Иоанна (Заяц), Виталия Малаханова, всех-всех, кто помогал нам и, конечно же,  нынешних сотрудников сайта и газеты.

Вам, продолжателям дела святого Нестора Летописца, желаю Божией помощи и вдохновения, творческих успехов, сил душевных и физических. Пусть все ваши труды на благо Матери-Церкви будут плодотворны, читатели многочисленны, внимательны и снисходительны к ошибкам. Да не подведут вас компьютеры, а фотоаппараты и диктофоны да не разрядятся в неподходящий момент, ошибки да будут вовремя замечены и исправлены, и пусть всегда найдутся нужные слова.

Благодать Божия пусть укрывает вас от всяких невзгод и сетей лукавого. Светлой вам радости. Да хранит вас Господь в мире и тишине, благочестии и чистоте.

Многая и благая лета!

Около 12-ти лет назад скончалась первый редактор газеты «Православная Камчатка» журналист Ольга Колдышева. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоея, Ольги, и прости ей все прегрешения вольные и невольные.

 Святый Несторе Летописче, моли Христа Бога спастися душам нашим – пишущим и читающим!

 Тропарь, глас 4:

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак, глас 2:

Яко сый богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущтим тя, Господеви молися.

 ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НЕСТОРА, ЛЕТОПИСЦА ПЕЧЕРСКОГО, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕГО

(память 27 октября/9 ноября)

Святые мощи преподобного Нестора покоятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известия о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то всё сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о Своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитавши начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас. Преподобный Нестор был первым летописцем в нашем отечестве. Он описал первоначальную историю, где в простой и занимательной форме рассказано не только о начале Русского государства, о первых русских князьях, о том, как возникали первые города, как были войны и проч., но и о устроении мира внутреннего, духовного — то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насаждённого, как в раю, в святом Печерском монастыре.

Родиной преподобного Нестора был Киев: здесь видим его по летописи в 1064 году, когда он ещё жил в миру. По собственным словам его, он поступил в Печерскую обитель в 17 лет, ещё при жизни  преподобного Феодосия; но при нем жил не долго, проходил только путь послушнической жизни. В монашество пострижен уже преемником Феодосия, преподобным Стефаном. По греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, «не удостаиваясь монашеского образа», а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И  преподобный Феодосий установил: поступающего в монастырь не спешить постригать, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином, после одевать его в чёрную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трёхгодичный искус окончился уже при  преподобный Стефане, при котором удостоен он сана диаконского, не раньше 1078 года. В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам: «Когда Стефан управлял монастырём и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы, как светила, сияли на Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью». Блаженный Нестор под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти святых Бориса и Глеба, говорит он: «Бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Опытом высокого успеха его в жизни духовной служит и то, что он участвовал (около 1088 г.) в молитвах, исцеливших обольщённого Никиту. В 1091 году ему поручил игумен Иоанн отыскать мощи преподобного Феодосия, и это поручение выполнено им с полным усердием, которое и увенчалось успехом. «Истинно и верно расскажу вам, — так говорит он в описании мощей, — не от других слышал о том, а сам был совершителем дела. Пришёл ко мне игумен Иоанн и сказал: “Пойдём в пещеру к Феодосию”, и я пришёл с игуменом, тогда как никто не знал; осмотрев, куда бросать землю, и, назначив место, где копать, кроме отверстия, игумен сказал мне: “Никому не сказывай из братии, чтобы никто не знал; возьми кого хочешь в помощь себе”. Я уже приготовил в седьмой день заступы (рогалии), которыми надлежало копать. Во вторник вечером взял с собой двух братьев, а прочие не знали; пришёл в пещеру и, пропев псалмы, начал копать. Утомясь, дал другому брату, и копали мы до полуночи; утомились, но не могли докопаться. Я начал скорбеть, не в сторону ли копаем мы. Взяв заступ (рогалию), начал я выше; друг мой отдыхал перед пещерой и сказал мне: “Ударили в било”, а я в ту же минуту прокопал до мощей Феодосия. Он говорил мне: “Ударили в било”, а я говорю ему: “Уже прокопал”. Когда докопался я, то страх напал на меня, и я начал взывать: “Господи, помилуй!”». Рассказав о знамениях, которые в то же время видели другие, продолжает: «Когда докопался я, то послал сказать игумену: иди, и вынесем мощи. Игумен пришёл с двумя братьями. Я же раскопал широко, и, войдя, увидели мы: лежит мощами, составы не рассыпались, волосы на голове присохли; мы положили их на мантию и вынесли перед пещерой». В летописи  преподобный Нестор упоминает о себе ещё при описании событии 1096 и 1106 гг.

Блаженная кончина его последовала по всей вероятности в 1114 г. Таким образом, если положим, что блаженный Нестор поступил в обитель только за год до кончины преподобного Феодосия (+ 1074 г.), тогда окажется, что он провёл в Печерской обители 41 год, а умер 58 лет. Поликарп уже около 1226 г. писал архимандриту Акиндину: «Если повелит твоё преподобие, напишем для пользы тех, которые будут жить после нас, — по тому примеру, как блаженный Нестор писал в летописи о преподобных отцах Дамиане, Иеремии, Матфее и Исааке». Ясно, что Нестора уже чтили тогда как мужа святой жизни. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Нестор Летописец преставился октября в 27-й день». Мощи преподобного Нестора Летописца почивают нетленными в пещере Антония.

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского)

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединённое со смирением и по­каянием. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах непечатная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Первое из его сочинении по времени было житие святых князей Бориса и Глеба, «чтение на пользу повиновения младших старшим». Оно писано с живым, благочестивым чувством, человеком, в котором проницательность ума и без пособия свидетелей угадывает историческую истину. Самая лучшая страница в этом сочинении — это начало повести, где после молитвы о просвещении сердца его говорит он о сотворении человека, о падении его, о распространении на земле идолопоклонства, о явлении Сына Божия на земле, о распространении Евангелия в мире и в России. «Между тем, как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слов о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к ним апостолы и никто не проповедовал им слова Божия».

В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского. Это сочинение есть образец превосходного жизнеописания и по духу, и по слогу, и по изложению, есть драгоценнейший памятник нашей древней письменности. Преподобный в начале и в конце его говорит, что благоговейная любовь к преподобному Феодосию управляла им в этом занятии. И точно, все говорит в этом сочинении, что оно написано любовью святою. Сочинение писано с целью, «чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие его и увидев доблести мужа, прославили Бога, прославили и угодника Его и укрепились на подвиг, особенно тем, что в сей стране явился такой муж и угодник Божий». Несторово житие преподобного Феодосия во все века служило самым назидательным чтением и для иноков, и для всех православных христиан. Оно драгоценно и для науки, как один из древнейших и самых достоверных источников истории.

памятник святому Нестору Летописцу в Киеве

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112—1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Летопись преподобного Нестора писана столько же красноречиво, с одушевлением истинного благочестия, сколько с осмотрительностью, которая весьма дорожит правдой. О древних временах говорит она кратко, слухи и известия подвергает проверке. Необычайно широкий круг источников — предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы 90-летнего старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, — позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в гласных моментах её исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом прославленном храме в Киеве (под 945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (под 986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Без его летописи мы не знали бы и обстоятельств просвещения земли Русской святой верой. Святой князь Владимир может быть назван главным лицом летописи. Подвиги его изображены со всей подробностью и с живым одушевлением; обращение его к вере, крещение народа русского описаны так, как никем другим в древнее время. «Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет архиепископ Филарет, — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания». Не оскорбим мы правды лишь тогда, когда скажем, что летопись Нестора столько же важна для гражданской, сколько для церковной истории, и что она по характеру своему не есть ни летопись церковная, ни летопись гражданская, а летопись народа русского, летопись его жизни в её положениях самых важных. Поэтому с такой-то любовью читали её во времена, и имя Нестора заменялось именем Летописца.

Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о её основателях и подвижниках. Время  преподобный Нестора было нелёгким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано бого­слов­ское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят её в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор завещал Печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший её до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (+ 1226; память 10/23 мая), списатель Киево-Печерского патерика. Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на летописи преподобного Нестора.

Память преподобного Нестора Церковь чтит особо 27 октября/9 ноября, также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, — 28 сентября/11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

4 комментария в “С праздником, с днём памяти святого Нестора Летописца”

  1. любовь:

    С праздником, Тамара !
    А я вот второй день встречаюсь с Машенькой и Витенькой в автобусе ! Они в бассейн в поликлинику на Садовую ездят, а я как раз на работу. Полюбовалась. Поклон вам от всех общинников.

  2. Алексей:

    Пасибки. Любим, помним здем-с в гости )))

  3. Тамара Ступина:

    Спасибо, друзья! И я вас помню и люблю. В гости тоже очень хочу – скучаю.

  4. Нина Доронина:

    Спасибо тебе , любимая наша труженница пера и компьтерного слова. за столь явную о нас заботу и поддержку. Спасибо за молитву и сведения о житие Преподобного Нестора. Ты нас не оставляй. Без тебя не так надёжно, как было. Здоровья и радости.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree