Немного об иконах

Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена.

/Святой Иоанн Дамаскин/

В минувшее воскресенье наша Церковь праздновала Торжество Православия. Главным поводом для этого праздника послужило окончание полуторавековых жестоких гонений на тех, кто почитает иконы. Спор о том, можно ли изображать Спасителя, Богородицу, ангелов и святых и можно ли молиться перед образами, закончился в IХ веке, и утверждению иконопочитания был посвящён последний Вселенский Собор.

В своей лекции Александр Васильевич Ренжин использует терминологию и некоторые понятия в расчёте на то, что слушатели это уже знают и понимают о чём он говорит. Поэтому, если не всё в лекции было понятно, рекомендую почитать работы об иконографии, собранные на сайте «Икона. Иконография. Иконопочитание.»

Начать рекомендую со статьи Ю. П. Сергеева «Секреты иконописного мастерства». В ней не только рассказывается о том, что такое икона и какое место она занимает в жизни верующих, но и подробно разобраны каноны иконографии.

А так же со статей С.Алексеева «Образ, воплотивший слово», «Созерцание или предстояние? Опыт сравнительного анализа иконы и картины», «Иконопочитание – путь ко спасению».

* * *

Основные элементы иконографии Спасителя

1. Нимб – (лат. – облако, туча) – символ святости, сияния Божественного света. Нимб с вписанным крестом и с греческими буквами ο ω ν (греч.– Сущий) изображается только на иконах Спасителя.

2. Гиматий – верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета.

3. Хитон – нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа красного цвета. Красный хитон и синий гиматий символизируют Божественную и человеческую природы Иисуса Христа. Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы.

4. Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – знак патрицианского достоинства. Символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя.

5. Книга – может быть изображена в виде свитка или в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплёте). Раскрытая книга содержит цитату из Священного Писания. Книга закрытая символизирует книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откровение, 5,1).

6. Надпись IС ХС – сокращенное именование Спасителя. Икону надписывают в обязательном порядке. В древности, когда ещё не был установлен чин освящения, икона считалась законченной тогда, когда на ней появлялось именование. В духовном смысле это означает соединение имени и образа.

 Основные изобразительные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб –  отличие от нимба Спасителя не содержит вписанный крест.

2. Мафорий – (греч. – накидка) верхняя одежда замужних женщин.

3. Звезды на мафории – имеют два значения: во-первых – это символ непорочности Приснодевы, а во-вторых – символ святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Христу.

4. Поручи – деталь богослужебного облачения. В иконографии Богоматери – символ служения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

5. Надпись – сокращение слов Матерь Бога. Надпись IС ХС – сокращенное именование Спасителя.

 Существует три типа иконографии Божией Матери. Умиление (Елеуса) – сцена ласкания Матери и Ребёнка, сопряжение нимбов, соприкосновение ликов. Наиболее известные иконы Божией Матери: Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Почаевская, «Достойно есть», «Взыскание погибших».

Путеводительница (Одигитрия) – чаще всего на иконе Богоматерь с Младенцем на правой руке (редко на левой). Наиболее известные иконы Божий Матери: Иверская, Иерусалимская, Троеручица, Скоропослушница, Казанская, Тихвинская, Смоленская.

Молящаяся (Оранта) – изображается с молитвенно воздетыми руками. Вариант «Знамение» с Младенцем Христом в круге, как символ Евхаристии. Наиболее известные иконы Божией Матери: Знамение, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша.

 Иконография ангелов

Ангелы (греч. — вестники) существа, одарен­ные бессмертием, свободой воли, высокими спо­собностями и могуществом. Ангелы — бесплот­ные духи и поэтому для людей невидимые. Изображения ангелов на иконах — набор символов, которые переда­ют не внешний вид, а идею ангелов как послан­цев Божиих. К примеру, крылья — символ быстроты и всепроникновенности; посох — символ посланничества; облик прекрасного юноши — символ совершенства.

1. Крылья — непременный атрибут иконог­рафии всех ангельских чинов.

2. Нимб — символ излившейся на ангелов Божией благодати.

3. Далматика — мантия. Узкая длинная одеж­да с рукавами из плотной ткани. Далматика одевается поверх туники — нижней одежды. Далматика украшена оплечьем, передником и подольником — особы­ми украшениями.

4. Гиматий — плащ. Закрепляется фибулой или запоной — орна­ментально украшенной пряжкой. Иногда та­кую пряжку называют аграфа.

5. Лор или лорум — широкая, украшенная орнаментом, полосами и камнями лента, ох­ватывающая далмати­ку по нижнему краю.

6. Слухи или тороки (русск. торок — ремень) — лента, раз­вевающаяся возле го­ловы. По некоторым толкованиям через тороки ангелы воспринима­ют вещания Бога.

7. Зерцало (русск. — зеркало) — диск в руке архангела с монограммами Иисуса Христа или с изображением Спаса Эммануила.

8. Мерило — посох архангела, который явля­ется знаком посланничества.

9. Позём — условное изображение земли. Фигуры архангелов, ангелов-хранителей изоб­ражаются и в полный рост, и по пояс.

7 комментариев в “Немного об иконах”

  1. Тамара Ступина:

    У меня сейчас нет возможности выставить прорись иконы ангела с цифрами и стрелочками, но при первой же возможности я заменю икону

  2. р.Б. Любовь:

    Можно присоединиться к мастер-классу, который проводит иконописец нашей епархии Александр. Занятия проходят в бывшей воскресной школе. Тамара, может быть вы знаете подробнее : телефон и пр. Может быть кто-то захочет практически освоить иконописание ?

  3. Тамара Ступина:

    Попробую узнать

  4. Тамара Ступина:

    Александр сказал, что иконописный мастер-класс он планирует в обозримом будущем, но пока не согласована точная дата.
    Мы договорились, что когда всё будет организовано – он сообщит мне и я постараюсь разместить эту информацию, как минимум, у себя на блоге.

  5. александр:

    Добрый день!
    Мне кажется, что ограничения в цвете, композиции и сюжетах икон сказываются отрицательно на достижении новыми иконописцами величайших духовных вершин.
    Полагаю, если бы Рублева ограничивали канонами, то не было бы Троицы.

  6. Тамара Ступина:

    Андрей, я конечно, не специалист в иконописи, но, я знаю, что икона – это Евангелие, рассказанное с помощью красок. Как и Евангелие – икона Богодухновенна. Поэтому такие требования к тем, кто иконы пишет – пост и молитва, чтобы руку иконописца вёл Сам Господь. Андрея Рублёва Церковь признала святым преподобным. Каждому, кто смотрит на иконы его работы понятно, что перед ним не просто рисунок – а святыня.
    Что касается канонов в иконописи – они, на мой взгляд, обусловлены не в последнюю очередь тем, что не каждый при написании иконы поднимается до таких высот духа, как преподобный Андрей Рублёв. Вот и копируют то, что Церковью признано. Это как в молитве. Мы все призваны молиться непрестанно, но за образец берём молитвы данные Спасителем и молитвы великих святых, собранные в молитвословах, и по ним учимся молиться.
    Я привела ссылочки, по которым можно ознакомиться с работами по иконографии, Трубецкого, например.

  7. любаша:

    Огромное спасибо за материал и за ссылки!

Ответить на р.Б. Любовь

Spam Protection by WP-SpamFree