Икона как главное художественное наследие России

Лекцию с таким названием прочитал гость Камчатки – Александр Васильевич Ренжин – эксперт Министерства Культуры РФ по древнерусскому искусству, руководитель иконописно-реставрационной мастерской «Канонъ», которая является составной частью Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Лекция состоялась в Камчатской Краевой Научной библиотеке им. С.П. Крашенинникова 10 февраля 2012 года.

Александр Васильевич Ренжин сказал о том, что для него отрадно, что есть возможность поделиться узкоспециальными знаниями, которые фактически нельзя почерпнуть из литературы. То, о чём он рассказал  – это опыт практической работы, его собственной и коллектива, который он возглавляет. На примере художественно-реставрационной работ мастерской он попытался ввести нас в круг знаний, связанных с нашим главным наследием – иконой.

Лекцию Александр Васильевич начал с рассказа об иконе «Спас Смоленский», которую привёз в дар Петропавловской и Камчатской епархии. Он рассказал о её художественных и исторических достоинствах, подчеркнул, что это святыня государства Российского. Затем рассказал о том, какие реставрационные работы проводит мастерская «Канон», показал более десятка образов, которые отреставрировали в мастерской, в числе которых иконы XIV–XVI веков, подробно рассказал о том, как раскрываются иконы: с них снимается полностью потемневшая олифа и позднейшие закрашивания, и становится виден первоначальный лик, написанный древними мастерами. Рассказал о русском иконописании, о том, как иконы пришли на Русь из Византии и по этим образцам русские мастера начали сами писать иконы. Зёрнышко иконописания легло в благодатную почву – потому что русский человек по природе творец. Александр Васильевич рассказал о развитии иконописания на протяжении отечественной христианской истории почти в тысячу лет и иллюстрировал свой рассказ иконами, которые отреставрировали в его мастерской.

“К 1917 году на территории государства Российского было около ПЯТИСОТ МИЛЛИОНОВ икон. Процентов 90 из них было уничтожено. Не все из них имели художественную и историческую ценность. Но все иконы являются духовными объектами, достойными сохранения. Может быть, только одна из ста икон является художественным шедевром, достойным того, чтобы её описывали как художественное произведение, а остальные – может быть, вещи ремесленные, но даже при этом мы видим какое гигантское художественное наследие нам осталось. В иконе главное не её художественная ценность, икона призвана созидать в молящемся молитвенное состояние, помогать ему через образ обращаться к Первообразу – это главное её назначение. И в этом смысле икона не обязательно должна быть художественным шедевром, но обязана нести в себе канонические основы – то есть все правила изображения, которые столетиями вырабатывала Церковь. Главным в работе художника-реставратора, как и в работе врача, является принцип «не навреди». Ты обязан вернуть к жизни тот объект, который тебе доверили, ни в коем случае не повредив его в работе,” – сказал Александр Васильевич Ренжин, завершая лекцию.

 Слушать аудиозапись лекции (86 минут 19,6 Мб). Чтобы лучше понять, о чём говорит Александр Васильевич Ренжин, надо посмотреть слайды, которые он показывал.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree