Протоиерей Александр Мень

14.jpg  22 января день рождения протоиерея Александра  Меня. Ему исполнилось бы 74 года.

Отец Александр очень много сделал для меня и моей семьи, сам того не зная. Мы не были знакомы и никогда не встречались на лекциях. Мы читали его книги.

Упокой, Господи, душу убиенного протоиерея Александра… 

Почитать и о заблуждениях, высказанных отцом Александром в своих лекциях или беседах можно в книге диакона Андрея Кураева «Оккультизм в Православии», первая глава которой «Заблудившийся миссионер» посвящена отцу Александру Меню.

В 2007 году в издательстве «Жизнь с Богом» вышла книга «Александр Мень. О Себе…» Воспоминания, интервью, беседы, письма).

Из этой книги я сканировала главу «Основные жизненные принципы христианства» которые отец Александр собрал и кратко изложил.

  Основные жизненные принципы христианства 

Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, ваш вопрос вполне законный. Христианство не есть «идеология», отвлеченная доктрина или застывшая система обрядов.

Христианин обретает средоточие своей веры во Христе Иисусе, Им измеряет и оценивает все (Гал 2.20; Откр 1.8);

— воспринимает откровение о внутрибожественной, троичной Тайне как свидетельство о любви Божией и как призыв к единству в любви (Ин.З-16; 17.21; 1 Ин.4.8);

— верит, что приход на землю Богочеловека не был односторонним божественным актом, но призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр 3.20).

Христианин видит в вере не отвлеченное убеждение, а всецелое доверие к Богу, явленному во Христе (Рим 4.3);

— внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но остерегается буквально толковать каждую строку Библии, особенно Ветхого Завета (Рим 7.6);

— верит, что один и тот же Бог открылся в обоих Заветах, однако открывался постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания (Евр 1.1-2);

— не требует ощутимых знамений (Мк 8.11 -12), памятуя о том, что творение — чудо (Пс 18.2);

— отказывается объяснить зло в человеке только его несовершенством или «пережитками звериной природы», а верит в реальность метафизического зла (Ин 8.44);

— отвергает попытки найти в Писании или у отцов Церкви естественнонаучные сведения, пригодные для всех времен;

— рассматривает научное исследование Библии и церковной истории как важное средство для уяснения смысла Откровения и реальных обстоятельств Священной истории.

Христианин познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни, в частности Мф 6.28-29);

— верит, что Церковь живет и возрастает силой Христовой (Мф 16.18; 28.20);

— верит, что Христос являет Себя в таинствах Церкви, в ее освящении мира, в ее учительстве и делах служения (1 Кор 11.26; Мф 18.19-20; Рим 6.11; Мф. 28.18; Лк.10.1б), но знает, что ни одна из этих сторон церковной жизни не является самодостаточной, ибо Христос пришел и как Спаситель, и как Целитель, и как Наставник;

— различает грань, отделяющую Предание (дух веры и учения) от «преданий», среди которых есть немало фольклорных и преходящих наслоений на религиозной жизни (Мк 7.8; Кол 2.8);

— чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они вторичны в сравнении с любовью к Богу и к людям (Мф 23.23-24; Мк 12.28-31);

— верит в значение иерархического и канонического принципа в Церкви, видя в них свойство структуры деятельного организма, имеющего практическое призвание на земле (1 Кор 12.27-30);

— знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на протяжении веков и в будущем не смогут (и не должны) оставаться абсолютно неизменными (Ин 3.8; 2 Кор 3.6,17). Это же относится и к богословскому толкованию истин веры, которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления (так, отцы Церкви и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет в Писании);

— не боится критически смотреть на прошлое Церкви, следуя примеру учителей Ветхого Завета и св. отцов;

— расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского прошлого (и настоящего): казни еретиков и т. п. — как измену евангельскому духу и фактическое отпадение от Церкви (Лк 9.51-55);

— знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый архиерей, фанатичный приверженец старины) не принадлежат только евангельской эпохе, а возрождаются в любое время, под разными обличиями (Мф 16.6);

— остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе веры, а в чертах, присущих падшей человеческой природе (Мф 20.25-27; 23.8-12);

— переживает разделение христиан как общий грех и нарушение воли Христовой (Ин. 10.16); верит, что в будущем грех этот будет преодолен, но не на путях превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти, а в духе братской любви, без которой призвание христиан не может быть осуществлено (Мф 5.23-24);

— считает отделение Церкви от государства оптимальной ситуацией для веры и усматривает опасность в самой идее «государственной религии»;

— ценит национальные облики Церквей как конкретные, индивидуальные воплощения человеческого духа и Богочеловеческой тайны. Однако это не заслоняет вселенского характера Церкви;

— относится к многовековому культурному творчеству Церкви не как к ошибке, а как к реализации даров Божиих.

Христианин знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества оправдываются тем, что человек является творением Божиим (Пс 8);

— исповедует свободу как один из важнейших законов Духа, рассматривая при этом грех как форму рабства (2 Кор 3.17; Ин 8.32; Рим 6.17);

— верит в возможность стяжания человеком Духа Божия, но, чтобы отличить это стяжание от болезненной экзальтации («прелести»), судит по плодам Духа (Гал 5.22-23);

— вслед за апостолом Павлом смотрит на человеческое тело как на храм Духа (1 Кор 6.19), хотя и несовершенный в силу падшего состояния природы; признает необходимость попечения о нем (1 Тим 5.23), если оно не переходит в «культ плоти»;

— верит в святость человеческой любви, если она соединена с ответственностью, верит в святость семьи и брака (Быт 218,23-24; Мф 19.5);

— в соответствии с соборными решениями смотрит на брак и на монашество как на «равночестные», если только монашество не принимается под влиянием честолюбия и других греховных мотивов;

— не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных, но отвергает насилие, диктат, ненависть, даже если они прикрываются именем Христовым (Мф 7.21; 21.28-31; Мк 9.40);

— рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее Богу, как сокровенное действие благодати Христовой;

— считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может служить поводом для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение Царства Божия должна вестись в средоточии жизни;

— сознает, что Евангелие «аскетично» не столько тенденцией бегства от мира, сколько духом самоотвержения, борьбой с «рабством плоти», признанием господства непреходящих ценностей (Мф 16.24);

— видит возможность реализовать христианское призвание человека во всем: в молитве, труде, созидании, действенном служении и нравственной дисциплине;

— не считает разум и науку врагами веры. Просвещенное духом веры знание углубляет наше представление о величии Творца (Пс 103; 3 Цар 4.33;

Пс 88.6);

— открыт ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может быть оценена и осмыслена в свете веры;

— утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть прежде всего свидетельство служения и действенной любви (1 Кор 13);

— смотрит на общественную жизнь как на одну из сфер приложения евангельских принципов;

— признает гражданский долг человека (Рим 13.1), поскольку он не противоречит требованиям веры (Деян 4.19);

— не объявляет ту или иную систему правления специфически христианской. Ценность системы измеряется тем, что она дает человеку: целесообразностью и гуманностью.

Христианин верит, что, когда бы ни наступил последний Суд миру, человек призван трудиться на благо других, созидая царство добра, Град Божий;

— верит, что Суд уже начался: с того момента, когда Христос вышел на проповедь (Ин 3.19; 12.31);

— смотрит на посмертное состояние души человека как на временное и несовершенное, которое в грядущем восполнится всеобщим воскресением и преображением (Дан 7.13; Ин 5.28; Рим 8.11; Откр 20.11-15);

— знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может воцариться «внутри нас» (Лк. 9.27; 17.21).

Думаю, что в этом вы не найдете ничего нового, а просто одно из преломлений христианства изначального, древнего и, по слову Златоуста, «присно обновляющегося».

3 комментария в “Протоиерей Александр Мень”

  1. София:

    Несколько лет назад (когда я сама ещё не была воцерковлённой), я длительное время убеждала одну молодую девушку в том, что Бог есть, и что жизнь наша – Его бесценный дар… (Девушка многократно пыталась осуществить попытку суицида). Однажды я дала её книгу про А.Меня. Книгу она сначала, по её словам, “проглотила”.., потом неоднократно перечитывала, затем нашла книги самого А.Меня… и сказала, что многих сввященников слышала и слушала, но сердце её отозвалось на то, КАК говорил о Боге и жизни с Богом именно Александр Мень. Девушка покрестилась. Вышла замуж. Родила троих детей. Вот так уже ушедший из жизни человек спас от смерти и гибели духовной живущего человека.
    Светлая память Александру Меню!
    Помяни его, Господи, во Царстве Твоем!

  2. Молчанов Виктор:

    Моя мама училась с отцом Александром Менем в Иркутском сельскохозяйственном институте. Мама мне про него рассказывала, о том, как он ухаживал заней, но она выбрала моего папу. Я за отца Александра молюсь и люблю его. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих протоиерея Александра и Надежды.

  3. Свящ.Роман Никитин:

    Комиксы про о.Александра: http://www.alexandrmen.ru/biogr/komiks.html

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree