Дочь Иаира

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. (…) Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.  Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк. 8:41-56).

В конце Своего земного пути Спаситель совершил целую череду воскрешений. Дочь Иаира, сын Наинской вдовы, Лазарь. Он готовил своих учеников к главному событию Своей земной жизни – Воскресению. Христос готовил учеников к тому, чтобы они поверили в возможность воскресения, в то, что это возможно Богу.

Кажется, что история воскрешения дочери начальника синагоги знакомая-знакомая. Но если поразмыслить, в ней можно найти много удивительного и поучительного.

Домочадцы Иаира уже знали, что девочка мертва, когда пришли её отец и Христос. Поэтому они встретили пришедших словами, что не стоит утруждать Учителя, потому, что исцелять уже некого. Христос знал, что они правы, но не хотел пугать погруженных в горе людей невероятным чудом. Тем не менее, над ним стали даже насмехаться – разве можно говорить в доме только что умершего ребёнка: «не умерла, но спит», Он уже опоздал исцелить.

«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24) Это действительно частая реакция наших близких не-христиан: «ты не успел ещё ничего сделать, а уже дело твоё само развалилось». Это касается многих аспектов христианской жизни – от избавления от плохих привычек и плохих черт характера до участия в разнообразных церковных мероприятиях, которые тоже могут казаться стороннему наблюдателю уже провалившимися (можно вспомнить годы строительства Собора Святой Живоначальной Троицы. Чего только не наслушались о том, что собор не построим никогда). Христианство очень чётко высвечивает нас изнутри. Для окружающих «все наши глупости и мелкие злодейства» становятся более заметными на фоне сияющего Христа. Нашим близким и ближним становятся очевидными и наша мнимая слабость, и слабость, увы, вполне реальная. Больше всего удивление и нарекание вызывают завидное упорство, с которым христиане ставят перед собой неисполнимые задачи. Мы и сами их часто воспринимаем неисполнимыми. Например бросить курить, научиться поститься не только телесно (а это тоже ещё попробуй соблюди!), но и духовно – отказаться от телевизора, от пустословия, перестать скандалить дома и на работе – задач таких перед христианином много. А наши родственники, сослуживцы и те, кому до нас по большому счёту вообще не должно быть никакого дела – упрекают нас нашей несостоятельностью как христиан. Апостолы, христиане первых веков менялись радикально, услышав Благую Весть, а тут порой ловишь себя на мысли о том, сколько лет назад ты приняла христианство, сколько лет в Церкви – и кажется, что за эти годы стала только хуже. Да, старалась, но мало что получилось. Даже хуже – грех, на который не обращала внимания, как-то не особенно терзал, а с тех пор, как стала пытаться с ним бороться и стала замечать его проявления – вот тут и стала впадать в него ещё чаще. Получается, что и до принятия христианства не могла быть примером для подражания, а став христианкой – ещё меньше. Остаётся  только радоваться, что были христиане, глядя на которых все понимали – святой человек. А христиане первых веков были такими, что только глядя на их отношения друг с другом, люди хотели принять христианство. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35) – это мало о ком из наших современников, хотя не обо всех, конечно. Увы, вслед за домочадцами Иаира, могу сказать о себе, что дело, которое я только собиралась сделать – уже рассыпалось в прах, и остаётся уповать только на милость Божию и заступничество Его Пречистой Матери и святых.

А может быть, Господь так исцеляет нас от малозаметного для самого человека (но не для окружающих) тяжкого греха тщеславия? Тщеславие бежит впереди и радостно сообщает всем о моей святости, ибо по моим молитвам должны и горы двигаться и больные исцеляться. «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:21,22). А мы призваны к тому, чтобы не замечать ни похвалы, ни порицания. И если задевает, цепляет чужая оценка – неважно, позитивная или негативная – значит, есть над чем работать. Уже и  не вспомню, кто из отцов-монахов учил юного послушника нехитрой мудрости христианского отношения к «хвале и клевете»: сходи на кладбище, отругай, а потом расхвали усопших и посмотри на их реакцию. Таким должен быть христианин, в смысле реакции на оценку своих действий. Но и тут надо не забывать о золотой середине, чтобы не думать об окружающих, что их мнение не существует для меня – такие мысли вытеснят тщеславие, но откроют дорогу гордости.

Господь посылает нам людей – и ближних, и дальних, чтобы нам легче было заметить в себе страстишку или уже большую страсть тщеславия. Будем благодарны им, потому что Господь послал нам встречи с этими людьми, чтобы мы стали настоящими христианами, детьми Божьими, наследниками Царствия Небесного, достойными сами себя. И потом, может быть, совсем не скоро, по прошествии долгих лет окажется, что невозможное свершилось, что душа, как дочь Иаира: «возвратился дух ее; она тотчас встала».

2 комментария в “Дочь Иаира”

  1. Виолетта Макарова:

    Увы, что скажешь о себе: аз есмь земля каменистая, да еще полная всяких сорняков. Но надежда есть! СВЕТ ВПЕРЕДИ!

  2. Тамара Ступина:

    ещё и пример разбойника благоразумного – ели Господь даст время на последнее покаяние

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree