Паломничество к «матери городов русских»

 Несколько лет назад мы с большим интересом смотрели документальный фильм «Паломничество в Вечный город» о Римских святынях. Я совершаю паломничество в город, который в летописи святого Нестора Летописца назван «Матерью городов русских».

 Зачем люди едут в паломничество – ясно. А писать или снимать об этом? Хочется донести хотя бы небольшую частичку духа тех мест, где побывал, до друзей, которые там не были. Или были давно – любой город разный в разное время года, в разное время суток.

Итак, мои впечатления от Киевских святынь начались с необыкновенной для Киева и уж тем более для нашего камчатского края жары. В тени +37, а на солнце – даже не знаю. Ходим простуженные – из-за необыкновенных ледяных кондиционированных сквозняков в метро. Это я сообщаю для того, чтобы легче было понять состояние «паломников».

Первое воскресенье в Киеве. Куда пойти на литургию? Конечно же в храм любимый с детства – Владимирский собор. Это я говорю сгоряча. Давно я не ходила в этот храм на Литургию, и не по своей вине. Владимирский собор и все его святыни теперь в руках раскольников-самосвятов, принадлежащих так называемому «Киевскому Патриархату». Поэтому не доходим до собора, которому уже больше ста лет, а останавливаемся у крошечного больничного храма прямо напротив собора, через бульвар Шевченко, и тоже освящённого в честь святого князя Владимира.

Вход в храм святого князя Владимира со стороны Ботанического сада

 Он существует 11 лет. Храм в переоборудованной больничной палате имеет вход и со стороны Университетского Ботанического сада, и из больницы, ныне носящей имя академика Богомольца. Прихожан немного, но поскольку и площадь небольшая – храм переполнен. Приятно удивили совсем молодые певчие – юноши и девушки.

вход в больничный храм святого князя Владимира

Здание больницы было построено 125 лет назад как клиника для медицинского факультета Университета им. святого князя Владимира. Здесь учились и святитель Лука Войно-Ясенецкий, и Михаил Булгаков. Потолки выше четырёх метров, и на всю высоту все стены до потолка увешаны иконами. Сквозь резные деревянные Царские врата виден малюсенький алтарь. Этот алтарь мне напомнил алтарь в храме иконы Божией Матери «Порт-Артурская» у нас на корабле «Камчатка».

Но вот раскольничья служба во Владимирском соборе окончена – теперь можно зайти и к его древним святыням. Во-первых, там находится рака с мощами святой великомученицы Варвары. Много замечательных икон. И, конечно же, росписи самого собора.

Владимирский Собор со стороны бульвара Тараса Шевченко

Рассказывать о Владимирском соборе можно много, и я непременно ещё напишу об этом храме. Сейчас мне хотелось бы вспомнить одну историю, связанную с заалтарным образом Божией Матери кисти замечательного художника Васнецова. Этот образ не оставляет равнодушным никого. Владычица идёт по лёгким чуть подсвеченным облакам навстречу входящим в собор. Она несёт Своего Младенца-Сына в грешный мир. Её лик светится внутренним светом, а глаза полны любви и печали.

Заалтарный образ Богородицы во Владимирском соборе Киева

Храм строился в течение 20 лет. В 1885 году (за 11 лет до окончания работ!) стены были готовы, купола и крыша тоже, и можно было заняться росписью.

(Для сравнения: современные новейшие технологии росписи и строительных работ, которые применяются в строительстве нашего камчатского Собора в честь Святой Живоначальной Троицы, позволяют расписать собор (слово условное – технологии совсем другие) всего за несколько месяцев, и продержаться настенная живопись нашего собора должна не меньше, а может и дольше, чем работа Васнецова во Владимирском соборе Киева).

Археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов, которому было поручено возглавить отделку собора, пригласил для этой работы известного художника Виктора Михайловича Васнецова. У Виктора Михайловича очень болел маленький сын, и он не хотел оставлять семью надолго, поэтому он отказался от работы. Буквально на следующий день на даче Васнецовых его супруга вынесла малыша на весеннее солнышко. Это была первая прогулка сынишки после длительной болезни. Ребенок потянулся к открывшемуся ему весеннему саду, залитому солнцем и всплеснул ручонками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему захотелось написать Богородицу с младенцем такими, как только что он увидел своих родных. Васнецов тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.

Чтобы ни у кого не возникло сомнение о неканоничности иконы, или смущения о таком «земном» происхождении эскизов для образа «Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим», или о том, что заалтарный образ писал художник, а не иконописец – Господь явил удивительное чудо, о котором до поры не догадывался художник. Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов с несколькими ответственными за строительство людьми и несколькими священнослужителями вошли в строящийся собор. Штукатурка сохнет достаточно быстро, но не равномерно. Профессор долго смотрел на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери. Он всех своих спутников, каждого в отдельности попросил рассказать о том, что они видят на стене. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир. Звать правящего архиерея, чтобы и он увидел чудесный образ на стене не было смысла – слишком быстро сохнет штукатурка и к утру вся стена была бы обыкновенной, белой.

Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он был канонизирован и называется «Благодатное Небо».

икона Божией Матери "Благодатное Небо" копия иконы Владимирского собора

Он несколько отличается от древнего образа Богородицы Смоленской, с таким же названием. Празднование этой иконе 19 марта.

Сам Виктор Михайлович Васнецов считал эту работу главным делом всей своей жизни. Он любил повторять, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

древний Смоленский обрраз Богородицы "Благодатное Небо"

В общей сложности Васнецов исполнил для Владимирского Собора в Киеве 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Собор отапливался плохо. Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но Матерь Божия оберегала мастера. По завершении работ Виктор Михайлович сказал: «Я поставил свечку Богу».

PS: пока готовила фотографии – собралась гроза и мобильный интеренет-модем отказался работать наотрез, так что фотографии получилось вставить несколько позже, чем было задумано.

В Киевских приходских храмах очень неодобрительно относятся к фотосъёмкам даже в то время когда нет Богослужения, так что фото больничного храма только снаружи.

 Фото автора (кроме внутренних росписей Владимирского собора и икон)

5 комментариев в “Паломничество к «матери городов русских»”

  1. Валерия Абазова:

    Спаси Бог, Тамара Николаевна, такой живой рассказ…
    От крестника поклончик… 🙂

  2. р.Б. Любовь:

    Да, “покупаем” свечки по цене…А вот так ставить – по силе дарования- какая радость !

  3. Таисия:

    Спасибо, Тамара Николаевна. Очень интересный и живой рассказ. Видно, что Вы, действительно, очень любите этот собор.

  4. Елена:

    Мой прапра…прадед Песоцкий Григорий Петрович в последние годы строительства Владимирского Собора работал там производителем работ. В нашей семье (у родственников на Украине) хранится памятная книга с иллюстрациями всех икон этого Собора, которая преподносилась в дар всем строителям по окончании строительства.
    Спасибо за такой рассказ о Владимирском Соборе!!!

  5. Тамара Ступина:

    Спасибо и Вам, Елена. Про Владимирский собор можно много рассказывать. Если получится – обязательно напишу что-нибудь ещё. Хотя бы просто фото икон выставить – это тоже очень интересно.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree