Герои или предатели?

На минувшей неделе состоялось очередное заседание киноклуба «Золотой витязь». Перед началом просмотра фильма «Поп» руководитель епархиального отдела культуры Тамара Ивановна Яроцкая рассказала о том, что в конце мая состоится XIX Международный кинофестиваль «Золотой витязь», на котором в номинации документальных фильмов будет представлен документальный фильм «Дар шамана» Любови Соловьёвой. Журналист ГТРК «Камчатка» в течении двух лет снимала 83-летнюю эвенскую отшельницу, которая живёт на реке Ича, в 300 километрах от ближайшего посёлка. Тамара Ивановна рассказала о том, что фильм «Поп» тоже будет представлен на этом фестивале в номинации художественных фильмов.

Перед началом фильма священник Александр Овчинников немного рассказал об истории Псковской духовной миссии.

* * *

Фильм «Поп» я посмотрела на Светлой седмице в кинотеатре. Впечатление очень сильное, пробрало до слёз. После просмотра фильма второй раз впечатление только усилилось. Как выяснилось, так было не только со мной. Первые выступавшие просто не могли сдержать слёз в голосе. Словом, фильм произвёл колоссальное впечатление.

Об этом говорили практически все, выступавшие в начале обсуждения.

Неоднозначный образ немца Ивана Фёдоровича, рождённого в России и эмигрировавшего после революции, естественно, вызвал столкновение различных мнений. Особенно сцена, в которой он подталкивает грузовик с повешенными.

Мне кажется, что он хотел, чтобы мучения казнимых закончились поскорее. Не в традициях фашистов было отпускать приговорённых к смерти, если что-то случалось с орудием казни. Иван Фёдорович хорошо понимал, что их никто не пощадит. Позже, когда он снова появился в Закатах, он смиренно сидел в машине, ожидая возвращения отца Александра, и не решался войти в дом, из которого его выставили.  Батюшка приглашает его в дом. Они не обсуждают больше подробности казни партизан. Мне кажется, что именно смиренное ожидание Ивана Фёдоровича позволило отцу Александру увидеть его раскаяние. Тем более, что этот визит закончился исповедью. В связи с историей православного немца некоторые рассказывали истории своих родственников, переживших оккупацию. Рассказывали о том, что немцы на оккупированных территориях вели себя по-разному. Среди них встречались и  те, которые относились к населению вполне по-человечески, хотя это, скорее исключение.

Бурная дискуссия вспыхнула после двух выступлений. Один из выступавших утверждал, что достаточного количества священников для открытия более двухсот храмов просто невозможно было найти на оккупированной территории. Поэтому немцы якобы привезли из Западной Европы священников, бывших наших соотечественников, эмигрировавших после революции. Эти священники ненавидели советскую власть и делали всё, что требовали от них оккупанты. Второй выступавший утверждал, что патриарх Алексий I якобы предал анафеме всех священников, служивших на оккупированных территориях. Доказательств этого привести они не привели и не нашли поддержки в зале.

Всем хотелось выступить, защитить отца Александра Ионина и фильм «Поп». По-моему, именно в названии фильма содержится главный ответ тем, кто фильм не принял: фильм рассказывает о конкретном человеке, а не называется «Истории Псковской духовной миссии». Среди священников были и есть разные люди. Обсуждение показало, что в истории нашей Церкви многое требует внимательного изучения. А от нас, верующих, требуется не лениться и изучать историю своей Церкви.

5 комментариев в “Герои или предатели?”

  1. Елена Тягилева:

    То, что в Псковской Православной Миссии в 43-44м гг. служило около 230 священнослужителей и 60 мирян и практически все – да, из русской эмиграции – исторический факт. Других – просто не было. И практически все они – изгнанные из России, лишенные всего, что соединяло их с Россией…кроме Христа…

    Вопрос – а за ЧТО им было “любить” советскую власть?

    Кстати, насчет того, что их “немцы привезли”. Молодые, 20летние русские мальчики, родившиеся уже в эмиграции, САМИ рвались из Европы, через Берлин, Варшаву, Прагу, через все кордоны – в окупированную Россию, чтобы СЛУЖИТЬ – именно России. Так, как они это понимали в тот момент. Трудно сейчас это все понять, но опять же – исторический факт.

  2. Maximus:

    Вопрос очень и очень непростой. Скажем, РПЦ и РПЦЗ в это время, фактически, противостояли друг другу по разные линии фронта.

    “Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви” митр. Московского Сергия (Старгородского):

    В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

    Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

    Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

    Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

    Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
    Господь нам дарует победу.

    Патриарший местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский
    Москва
    22 июня 1941 года”
    http://www.pravoslavie.ru/arhiv/35145.htm

    А вот – из Воззвания митр. Берлинского Серафима (Лядэ):

    «Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Наконец-то наша вера оправдана!… Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г ., — но увы! — окончилась трагически, главным образом, вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте. «Спасение всех», о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, — исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»
    http://www.pravmir.ru/printer_4133.html

    Митр. Серафим, кстати, был назначен “фюрером всех православных в Третьем рейхе и на всех контролируемых им территориях”.
    http://www.pravenc.ru/text/78160.html

    Вот такие дела….

  3. свящ.Роман:

    Эти тексты есть в многтомной Истории Русской Церкви издательства Валаамского монастыря. Что вы Максим хотите сказать этими текстами? Псковская миссия находилась под омофором митрополита, а позднее Патриарха Московского Сергия (Страгородского). Священники исполняли свой пастырский долг – окормляли верующих на оккупированных территориях. А то, что им приходилось получать разрешние на их деятельность, так подобное разрешение получали все жители оккупации – на право работы, на право проживания и перемещения. А то, что “зарубежники” по началу поддержали немцев, так это наша трагедия, тянувшаяся с 17-го года. Кстати до сих пор многие представители Зарубежной Церкви пытаются обелить Власова. Так чтоже давайте отменим воссоединение Московской Патриархии и Зарубежной Церкви, произошедшее в 2007г ? Во многом это вопросы земные, окрашенные в идеологический цвет…
    Отец Патриарха Алексия участвовал в благотворительных делах Псковской миссии. Сам Патриарх будучи ребёнком с отцом посещал лагеря советских военнопленных. При этом они всегда были верны Московскому Патриарху.

  4. Maximus:

    Я хочу сказать только то, что тема “Церковь и Великая Отечественная война” далеко не так проста и однозначна. И что до сих пор этот вопрос фактически не разрешен.
    Да, мы объединились с РПЦЗ, раскол преодолен, и это очень хорошо и правильно. Но эту проблему мы, получается, так до сих пор и не решили. У нас, в единой теперь Церкви, фактически присутствуют диаметрально противоположные взгляды на войну. Мы, получается, практически в одном и том же храме можем служить панихиду по убиенным добровольцам-защитникам Москвы и по добровольцам дивизий “Руссланд”. И при этом мы братья и причащаемся из одной Чаши.
    Да, конечно, это вопрос чисто политический. Но сама-то ситуация разве не абсурдна? Когда в одной Церкви наравне чтут память людей, сражавшихся друг с другом на войне…
    А это происходит потому, что единая общецерковная позиция до сих пор не выработана. И даже ще трудно сказать, если она и будет выработана, то какой именно она будет. А раз так, то отсюда и возникающая неясность: а с кем, собственно, была Церковь? И вот эти дискусси вокруг фильма эту неясность как раз и вынесли на поверхность.

  5. Церковь старалась быть с народом, по обе стороны фронта! Насколько это ей получилось – уже можно делать выводы сейчас, на основании имеющихся документов. Общецерковной позиции по данному вопросу пока, наверное, не будет! Так как это может задеть многих, а кого-то и отттолкнёт от Церкви, от Христа. Хотя, общецерковной позицией могут стать слова отца Александра Ионина из фильма “Поп”:
    – Так за кого ты?
    – За Христа, за Божию Матерь, за Серафима Саровского!

Ответить на Maximus

Spam Protection by WP-SpamFree