О зависти

Недавно я перечитывал книгу Бытие и размышлял об истории Каина и Авеля. Знаете, что в ней самое ужасное?
Даже не само братоубийство и не проклятие, которое постигает Каина, а то, что убийца непосредственно перед совершением страшного преступления и даже после него находился в прямом диалоге с Богом.
Для нас это нечто невообразимое. Мы каждый день и по нескольку раз в день обращаемся к Богу в молитвах, участвуем в Литургии и других богослужениях, но многие ли из нас способны сказать: «Да, я слышал голос Божий. Он спрашивал меня, и я отвечал ему». А для людей того времени, расселившихся еще не очень далеко от райского сада и помнящих о нем, говорить с Богом было нормой жизни. В этом-то и ужас. Адам и Ева согрешили, хотя жили перед лицом Божиим. А их сын Каин совершил первое в истории убийство, несмотря на то, что еще был способен к богообщению.
Причиной убийства стала зависть и обида на Бога. То есть недоверие Ему, мысль о том, что Он как-то неправильно распределяет блага между людьми, что Бог не понимает, что нужно конкретному человеку, а что не нужно.
В общем-то, любая зависть устроена именно так и, как нам показывает история Авеля, эта духовная болезнь может поразить даже верующего человека. Можно ведь завидовать не только материальным ценностям, не только машинам, квартирам, не только крепкому браку, богатырскому здоровью, но и духовным успехам. Скажем, у одного человека идет молитва, а у другого не идет, один получает радость от богослужения, а другой не получает. Вот и причина для зависти, если второй начнет себя сравнивать с первым. Если сравнил, считай, уже позавидовал. Если позавидовал, значит, забыл о Господе, то есть, пускай и на время, стал безбожником.
Так что каждый раз, когда мы завидуем, мы идем по тому пути, по которому впервые прошел Каин. В этот момент может спасти только одно – прямое обращение к Богу. Может быть, Он не ответит нам прямо, но точно облегчит душевную муку, внушит правильную мысль, подаст знак, что Он заботится о нас, что дает нам ровно столько, сколько нужно и в материальном и в духовном плане. Если же, завидуя, мы не призовем Помощника, то позволим зависти укорениться в душе. О том, что за этим следует, подробно рассказано в 4-й главе книги Бытия.

Вячеслав Фомин

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree