КАК ВЫГЛЯДИТ СВЯТОСТЬ

Святых обычно любят после того, как они умрут. Встреча со святым человеком в реальной жизни обычно не доставляет радости. Святой неудобен и опасен, он непредсказуем и его невозможно проконтролировать. Он может такое, чего не можем мы.

Христос почти все первые разговоры со своими будущими апостолами начинал со слов – “Не бойся”. Потому что им было чего бояться.
Святой исполняет прежде всего Волю Божию, а не законы, традиции, правила и обычаи людей. Святой не боится осуждения от властей, пересудов, молвы и обидных слов в интернете. Ему плевать на репутацию, зарплату, служебное положение. С высоты заботы о горнем правила приличия выглядят довольно глупо.

Представьте, что сегодня вы прочитали в сети, что православные епископы на Архиерейском Соборе подрались. А святой Николай именно что начал драку на соборе, ударив Ария. Это сейчас мы знаем что Арий еретик, а тогда это был уважаемый, популярный в народе и в императорском дворце священник, знаменитый проповедник и пастырь.

Святой может вести себя странно. Вот читаем мы в житии: “в дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль”, а представьте себе это в реальном мире. Вот говорит нам попутчик: “Не садитесь в этот автобус, я видел, как сам Сатана вошёл туда, этот автобус разобьётся”. Как бы мы отнеслись к такому повороту событий? Вероятнее всего, увидели бы в том безумие, а не святость.

Или, например, самое известное чудо святителя – спасение невинно осуждённых. На иконах обычно изображают, как святитель хватает воина за меч, дабы тот не совершил казни. Красивая, благостная картина.

Но в наши дни святой хватался бы не за меч былинного богатыря, а за дубинку ОМОНовца. И его действия квалифицировались бы по статье 19.3 КоАП и статье 318 УК. И о том, как священник оказывает сопротивление законным требованиям полиции, трубили бы по телевизору и в интернете. Потому что и в наши дни от злоупотреблений властей страдают невиновные, и не всегда их невиновность очевидна.
Или случай когда “явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников”. Вы точно хотите, чтобы при принятии серьёзных решений руководство огромной страны ориентировалось на сны? А святость проявляет себя именно так – странно, дико, необъяснимо.

Житие святителя Николая, воспринятое всерьёз, не в лубочно-благостном стиле, а как история настоящей жизни настоящих людей очень хорошо показывает нам самим, далеко ли мы от Царства Божьего. А также помогает посмотреть на окружающих немного иначе.
Всегда ли тот, кто странен, страшен, необычен и скандален – враг и смутьян? Может он просто знает о мире больше чем мы, и ведом Духом Божьим, разрушающим, по слову псалма, “советы князей”.

В конце концов, с точки зрения наших привычных понятий, святой Иоанн Милостивый – растратчик, вручавший церковные деньги то мошеннику, то неудачнику. А в истории Богоматери был и такой скандальный эпизод, как беременность от неизвестно кого ещё до брака.

В Писании сказано: “Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?”
Наши правила, привычки и традиции – не обязательно, конечно, тьма. Но и опасность за приличиями и нормами потерять глас Божий – совершенно реальна, и истории святости – хороший способ помнить об их временном, тленном и сиюминутном характере.

Тем более чем иностранный Санта Клаус, наш святой Николай – такой же смутьян и нарушитель порядка, забирающийся по ночам в чужие дома, и приносящий радость и милосердие. А нет ничего скандальнее, чудеснее и неожиданнее милости в нашем чёрством мире, связанном скучными причинно-следственными связями.

Владимир Берхин,
президент портала “Предание”

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree