Любовь Чабина «О значении воспитания честности»

Любовь Чабина

Как-то раз мне позвонили из школы-интерната с привычной просьбой:
— У нас родительское собрание, не могли бы Вы прийти и рассказать нашим родителям что-нибудь о безопасности.
— О безопасности?
— Ну, да. Слышали, наверное, что в Лянторе восемь подростков на даче заживо сгорели. Праздновали что-то, спиртного набрали… Родители не знали, что там взрослых не будет.
Я на родительских собраниях, проведенных по этому поводу в школах, уже бывала, но там о безопасности с родителями говорили сотрудники МЧС, ГОВД, Комиссии по делам несовершеннолетних. Меня обычно просят рассказать что-нибудь о «толерантности», о профилактике межнациональных конфликтов и тому подобное. А тут вдруг «на тебе» — расскажите о безопасности! Что я им скажу? Что надо учить детей пользоваться спичками, объяснять, что «пьянство — зло»? Так они и без меня всё это знают, и их детки, кстати, тоже.

К сожалению, знания зачастую совсем не влияют на поведение людей — врачи же курят! Они же лучше всех знают, что это вредно, однако не бросают эту пагубную привычку. Чего же от детей ждать? Стоит только нам — взрослым — ненадолго оставить их одних, и они тут же свободу воспринимают как праздник вседозволенности! Толку то им рассказывать об опасных развлечениях — только рекламу «запретному плоду» создадим!

Мама вспомнилась. Я маленькая была совсем — она на корточки присела передо мной, чтобы разговор «глаза в глаза» был — и говорит:

— Любушка, совесть — это даже если никто не видит, ты этого не сделаешь!

Решено, буду говорить с родителями о воспитании в детях честности — главной профилактике неприемлемого поведения детей, которое обычно является причиной несчастных случаев, подростковой преступности и т. п.

Вскоре я стояла на невысокой сцене актового зала, и после небольшого вступления об актуальности данной темы в свете рассматриваемого ЧП, рассказывала родителям о самых распространенных ошибках в воспитании ребятишек. И не только о них…

— В первую очередь, нам надо самим начать поступать честно. Если дети глазами видят одно, а ушами слышат другое, их мировоззрение ломается, в нём формируются в корне неверные установки. Например, папа и мама курят. Малыш взял сигарету, сунул в ротик и тоже как будто закурил. Как мы реагируем? По ручкам «начикаем», по губам нахлопаем — нельзя, мол, курить, «кака» это!

Малыш начинает думать: «Папе можно, маме можно, а мне нельзя. Почему? Потому, что я маленький!»

И в нём намертво формируется чёткая формула: «Большим можно всё, что нельзя детям, в том числе курить». Когда он почувствует себя «большим» (это часто во втором классе происходит), он обязательно начнёт курить! И не только курить…

И как этого избежать? Старайтесь быть честными — говорите детям «нельзя» и признавайтесь им в собственной слабости, раз сами так поступаете, а изменить свое поведение уже не можете. Никаких двойных стандартов! Признавайте свои ошибки хотя бы для того, чтобы они их не повторяли. Признавайте, а не оправдывайте!

Слово-то какое интересное — «оправдать» — будто правдой обложить со всех сторон, чтобы неправду скрыть!

Или другой вариант родительской лжи — наш метод разрешать или не разрешать. Обратите внимание на корень этого слова – «реш», то есть решить, дать правильный ответ. Например, дважды два равно четыре. Мне, может, и не нравится такой ответ, но дважды два – четыре, нравится мне это или не нравится! И я должна это признавать, потому, что это ПРАВДА. Если в математике я детям буду объяснять ход решения задачи, руководствуясь только своими желаниями, а не логикой, то они никогда у меня не научатся находить правильные ответы, верно решать задачи. Так же и при решении жизненных задач – если ребёнок спрашивает разрешения, я должна «вычислить» правильный ответ и научить его принимать решения верные, а не эмоциональные. Например, ребёнок спрашивает:

— Мама, можно, я пойду погулять?

Он не спрашивает, хочу ли я, чтобы он гулять шёл, поэтому я не своим «хочу – не хочу» руководствуюсь, а начинаю «вычислять» ответ:

— А уроки сделал? В комнате порядок? На тренировку не надо? И т. д.

Если нет ни одной достаточно веской причины для отказа, я вздыхаю и разрешаю.

Если я всё же ответила: «Нет!», то он неминуемо захочет уточнить: «Почему?», объясни, мол, мама, как ты пришла к такому ответу?

Как мы – взрослые – реагируем в таких случаях? Честно говорим, что боимся их отпускать? Что страшимся влияния улицы? Что мы не доверяем им? Как бы не так! – да мы в жизни в этом не признаемся! И потому отвечаем просто:

— Да потому, что я так сказала! И не перечь матери!

Вот и «научили» жизни. Какие выводы дети делают?

1.Надо было без спроса уйти.
2.Чем меньше родители знают, тем лучше!
3.Достала, скорей бы вырасти уже.
4.Лучше бы не спрашивал…
5.«Нельзя» — это каприз взрослых, их настроение.

И т. д. и т. п. Но суть всех этих вариантов одна – КОГДА НИКТО НЕ ВИДИТ И НЕ ЗНАЕТ, МНЕ МОЖНО ВСЁ!

Они не понимают, что слово «нельзя» является не запретом, а информацией (нельзя, потому, что это опасно, вредно и т. д.). Наше «нельзя» они воспринимают как нашу незначительную прихоть, а не важное значимое предупреждение («предупреждение» – «предупредить беду»). Наши слова перестают быть для них предупреждающими знаками на жизненном пути. Они начинают жить своей жизнью, и, чтобы избежать проблем, привыкают скрывать правду, а то и лгать. В результате получают неправильный жизненный опыт, обретают скверные навыки, получают ложные знания о жизни. Так они никогда не научится принимать правильные решения, а будут с детства руководствоваться только своими эмоциями, желаниями. И, когда последствия их поступков невозможно будет от нас скрыть, мы будем в отчаянии кричать им:

— Неужели ты не понимаешь простых вещей, не различаешь того, что в этой жизни можно, а что нельзя?

Они понимают, просто они никогда не пользуются этими знаниями при принятии решения. Мы же их не научили эти решения правильно принимать, находить правильные ответы. Мы их растим безОТВЕТственными, принимающими решения примерно так:

1.Нет рядом ГАИшника – буду давить на газ (а то, что знак стоит «Могут выбежать дети», как-то не «срабатывает»);
2.Положили жену в больницу – можно напиться (а то, что у тебя на руках новорожденный оказался, тоже как-то не подумалось).
3.Предложили наркотики – попробую, мать же не видит (о последствиях все знают, но не учитывают – захотелось же!).

И т. д. и т. п.- таких случаев видимо-невидимо происходит. А если бы мы давали своим детям ЧЕСТНЫЕ ответы на вопрос «Можно?» и обосновывали свои разрешения и запреты, то дети сами рано или поздно научились бы вычислять правильные ответы вопрос «что мне можно или нельзя делать в этой жизни».

Есть ещё один аспект честности. Она определяет качество всей личности человека. Бытует мнение, что в этом мире выживает сильнейший. При этом имеется в виду не физическая сила, а сила души. Хотите, чтобы ваши дети были сильнее жизненных обстоятельств, выросли уважаемыми людьми? Учите их честности! Спрашиваете, при чём здесь это? Взгляните, как устроена наша душа:

У души есть ум. Он может быть сильным и слабым (есть же выражение «слабоумный»). Откуда берется сила ума? Как он развивается?

Во-первых, для ума, как и любого приспособления, требуется грамотное целевое использование (например, если я буду орехи телефоном колоть – телефон сломается, то же и с умом — если я буду использовать его не по назначению, он испортится). Назначение ума у всех живых существ одно – определить, что вредно и что полезно, что опасно, что безопасно, что можно и что нельзя. Так как люди в отличие от животных обладают бессмертной душой, то наш ум должен разбираться не только в том, что вредно или полезно для тела, но и в том, что вредно или полезно для души. То есть ум должен различать понятия добра и зла – это главное его назначение! Если же мы используем ум для того чтобы определить «как сделать так, чтобы у меня всё было, а мне бы ничего за это не было», мы буквально ломает свой ум. Учите своих детей мыслить в правильном направлении!

Во-вторых, ум надо тренировать, чтобы он стал сильным. Человек должен уметь обдумывать информацию, перерабатывать её. Не надо спешить делать или говорить всё, что пришло в голову. «Думай, прежде чем сказать или сделать» — знакомые слова? Объясняйте детям, что даже если им не нравится какой-то урок или они считают его ненужным для себя, всё равно пусть молча слушают учителя и обдумывают информацию – не ради знаний, а ради тренировки ума. Они же хотят стать «сильноумными»! Или другой пример, когда ребёнку «в сотый раз» говорят одно и то же, может, он должен не «огрызаться»: «Да знаю, отстань!», а вдуматься в то, что говорят родители! Этому надо обучать! Да и самим не мешало бы научиться слышать окружающих (коллег, супругов, детей). А то ходим с ощущением «всезнайства», и критикуем только всех.

Вернёмся к уму. Допустим, вы обдумали свое желание или идею, решили, что дело это доброе и, соответственно, приняли решение «делать». Теперь это решение надо реализовать на практике. В действие вступает другая сила души – воля.

«Вольная воля» — выражение, символизирующее свободу. «Что хочу – то и делаю» — выражение, символизирующее независимость. Да только и хотим что-то важное сделать, а не выходит – лень! СИЛЫ ВОЛИ не хватает. Где свобода, где независимость? Толку то, что всё умом понимаем, если сделать не можем!

Почему дети легко попадают под чужое влияние? Почему они не могут управлять собственными желаниями? Почему не могут сами прибираться, делать уроки и проч.? – характер СЛАБЫЙ, БЕЗВОЛЬНЫЙ. Где силу воли взять? Тренировать её надо! Как? Просто!

Сначала ум определяет — добром или злом является возникшее желание или идея, а потом воля злу противится, а к добру себя принуждает. Только в этих условиях, в этой борьбе наша воля крепнет, становится сильной!

Например, в колледже спрашиваю ребят:

— Что вам делать хочется, но является это злом и потому делать этого не надо?

— Курить!

— Так вы не сразу после урока закуривайте, а минут 5 поборитесь с этим желанием, вот и потренируете волю. На следующей перемене – 10 минут поборитесь, а на следующей…

— Ага, перемена закончится!

— Значит, до следующей перемены доживёте как-нибудь без курева. А вместо курения, чтоб время не тянулось сильно, противоположное что-нибудь сделайте.

— На турниках подтягиваться?

— Отличный вариант! В «лесенку на подтягивание» сыграйте. И так всю жизнь – противиться себе в злом и принуждать себя к доброму. Тогда будет вам и свобода, и независимость. Сильными станете!

Кроме силы ума и силы воли есть у нас ещё и сила сердца – это мужество. Без этой силы далеко не уедешь. Можно всё понимать – добро просится в нашу жизнь или зло, можно даже принудить себя к добру и воспротивиться злым намерениям, но если возникает опасность, мы нередко останавливаемся, цепенеем от страха, перестаем и мыслить, и действовать.

А где мужество взять? В магазине оно не продается! Хотите — верьте, хотите — не верьте, но слово «мужество» в духовном смысле очень тесно связано со словом «честность».

Взгляните – корень слова «честность» — «честь». Что это слово означает? К сожалению, никто из современных школьников не смог мне ответить на этот вопрос. Смысл этого слова сейчас «вычислять» приходится, настолько оно устаревшее (увы!).

Раньше офицеры говорили: «Честь имею» — что это значило? Это значило, что они скорей погибнут, но не предадут, не сбегут с поля боя, не струсят. Раньше, если мужчину трусом называли, то он или в лицо бил, или на дуэль вызывал – трусость и бесчестье неразрывно связывались между собой в мировоззрении людей так же, как и понятия «мужество» и «честь». Даже девичья честь – сохранить девственность до брака – требует от современной девушки неимоверного мужества: а вдруг он бросит, а вдруг в девках застряну? «Честность» и «честь» тоже связаны между собой: честное слово нарушить – себя обесчестить!

Связь между мужеством, честью и честностью очевидна. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети не боялись жизни, не отступали перед трудностями, не срамили (не бесчестили) ни себя, ни нас, мы должны учить их честности: разбил чашку – признайся, даже если страшно!

Так, преодолевая страх признания в детских проступках, они крепнут сердцем, становятся мужественными (кстати, ремнем честность не воспитывают – трус быть честным не способен).

Честность – это всегда выбор в сторону правды (ни капли лжи — или молчи, или говори правду), и ничего «втихушку».

Помню, как-то раз я эти вещи рассказывала семиклассникам, и один подросток спросил:

— Это, получается, если я хочу стать сильной личностью, я должен при матери курить начать?

Задумался о курении парень, стоило только честность «зацепить»! Ум заработал! Как ум теперь направить надо? Он должен решить: курить – это добро или зло? Ум выбирает, а ему со всех сторон подсказки: совесть: «Не кури!», лживость: «Тайно покури!», честность: «Тайно нельзя!», наглость: «Открыто кури!», любовь, жалость, почтение к матери хором: «Мамка обидится!» — так борьба между добром и злом происходит.

И ум должен – обязан! — выбрать добро. Кстати, совесть с честностью всегда «договорятся», и в этих условиях ум неизбежно принимает ПРАВИЛЬНОЕ решение. Смотрите – именно с честности начинается принятие правильных (правдивых, соответствующих истине) решений!

Хорошо, допустим, ум принял правильное решение, и мальчишка решил бросить курить. Второй этап — реализация решения на практике — это уже компетенция силы воли, и она начнет развиваться в условиях борьбы со злом. Но, чтобы встать на этот путь, потребуется сила сердца — мужество (а вдруг приятели засмеют).

Видите, в условиях честности вся душа заработала – и ум, и воля, и сердце. Так душа сильной становится. А если дать себе поблажку – тайно себе позволю лишнее, допущу маленькую слабость – сгнивает вся душа! И ум используется не по назначению (как бы схитрить половчее, как бы зло добром назвать – оПРАВДАть свои поступки), и воля раскисает, и в сердце лень, подлость, жадность и прочее вместо мужества развиваются. Именно они – страсти наши — рано или поздно заставляют нас предавать Бога, родных и близких, Родину, да и себя тоже. Помните? – «Честь имею» — значит, не предам, даже если погибнуть придётся. А мы предаем, отрекаемся – из-за водки, из-за денег, из-за «страстной любви», вернее – похоти, из любви к комфорту…

Проблема нашей нечестности значительно глубже и шире, чем это принято видеть. Меня в свое время буквально потрясла одна фраза из Библии. В русском переводе она звучит как «плоды познания добра и зла», а в церковнославянском, который значительно ближе в смысловом отношении к первоисточникам, эти запретные плоды называются плодами добра и лукавства, то есть нечестности.

Корень зла – ЗЛА! – в нечестности! Диавола называют отцом лжи, даже имя это переводится как «клеветник». Христа называют Солнцем ПРАВДЫ! Священников у православных принято называть «честные отцы» (а не «святые отцы» как у католиков – куда нам до святости! А вот честности от священства ожидать хотелось бы).

Слово «грех» произошло от слова «огрех», то есть «ошибка», «промах», «неправильность», «отклонение от истины». Через грех – через лукавство наше – вошли в наш быт болезни, старость, смерть. Это подтверждается даже технически. Есть такой прибор – детектор лжи. Он показывает, что, когда человек лжёт, в его организме что-то меняется, ломается. Вы скажете, что это от страха, но правду говорить часто ещё страшнее, однако детектор лжи на тот страх не реагирует. Значит, именно ложь влияет даже на наш организм!

Иногда это влияние становится катастрофичным. Я не могу в рамках этого доклада рассказать о духовном заболевании, которое называется «Прелесть», но суть его в том, что ложью повреждается всё естество человека – дух, душа и даже тело. В результате этого заболевания многие люди теряют разум, становятся физически и/или психически больными.

Не всегда обман бывает умышленным. Порой люди просто заблуждаются, ориентируясь на временное, как на вечное (заблуждаться – значит, заблудиться, потерять правильную дорогу, сойти с пути истины). А иногда люди ложное учение принимают за истинное. Как известно, всякая ложь от дьявола. Но «там», за пределами смерти, все становится на свои места – мы узнаем правду, мы осознаем свои заблуждения, но исправить уже ничего не можем.

Я недавно слушала песни шахидов: «Умру за Аллаха, он дарует мне рай» и т. д. Очевидно, что многие «романтики» становятся «живыми бомбами» из высоких побуждений. То есть они неплохие люди, герои даже в чём-то, за идею погибнуть готовы. И вдруг – после взрыва – их озаряет, жжёт страшное осознание правды: «Что я натворил? Дети, женщины, кормильцы семейств – из-за меня стали инвалидами, я – чудовище! Я ошибся! Я НЕПРОСТИТЕЛЬНО обманулся (обманул себя)»! Вечность с таким самоосуждением — какой тут рай, какое здесь блаженство!

Кстати, Христос говорил, что «человек спасается верой». Слово «вера» в переводе с латинского, буквально означает «истина». А истина на какую- либо тему по определению может быть лишь одна – если несколько вероучений (учений об истине) говорят разные вещи, значит или все они лгут, или только одно из них является настоящим, а не поддельным. Не могут разные, а то и взаимоисключающие утверждения быть истинными в равной степени. Даже малая толика лжи, добавленная в правду, сразу эту правду уничтожает, превращая её в хорошо замаскированную ложь. Поэтому все религии в той или иной степени учат добру, но лишь одна из них по существу может являться истинным (не ложным), настоящим (не поддельным) учением о спасении.

А сколько сребролюбцев, пьяниц, содомитов тоже оказываются лицом к лицу с правдой вечной жизни и горько, но запоздало раскаиваются? На «том свете» все становятся верующими…

Вполне возможно, что адом для нас – обманщиков и обманувшихся — станет именно ПРАВДА. Правда о том, что жили не так, ценили не то, служили — посвящали свое время и силы – суетному, временному, не вечному…

Не случайно мы так боимся конца света, вернее – второго пришествия Христа. Его не случайно называют Солнцем Правды, а его Царствие – Небом, в котором Правда живет. Как тараканы от света во тьме прячутся, так и мы хотим убежать от Страшного Суда. Хоть и знаем, что не получится. Поэтому разумнее к суду готовиться, а не скрываться от него: постигать истину (блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся), и стараться по этой истине жить. А если мы сами не научимся жить честно и детям этого не привьём, что нас ждёт?

Опять же – как их научить честности? Они и так знают, что ложь – это плохо! Но врут ведь при этом! Ответ на этот вопрос прячется в очень мудрой притче.

«Жил-был в горах старец святой жизни. Издалека приезжали к нему люди, чтобы посоветоваться, попросить его молитв. Однажды с большим трудом добралась до него женщина с подростком-сыном.

— Отче, у моего ребёнка начинается грозное заболевание. Ему нельзя есть сладкое. Но он сластёна, и меня совсем не слушается. А Вас он почитает. Скажите ему, что сладкое кушать вредно. Он послушается Вас.

Старец посмотрел на мальчика и попросил женщину приехать к нему для этого через три недели. Она удивилась, но послушалась. Через три недели, когда она вновь с трудом добралась до хижины старца и напомнила свою просьбу, старец опять предложил подойти к нему за этим через три недели. Женщина обиделась, но подчинилась. Когда она опять через три недели с трудом добралась до старца и напомнила ему свою просьбу, он улыбнулся и сказал мальчику:

— Сынок, сладкого много вредно кушать! Поменьше ешь!

Благословил их и отправил домой.

И женщина не выдержала:

— Отче, скажите, зачем ради нескольких слов Вы столько раз нас заставляли сюда добираться? Это очень сложно для меня было!

Старец улыбнулся и ответил:

— Видите ли, когда вы первый раз меня попросили об этом, я сам любил сладкое. Я думал, что за три недели справлюсь, но у меня не получилось. Простите».

Поняли, в чём секрет воспитания? Надо разъяснять детям правила жизни (правду жизни), но и самим надо при этом так жить. Если мы хотим, чтобы они верили нам и потому слушались нас, если мы стремимся воспитать их честными людьми – мало правильных слов (но и без них нельзя) — надо нам самим честными стать и дома, и на работе, и в делах, и в отчётах.

Хватит ли у нас мужества для этого? Мы ведь с детства не «выращивали» его в себе. Какой честности в принципе можно от нас ожидать, если в современном мире даже на государственном уровне ложь кокетливо назвали «информационным оружием», оправдывая глобальные обманы людей? Что уж от детей ожидать в таких условиях!

Мне очень жаль ребятишек из Лянтора – восемь подростков, сгоревших в пьяном состоянии заживо. Почему такое с ними произошло? Разве они не знали, что алкоголь – яд, что с огнём не шутят? И учителя, и родители им говорили об этом. Всё они знали, но… Недостаточно только знать. Надо ещё и соблюдать определенные правила даже тогда, когда никто за тобой не следит. Надо жить честно. Если бы мы и наши дети жили именно так – насколько реже бы совершалось детьми преступлений, насколько меньше случалось бы с ними бед, насколько счастливее были бы они и в этой жизни, и в будущей!

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree