Хороший ответ

Редакторские заметки: О некоторых апостольских и других церковных правилах, достоинстве и недостоинстве, формализме и любви

Что такое «Апостольские правила»? Это, собственно, часть  канонических правил Православной Церкви,  по которым она живет или, по крайней мере, должна жить. Рассмотрим только некоторые из них, хотя подобных примеров в Церковных документах множество.

Правило 6.

Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.

Мы знаем, что в нынешнее время нашим дорогим и  уважаемым батюшкам приходится заниматься и строительством, и социальными проектами. А некоторые совмещают служение с другой работой и даже – о «ужас»! – бизнесом.

Правило 54.

Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает.

В наше время  в ресторанах и кафе  кушать не зазорно никому и в любое время. И священники  не только бывают в них, но и освящают подобные заведения.

Правило 64.

Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только (великой субботы), да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

Только тот, кто ни разу не причащался в воскресенье, не знает, что перед причастием, в субботу, все постятся. Правильно это или неправильно, но это стало нормой для многих священников и прихожан.

Правило 82.

Не позволяем в клир производить рабов без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит расстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господа соизволят, и освободят, и из дому отпустят, да будет произведен.

Здесь финиш. Мы знаем, что рабов, кроме Божиих, и то добровольно называющих себя таковыми, давно уже нет нигде.

Двоеженцы, детоубийцы (делающие аборты) и много еще кто, по Церковным канонам, должны отлучаться от Церкви и от причастия на десятилетия! Но сегодня реальность такова, что никто ни кого ни от чего, практически не отлучает.

Или, например, 17 апостольское правило гласит: «Кто по святом крещении (и после святого крещения) двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть [ни] епископом, ни пресвитером, ни диакон, ни никем в списке священного чина».

То есть, если человек был один раз женат до крещения и один раз после крещения, то рукоположение возможно, так как Святое крещение омывает все грехи. А если уж желающий стать священником после крещения женат два раза, то  рукоположение в священнический сан невозможно. Современная Церковная традиция позволяет каждому епископу, а только он принимает решение о рукоположении кого-либо, самому решать, как относиться к 17 апостольскому правилу. Кто-то считает, что рукоположение возможно, кто-то нет…

Но зачем я вообще коснулся всех этих правил?

Потому что в моей жизни, для меня лично, именно «Апостольские правила» открыли и разделили людей по отношению вообще к каким-то Церковным канонам и пониманию того, что есть истинное христианство. Например, благодаря правилу 17 я по-настоящему серьезно задумался о формальном и неформальном. Мне приходилось видеть и уважаемых представителей священноначалия, и простых священников, и прихожан вроде бы подходящих под Церковные каноны и живущих внешне благочестиво: и биография, и образование, и богословие, и соблюдение правил – все у них на месте. Но в каких-то определенных обстоятельствах все это формальное благочестие, достоинство и жизнь по правилам оказывались фальшью, показухой, и от вырвавшихся из благочестивой оболочки равнодушия, холодности и жестокости брала оторопь.

Приходилось, и, к счастью, намного чаще, видеть и другое – людей, от которых реально исходил дух любви. И это тоже были и митрополиты, и настоятели, и простые священники, и прихожане. И с такими людьми всегда бывает очень жалко расставаться.

Поэтому все вопросы соблюдения канонов и правил в Церкви  – это вопросы отношения к православной вере и понимания того, что такое христианство на самом деле.

За 2000 лет существования Церкви создано огромное количество законов, канонов и правил. Многие из них просто потеряли актуальность, так как принимались для конкретного времени и в конкретном обществе, как например, вышеприведенное правило 82. Некоторые, по разным причинам, перестали применяться или не соблюдаются. Но главное не это. Тысячелетия показали: законов переизбыток и в Церкви, и в мире. А толку нет. Значит, не хватает не законов, а Духа Любви. Любое правило или закон, даже Божий, должны рассматриваться только через Любовь. Так как Бог и есть Любовь. И Его главные заповеди начинаются со слов: «Возлюби…».  Сам первоверховный апостол Павел говорит нам: «Любящий другого исполнил закон… Итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, ст. 8-10). Ну, и, конечно же, к любви должно прибавляться рассуждение. Без него никак.

Журнал “Душа” октябрь 2017

Диакон Олег Рыжков

 

Tags:

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree