Ответы на постоянно задаваемые вопросы 3

– С чего нужно начинать человеку, который только приходит в Церковь?

– Я думаю, с опыта самопознания, который потом имеет смысл перенести на Церковь. Вот, скажем, я не всегда верен самому себе. Не каждое мое слово, реакция, жест есть на самом деле я. Бывают какие-то слишком поспешные реакции, навязанные каким-то окружающим контекстом. Каждый по себе это знает: не всегда я – это я. Так же и в жизни христианина. Не все, что я делаю, я делаю как христианин, по христианской мотивации.

И в жизни Церкви так же бывает. Нельзя спешить отождествлять каждое слово этого человека с самим этим человеком. Так же не стоит отождествлять каждый поступок церковного человека с поступком или «не-поступком» Церкви. Говоря проще, не надо путать Церковь и храмового привратника. И поэтому если у кого-то из церковных привратников, служителей нет ответа или нет интереса к человеку, из этого еще не следует, что у Церкви нет ответа на тот вопрос, с которым человек пришел.

Да, есть вопросы, на которые у нас нет ответов. Например, у нас нет ответа на вопрос: «Зачем Бог создал мир?» Ответ может быть только один: ‘Ни за чем’. Потому что если мы скажем, что у Бога была какая-то цель в сотворении мира, нужда у Бога, значит это не Бог. Он несовершенен, есть какие-то изъяны, недостатки, чего-то Ему не хватало. И в восполнение этой недостаточности Он создал мир. Но если у Бога есть недостаточность, то значит это не Бог, не Абсолют, не Совершенство. Поэтому тот же митрополит Антоний говорил: ‘Мы Богу не нужны, мы желанны’. Это чистейший дар любви – ради другого, не ради себя, не ради своей прибыли, своей выгоды.

Есть вопросы, на которые у нас нет ответа, потому что это просто тайна. Есть грань, и воспитанный ум должен ощущать, что есть граница, на которой заканчиваются проблемы и начинаются именно тайны.

А дальше – есть вопросы, на которые нет ответа именно у этого человека. Ну, может быть, этот батюшка просто… ну, не знаю… проспал тот урок в семинарии, когда об этом рассказывалось. Забыл… еще что-то… Поэтому очень важно не путать мою личную некомпетентность в чем-то с тем, и что «вообще Церковь не в состоянии своим соборным разумом на это ответить».

Вообще, хорошее образование в любой области означает как раз умение находить источники для ответа на свои вопросы. Образование (это расхожая формула, не перестающая от этого быть правильной) – это то, что остается в человеке после того, как он забыл, что ему рассказывали на лекциях в университете. Врач не помнит все рецепты, все симптомы болезней, показания, противопоказания. Но он знает, где посмотреть. Инженер не помнит все коэффициенты сопромата, но знает, как их рассчитать и где их посмотреть. Точно так же церковно воспитанный человек или даже просто религиоведчески воспитанный человек умеет определять, находить информацию о церковной позиции. И не считать, что если ты взял интервью после службы, как там бабушки выходили из храма, что они сказали… не считать это мнение сразу мнением Церкви.

И, кстати говоря, у меня огромная просьба к журналистам и вообще ко всем людям, сидящим здесь. Я вас очень прошу: следите за чистотой своего языка… не позволяйте засорять свой язык словами типа: «А что Церковь думает о…?», «Какова позиция Церкви по этому вопросу?», «Как Церковь относится к этому?». Почему? Дело в том, что от имени Церкви имеет право говорить только Собор. С некоторой степенью приближения – Патриарх. Что это означает? Я имею право начать фразу «По учению Церкви, по мнению Церкви…» только при условии, что дальше я буду цитировать Символ веры. Тогда да, я скажу, что, по учению Церкви, есть Единый Бог Отец, Творец неба и земли…. Но если вы меня спросите: «Скажите, а что Церковь думает о Гарри Поттере?», то в ответ я могу только развести руками и сказать: «Много чести для Гарри Поттера, чтобы Церковь о нем что-нибудь думала». Потому что от имени Церкви может говорить только Собор, а я не представляю Собор, в повестке дня которого стоит пункт пятнадцатый «Выработка отношения к Гарри Поттеру». И поэтому здесь я должен быть сдержаннее на язык и говорить: «Моя позиция такова…». Это моя позиция. Есть позиция другого церковного публициста. Но нельзя ни мою позицию, ни позицию другого, скажем, моего оппонента, отождествлять с позицией Церкви в этом вопросе.

Протодиакон Андрей Кураев.(Пресс-конференция в Воронеже. 2004 год)

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree