Стихира преподобной Кассии поется только в Великую среду

Потрясающая по красоте поэтического богословия стихира преподобной Кассии поется только в Великую среду на Вечерне Литургии Преждеосвященных Даров, где евангельски противопоставляются любовь женщины кающейся и лживость предательства превозносящегося ученика.
В Евангелии жена молчит. Она не смеет открыть уста, чтобы возразить фарисею или Иуде. Она молча, возлив на главу Его драгоценное миро, омывает ноги Спасителю слезами, отирает их своими власами.
И, вот, Кассия, говорит за нее…
Великий день. Великая литургическая поэзия.

Стихира самогласная 5 на стиховне. Творение Кассианы инокини

Господи, яже во многия грехи впадшая жена,
Твое ощутившая Божество,
мироносицы вземши чин,
рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит:

увы мне, глаголющи,
яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна,
мрачное же и безлунное рачение греха.
Приими моя источники слез,
иже облаками производяй моря воду.
Приклонися к моим воздыханием сердечным,
приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием:
да облобыжу пречистеи Твои нозе,
и отру сия паки главы моея власы,
ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши,
страхом скрыся.
Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит?
Душеспасче Спасе мой,
да мя Твою рабу не презриши,
иже безмерную имеяй милость.

Перевод Ольги Седаковой

Господи! Во многие грехи впавшая женщина,
Бога в Тебе ощутив,
мироносицей становится
И рыдая, миро приносит Тебе прежде погребения,
– Увы мне! – говоря –
Как ночь для меня – блудная неодолимая страсть,
Темное, безлунное влечение к греху.
Прими же потоки слез моих,
Ты, из облаков изливающий воду морям!
Склонись к вздохам сердца моего,
Ты, склонивший небеса неизреченным Твоим обнищанием:
Буду целовать пречистые ноги Твои,
Утру их волосами моими:
Шум их Ева, заслышав в раю пополудни,
спряталась в страхе.
Грехов моих множество, судов Твоих бездну кто исследует?
Души спаситель, Спаситель мой, не презирай меня, рабу Твою,
Ибо милость Твоя безмерна

* * *

«Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Автор этой дивной стихиры – монахиня Кассия ― единственная женщина-гимнограф.

Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье.
Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Сохранились несколько писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии. Из них мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что с юности она стремилась к принятию монашества.

В 821 году император Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия. По преданию, мать Феофила, императрица Фекла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице.

Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», ― намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее»,― имея ввиду воплощение Спасителя от Девы Марии. Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания.

А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Здесь она проводит всю свою жизнь и, «преисполненная мудрости и боголюбия», сочиняет множество богослужебных произведений.

Следует отметить, что VIII – IX вв. ― золотой век церковного песнотворчества. В это время творили преподобный Андрей, архиепископ Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Косьма, епископ Майумский. Церковные гимны создавали не только монахи, но и многие образованные миряне.

Память св. Кассии совершается 7/20 сентября, накануне Рождества Богородицы.

К произведениям монахини Кассии в настоящее время относят:

Ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой Субботы;
Стихира на Рождество Христово — «Августу единоначальствующу на земли…»;
Стихира на Святую и Великую среду — «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…»;
На Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня — «Исаии ныне пророка глас…»;
На память мучеников Евстратия и иже с ним, 13-го декабря — «Паче еллинских наказаний…»

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree