Праздновать ли Новый год и зачем наряжать ёлку

Праздновать ли Новый год? – вопрос не праздный. Его задают мне люди ежегодно. И каждый раз пытаюсь “разложить по полочкам”.
Для многих аргументом не празднования является Рождественский пост. Я бы согласился с этим, но ведь Рождественский пост не мешает нам праздновать праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, или святителя Николая Мирликийского, именинные дни.
Значить, все таки это не есть самый убедительный аргумент. Так, что – праздновать?
Каждый раз смущает, вот это, просто таки религиозное отношение ко времени, благоговейное внимание к движению стрелки и впечатление ритуальным поведением условного перехода в численное изменение даты. А вас – нет?
Новый год- праздник обожествления времени, придания ему особого статуса в нашей жизни. Время в день Нового года приобретает властвующий характер, отнимающий чувство Вечности.
Я, будучи молодым, весьма досадовал, что у Церкви не сохранилось точных дат Евангельских событий и что все даты празднований, включая Рождество Христово и Пасху Господню, совершенно условны. Мне трудно было понять, что для Церкви важно было само событие, а не летописная фиксация хроник.
И только с возрастом я оценил эту невольную мудрость, которая не позволила нам сакрализировать время, обожествлять даты, удаляя из них саму глубину спасительного смысла.
Сегодня Юлианский календарь – просто благочестивая данность традиции, которая связывает нас с нашими святыми предками земным летоисчислением. И в этом смысл соблюдения календаря, который стал определенным символом спасительного восхождения в Вечность Господню преждеживших во времени. Но сам календарь не спасает. А потому и обожествлять его нет нужды.
Однако, праздник Нового года ярко выраженное язычество с характерным для вакханалий ритуалом. И соответсвующими приметами: “Как Новый год встретишь…”
К дате относятся мистически. Проводят “старый” год, встречают “новый”. Персонифицируют даты, наделяют годы характером.
Много еще можно об этом писать. Но я, как христианин, почувствовал всю неестественность соучастия в этой разгульном веселии. И повода для радости так же не вижу.
Рождество Спасителя, Его Воплощение ради моего спасения- радость, которой я не достоин. Но Он Сам избрал этот путь, на котором и я оказался, потому что я, будучи человеком грешным, все же чаю спасения. Я не могу не согласится с Церковью, что Христово Воскресение – праздников Праздник и Торжество из торжеств! В Пасхе все веселие человека, поскольку в ней ЖИЗНЬ!
А Новый год? – праздник близости физической смерти во времени? Не нам ли стоит трезво признать, что в следующем году мы обильно будем пожинать известия о смерти близких, знакомых, каждый из нас умрет в один из празднуемых годов…Ложный праздник, подмена, которая не имеет смысла, но служит коммерческим интересам.
Вот уже пятнадцать лет в нашем храме совершается в разгульную ночь внешнего мира Всенощное бдение памяти святых мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца. В этом году это еще и великий праздник воспоминания Воскресения Господня.
Пожалуй, это лучшее решение для ночи, в которую не дадут спать.Ночи, наполненной странными пожеланиями и сомнительным торжеством.

* * *

Придется написать пост и по елке.
В Википедии совершенно верно пишется, что украшение елки- языческий обычай. Вообще украшение деревьев было характерно для всех религий. Вполне возможно, что пришла эта традиция в другие религии из прарелигии, которую исповедовали первые люди Адам и Ева. Потому что почти во всех религиозных обрядах украшение дерева означало символически Древо жизни.
Долгое время я не мог никак увязать новогоднюю елку или Рождественскую елку с этими праздниками. Елка оставалась загадочным иным телом, которое не влезало по смыслу в эти праздники: ни в Новый год, ни в Рождество Христово.
Все, что говорилось о елке было чуждо духу праздника Рождества. И совершенно не понятно было для Нового года.
И, вот однажды мне пришлось быть в одной арабской семье в Вифлиеме на праздновании Рождества Христова. Проходило действо как семейный утренник. Было много детей, взрослых. Пришли старики и были посажены в почетные кресла.
Мне старались переводить с арабского все, что произносилось и что происходило.
Именно там я узнал очень древнюю христианскую версию о присутствии на Рождество украшенного дерева.
Донесу и вам, друзья, этот рассказ вкратце.
После того, как пастухам в поле явились святые Ангелы, возвестив радостную весть о Рождении Спасителя мира, пастухи поспешили со своими подарками в пещеру к Новорожденному.
Однако пришло их сразу так много, что все войти не смогли. И потому оставляли, принесенные Младенцу игрушки,на дереве, что росло у входа в пещеру. А сами возвращались к своим стадам.
С того времени, говорится в легенде, христиане украшают дерево в день Рождества Христова в домах, в знак того, что в каждом доме есть та таинственная пещера, в которую не всем получаются войти, но все мы приносим свои посильные приношения Младенцу Иисусу, украшая видимое дерево, знаменующее вход в место пришествия к нам Воплощенного.

Очень красивый рассказ, который хранится в Вифлееме, расставил для меня все смыслы с деревом на Рождество. Этот поздний (без сомнения!) апокриф дал право елке быть в праздник Христова Рождества желанным участником торжества каждой христианской семьи.
Потому берусь утверждать,что украшение елки имеет смысл только на Рождество Христово. И совершенно бессмысленно на Новый год.

Киевский архимандрит Алипий (Светличный)

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree