Переходный возраст

1234.jpg 

… И ТОГДА МЕНЯ СПРОСИЛИ: “КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЙТИ ЗАМУЖ?” 

Эта история произошла лет десять назад. Директор одной из московских школ (она была тайно верующим человеком) попросила меня прийти к ней в школу и поговорить с детьми о нравственности и о заповедях Божьих. Ее крайне тревожило то, что, как она выразилась, “мы теряем детей, перестаем понимать их”. И вот, по ее мысли, я должен был прийти и поговорить со старшеклассниками о Боге. Я отказывался сколько мог, потому что, во-первых, никогда с детьми не разговаривал на такие темы, а во-вторых, был уверен в том, что они, в большинстве, ничего о Боге не знают, да и вряд ли интересуются узнать… Однако по ее уговору, мне пришлось-таки в школу прийти. Прихожу. В актовом зале собралось человек сто, сто двадцать, дети вместе с учителями. Начинаю говорить о заповедях… Чувствую, что все идет поверх голов… Как ужасно чувствует себя учитель, когда дает неинтересный урок… Минут через двадцать дети устали меня терпеть. А я как раз дошел до седьмой заповеди – “Не прелюбодействуй”. Объясняю, что нельзя людям сходиться, как собачки, что мы – разумные свободные существа, что в мире свободных существ действуют нравственные законы, что нельзя… А меня вдруг спрашивают: “Почему нельзя?” Смотрю, кто спрашивает. На заднем ряду сидит девушка на коленях у парня и говорит мне далее такие слова: “Товарищ лектор, а почему нельзя? Мы с моим парнем СПИДом не болеем, семьи заводить не собираемся, детей пока не хотим. Почему нельзя? Что это ваш Бог такой строгий?”

Вот в этот момент у меня в голове все прояснилось… Надо признаться, что до этого момента я не считал, что педагогика – искусство. Архитектура, музыка, поэзия, философия – да, искусство, а педагогика – работа, вроде дворника или санитара… Но когда я услышал вопрос девушки: “Что это ваш Бог такой строгий?” – я мгновенно понял, что у меня из этого зала актового – два пути. Или я отвечу на ее вопрос, и она сядет на стул. Или я выйду в дверь и уже никогда не буду говорить с детьми о Боге. Педагогика – это высокое искусство. Если я учитель, я могу как-то передать детям свои убеждения… Я ответил этой девушке на ее вопрос (ответ вы сможете найти в этой книжечке). Так я стал учителем. Скоро я понял, что мы, взрослые (учителя, родители), часто делаем одну ошибку. Когда мы говорим с детьми, мы говорим о себе и о своем, о том, что по-нашему надо, что хорошо, что должно… Часто мы это делаем с таким нажимом и дурным вкусом, что результат бывает строго обратный тому, какого мы ожидали. А если зайти с другого конца? Поговорить с детьми об их проблемах, о том, что их волнует в это самое смутное время становления личности – переходный возраст. А теперь я перейду к своей беседе со старшеклассниками.

Я буду говорить сегодня о том, что происходит – или может происходить – с вашей душой в вашем возрасте. Ваш возраст называется переходный, поскольку вы сейчас переходите из детского состояния во взрослое. С вашим телом и душой происходят какие-то перемены. Как меняется ваше тело, вы сами видите, а что происходит в душе? Что происходит в душе, попробуем разобраться. Из каких “частей” состоит человеческая душа? Какие у нее есть основные “способности”? Вас этому не учили? В школе не учат тому, что такое душа и как с ней обращаться?! Удивительное дело. Тогда я вам скажу. У души три части. Умная, или словесная часть души, располагается (условно говоря) в области головы и горла. Скажите, а когда мы гневаемся, где у нас закипает? В груди. Совершенно верно: от горла до диафрагмы располагается “гневательная” часть души. (Это область наших чувств, мы называем ее “гневательной” частью души, поскольку гнев – самая разрушительная из эмоций.) Дальше, от диафрагмы и ниже расположена та часть души, которая “заведует” перевариванием пищи и продлением человеческого рода; она называется “вожделетельная” или волевая часть души. Начертим эту схемку на доске. Каждая часть души болеет своей болезнью. Чем болеет вожделетельная часть души? Чаще всего – “похотью”. Похоть – это неправильное половое влечение. Запишем. Чем болеет гневательная часть души, ясно: злостью, гневом, когда он направлен против человека. А чем болеет умная часть души? Глупостью? Понятно, что глупостью, в чем эта глупость проявляется? Разве вы не встречали людей, совершенно не образованных, или даже плохо учившихся (неспособных к учению), которые почему-то вызывают невольное уважение и симпатию, когда чувствуешь, что они по-своему мудрые люди? Так чем болеет ум? Поставлю вопрос иначе. Какой человек не может быть другом? Десять лет будете с ним дружить, а он потом предаст вас, потому что его ум был изначально болен. Такой человек не может быть другом, мужем (женой). Чем болеет его ум? – Гордостью. Правильно. Запишем. Словесная часть души (Ум) Гордость Гневательная (Чувства) Гнев Вожделетельная (Воля) Похоть Есть у вас вопросы? Тогда у меня есть вопрос. Три части души, – какая из них находится сверху? Какая главенствует? Словесная, умная? Неправильно. Умная часть души должна главенствовать, голова должна быть сверху. К сожалению, это нечасто происходит. Особенно в вашем возрасте. В “переходном” возрасте (все мы через это “проходим”) с нашей душой часто происходит то же, что с айсбергом. Мы и называем это “эффект айсберга”. Сейчас я это нарисую. Айсберг – белая, красивая, сверкающая на солнце ледяная гора. Где находится у нее центр тяжести? Под водой. Теплая вода постепенно размывает нижнюю часть айсберга, центр тяжести перемещается… В какой-то момент что будет? Айсберг перевернется. Как он перевернется? Будет медленно клониться? Нет, сразу и резко – верхняя прекрасная, белоснежная часть уйдет под воду, а наверху окажется уродливая, изъеденная водой ледяная глыба. Вот это часто и происходят с нашей душой в переходном возрасте: ум уходит в седалище (седалище – это часть тела, на которой мы сидим), а те эмоции, которым прилично располагаться в области седалища, захватывают голову. Происходит это иногда очень быстро. Я, например, прихожу в класс после каникул, смотрю на учеников… смотрю… …Так, перевернулись. Такое “перевернутое” состояние души – состояние ненормальное, болезненное. Можно сказать, только не обижайтесь, что мы в переходном возрасте психически больные люди. Если это психическое заболевание, то у него должны быть симптомы. Если хотите, я опишу вам эти симптомы, чтобы вы могли поставить диагноз себе или своим товарищам. Хотите? Хорошо. Одни симптомы будут типичными для мальчиков, другие симптомы будут типичными для девочек. С кого начнем? Нет, с мальчиков. Мужчины в трудных случаях должны быть впереди. С мальчиком происходит то, что называется “расстроился” Это значит, что “три”‘ части души перепутались, смешались, потеряли “строй”. Человек – расстроен, расслаблен, разобран. Внешне это выглядит так. Я попрошу кого-нибудь из молодых людей, вас, например, выйти и встать перед залом. Спасибо. Прежде всего, суставы у больного юноши плохо держат нагрузку тела. Колени его полусогнуты, сделайте, пожалуйста. Голову он не держит: голова слегка набок и вперед, так. Одно плечо ниже другого. Он ищет, на что ему облокотиться, вернее, прислониться тазом: его тазобедренный сустав ищет опору. Пожалуйста, обопритесь о стол. Видите, вся фигура изломана в суставах, расслаблена. Что происходит с лицом? Поскольку ум у такого человека ушел в седалище, то у него теперь не лицо, а подобие… Правильно. Так, расслабьте лицо, полностью. Рот полуоткрыт, веки приспущены. Нижняя челюсть и губа слегка ушли вперед. Побольше тупости. Хорошо. Что происходит с голосом? Словесная часть души повреждена, голос проваливается в чрево. Человек не говорит, а, знаете, как это бывает, “шлепает через губу”: “Ващще, че надо, атва-ли.., а че двойка-та? Я уч-чил…” Похоже? Все, тише, пожалуйста. Переходим к девочкам. У девочек мы будем наблюдать другую картину. Мальчики в переходном возрасте расстроены, расслаблены, разобраны. Девочки – нет. Девочки инстинктивно знают, что им предстоит создавать семью, рожать детей, расслабляться рано. Мальчики – разобраны. Девочки – собраны… Надо только посмотреть, в каком месте их собрали… Тише, пожалуйста. Как узнать, что у девочки начался переходный возраст? Очень просто: по тому, как она переходит порог дома. Вот ей позвонила подружка, девочка схватила шубку, прыг за порог, – еще ребенок. А вот ей позвонили и пригласили выйти в “общество”… Уже и “общества”, можно сказать, нет, а выйти хочется (на дискотеку, в кино…) Думаете, что, она встала и пошла? Нет, девушка сначала подготовится, проделает серьезную “работу над собой”. Прежде всего, она садится, изучает себя со всем вниманием и… наносит боевую окраску. Как всякая символическая окраска, эта боевая окраска имеет смысл, который можно высказать словами. Девочки, не обижайтесь, но я произнесу эти слова, которые написаны на вашем лице, когда вы его раскрашиваете подобным образом. Кто-то ведь должен вам это сказать. Смысл этой окраски такой – “Ищу…” “Ищу пар-тне-ра…” Пока девочка так красится, с ее душой происходит какая-то перемена. Дело в том, что у души есть точка внимания (точка концентрации), которая может перемещаться по телу… Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает. Пока девочка готовится на “выход”, эта точка концентрации постепенно из головы (если она там была) перемещается вниз… ниже… еще ниже… надо еще ниже… Меняется выражение глаз, из них выходит особое свечение (как у хищника ночью). Вот, эта точка концентрации опускалась опускалась и ушла под диафрагму. Оттуда, из глубины, выходит облачко, его называют “женское очарование”. Девушка подправила это облачко… А вот теперь она – встала… и пошла. Она идет – как бульдозер. А навстречу ей… расслабленный, разобранный… на полусогнутых. Что произойдет? Достаточно, успокоились. Да, она его “сшибет”… Мальчики, имейте в виду: девочки часто “сшибают” вас не потому, что вы им нравитесь: им просто интересно, как это делается. Видите, внешняя картина психического заболевания в переходном возрасте у мальчиков и девочек разная. Но сущность заболевания одна: страсти захватывают ум и заставляют ум себе служить. Например, человек влюбился. Я не говорю “любит”, потому что любит человек всей душой. Нет, он влюблен, то есть в нем возбуждена одна (страстная) часть души, которая заставляете создать образ любимого человека. Как вы думаете, будет этот образ истинный или ложный? Да, ложный, обязательно ложный. Далее, представим, что люди сходятся, страсть удовлетворена. И ум теперь нарисует другой образ того же человека. Как вы думаете, этот второй образ будет истинный или ложный? Истинный? Нет, обязательно ложный. Маятник качнулся в другую сторону, от одной лжи к другой. Чтобы вы лучше поняли, я расскажу вам одну историю. У меня есть дальний родственник, который рано остался сиротой. Он иногда заходил ко мне, и мы с ним беседовали. Приходит однажды: – Дядя Женя, я женюсь. – Гоша, а который тебе годик? – Уже девятнадцать. – А невесте твоей сколько? – Столько же, мы в одном классе учились. (Кстати замечу, что такие браки редко бывают счастливыми. Бывают, и я тому свидетель, но очень редко.) – Гоша… а зачем ты женишься? – Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся? – Не знаю, честное слово. Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься? – Ну… я ее люблю. – Очень хорошо, расскажи мне о ней. – Ну, дядь Жень, она ва-ще! она кла-асс! – Нет, “вообще” я не понимаю. Ты мне о ней расскажи. – Ну, во-первых, у нее… (Тут меня кольнуло: не “она”, а “у нее” Вот, девочки, почему опасно кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица или фигуры: ваш избранник, которого вы “подцепили”, скажет не “Катя” и не “Даша”, а “у нее”.) – У нее волосы… (С чего начал описывать любимую женщину!) – У нее волосы,.. каких нет в природе! – Как это? Я столько женщин видел, как это “волосы, каких нет в природе”? – Дядя Жень (и мой Гоша даже пальцы собрал в щепотку от удовольствия), волосы – ярко зеленые! – Так, а что у нее еще есть? – Ноги. И она ими так шарк-шарк. – Волочит ноги? – Не-ет, это понт такой. Она ваще все делает с понтом. Когда курит, то так сигарету держит… изящно. Дядя Женя, но как она матерится! Тут один мужик в автобусе ей что-то не то сказал, она ему так ответила, у того челюсть отпала… Рассказывает мне Гоша про этого зеленого крокодильчика, а я думаю про себя, что же ему сказать. Ведь все ясно… Я собрался с духом и сказал ему так: – Георгий, я тебе говорю как родственник и как старший – со властью: ты с ней жить не будешь. Никакая у тебя не любовь. Мой тебе совет: подружи с ней один год. Как к женщине не прикасайся. За год у нее волосы отрастут, отучи ее курить и материться. Через год все будет ясно. Понял меня? Как вы думаете, послушал меня Гоша? Нет. Он посмотрел на меня с сожалением: дескать, дядя Женя, ты уже старый, не можешь понимать любовь. Скоро получаю приглашение на свадьбу. Свадьба на Великий пост! Если я раньше думал, что вся эта история кончится ничем, то теперь стало очевидно, что кончится она плохо. Несчастные те люди, которые женятся на пост или зачинаются в пост. Прошло полтора года, от Гоши вестей не было. Встречаю его на улице Горького. – Здравствуй, Гоша, как дела? – Плохо. – Что такое? – Жена в больнице. Оказалось: за полтора года два аборта, второй неудачный: заражение матки. Первая чистка – неудачно, вторая – неудачно, стерилизация. Детей у женщины не будет. Я отвел Гошу в подворотню и говорю ему: – Ты теперь все свое время должен отдать ей. Она сейчас сильно переживает… – Дядя Женя, о чем вы говорите? Я развожусь. – Как? Почему? – Да ну, – сказал мне Гоша буквально следующие слова, – волосы зеленые, куряка, матершинница, неряха и дрянь. – Это ты – дрянь. Ты девчонку взял, искалечил, сейчас бросаешь. Ты – мужчина, вся ответственность на тебе. Он тут же в подворотне и заплакал. Совесть у парня была… Вот чем кончаются эротические игры в переходном возрасте. Ясно ли я выразил свою мысль? Если ум захвачен страстью, то он обязательно рисует неверный образ другого человека: и в то время, когда он одержим страстью, и в то время, когда страсть проходит. У вас есть вопросы? Тогда у меня к вам вопрос. Скажите, когда заканчивается переходный возраст, во сколько лет? В 25? Может быть, но почему именно в 25? После армии? Для юношей, а для девушек? После замужества? Переходный возраст может вообще не закончиться. Как перевернулся человек в юности, так вверх ногами и ходит до смерти. А после смерти, вниз головой, он куда пойдет? Как узнать, что человек так и застрял в переходном возрасте? Если это человек взрослый, то он уже умеет скрывать свои чувства и повадки. По внешности уже трудно определить, что он “перевернувшийся айсберг”, Есть ли признак, по которому можно узнать, что он так и остался в перевернутом состоянии? Один из таких признаков – то, что он блудит. Заповедь Божья говорит кратко и просто: “Не прелюбодействуй”, не блуди. Один раз меня спросили, а почему этого нельзя делать? Кому от этого плохо, если люди получают наслаждение и никому не причиняют вреда? Если хотите, я попытаюсь ответить на этот вопрос, почему нельзя. Отвечать?

Продолжение следует

2 комментария в “Переходный возраст”

  1. Валерий:

    Поразительно, насколько образно, точно и доходчиво. А где можно почитать эту работу полностью? Я бы рекомендовал ее для изучения в школе, причем в средней, пока дети еще способны адекватно мыслить.

  2. Тамара Ступина:

    Мне тоже очень нравится и точность формулировок, и краткость и доходчивость.
    Этот текст я опубликовала полностью. Есть брошюрка такая. Я её сканировала очень давно, распечатываю и даю друзьям.
    Есть ещё видео-урок для старшеклассников, где повторено практически всё то же самое. Есть ещё и аудиоверсия. Её часто транслирует интернет-радио нашего сайта. К сожалению пока радио не работает по техническим причинам – проблемы на сервере.
    Заканчивается брошюра вот таким текстом:
    Если у вас возникнут вопросы или вы захотите рассказать какую-нибудь историю, пишите мне на адрес редакции “Свет Православия”. Ваш Е .А.
    155440
    Ивановская область,
    Кинешемский р-н,
    С. Решма,
    Макариев-Решемская обитель
    “Свет Православия”

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree