Светлая седмица: как правильно ее провести, чтобы не перечеркнуть труды Великого поста?

На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. Как сдержать коня, знает иерей Андрей Чиженко.

Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее…

…Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева.

Я это рассказываю к тому, что в нашей широкой и многогранной славянской душе великое христианское благочестивое чувство часто соседствует с языческим пьяным разгулом. Последнее особенно вырывается, как пар из клокочущего чайника, во время праздников.

Человек долго и честно себя сдерживал во время Великого поста. Старался вести более-менее благочестивую покаянную жизнь. После Пасхи ему дали «зеленый свет». И он перестал себя смирять. Пружина распрямилась с мощной кинетической энергией. Итог – в худшем случае несварение желудка, больница или запой на период Светлой седмицы. Человек несколькими днями перечеркивает в себе все достижения поста. Почему это бывает?

Потому что он часто неправильно относится к посту, воспринимая его нормативно-механистически: не есть того-то, выполнить то-то и прочее. И потом, не стараясь изменить свою внутреннюю духовную природу, исправить ее, взывая к Богу о помощи, человек усилием воли пытается обуздать свои страсти. Но не искореняя их в глубине сердца, а сдерживая где-то на поверхности. Потому в  праздники – Пасху или Рождество Христово – он снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца), в будущия блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».

Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь. Через них Господь изменяет-исцеляет нашу духовную природу. Вот в чем самоцель праздника. И нам необходимо откликнуться на этот призыв Всевышнего, а не вернуться к лени, пьянству и чревоугодию. Не без того, конечно, чтобы тело отдохнуло. Это тоже нужно. Особенно в Светлую седмицу. Но все хорошо в меру. Это не значит, что вышли из храма после Пасхальной службы и забыли дорогу к церкви. Будем только есть, пить, веселиться. Нет, жизнь во Христе продолжается, как и борьба с диаволом, со страстями своими. Ведь, наоборот, сатана начинает уловлять нас тогда, когда мы расслабимся.

– Слава Богу, причастился! – думает человек.

А бес уже ждет, чтобы ножку подставить.

– Слава Богу, дождался Светлого Воскресения Христова. Теперь разговеюсь! – мыслит постник.

Но сатана уже ждет, чтобы он разговелся ТАК, чтобы перечеркнуть все свои усилия и труды.

Потому, дорогие братья и сестры, будем иметь перед собой не плотяные, а духовные цели. Важно на Светлой седмице не скатиться вниз, но продолжать с Божьей помощью упорное тяжелое восхождение вверх – в Царствие Небесное.

Для тех же, кто желает и в Светлую седмицу участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин, хочется сказать несколько слов о подготовке к Евхаристии в данный период. Пищевой пост мы не держим. Это запрещено Церковным Уставом. Соблюдается только евхаристический пост: с двенадцати ночи и до момента причастия. Вместо подготовительных канонов читается один канон Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв – часы Святой Пасхи. Последование ко Святому Причащению не опускается, оно обязательно для готовящихся к Евхаристии и во время Светлой седмицы.

Не будем же, дорогие братья и сестры, перечеркивать собственные усилия и труды Великого поста. Главное изменяться сердцем, соединяться душой с Господом нашим Иисусом Христом посредством праздников, в том числе и Светлого Христового Воскресенья. Ведь нам нужно просить у Бога, чтобы Он помог нам, неразумным, оставаться в свете Его Божества, а не упасть в грязь пьянства и чревоугодия.

Мы должны и разговеться, и отдохнуть, и побыть с близкими своими, поделиться с ними пасхальной радостью, но вместе с тем помнить, что ГЛАВНОЕ достижение Пасхи – наша воскресающая обновленная душа. Не будем же ее снова втаптывать в грязь страстей.

Иерей Андрей Чиженко

Свобода обновленной жизни

Слово в Великую субботу

Тело Господа нашего Иисуса Христа снято с Креста Его учениками и положено во гробе. Вселенная замерла в предчувствии величайшего события. А мы с вами собрались сегодня в храме, движимые любовью и верностью, которой были движимы жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и другие ученики.

Это достойно всякого подражания и похвалы. Относится это не только к тем из нас, кто с усердием прошел подвиг Великого Поста и Страстную Седмицу, но и тех христиан, которые только сегодня вспомнили о своем имени, пришли в храм, нашли в себе силы очистить свою душу покаянием для встречи с воскресающим Христом. Они сделали, что могли и их подвиг также велик пред Богом.

И к этой приближающейся радости, радости воскресения Христова, о котором мы уже слышали сегодня в евангельском чтении, присоединяются и простые человеческие радости, близкие каждому из нас. Мы готовимся к празднику, к торжеству, к принятию гостей, к тому, чтобы похристосоваться и с друзьями, и с врагами, облобызаться и порадоваться в эти замечательные дни.

Но часто, и многие знают это по собственному опыту, первые же дни этих торжеств бывают омрачаемы для нас отягчением плоти. Сейчас многие принесли для освящения куличи, яйца, пасхи, другие яства, и это для нас тоже радость. Но часто случается, что уже в Светлый понедельник или вторник наше бедное тело мучается и страдает, а душа отягчена различными происшествиями, постигшими нас в эти торжественные дни. Почему так происходит?

Часто это происходит потому, что мы просто не понимаем истинной сути вещей. Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в Снедь верным. Вот наша главная Снедь и то, ради чего пришел Господь. Он отдает Тело Свое и Кровь нам в Пищу, а мы об этом забываем, об этом главном торжестве, главном источнике нашей жизни и нашей веры. Поэтому земные брашна и развлечения часто с такой легкостью отягощают нас и отталкивают от нас Божественную благодать, изливающейся особым образом в Пасхальные дни.

Господь принес нам великую свободу, свободу обновленной жизни, свободу от греха. Об этом сегодня нам напоминает Божественный апостол: мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4).

Вот ради чего был распят и погребен Христос. Сегодня ад трепещет, ад стенает, он плачет, страдает от того, что в него входит Господь и освобождает узников. Об этом нам надо помнить.

Благовестителями именно этой великой свободы, свободы воскресшего Христа, победившего смерть, мы призваны быть в эти дни и во все дни своей жизни. Мы призваны благовествовать победное воскресение Христово, быть благовестниками победы над грехом, а не отягченными страстями и яствами людьми, желающими только мирских утех и наслаждений.

Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога (Рим. 6, 10), — говорит Господь через уста Своего апостола.

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Иисусе Христе, Господе нашем.

Аминь.

Источник: сайт “Православие.ру”

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree