Иконописный апокриф: «Воскресение Христово. Сошествие во ад»

Воскресение. Восстание от гробаЕсть в христианском Предании такой разряд письменных источников — апокрифы, «отречённые книги». По происхождению и содержанию они очень разные, некоторые ещё со времён Средневековья включались в специальные кодексы и сжигались на кострах. Другие — признанные частично годными для чтения искушёнными в традиции, сохранялись в монастырских библиотеках «по секрету» и без особого афиширования выдавались «посвященным». Так и возникло название ἀπόκρῠφος — по-гречески «сокровенный», «тайный».Среди всего богатства апокрифов есть источник, переживший несколько переводов и имевший активное хождение даже в средневековой Руси — «Евангелие Никодима». Помимо вымышленного донесения Понтия Пилата императору Тиберию в этом памятнике был также рассказ о смерти Христа, сошествии Его во ад, откуда Он вывел прародителей Адама и Еву.Подлинность догмата о сошествии во ад ныне долго доказывают богословы… Но мы сейчас не о том.

Сегодня на воскресных службах на праздничном аналое чаще всего можно увидеть икону воскресения «Восстание от гроба». Христос в белых одеждах с победной хоругвью в руке стоит на камне, отваленном от входа в пещеру, где было погребено Его тело; у Его ног сидят ангелы. Лаконично, чётко, понятно.

Несомненно, популярность этого сюжета в том, что здесь не надо ничего объяснять. Никаких тебе сложностей, лишних подробностей — был или не был написан отчёт Пилата Тиберию? А почему оказались в аду прародители Адам и Ева и ветхозаветные пророки? А что вообще это такое — ветхозаветный ад? А чем тогда отличался ад как место мучений от «лона Аврамова» из евангельской притчи? На изучение этих богословских тонкостей может уйти вся Страстная седмица, да и не она одна.

А кто это там, в коронах — Давид и Соломон? А эта патлатая голова, торчащая из толпы? Иоанн Предтеча?

А это что за шутки древнерусских иконописцев, пустивших по фону адской пропасти щипцы, гвозди и прочие орудия мучений? А кто это там синенький и связанный лежит на дне? «Ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася…? Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?»

Нет, всё это сложно, сложно, сложно…

Воскресение Христово Сошествие во ад XIV век

Воскресение Христово Сошествие во ад XIV век

И всё-таки мой взгляд упорно возвращается к «Сошествию во ад». Может быть, весь секрет в том, что, где не работают простота и ясность, на первый план выходит яркий образ.

Посмотрите на «Сошествие во ад» — только не на современную бумажную копию, а и непременно на деревянную икону, где фигура Христа писана золотом. Не правда ли, в таком виде она смотрится совершенно иначе? Ведь вначале вы разглядите фигуру Христа, и лишь потом — всё остальное.

Воскресение Христово Сошествие во ад

И всё отходит на второй план — щипцы, гвозди и кто-то синенький, которого древнерусские иконописцы поместили в самом низу. И цари, и пророки, даже прародители Адам и Ева.

И остался только образ золотого Христа, стоящего на обломках креста, — символ победы над смертью. «Радость моя, Христос воскресе». А все прочие богословские сложности — это так второстепенно…

Дарья Менделеева. Сайт “Матроны.ру”

Р.S: На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа)”.
Но, на мой взгляд, перекрещенная форма этих створок тоже имеет образную нагрузку. А вариантах иконы этого канона, где нет креста в верхней части – либо на Голгофе, как на картинках в тексте, либо иногда в руках у летящих ангелов, – эти створки становятся совсем крестоподобны.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree