“Назад в будущее” или “Сто лет тому вперёд”?

1_1Фильм «Назад в будущее» первый раз я посмотрел в начале 90-х по кабельному телевидению. В начале 90-х одно время был расцвет таких кабельных районных кабельных сетей, гоняющих пиратские копии фильмов. У меня тогда ещё не было видеомагнитофона (ибо не было таких денег), поэтому наш районный кабельный канал был единственной возможностью смотреть знаменитые голливудские боевики. Хотя все фильмы были отменно отвратительного качества картинки, но выбирать не приходилось.
«Назад в будущее» транслировали с немецкой копии, на которой вместо знаменитого «Back to the Future» появлялась немецкая адаптация «Zurück in die Zukunft». И все герои говорили по-немецки – немецкая речь пробивалась через гнусавый перевод.
Сказать, что меня этот фильм потряс – это ничего не сказать. Он сразу стал одним из самых любимых моих фильмов, и по сию впору – уже в самом лучшем качестве, какое я только мог найти – бережно хранится в моей видеотеке (хотя, строго говоря, это просто внешний HD объёмом в несколько Тб). Меня вообще завораживают истории, связанные с временными парадоксами. У меня, если так можно выразиться, четырёхмерное мышление. Поэтому, может быть, я с особой остротой ощущал такие, например, моменты.
В конце второй серии молния ударила в машину времени и «Док» Эммет Браун исчез. Марти Макфлай стоит ошеломлённый – как от потери друга, так и от того, что кажется наглухо застрял в 1955 году – идёт ливень, и вдруг приближается машина. Это оказывается почтальон привёз письмо, которое Эммет Браун отправил Марти из 1885 года. И Марти кричит «Он жив! Док жив! Он на Диком Западе, но он жив!» Невероятно – «Док» Браун уже умер 70 лет назад на этом Диком Западе, но для Марти он жив и он рядом – потому что Марти тоже уже не в 3-мерной, а в 4-мерной реальности.
Ну а помимо просто зубодробильной идеи с этими невероятными перемещениями из одной исторической реальности в другую, ещё надо добавить отличную игру актёров, великолепные спецэффекты (которые даже сегодня смотрятся вполне на уровне), да и плюс эксплуатация ностальгии по прошлому, которая, судя по всему, американцам также свойственна, как и нам. В общем – это конечно один из лучших фильмов, снятых в Голливуде за последние полвека.
Недавно этот фильм снова ворвался в новостные ленты. Ещё бы! Ведь именно в наши дни переместились из своего 1985 года Марти и «Док» во второй серии. Ну и, естественно, косяком пошли сравнения – что осуществилось, что не осуществилось. Ну да, летающих досок нет. Да и машины времени тоже нет, говоря по правде – а она, по версии авторов, появилась ещё в 1985 году.
Мне тоже захотелось немного сравнить. Правда не 2015 год из фильма «назад в будущее» и реальный 2015 год, в котором мы все оказались (вернее мы его уже прошли, но не так чтобы уж очень давно). Я решил сравнить фильм «Назад в будущее» с другим фильмом, на тему перемещений на машине времени – с советской «Гостьей из будущего». Тем более что эти фильмы вышли, практически, одновременно – в 1985 году. Итак.
Фильм «Гостья из будущего» был снят по книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», вышедшей в 1977 году. По мне, так это название очень сильно перекликается с названием «Назад в будущее». В названии «Гостья из будущего» тайна лежит на поверхности. А в названиях «Сто лет тому вперёд» и «Назад в будущее» – красивая игра со смыслами и иными планами.
Первое, что бросается в глаза, если начать смотреть оба этих фильма (первую серию «Назад в будущее» и «Гостью из будущего») – это то, насколько убогими были спецэффекты советского фильма. Их и спецэффектами-то можно назвать только из жалости.
1_5Можно исписать горы бумаги или забить гигабайты дискового пространства сравнениями СССР и США и размышлениями о том, почему же СССР в итоге приказал долго жить. А можно просто посмотреть два этих фильма и больше никаких сравнений не нужно. 1985 год в США и 1985 года в СССР. И там, и у тут выпускают фантастический фильм со схожим сюжетом. Американский фильм смотрится как самая футуристическая лента, какая только может быть. Советский фильм – смотрится с грустью. Нет, я верю, что создатели «Гостьи из будущего» делали всё, что могли. Однако что они могли, собственно, если в 1985 году СССР был в глухой научно-технической жопе.
В 1985 году в США вышел 32-битный микропроцессор Intel 80386 – именно выход этого процессора спровоцировал IT-революцию. В СССР в 1985 году не то что ничего даже близко похожего на i80386 не было, но даже клон IBM PC не смогли построить. Лишь спустя пару лет появился клон под названием ЕС–1835, да и то выпускался он в ГДР. Советская электронная промышленность ничего подобного освоить не могла.
Но это всё так, слова, технические термины. Непосвящённый даже и не особо поймёт, что такое не уметь делать даже копию IBM PC, когда в США уже компьютеры на базе 80386 во всю строили. Да и не надо понимать этих технических нюансов. Достаточно просто посмотреть «Назад в будущее» и «Гостью из будущего». И всё сразу становится ясно. И сразу начинает играть новыми красками старый советский анекдот про то, как японцы после экскурсии по советским передовым заводам говорят экскурсоводу: «мы думали вы отстали от нас лет на 30, а оказывается вы отстали от нас навсегда».
Кстати, в американском фильме авторы ничуть не пытаются пыжиться, как жабы и утверждать, что США во всём – самая передовая держава. В эпизоде, когда молодой «док» Браун в 1955 году рассматривает сгоревшую микросхему и говорит: «Не удивительно, что она сгорела – ведь она японская», а Марти ему в ответ: «О чём вы говорите? Всё самое лучшее делают в Японии». И у Эммета Брауна вытягивается лицо от удивления. В 1955 году смешно было сравнивать США и Японию. А в 1985 году японская электроника – лучше американской. Создатели «назад в будущее» не боятся этого сказать. Ибо зачем скрывать очевидное и искажать реальность? На такое способен только советские агитпроп.
А советские создатели «Гостьи из будущего»? Они, создавая такие «спецэффекты», что просто плакать хочется от того, какие они убогие, пытаются убедить зрителя, что в скором будущем (разумеется – коммунистическом!) люди будут перемещаться в пространстве, просто открывая двери стилизованных картонных автобусов? Не смешно. В летающие доски и машины, которые подаются зрителю при помощи самых последних достижений науки и техники (которые в первую очередь используются в фантастическом кино) как-то веришь. Веришь, что такое возможно. А в том, что страна, которая не может нормально сделать фантастический фильм, когда-то, в недалёком будущем достигнет такого технического развития, что можно открыть дверь на остановке в Москве и оказаться на берегу моря – как-то не то что с трудом верится (хотя сама идея забавная), а вообще не верится. В космопорт, в котором отправляются экскурсии в космос – тоже не веришь. И не потому, что не хочется верить. А потому, что перед глазами кадры советского фильма 1985 года, в котором создатели даже особо не скрывают, что для сцены погони пиратов за Колей задействованы круглые кабины с какой-то карусели из Луна-парка, подвешенные на канатах.
Уныло очень. В 1967 году и то фантастику лучше снимали – чему пример, скажем, советский фантастический фильм «Туманность Андромеды». Да и в 1974 году «Отроков во вселенной» сняли вполне на уровне. А всё почему? Всё потому, что 1985 года – это начало эры микропроцессорной революции и СССР проиграл её уже на самом старте.
Ну ладно. По поводу научно-технической составляющей этих двух фантастических фильмов можно много сказать. И всё сказанное будет не в пользу фильма «Гостья из будущего». И это при том, что сам сюжет «Гостьи» более… занимательный, что ли. Всё-таки – космические пираты, преследования на грани жизни и смерти. То есть драматургическая основа советского фильма покрепче, чем американского. Но по зрелищности эти два фильма даже и сравнивать нельзя. Ну это всё равно, как старый «Запорожец» сравнить с Ferrari 488. А тем более, устроить между ними соревнование.
Но, как говорится, не спецэффектами едиными жива кинофантастика.
А чем ещё? Конечно же – героями. Ведь фантастика – это точно такое же литературное произведение, как и любое другое. А в литературном произведении главным является сам герой, его борьбе с неблагоприятными окружающими обстоятельствами. Конфликт героя, изменения героя в процессе этого конфликта – вот суть любого произведения, в том числе и фантастического.

1_4Посмотрим с этой точки зрения на оба фильма.
Главным героем фильма «Назад в будущее» является Марти Макфлай – обычные подросток из американского захолустья. Родился он в выдуманном Хилл-Вэлли в 1968 году, стало быть ему в фильме 17 лет. Он любит играть на гитаре, создав собственную рок-группу, имеет девушку, катается на скейте. И просто ненавидит, когда его обзывают «цыплёнком», из-за чего вечно ввязывается в истории, в которые ввязываться не стоило бы. Какие у него мечты? Довольно простые – он хочет жениться на своей девушке, стать знаменитым рок-музыкантом и иметь крутую тачку. Он смелый, целеустремлённый – порой до агрессивности, безбоязненно вступает в драку, коли так складываются обстоятельства. Марти очень страдает от того, что его отца третирует урод Бифф Таннен. И поэтому вполне естественно для него, что коли уж его занесло на неделю в 1955 год, когда отец стал его ровесником, он старается выковать из отца настоящего бойца. И у него это получается. Марти Макфлай – сильная и целеустремлённая личность, вызывающая однозначную симпатию у зрителя. Даже когда он предстаёт в нелепом виде (скажем, выряженные ярмарочным индейцем) – мы на его стороне. В процессе фильма Марти Макфлай меняется как личность. И он готов начать создавать свою жизнь сам, не рассчитывая ни на кого. Даже на «дока» Брауна, который улетает в неведомое со своей новой семьёй.

Ну а что можно сказать про главного героя «Гостьи из будущего» – Колю Герасимова?

Коля помоложе Марти – он учится в 6 классе, стало быть, ему 13 лет. Однако в целом по нему ясно, что он и в 17 лет будет таким же. Каким? Да говоря откровенно – никаким. Он ни рыба, ни мясо. Вялый инфантил. У Коли Герасимова нет никаких черт, которые могли бы вызывать к нему устойчивую симпатию. Если зритель ему и симпатизирует, то не из-за каких-то его качеств, а просто потому, что он – совершенно случайно – становится временным хранителем артефакта, за которым гоняются гнусные космические пираты. В целом, если предположить, что в недалёком будущем Коля Герасимов превратится в типичное серое «ни рыба, ни мясо», а то и просто тихого алкоголика, то такое предположение внутреннего протеста не вызывает. Главная его особенность – вялость. Он оживляется только когда случайно попадает в будущее.
Отношение к перемещениям во времени, кстати, у Марти и Коли разное. Марти Макфлай совершенно не стремится покидать настоящее и отправляться то в прошлое, то в будущее; а уж попав туда, старается как можно скорее вернуться в своё время, в свою жизнь, которую ему надо созидать. Марти Макфлай – типичный образ человека, который любит своё прошлое, верит в будущее, но счастлив своим настоящим и хочет именно в нём творить это самое будущее таким, каким он хочет его видеть.
Коля Герасимов, напротив, случайно попав в комнату для перемещения во времени, тут же использует этот момент. А уж попав в будущее, пытается использовать его на всю катушку, чтобы набраться новых впечатлений. Если бы не нудный робот Вертер, Коля из будущего вряд ли так быстро вернулся бы. Да скорее всего он и робота Вертера обманул бы и не вернулся, если бы за ним не устроили погоню пираты. То есть настоящее, настоящая жизнь Колю Герасимова ничуть не интересует. В своём настоящем – советском настоящем, напомню – Коля ничего интересного не наблюдает. Так, обычная скучная для него жизнь.

Робот Вертер называет Колю романтиком. Это вряд ли. Коля – обычный инфантильный зевака. Конечно, даже инфантилу интересно поглядеть на запуск звездолёта. Но далее пассивного интереса он не продвигается. Конечно, под действием обстоятельств (пираты начинают охотиться на Колю даже в советском настоящем) Коля также в итоге преображается и даже совершает нечто вроде подвига, принося себя в жертву, спасая Алису. Но вот в этот подвиг – после того, как мы видим Колю таким, каков он есть – как-то не очень веришь.

1_3И ещё, что странно – несмотря на то, что Коля увидел будущее, то есть то самое замечательное коммунистическое будущее, про которое столько говорилось в школе, нигде в фильме не было попытки в уста какого-либо героя вложить какую-нибудь патетическую фразу вроде той, что говорит Эммет Браун в конце третьей серии «Назад в будущее» – мол будущее ещё не написано и всё в наших руках, как мы сделаем, так и будем. Напротив, фильме «Гостья из будущего» заканчивается инфантильной сценой прорицания Алисы – она просто рассказывает каждому, кем тот станет. Не надо ничего делать и ни к чему стремиться. Всё уже предопределено. Алиса так сказала.

Итак, Марти Макфлай – решительный и целеустремлённый парень, который хочет жить в настоящем и в этом настоящем ковать своё будущее таким, каким он хочет его видеть.

Коля Герасимов – вялый и не имеющий никаких целей инфантил, которого в настоящем не интересует ничего, но который (вместе с остальными своим одноклассниками), пускает слюнки о фантастическом будущем, которое, надо полагать, будет созидать кто угодно (да хоть бы даже приятель Коли Фима), но только не сам Коля Герасимов. А если в настоящем Коля и вступил в битву с пиратами, то, собственно, его скорее неявно заставила Алиса, чем это был его собственный выбор.

Ну а вторые главные герои?
В фильме «назад в будущее» таковым является Эммет Браун. Кто он таков? Чудик. А иные жители его просто считают сумасшедшим. Он постоянно что-то пытается изобретать. То есть такой классический чудак-изобретатель, конструирующий в своём гараже машину времени. Однако машина-то у него получилась. То есть мы видим человека, который сам, без опоры на государственные НИИ и пресловутую помощь государства создаёт чудо техники.

Для СССР такой образ был бы абсолютно фантастическим и нереальным. Однако мы помним, что пресловутый Стив Джобс, который сильнейшим образом повлиял на развитие мировых информационных технологий, тоже начинал в гараже. Свой первый компьютер Стив Джобс и Стив Возняк сконструировали именно в гараже. А к 1985 году они имели уже крупную компьютерную фирму. Так что для американской аудитории образ «Дока» Брауна не был какой-то отвлечённой фантазией, не имеющей никакого отношения к реальности. При всём при том, в целом Эммет Браун – совершенно обычный человек, который – если не считать его интеллект – не обладает каким-то сверхъестественными способностями.

Совсем иное дело второй главный герой фильма «Гостья из будущего» – Алиса Селезнёва. Она, строго говоря, постоянно претендует на то, чтобы быть первым главным героем. Она обладает целой россыпью уникальных способностей, включая какие-то аномальные физические данные, позволяющие ей совершать немыслимые прыжки. Однако, как поясняет она сама, дело не в том, что она какая-то особенная, а в том, что в том самом коммунистическом будущем все дети обладают такими выдающимися способностями. Снова – совершенно оторванное от реальности утверждение. Потому что сразу возникает вопрос – с помощью какой селекции из Коли Герасимова и таких как он, выведут таких, как Алиса Селезнёва?

Но главное – Алиса сама по себе ничего не создаёт. Она разительно отличается от советских детей 1985 года, однако она, в сущности, тут ни при чём. «В будущем все такими будут». То есть снова проводится мысль – не надо дёргаться и пытаться подняться над собой. Просто некие неясные процессы (регулярное чтение книг Маркса и Ленина, надо полагать), сделают так, что в будущем все будут прыгать на десять метров в длину. Самому тренироваться вроде 1_2как и не обязательно.

Ещё деталь. Вокруг «Дока» Брауна никто не вьётся. Его считают странным (а то и сумасшедшим). Только Марти Макфлай хранит ему верность. Зато вокруг Алисы Селезнёвой, когда стало известно, что она из будущего, школьники так и вьются. Ещё бы! Девочка из будущего! Это для советского школьника покруче, чем девочка из США. Причём тут «девочка из США»? Да так, неявные ассоциации.

В 1983 году СССР посетила знаменитая американская девочка Саманта Смит. И ажиотаж вокруг неё был такой же, как если бы она из будущего прилетела. Впрочем, она фактически и прибыла из будущего – из советского будущего. Просто в США это было в 1983 году настоящим. А в 1985 году, кстати, когда вышли «Назад в будущее» и «Гостья из будущего» – Саманта Смит погибла. И вот это обстоятельство как-то витает над фильмом про Алису Селезнёву. Просто аллюзии. Вряд ли авторы что-то в этом смысле пытались сделать.

Хотя, с другой стороны…

Вот Саманта Смит:

Тут она немного постарше, чем когда приезжала в СССР. То есть так она выглядела незадолго до своей гибели в 1985 году.

А вот Наташа Гусева в роли Алисы Селезнёвой:

Не то чтобы прямо как близнецы, но общие черты бросаются в глаза. К тому же они обе 1972 года рождения.

Я не думаю, что Павел Арсенов (создатель «Гостьи из будущего») специально так выбирали актрису на роль Алисы. Впрочем, всё может быть. Уж больно многим в своё время запала в душу Саманта Смит. Мог, в принципе, подсознательно искать Алису, напоминающую Саманту. Просто образ перед глазами стоял. Но это просто предположение.

В общем, возвращаясь к начальной идее – «Док» Браун символизирует мысль «Прикладывай максимум усилий и будущее будет таким, каким ты хочешь его видеть».

Алиса Селезнёва навязывает другую идею – будущее будет таким прикольным само собой и сами собой дети будущего будут прыгать на десять метров и делать всё остальное, как делаю я. Или, иначе говоря – «не пытайся созидать будущего, ибо будущее уже предопределено».

Что ещё? Литературная основа. Тут, как я уже сказал, Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» посильнее сценария «Назад в будущее». И по экшену сильнее (бегство от пиратов мощнее, чем бегство от какого-то дурака Бифа) и по общему охвату – всё-таки Булычёв рассказывал об общественных изменениях, а не только про жизнь небольшого городка.

Что, однако, стоит отметить – американский фильм сделан с огромной любовью к своему прошлому – большое место уделено и 1955 году, и 1885-му. Собственно настоящего в «Zurück in die Zukunft» показано мало. Большой кусок – будущее (октябрь 2015 года), который даёт обоснование продолжению, плюс использован как зрелищный аттракцион (летающие автомобили, голографическая реклама, подгоняемая под размер одежда и т.п.). А больше всего места занимает прошлое – 1955 и 1885.

В фильме «Гостья из будущего» прошлого нет вообще. Вернее образ прошлого мелькает в сцене возвращения сотрудников Института времени в 2084 году. Но там упоминается прошлое совсем далёкое. Отправить героев в советское прошлое 1955 года или прошлое страны 1885 года – авторы фильма «Гостья из будущего» даже не предполагали. Почему?

А потому, что в СССР никто советским прошлым не интересовался. Это сейчас интерес вызывают периоды 30-х или, скажем, 50-х. В СССР про это говорилось только в плане того, как лучше люди стали жить потом. Ну или упоминая «индустриализацию». А 1955 год – это время Хрущёва, которого потом предали анафеме. Так что зачем пионера посылать в это время? Чего бы такого увидел Коля Герасимов, гуляя по хрущёвской Москве? Хотя, в принципе, могли бы послать в 1957 год – на VI всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

И ведь нельзя сказать, что советским людям было совсем безразлично своё прошлое 30-летней давности. Всё-таки «Москва слезам не верит» в первой серии показывает именно 50-е года. Но в прошлое Коле попасть не удалось. Да он и не стремился. Там ещё более неинтересно, чем в его советском настоящем образца 1985 года.

В общем, в зрелищном плане фильм «Гостья из будущего» – убог до чрезвычайности. Даже сцены Москвы 1985 года сняты кое-как. Про сцены будущее вообще доброго слова сказать нельзя. Посыл этого фильма, если сравнивать его с «Назад в будущее» – весьма унылый. Советских детей 1985 года авторы фильмы не пытаются уговорить стать активными строителями будущего (при том, что это никак не противоречило официальному коммунистическому агитпропу). И в целом фильм держится на хорошей игре Вячеслава Невинного и Михаила Кононова. Ну и на больших глазах Наташи Гусевой (которая играть вообще не умеет). И, конечно, ещё очень значимым фактором успеха фильма «Гостья из будущего» является фактор «на безрыбье и рак рыба».

А представьте, если бы одновременно с выходом «Гостьи из будущего» по советским кинотеатрам прошла бы первая серия «Назад в будущее». Что тогда? Тогда «Гостью» никто и не вспомнил бы.

А «Zurück in die Zukunft» является мировой классикой и поныне. И, кстати, будущее этот фильм предсказал лучше – и в плане мэра-негра, и в плане арабских террористов, которые бушуют в американской глубинке.

А в будущее «Гостьи» не верилось даже в ту пору. А сегодня это будущее выглядит сказкой, ничего не имеющей с реальностью.

Отношение к фантастическим изобретениям в двух фильмах тоже довольно различное. В фильме «Назад в будущее» тема космических путешествий возникает лишь как лёгкое ностальгическое воспоминание о фантазиях Жюля Верна (в 3-й серии трилогии), а тема инопланетян в будущем не возникает вовсе. Невероятные изобретения будущего показаны хотя и красиво, но особый упор на них не делается. Однако зритель может предположить, что там происходит в «большом мире», если даже в каком-то затрапезном Хилл-Вэлли голографическая реклама и летающие автомобили.

В «Гостье» теме космоса и инопланетян уделено основополагающее место, тема межпланетных перелётов, можно сказать, сюжетообразующая – всё начинается с того, что Коля попадает в космопорт посмотреть отход звездолёта, а потом весь фильм его преследуют инопланетяне. Однако это носит довольно формальный характер. В советской фантастике тема космических полётов была основополагающей и в итоге стала каким-то избитым штампом – если будущее, то обязательно звездолёт и инопланетяне. В итоге никакого звездолёта зрителю «Гостьи» не показывают, а инопланетян представляют две пары – два мудаковатых верзилы, которые в будущем у Коли спрашивают дорогу куда-то и пара пиратов. Которые выглядят довольно обыденно кроме нескольких коротких вставок, в которых они то выглядят как приведения, то на них какие-то глиняные маски. Сделано для 1985 года очень убого. А в США практически в то же самое время – буквально через год – выходят «Чужие», где вам по полной программе и космос, и звездолёт, и инопланетяне.

За два года США производят два убойных фантастических фильма, которые становятся одними из лучших научно-популярных кинофильмов эпохи и спецэффекты которых основаны на самых передовых научно-технических достижениях той эпохи.

А СССР рожает очень и очень убогую фантастическую «Гостью из будущего». Смотреть эту фантастику с интересом могут только дети, которым ничего другого смотреть не доводится. А если ещё вспомнить советский фильм 1980 года «Через тернии к звёздам», по сценарию того же Кира Булычёва (и сравнить его с первым фильмом «Чужой», 1979 года), то и вовсе придётся признать, что советская кинофантастика к началу 80-х превратилась в унылое говно. А всё почему? Потому что кинофантастика – это жанр, которые используется самые передовые научно-технические достижения цивилизации. Американская киноиндустрия могла использовать американские технологии (да и японские) на всю катушку – и создавала фантастические киношедевры. Советская киноиндустрия ничего кроме советских технологий, использовать не могла, а потому создавала просто какой-то удивительный шлак. Даже если литературная основа была хорошей, всё равно «спецэффекты» убивали советский фантастический фильм.

Ну а итог? А итог тоже вполне закономерный – мы живём в будущем, которое создали американцы, такие, как Марти Макфлай и Эммет Браун. Хорошее это будущее или не очень – вопрос другой. Но оно создано. Создано теми, кто воспитывался на фильмах типа «Назад в будущее». И между прочим, они к тому же ещё продолжают снимать очень сильные научно-фантастические фильмы, типа той же «Гравитации» или «Марсианина».

Ну а что создали те дети, которые воспитывались на фильме «Гостья из будущего»? Они не создали ничего. Но они изменились. В 1985 году инфантилы типа Коли Герасимова хотя бы мечтали о будущем – со звездолётами, инопланетянами и бластерами. Сегодня эти повзрослевшие инфантилы (из тех, кто не сгорел в алкоголическом безумстве) мечтают о прошлом. И вполне естественно, что снимают для них теперь не научно-фантастические фильмы, а фильмы типа «Левиафана». Круг замкнулся.

Резюме? А резюме такое. Будущее рождается в душе ребёнка. Если ребёнок смотрит убогие поделки вроде «Гостьи из будущего», то и будущее в его душе рождается соответствующее. Так что очень хочется надеться, что наши кинотворцы закончат снимать всякую бредятину про попаданцев или чернуху, а начнут снимать красивые фантастические фильмы. Во всяком случае в техническом плане (если судить по тому же «Сталинграду»), российское кино уже вполне способно браться за вполне такие себе серьёзные спецэффекты. Нет, ну правда, достали уже по самое не хочу со своим нытьём про «великое прошлое». Давайте уже начинать созидать великое будущее. Для начала хотя бы в виде зрелищных фантастических фильмов. А там, глядишь, что-то и начнёт складываться.

Источник ЖЖ //germanych.livejournal.com/

Мне нравится, как пишет germanych. Он, хотя и не любит СССР, но во-первых, он честен, а во-вторых, хорошо излагает – замечу, что блоги и статьи большинства антикоммунистов невозможно читать. Меня заинтересовал текст, посвящённый двум культовым кинокартинам, связанным с 1985 годом. Надеюсь, вы поняли, о чём зашла речь. У меня иное мнение по поводу «Гостьи из будущего» – для меня это великий фильм, который стал таковым, в общем-то случайно. Его таковым сделало не случившееся доброе Будущее, тоска по которому и возвела киноленту в ранг культовых сюжетов… Но предоставим слово автору, о котором я уже упомянула.

…Мне тоже захотелось немного сравнить. Правда не 2015 год из фильма «назад в будущее» и реальный 2015 год, в котором мы все оказались (вернее мы его уже прошли, но не так чтобы уж очень давно). Я решил сравнить фильм «Назад в будущее» с другим фильмом, на тему перемещений на машине времени – с советской «Гостьей из будущего». Тем более что эти фильмы вышли, практически, одновременно – в 1985 году. Итак. Фильм «Гостья из будущего» был снят по книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», вышедшей в 1977 году. По мне, так это название очень сильно перекликается с названием «Назад в будущее». В названии «Гостья из будущего» тайна лежит на поверхности. А в названиях «Сто лет тому вперёд» и «Назад в будущее» – красивая игра со смыслами и иными планами… Первое, что бросается в глаза, если начать смотреть оба этих фильма (первую серию «Назад в будущее» и «Гостью из будущего») – это то, насколько убогими были спецэффекты советского фильма. Их и спецэффектами-то можно назвать только из жалости.

По поводу научно-технической составляющей этих двух фантастических фильмов можно много сказать. И всё сказанное будет не в пользу фильма «Гостья из будущего». И это при том, что сам сюжет «Гостьи» более… занимательный, что ли. Всё-таки – космические пираты, преследования на грани жизни и смерти. То есть драматургическая основа советского фильма покрепче, чем американского. Но по зрелищности эти два фильма даже и сравнивать нельзя. Ну это всё равно, как старый «Запорожец» сравнить с Ferrari 488. А тем более, устроить между ними соревнование. Но, как говорится, не спецэффектами едиными жива кинофантастика. А чем ещё? Конечно же – героями. Ведь фантастика – это точно такое же литературное произведение, как и любое другое. А в литературном произведении главным является сам герой, его борьбе с неблагоприятными окружающими обстоятельствами. Конфликт героя, изменения героя в процессе этого конфликта – вот суть любого произведения, в том числе и фантастического…

источник

«Слышу голос – голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я…»

Из песни, прозвучавшей накануне Перестройки.

Тридцать лет назад произошли два события, вроде бы никак не связанные между собой, хотя связь эта наличествует, но выглядит она неявной и – обладает сакральным свойством. Или это простое совпадение, стечение обстоятельств, случайный пункт, который можно теперь называть «точкой невозврата»? Итак, Событие-1. Скромное и, казалось бы, проходное. В дни школьных весенних каникул на экраны советского ТВ была выпущена детская кинокартина – «Гостья из Будущего», тут же ставшая культовой. Что характерно, этот милый и душевный фильм тогда не затмил другие подобные ленты, а многие подростки вообще утверждали, что «Приключения Электроника» – гораздо лучше. Событие-2 случилось, а правильнее сказать – прогремело в иных сферах; оно всколыхнуло пространство и время, хотя, в то мгновение мы ощутили всего лишь первый и по-весеннему нежный порыв ветра – ветра перемен. Да. На троне Красной Империи очутился весьма симпатичный (хотя, и помеченный дьявольским пятном) Михаил Горбачёв, и в стране началась пресловутая Перестройка.

Напомню, что в «Гостье из Будущего» – если отвлечься от основного, детективно-фантастического сюжета – речь шла о принципиальной возможности того самого, светлого грядущего, мечты о котором успели поистереться и даже позабыться. К середине 1980-х Космос, как идея, давным-давно измельчал рядом с гораздо более внятной концепцией импортного унитаза и фирменных джинсов, а нахрапистый и толстокожий Вещизм окончательно победил ясноглазую Романтику. В «Гостье…» же мы увидели картины совершенного мира, где подростки запускают спутники в учебных целях, а добраться от Пушкинской до Проспекта Мира можно безо всякой давки – путём простейшей телепортации. Люди там красивы и естественны, добры и открыты. Никакого филистерства, ни грамма подлости, ни капли гнусности. Но главное, что эта безукоризненно-чистая и добрая вселенная оказывалась коммунистической, а над Москвой развевался родной красный флаг.

Авторы кинофильма, разумеется, не думали о последствиях своего шага, когда запускали Колю Герасимова полетать над Кремлём-2084. Всё это было оценено повзрослевшими и погрустневшими мальчиками образца 1980-х. Их будущее, опрометчиво предсказанное девочкой Алисой, не случилось. Точнее, затерялось на пыльных тропинках параллельных реальностей, о которых мы, скорее всего, никогда не узнаем. Точнее, они – эти мальчики – сами выбрали иной поворот событий, через пару лет став металлистами, люберами и панками, уйдя в бессмысленный перестроечный бунт, чтобы потом в 1990-х раствориться в рядах жующих обывателей, предпочитающих «Марсы» – «Сникерсам». Впрочем, выжили тоже не все. Иным довелось быть расстрелянными в процессе бандитской разборки на обочине шоссе. Или – погибнуть в Белом Доме, защищая конституцию от палача-президента. Или…

Безусловно, многие сумели сделать правильный выбор и выплыли даже в мутном потоке, ничуть не предав себя, но будущее Алисы-2084 уже никогда не станет нашим будущим. Именно поэтому «Гостья…» породила такое количество интерпретаций и даже – мифов: в ней показано развитие событий, кое уже на момент выхода фильма было закрыто и – заколочено. Недаром волшебная Машина Времени располагалась в старом доме, предназначенном под снос. Заметьте – не в тайной комнате суперсовременного НИИ и не в секретных подвалах лаборатории космических исследований. А вот так – тихо и буднично – в трухлявой хоромине былых времён. Этот дом – символ умирающей Империи, которой вот-вот наступит закономерный конец, а сокрушительная Перестройка – всего лишь катализатор событий. Алиса Селезнёва оказалась слишком хороша для наступавшей реальности. Кто же стал подлинным её символом, героем и смыслом?

Помните знаковую песенку из не менее популярного фильма тех лет, снятого, правда, на год раньше? «Завтра ветер переменится. Завтра прошлому конец. Он придет, он будет добрый, ласковый – ветер перемен». Изысканная история о Леди-Совершенство по имени Мэри Поппинс. Красивые дети на фоне стриженых британских газончиков; хорошенькие спаленки да занавесочки; добротно устроенная жизнь и – ожидание некоего ветра перемен – он-то и положит конец скучноватому прошлому. Да. Истинной героиней дня на тот момент сделалась не прямодушная Алиса из космического Завтра, а деятельно-ретивая Мэри с её рефреном: «Ах, какое блаженство знать, что я – идеал!» Этот типаж (я имею в виду не классическую Поппинс из книжки Памелы Трэверс, а образ из нашего фильма) полностью укладывался в этико-эстетическую картину наступавшего времени. Завышенная самооценка, внешний глянец и умение «себя подать». Нахрапистость под личиной отточенного лоска. Умение «поставить на место», точнее – грамотно обхамить. Высокомерие как данность. Гонор как полезное качество. Осознавать своё Совершенство – не этому ли учат сонмища вкрадчивых психологов, подвизающихся на ниве так называемого «позитивного» направления? Полезные советы для тех, кто хочет добиваться успеха с большой буквы «У». И в качестве приятного бонуса – ветер перемен.

Неспроста, фильм назывался «Мэри Поппинс, до свидания!» – это свидание вот-вот состоится – в офисе, на страницах гламурной прессы, возле бутика со строжайшим фейс-контролем; тогда как Алиса прощается навсегда. Более того, если учитывать знаменитый «эффект бабочки», то наша героиня вернётся… куда? Не случится ли так, что на месте Института Времени окажется многоуровневый бизнес-центр с подземными парковками на миллион машин или вообще – ядерная пустыня? Итак, Прекрасное Далёко заслонила хрупкая, но устойчиво-победительная фигурка Мэри-Совершенство. Ветер Перемен. Точнее – Wind Of Change. Выбор сделан, господа!

Кстати, вы никогда не пытались анализировать финальный бал, показанный в кинокартине? Там, где лощёная Мэри вводит своих воспитанников в круг своих друзей, среди которых неизменно появлялся антропоморфный кот? Да. «Бал! − пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним − звука и запаха». Возможно, кто-то скажет, что я беру на себя большую смелость, когда сравниваю бал у Воланда с феерией Мэри Поппинс, изображённой в миленьком мюзикле, но, как мне кажется, совпадений тут больше, чем отличий. Дьявол – он не только в мелочах, он – в ощущениях. Кроме того, надо помнить, что совершенство – это только Бог, а тот, кто поёт песенки на тему «Я – совершенство», он ярко и явно противоположен Богу. Выводы – ? В том-то и дело. Но даже если не пытаться трактовать детскую киношку с точки зрения вселенских тайн, всё равно вывод – печален.

Я допускаю, что многие из вас сейчас гневно возопили: «Да мы! Да я! Да я всегда хотел не так, а этак! Мой выбор – Алиса с коммунизмом, а девчачью сопливую сказку про Мэри Поппинс я и в детстве-то не особо любил!» Во-первых, напомню, что я рассуждаю вовсе не о героинях, а об образах и о тех явлениях, которые вышеозначенные образы воплощали на момент их появления в медиа-пространстве. Во-вторых, вспомните себя и своих одноклассников, друзей, знакомых и соседей в ту пору. Для этого давайте вернёмся из сказочно-фантастических сфер на нашу грешную Землю образца 1985 года. Тем, кому не посчастливилось застать СССР в сознательном возрасте, советую посмотреть незамысловатую, но знаковую комедию «Самая обаятельная и привлекательная» о злоключениях конторской Золушки, которая, собственно, и решила превратиться в Леди-Совершенство. Чем жили и о чём мечтали простые труженики предперестроечной эпохи? Если Вы по наивности думаете, что о Коммунизме и Космосе, то глубоко ошибаетесь. Или – придуриваетесь. Или – у вас эффект так называемой ложной памяти, когда по каким-то причинам стирается некая информация и на её месте образуется совершенно другое «воспоминание». Посему вам чудится, что в 1980-х вы были дерзновенным пионером, презрительно шагающим мимо обывательских соблазнов. В сторону Прекрасного Далёко.

Множество людей мечтало не о «…пыльных тропинках далёких планет…», а об импортных мойках, японских аудиосистемах и остромодных на тот момент видеомагнитофонах. Имена лейблов «звучали» ярче и призывнее, чем лозунги и плакаты. Смаковались песенки итальянских певцов, потому что они -…итальянские. Феличита и дольче вита. С придыханием и завистью произносились словечки «фирмач» и «упакованный в фирму» – с характерным ударением на последнем слоге. Скупали дефицит. Обсуждали новые сапоги сослуживиц. Завидовали тем, кто работал во Внешторге, «Зарубежтрансстрое» и «Морзагранпоставке». Отпахавший за границей воспринимался куда как круче, нежели побывавший в открытом Космосе. Со слезливым восторгом листали западногерманский журнал Burda Moden. Что, неправда?!

И – да! Пристраивали своих отпрысков в «престижные» ВУЗы. А дети? Они – всегда отражение коллективного настроя – они ощущают Zeitgeist гораздо лучше взрослых. Юные пионеры точно так же оценивали друг друга с точки зрения «упакованности» и актуальности. Неслучайно молодёжные издания регулярно публиковали тревожные письма о подростковом вещизме и детском-недетском цинизме. Вспоминаем ещё одну культовую картину той эпохи под названием «Чучело». Теперь представляем себе Алису Селезнёву, которая попадает в класс, где планомерно и уже давно измываются друг над другом (а не только над Леной Бессольцевой, попавшей под горячую руку). Безусловно, Алиса быстренько научила бы всех этих Шмаковых и Лохматых политесу, но не в этом суть. О чём постоянно болтали провинциальные шестиклассники из «Чучела»? О космосе и книгах? Ни разу. Их неизменно занимали вопросы денег, фирменного шмотья, материального благополучия и московской прописки. Они откровенно не понимали, зачем отставной офицер Бессольцев покупает картины и при этом ходит в обносках. Какое Прекрасное Далёко тут возможно? Мэри-Совершенство им в помощь!

Кстати, в «Гостье из Будущего» имеется один небезынтересный эпизодический гражданин, который, в принципе, не особо нужен для повествования. Это – некий гладколицый и респектабельный обыватель, сидящий во время рабочего дня в скверике. Типичный и даже – положительный. С виду. Из серии: сижу, никого не трогаю. Этакий нормальный мужчинка, знающий себе цену и крепко выучивший пословицу о «своей рубашке», которая ближе к телу. По сюжету этот персонаж видит, как Колю Герасимова уволакивают космические пираты, которых он, несомненно, принимает за обычных бандитов. Теперь вспомните, как он себя ведёт – он трусливо прогибается и даже предлагает свою помощь. Мало ли? Может, господам тяжело нести мальчика. Повторю, что этого героя могло и не быть. Но, тем не менее, он есть. Тот самый стандартный обыватель позднесоветского социум, хотя…не совсем стандартный. Что характерно, одет он был в модный и дефицитный костюмчик фирмы Adidas, что являлось для поколения 1980-х очень важным маркером благосостояния. Потом в одной из сцен он появляется уже в импортных солнцезащитных очках, что в те времена также считалось признаком шика. Итак, перед нами человек «умеющий жить», как тогда называли хапуг, рвачей, да и просто – фарцовщиков-спекулянтов. То есть тех, кто уже в условиях социализма пытался жить по правилам «свободного общества» и кто реально выиграл от начавшейся Перестройки. Хотя, если вы помните, начиналось это не с мафиозно-братковских разборок и даже не с «Маленькой Веры», а с желания построить социализм с человеческим лицом. Да-да. Вернуть ленинские нормы и принципы. Приструнить зажравшихся чинуш и зарвавшихся начальников, о которых пел Константин Кинчев: «Товарищи в кабинетах заливают щеками стол».

Кстати, перестроечные лозунги никогда и никого не звали в сторону капитализма! Отнюдь. Они кричали о мирном сосуществовании и диалоге двух полярных систем, о разрядке мировой напряжённости, о предотвращении возможной и едва ли уже не случившейся ядерной войны. Другое дело, во что всё это вылилось. Принято обвинять верхушку, в частности, – мол, это именно они (гады) ввергли страну в хаос и сокрушили могучую супердержаву. Приятно винить других, не правда ли? Теперь отвлекаемся от модного ныне ностальгического пафоса и начинаем – мучительно! – вспоминать реальность. О чём дружно возмечтали позднесоветские обыватели, когда началась Перестройка? О каких-то там обновлённых комсомолах? Или, быть может, о новом витке развитого социализма, раз уж путь к коммунизму оказался – пока! – закрытым? Нет, уважаемые. Об открывающихся возможностях ездить в Америку. О джинсах с теми самыми лейблами. О музоне и журналах мод с глянцевыми девочками. О красивой буржуйской жизни, которой подготовленному и подкованному «Бурдами», обывателю так не хватало все эти годы. Как там в «Самой обаятельной…» говорилось: «Бери Кардена, не ошибёшься!» и «…Ты что, с Урала?» Быть с Урала – это же так стыдно. Мэри-Совершенство не одобряет!

Помнится, когда в 1988 году упразднили магазины элитно-закрытой сети «Берёзка» – как раз для выездных специалистов, это проводилось под лозунгом: «Долой привилегии!» На деле же было превеликое злорадство тех, кому так и не посчастливилось там отовариваться. Люди много и яростно говорили о равенстве и возможностях, но в переводе на обыденно-филистерский сие означало: «Мы тоже хотим икорку из распределителей и туфли из ‘Берёзки’!» Ненависть-зависть к мальчикам-мажорам и к их папашам, «…заливавшим щеками стол», по сути,и сделалась главной движущей силой Перестройки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к началу 1990-х люди так ускорились от Ускорения (sic!), что со всей дури, не видя смыслов и плюя на резоны, влетели в «дикий капитализм»… Чтобы уже через пару лет всплакаться о Прекрасном Далёко, об Алисе и красном флаге над Кремлём. Точнее – о будущем, которое мы потеряли. Безусловно, наша современность не так ужасна, каковой она виделась в 1990-х. Больше того, за последние годы произошли значительные позитивные сдвиги, однако же, мы только сейчас начинаем выбираться из того merde, в которое дружно вляпались тридцать лет назад. Напевая сладенькую песенку «Завтра ветер переменится… Завтра прошлому конец…» Очень хочется сказать: «Прощай, Мэри Поппинс!» Надеюсь, твоё дутое совершенство все уже разгадали, раскусили…, до тошноты.

Источник

Разговор, конечно же, пойдёт о нашем любимом фильме. Нет, даже так – о культовом фильме «Гостья из будущего», однако, начну я не с него… Начну совсем с другого. В знаменитой работе искусствоведа-философа Владимира Паперного «Культура – 2», посвящённой сравнению послереволюционных лет с предвоенными есть увлекательное объяснение различия этих двух эпох. Смыслы и мечты динамичных 1920-х (Культура-1) были устремлены к Будущему; тогда как Культура-2 (1930-е) обращаются к …устойчивой, застывшей Вечности… Она уже наступила, и будет длиться бесконечно долго. Интересный пример – на открытках и даже на шоколадных обёртках 1930-х годов изображался Дворец Советов, который, как верилось, непременно будет выстроен. Не через год, так через сто лет. Какая, право, разница, если мы живём в Вечности, а она никогда не разменивается на миги и тысячелетия? У нас в запасе долгие лета блистательного бытия. Так вот Паперный вообще полагает, что вся история цивилизации – это постоянное чередование Культуры-1 и Культуры-2. В какие-то времена люди устремлены в прекрасное Будущее, в другие – интересуются прошлым и пытаются приноровить наработки ушедших эпох к своей устойчивой, застывшей Вечности.

  • 5009459_arsenova_018_800
  • Земляне-2084 остро интересуются прошлым.
    Более того, они его постоянно не то контролируют, не то корректируют.
    Однако же таким манером можно говорить и про выдуманные миры. Вот цивилизация Ивана Ефремова в «Туманности Андромеды» – это типичная Культура-2 с её постоянной оглядкой на Древний Крит и Древнюю Индию, на эталоны светлой античности, а тот факт, что они летают в Космос – это в данном случае вообще не фактор. В 1930-х годах (Культура-2) индустриализация шла семимильными шагами, а кинофантастов занимала тема полётов на Луну (см. фильм «Космический рейс». 1936). Напомню, что хомо-сапиенсы из ефремовской «Туманности…» живут через тысячи лет после нас, то есть общество намеренно законсервировало многие явления и понятия – из года в год повторяется некий канон бытия. Поэтому мы и понимаем ефремовских героев. Они – это мы, только лучше. Да и звездолёт под названием «Тантра» тоже заставляет задуматься. Не «Протон» и не какое-нибудь ещё шикарное «Нейтрино».ars_gib_001
  • Культура-2 любит старинный покрой. Фраки – тоже.И все эти обращения к древности: «Бесконечно давно майя – краснокожие индейцы Центральной Америки – оставили гордую и печальную надпись. Я передал ее Эргу Ноору, и тот украсит ею библиотеку-лабораторию…» Имеется у них и Остров Забвения — убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, как в прежние времена, то есть никуда не летать и жить по заветам Жан-Жака Руссо «Назад, к природе!» Впрочем, и отношение к времени у персонажей Ефремова типичное для Культуры-2. В финале земляне провожают Эрга Ноора и Низу Крит в очередную космическую экспедицию: «Для нас восемьдесят четыре, для «Лебедя» – сорок семь лет. Может быть, там они создадут новый мир, тоже красивый и радостный, под зелёными лучами циркониевой звезды». В общем, не вернутся. Или вернутся, но не к нам, а к другим землянам! Но Культуре-2 на такие тонкости бытия попросту наплевать – мы живём в Вечности. Не мы, так другие встретят великих покорителей Космоса!1-24
  • Культура-2 любит знакомые и знаковые образы.Так вот мир Алисы Селезнёвой! Оговорюсь сразу – я веду речь именно о фильме, а не о книге, по которой он был снят. Первое, что поражает – это даже не платье Полины (к нему мы ещё вернёмся), а Институт Времени. Земляне-2084 остро интересуются прошлым. Более того, они его постоянно не то контролируют, не то корректируют. Мы видим человека, который спасал от пожара Александрийскую библиотеку и в частности привёз для Музея Института Времени неизвестную миру трагедию Эсхила. Это уже даже не «эффект бабочки», а «эффект бронтозавра». На пыльных тропинках далёких веков останутся …нет, не следы, а печати времени, мощные развилки. Работают ребята грубо – вторгаются в мир Прошлого, следят там по крупному. Творят свою Вечность. В этой связи вспомнилась ещё одна культовая вещь – «Конец вечности» Айзека Азимова. Роман описывает деятельность организации под названием Вечность, существующей вне времени. Вечность контролирует времена и Реальности с помощью так называемых Колодцев Времени… Целью этих изменений является, как полагают работники Вечности, благо человечества. В общем, спасают библиотеки.1-1._2. Диско из Будущего (4)
  • Культура-2 берёт не обыденные образцы Прошлого, а – лучшие.
    Полина и вечерняя мода-1983/1984.
    Почему – грубо, говорите? А вот. Работница Института Времени – Полина вторглась в реальность-1984 в концертно-вечернем платье стиля диско. Всё правильно. Она честно штудировала анналы Института и обнаружила в советских журналах этот фасон. Разработка ОДМО или Таллинского Дома Моды. Вышла в простраство-1984 и её тут же заметил Фима Королёв, чья мама, скорее всего, такие платья могла видеть только на экране, в приложении к чешской поп-звезде Хелене Вондрачковой или всё в том же журнале «Силуэт». Но это так – деталь. Мир Алисы при всём своём дружелюбии – агрессивен по отношению к Прошлому. Из него надо взять всё самое ценное и привить в настоящем. Это – типичная Культура-2 (по Паперному). Они пестуют и консервируют все ценности и достижения. Даже робот-секретарь (и уборщик) у них зовётся Вертером, а выглядит, как тевтонский рыцарь из фильма Эйзенштейна. Свою документацию он заполняет гусиным пером, как и было принято во времена Вертеров.48150
  • Культура-2 даже новинки техники любит оформлять под старину.Что предлагает посмотреть Коле Герасимову? Концерт средневековой музыки, выставку Гойи, танцы на льду и, наконец, конкурс роботов-гитаристов. Роботов. Но – гитаристов. Автобус, точнее аппарат для телепортации у них оформлен под старину. Это даже для Коли Герасимова – дремучее ретро. Ар Нуво и, так сказать, «упаднический стиль – эпоха Керенского». Автобус, понятное дело, декорирован картинами старых мастеров. Да, по Москве можно не только телепортироваться, но и флипнуть – мы видим из окна летательного аппарата старую-престарую, 1980-х годов, нетронутую Москву. Культура-2 любит сохранять или же – восстанавливать то, что было когда-то разрушено. Итак, Мир Алисы зациклен на сохранении своей Вечности, в которой настоящее слито с прошлым и одновременно живёт в будущем. И Алиса с непроницаемым лицом Сфинкса смотрит на вечернюю Москву – 1984…1386559_1

    P.S. …Есть предположение, что вся эта история – чётко спланированная операция. Полина специально обратила на себя внимание мальчика, который учится в одном классе с неким Колей… Который в будущем…изобретёт Машину Времени. И этот Коля вовсе не Герасимов, а Садовский, о чём в конце фильма и говорит нам Алиса, точно знающая, кто и кем будет. Откуда? Кому в будущем сдался этот 6 «В» класс некоей 20-й школы? Зачем? А затем, что вся Вечность мира-2084 зависит от изобретения этой машины. А Коля Герасимов тут – случайный фигурант

Источник

 

25 марта 1985 года началась трансляция многосерийного фильма про Алису Селезнёву и миелофон.

Уважаемые читатели!

Авторы престижных СМИ регулярно анализируют в последнее время один дикий социологический факт. Раньше казалось, пишут они, что совок будет уходить вместе с советскими поколениями. Что те, кто состоялся при советской власти и не вписался в 90-е, будут в тающем меньшинстве — а им на смену придут новые, уже избавленные от советскости поколения. Что нужно просто дождаться 2010-х. Те, кто ностальгирует по прошлому – уйдут на пенсию или ещё подальше, а им на смену придут носители новой свободной ментальности.

Но оказалось, что вся эта ностальгия передаётся по наследству — и мы видим её уже у тех, кому на момент начала перестройки было всего несколько лет. И даже у тех, кого тогда ещё вовсе не было.

Об этом пишут даже научные работы выпускники ВШЭ, объясняя, в чём проблема:

«Весомую роль занимают воспоминания о победе над нацистской Германией и в то же время в недостаточной мере осмысляется сталинизм. Есть гордость за победу, но нет чувства вины за ужасы сталинизма», –

и как её можно исправить:

««Моральное чувство вины» может быть одним из оснований для консолидации общества во время демократического транзита. В то же время серьёзным препятствием на пути к демократической консолидации может быть память о великих победах и достижениях, на фоне которых забываются или отрицаются ошибки».

На самом деле, разумеется, это чушь. Гордость за 1812 год никак не трансформируется в желание восстановить крепостную монархию, а гордость за Великую Отечественную – в желание попасть снова в окопы Сталинграда.

Если вам интересно, что этим людям кажется «коллективной ностальгией по прошлому» — давайте об этом поговорим.

***

 

Весной 1985 года обычный советский пионер, следя за загадочной красивой женщиной, проник в заброшенный дом, обнаружил там машину времени и попал в 2084 год.  Там обнаружилась прекрасная, но суровая эпоха — с одной стороны на дворе коммунизм, экология, красивый человекоподобный робот Вертер косит траву, а в траве стоят телепортационные кабинки. Сверкающая научными куполами Москва с космодромом. Люди – полиглоты и супермены, включая детей. С другой стороны — в любой момент извне могут ворваться космические террористы и пираты, и шпионы, меняющие облик, и становится сразу понятно, почему в коммунистическом будущем даже школьники натренированы как спецназовцы.

Ну, в общем, дальше вы знаете.

Фильм «Гостья из будущего» бил по последним советским детям наповал из всех крупных калибров.

Прекрасное и опасное будущее с головокружительными возможностями.

Прекрасная и могучая девочка Алиса.

И, конечно, финальная сцена с разъяснениями, кто кем станет, когда вырастет. Сцена, в которой сообщилось: в двадцать первом веке на Земле будут жить миллиарды исключительных, выдающихся людей.

 

***

Что вместо этого случилось – вы, уважаемые читатели, тоже все знаете.  Тот ролик с предсказаниями биографий в последующие годы неоднократно переозвучивался в горькой издевательской манере: «Лена станет проституткой с Ленинградского шоссе. Боря уедет в Израиль. А Петя станет бандитом, и его завалят в перестрелке».

И вот в этом, собственно, главная ошибка всех специалистов по ностальгии. Они упорно пытаются найти в советском прошлом какие-то воображаемые молодёжью ништяки и разоблачить их, разъяснив, что не было ничего такого. Что всё враньё. Что на самом деле было плохо.

А на самом деле речь не об отнятом прошлом, а об отнятом будущем. Том, в котором каждого ожидали гигантские способности и их захватывающая реализация.

И неубиваемым напоминанием об этой отнятой у каждого биографии до сих пор работают советские «детско-юношеские» фильмы во главе с «Гостьей из будущего». Этот фильм – даже у тех, кто его не смотрел уже лет тридцать – всё равно незримо сидит в голове и выступает безжалостным рецензентом на действительность.

И победить его нельзя. Ни «консолидирующим чувством вины», ни разоблачениями того, «как оно всё было на самом деле».

Неслучайно это был последний отечественный фильм, породивший собственный народный миф –что подняло его в одну лигу с «Чапаевым», «17 мгновениями весны», «Местом встречи» и «Белым солнцем пустыни».

И кстати. Миф «Гостьи из будущего» неубиваем ещё и потому, что то прекрасное и полное вызова будущее, которое он обещает, — всё ещё не наступило. До него всё ещё 68 лет. И оно по-прежнему впереди и может наступить.

источник

 

 

3 комментария в ““Назад в будущее” или “Сто лет тому вперёд”?”

  1. И все-таки автор не во всем прав…
    Например, фраза “В СССР в 1985 году не то что ничего даже близко похожего на i80386 не было, но даже клон IBM PC не смогли построить. Лишь спустя пару лет появился клон под названием ЕС–1835, да и то выпускался он в ГДР. Советская электронная промышленность ничего подобного освоить не могла.” – ОТКРОВЕННОЕ ВРАНЬЕ!!!!

    В 85-м были еще по крайней мере два сопоставимых компа! Это “Нейрон-И9.66” и “Искра” в различных модификациях.
    Из 16-ти разрядных машин еще стоит упомянуть линейку компьютеров “БК”

    а линейка “ЕС” с 1986 г. (с версии 1840) выпускался в Минске…

    К тому же еще в 1984 году на заседание пленума ЦК КПСС было принятие постановление о «Компьютеризации школьного образования в СССР»…

    …нам бы все хаять…

  2. Maximus:

    СССР мог мечтать о будущем, но реального будущего у него никакого не было. К 1982 году он был, по сути, рухлядлью. Даже не с точки зрения технологической (да, где-то отставал, а где-то и обгонял), и даже не с точки зрения экономической (ну все, выдохлась и не работала эта командная экономика больше). Главное, что СССР выродился как общество. Его ценности – “светлое коммунистическое будущее” оказались фальшивыми, и в общественом сознании все шире прорывалось это понимание. Формально все еще дудели горны и били барабаны, но “привет Кибальчишу” никто уже не посылал. В условиях технологического скачка выживают только гибкие общества, которые умеют приспосабливаться к меняющимся условиям среды, которые постоянно только тем и занимаются, что меняются сами. А аморальные общества-мастодонты, общества-лагеря-за-колючкой вымирают. И их совершенно не жаль, эти общества, прямо скажем.
    И кстати, поэтому же нежинеспособен текущий бутафорски-консервативный проект “Святая Русь 2.0”. Архаика давно отмерла, и пытаться ее возвратить не только бесполезно, но и глупо.
    Жаль только людей, которые волей судьбы оказываются обитателями этих обществ. Но в любом случае, какое бы то ни было будущее у нас сейчас есть только благодаря революции 1991 года. Мы прошли тяжелый, грязный и кровавый отрезок своей истории с тех пор. Но мы могли двигаться и можем двигаться дальше. А “под знаменем Ленина” мы могли бы только ходить по кругу вдоль колючки Бутовского полигона…До тех пор, пока бы нас не прикончили с Запада или Востока.

  3. Maximus:

    Кстати, в сети есть любопытное альтернативное прочтение “Гостьи из будущего”.


    Почти серьёзно о “Гостье из будущего”
    Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему?
    Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос – мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.

    Представьте себя в 1912-ом – закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир… Смогли бы вы сообщить этим людям что ближайшие полвека их не ждёт НИЧЕГО хорошего – лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам – такому умному, интеллигентному, по Высоцкому – которого они услышали только от вас… И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе… Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?

    Мы прошли четверть пути – и мы по уши в грязи, и выхода не видно – могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? – а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.

    Стоило ли рассказывать Коле Герасимову – что он-то никогда больше не увидит Будущего – потому что погибнет в 90-х – и так, что об этом даже и писать не захотят.

    И это только начало.
    Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы.

    Я утверждаю, что мир Алисы – это мир после Третьей Мировой Войны.
    Вспомним для начала саму Алису.
    Далеко шагнула вперёд медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны.
    И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего – в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления… И даже целеустремлённость – форма и т.д. – шелуха – главное – цель… Не было ли это все разработано первоначально, как программа тренировки спецназа? Но – 11 лет! Это много говорит об эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная!

    Хорошо развивалось и оружие – что в мирное время вряд ли возможно. Бластер…
    (Между прочим, где-то на http://www.kulichki.com/vrchance попалась мне интересная дискуссия – где убедительно доказывалось, что бластер – это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины – державшее разряд. Да и парализующее излучение.
    Флип – с антигравитационным движителем – это сейчас он ФЛиП – ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ – ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения – широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный подголовник – защищать шею при перегрузках.

    Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество – и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика – держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера – помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик – готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека…
    Нет, общество было рационалистическим – потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату – списанному боевому киборгу двухтысячных…
    Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века – это сюжет какого фильма?).

    Кстати, внешность Вертера – никаких ассоциаций? Это так сказать “белокурая бестия” – старый, потрёпанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик… Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных – на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности…

    А ещё – попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно.
    Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.

    Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени… С одной стороны – одна из наблюдателей, с другой – именно её (прошу обратить внимание – безо всякой подстраховки – в лице долбаков из спецназа) – посылают ловить пиратов.
    Сказать что профессионал-разведчик из неё абы какой – так это вряд ли – слежку Фимы не обнаружил бы только слепой.
    (Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера – где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод – не сдавать “и погубить Полину” – кажется так? ).
    Возражение – Полина – специалист по XX веку. Возможно. Но – обратите внимание – за пиратами она прибыла в одежде XXI века – не маскируясь. То есть – точно зная, что никого выслеживать не придётся. А значит специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооружённых головорезов – простого учёного. Это все равно, как посылать освобождать Будённовскую больницу – допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении.
    Или поручить освобождение линкора “Миссури” простому коку… Если только кока этого не зовут Райбек – и не был он до того – ну кем там был Стивен Сигал – спецназовцем что ли.
    Индивидуалистическое общество… Не просто! Война заставила каждого быть “тактической единицей самому по себе” – вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.

    И не только Полина.
    Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы “Они превратились в вас”: “Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве – у Селезнёва миелофон – миелофон у Алисы”. Анализ – а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.
    Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии – реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не “Альфа” – десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата.
    А у Крыса – никаких сомнений: “Всё, Весельчак”. Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени.
    Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам – но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
    Маленькая особенность таких милитаризованных обществ – очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно – на детей. Проще говоря, заваленный оперативник – это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку – не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с применением принципа коллективной ответственности.

    Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в “Краткое содержание предыдущих серий” последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.

    Дальше – Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович – лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле – что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.
    Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия – отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними – может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы – оба обречены.

    Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?
    Происходит трансформация: только что ты – специалист-биолог, а в следующий момент – простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.

    В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим – техника коммандо.

    Следующий – робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.

    А последний – Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя – а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать – вот и всё, чем можешь быть полезен.

    В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компетентному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует… Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса – раскалывает напрочь.

    Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: “А почему именно мы?”
    Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один – спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй – в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.
    И – Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?
    В общем, если время интересует историков будущего… его обитателям стоит только посочувствовать.

    Пираты… Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах – пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего – во времена войн и после.

    И кстати – помните космопорт? Когда-то он поражал – как сказка. А вот посмотрел в последний раз – маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный… Отсеки эти – и в космопорту, и в Институте времени – так и подразумеваются герметичные перегородки – отсекающие помещения в случае попадания… Таким ли должен быть космопорт Москвы – столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшноватенькие. А ещё – зелёный город – не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект “Зеленная лужайка” – на месте ЧАЭС?
    Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесён до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас – вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм – всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом – после атомной бомбардировки 20.. года. Отсюда и звезды на Кремлёвских башнях, и древние машины…

    Словом, мир этот очень непростой. И – пройдя весь путь XXI века – трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности.
    Так вот вам и ответ – что же было в глазах Алисы Селезнёвой… В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлётов, которые нам и не снились. Для неё весь этот мир был ненастоящим. Помните: “Вечер… Такой, как у нас…”. Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века – оказывается этот мир был не чёрно-белым.

    Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила – знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.

    Снисходительное отношение… “Он не помнит ни чинов и не имён”. А ещё жалость там была.

    “- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или ещё лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
    – Сердце моё полно жалости, – медленно сказал Румата. – Я не могу этого сделать.”

    © 2010 Налбандян Карен Эдуардович

    http://ibigdan.livejournal.com/7266286.html

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree