«Сласти рождают страсти»

Пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. Аскетический пост – это постоянное воздержание в многодневные посты. Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост – полный отказ от пищи и питья перед Причащением.

О наших ошибках в пост

В иных православных брошюрках и в Интернете можно прочитать, что диетологов слушать не надо, дескать, они не понимают в духовной жизни и плохо относятся к посту. Лидия Николаевна, Вы – диетолог с большим опытом. Как Вы относитесь к посту?
— Я не знаю ни одного своего коллеги, который бы плохо относился к посту, утверждая, что он вреден. Пост полезен, вредно бездумное отношение к нему, когда человек пренебрегает здоровьем, напрочь забывая, что врачи даны ему Богом и к их советам полезно прислушаться.

Вот, например, в канун поста пришла на прием женщина с серьезными нарушениями пищеварения. «Чтобы не обострилась болезнь, вам не стоит исключать молочное, поговорите об этом со своим духовником», — даю ей совет. В ответ категорическое: «Нет! Я всю неделю совсем ничего есть не буду!» .
Я не берусь оценивать аскетические подвиги здоровых людей. Но если у пациента проблемы с печенью, желчекаменная болезнь, то отказ от еды и питья может спровоцировать приступ холецистита, желчекаменной болезни. Какой прок от неразумного «подвижничества», если в итоге у больной начнутся печеночные колики, если она лишит себя сил для нормальной жизни, а то и попадет на больничную койку? Был у меня случай, когда пациентка, страдающая диабетом, не сказала священнику о своей болезни, о предписаниях врача не исключать белковую пищу, попросила благословения на самый строгий пост. И получается, что диабетик, которому запрещены углеводы, ест в пост один хлеб и картошку, которые ему категорически противопоказаны. У человека зашкаливает сахар, он выключен из нормальной жизни, часто он уже не может молиться. Он попросту может умереть от комы. А потом начался ропот… Или взять случай, когда на моих глазах девочка-старшеклассница несколько раз падала в храме в обморок – она перед причастием «постилась» несколько дней на воде и просфоре.

Именно о такой ревности не по разуму говорит священник храма Рождества Христова г. Обнинска о. Владимир Войтов: «Знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю “подвижники” ходят “зеленые”, психика у них, можно сказать, “на нуле”. Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие “экстремальные” подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: “Я не как все!.. ” Очень трудно от этого чувства избавиться».

Надо всегда помнить, что тело – это храм души и относиться к нему как к храму. Представьте, как в нашем теле накопились хронические проблемы, началась разруха: печень подводит, поджелудочная барахлит, сердечно-сосудистая система не в норме. И ведь все это плоды нашей жизни. Никто к нам не пришел извне, не положил насильно в рот ничего плохого. Господь нам не посылает болезни просто так или, как самонадеянно думают некоторые, для испытания веры, будто мы уже подвижниками стали. Болезнь-то появилась потому, что ты к своему организму так относился, немерено потреблял сладкое, углеводистую пищу, жареное, копченое, наедался на ночь, объедался. То есть взял и сам разрушил свой храм. И не хочешь его восстанавливать.

И еще проблема – объедение во время поста той же постной пищей. Переедают, увы, практически все. Тогда как воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов.

Если человек не понимает, что суть поста – воспитывать в себе воздержанность во всем, избавляться от излишеств, то он именно гастрономической стороне уделяет главное внимание. В итоге, придирчиво изучая этикетки продуктов на наличие там сухого молока и яичного порошка, человек может с удовольствием лакомиться «постным» майонезом (который даже в рот брать нельзя, поскольку там ядовитые трансгенные жиры, которые вреднее никотина и алкоголя), лишая растущего ребенка стакана молока, покупать ему «постные» конфеты или печенье с теми же трансгенными жирами, который называют на первый взгляд невинно – «растительный маргарин». Такой жир для растущего организма, да и для любого человека – яд. Для человека в возрасте – огромная нагрузка на поджелудочную, на печень и на те же самые сосуды, от этих жиров повышается уровень холестерина. Так что люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, должны в первую очередь отказаться от трансгенных жиров.

— А чем лучше питаться в пост? Как-то довелось услышать: «А в чем проблема? Купил батон хлеба, намазал вареньем – и сыт».

— И какие будут последствия от такого «сладкого» поста? Сахарный шок.

Да, во время поста увеличивается соблазн есть много сладкого (варенье-то постное!). Но прием сладостей увеличивает нагрузку на поджелудочную железу. Может привести к панкреатиту и сахарному диабету. Сейчас почти и не вспоминают, что в XIX веке сахар в пост не ели, считали скоромным, его заменяли медом, сухофруктами.

«Сласти рождают страсти» – эта поговорка наших дедушек сегодня почти забыта. А зря. Ведь не случайно сластолюбие приравнивается к блуду. Сладкоежку грызет внутренняя страсть, он потакает лакомству. Утрачена культура будничной и праздничной еды, и мы видим, как все больше православных не мыслят своего поста без «постных» конфет, тортиков, печенюшек и других «утешений», которые в изобилии поставляются расторопными предпринимателями. Под видом подвижничества идет неосознанное чревоугодие. Мы вроде и постимся, да все равно какие-то лазейки находим: продукты на столе все те же – колбаса, даже «копченая», сосиски, всякие изыски, только «постные», сделанные из сои с различными вредными добавками. Разве это пост?

— И что же тогда есть, как правильно организовать в пост свое питание, чтобы не разрушить здоровье?

— Ничего сложного здесь нет. Просто надо знать о структуре и балансе постной пищи. Чаще всего у постящихся идет перегруженность углеводистой пищей, например, картофелем, а в нем огромное количество крахмала. Примерно в феврале картофель начинает зеленеть, его обрезай-не обрезай – в нем образуется салонин, яд, обладающий токсическим действием на организм. Были случаи отравления чипсами, «московским картофелем».

Лучше всего, если согласно пищевой пирамиде, в основе питания будут зерновые (гречка, пшено, чечевица, овсянка, макароны твердых сортов). Крупы содержат больше количество витаминов, которые со временем не разрушаются. Овощей и фруктов в день надо употреблять от 3 до 5 порций – 500 г, имея в виду, что одна порция – это один апельсин или одно яблоко. Можно заменять их 200 г сухофруктов.

Прекрасный источник витамина С – отвар шиповника, листовая зелень, цитрусовые, все ярко желтое – помидоры, тыква, сладкий перец.

В рационе должно быть достаточно белка растительного происхождения. Полноценные белки дают орехи, семечки, фасоль, бобы, горох, соя. Белки орехов хорошо сбалансированы по незаменимым аминокислотам. Ежедневно надо съедать около 100 г орехов (около 20 штук), что полностью удовлетворяет потребность также в растительном масле.
Чтобы не было проблем с пищеварительной системой, застоя желчи, питание должно быть дробным. Печень и поджелудочная железа не могут терпеть голода больше, чем 3-4 часа. Лучше придерживаться пятиразового питания – небольшими порциями. Это профилактика холецистита, желчекаменной болезни. Пить чистой воды 1,5-2 литра в день, принимать хороший витаминно-минеральный комплекс.

Если вам из-за возраста или по состоянию пищеварения необходимо молоко, то пейте его как лекарство. Конечно, это вовсе не означает, что вы со спокойной совестью можете есть лакомства из молока – например, мороженое.

Мне кажется, важнее всего помнить, что главное – это пост духовный, радость души. И если удастся в пост стать немного терпимее к ближним, а на телесном уровне отказаться от вредных привычек есть много мучного, наедаться на ночь, объедаться – то это будет маленькой, но значимой победой над собой.

Я бы закончила словами игумена Алипия (Светличного): «Поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!»
Беседу вела Алла Добросоцких

Tags: ,

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree