“День святого Валентина. А если это любовь?”

sfsfmcvalentinТолько что посмотрела на телеканале “Спас” документальный фильм “День святого Валентина. А если это любовь?” телекомпании “Сретение”. Иеромонах Димитрий (Першин) как всегда талантливо и убедительно рассказал о том, о чём и я по мере своих скромных сил пыталась говорить. Отец Димитрий привёл пример Хеллоуина – Дня всех святых который Церковь католическая отпустила на милость торговцев и теперь стало понятным во что он превратился – в откровенный сатанизм. Теперь та же судьба почти постигла день святого, святого, жившего в III веке, значит до разделения Церквей, значит и нашего святого. От нас зависит – станет ли имя святого коммерческим символом всякой нечистоты или мы снова наполним его христианским смыслом, расскажем подрастающему поколению о том, что такое Любовь, и что Бог в Которого мы верим – есть Любовь.

Анонс фильма: “День святого Валентина. А если это любовь?” Кто такой на самом деле святой Валентин? Если он жил до разделения Христиан на Восточную и западную церкви, то получается – он настолько же православный святой, как и католический? Но программа, конечно, не только об истории. Как люди разных конфессий относятся к тому, что сегодня происходит на день святого Валентина? Возможно, этот праздник – эта дата – вполне может стать праздником и для православного человека, если только он отнесётся к нему правильно.

 * * *

В этом году я очень хотела напечатать на епархиальном сайте свои старые статьи о святом Валентине, но, увы, в эти дни мне пришлось трижды пройти МРТ – состояние здоровья резко ухудшается. Ждать бесплатную медицину не было сил – запись на МРТ в новом медицинском центре на острове Русский только на июль. А получилось так, что сделав один МРТ становилось понятным, что необходимо обследовать следующую область. Жаль, что не написала о святом Валентине вовремя. Теперь всем советую посмотреть фильм на сайте телекомпании “Сретение” или скачать его.

 * * *

Мои (и не только мои) материалы минувших лет о святом Валентине и дне его празднования:

Валентинка для тех, кто хочет приобрести, сохранить и приумножить любовь

Молитва Товии

Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

 Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему.

 И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! Аминь.  (Товита 8, 5-8)

1_64214 февраля – пришедший к нам с Запада, новомодный праздник… Кому-то он нужен: раз в год вспомнить о тех, кого любишь, подарив символ любви – шоколадное или надутое сердечко… Наверное, в понимании молодежи любовь – чувство, которое тает и, которое можно надуть! Иные посвящают своим возлюбленным оды, восхождения на Эверест или всю жизнь. У каждого своя мера…

Нет человека, который бы не хотел, чтобы его любили. День влюблённых – праздник тех, кто ищет Любви, кто нашёл её и хочет сохранить, а кто не уберёг её, пытается заглушить боль и понять, как Любовь всё-таки обрести и удержать и сохранить на всю жизнь. По большому счёту именно этого – сохранить любовь на всю жизнь – мы и хотим, потому что даже те, кто это отрицает, в глубине души стремятся именно к этому – к далёкому и кажущемуся недостижимым идеалу вечной Любви. Собственно, наверное, поиск идеала и заставляет искать, менять «партнёров». А можно ли найти любовь на всю жизнь, человека, с которым будет хорошо долгие годы, «и в болезни, и в старости», именно таким способом? Почему Церковь решительно осуждает добрачные связи и «пробный, гражданский» брак?

Привлекает в «гражданском браке» неуверенность друг в друге и в себе. Люди предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать впоследствии возможных проблем с разводом. Женщина получает формальный статус «жены», её уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «брака» домработницу, исполняющую «супружеские обязанности». Она не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чём не обвиненный. Говорить о любви тут не приходится потому, что Любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» – это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы.

«Надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей – не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему» (Митр. Антоний Сурожский).

Вы пришли в храм поставить свечу у иконы святого Валентина? Такой иконы у подсвечника в нашем храме пока нет. Но есть образ Христа Спасителя. Молитва святому Валентину звучит так: «Святой Валентин, моли Бога о нас». Значит можно и нужно помолиться и затеплить свечу прежде всего у образа Христа. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16), – сказал апостол Иаков, значит попросим молитв не только святого Валентина, но и «Честнейшей херувим и славнейшей серафим», как «сказал Ей Ангел:… Ты обрела благодать у Бога» (Лк.1:30), попросим молитв и заступничества у Богородицы, оглянемся вокруг – посмотрим, какие ещё иконы есть в храме, попросим и этих святых помолиться вместе с нами и о нас. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–8).

* * *

Святой Валентин и день всех влюблённых

Почитают ли память святого Валентина в Православной церкви?

 

99477ecc907fd9523fc615b24f8f20e2К середине февраля у большинства наших соотечественников, вслед за всем «прогрессивным человечеством», просыпается интерес к святому Валентину. Обычай праздновать память святого Валентина, который считается покровителем влюбленных, пришёл к нам с запада. Поэтому в церковной среде чаще всего при упоминании этого святого реакция – это не наш святой. Наш он, наш. В «Житиях» святителя Димитрия Ростовского упоминается не один а три: священномученик (замученный за веру священник) и два мученика один из которых назван «пресвитером», то есть тоже имел некий священный сан. Все жили приблизительно в одно и то же время, в III столетии, то есть тысячу семьсот лет назад, во времена гонений на христиан. До разъединения церквей на католическую и православную оставалось почти семьсот лет. Только православная церковь чтит их память летом и весной: 12 августа священномученик Валентин епископ города Интереамны (Италия), Валентин Римлянин, пресвитер19 июля, и 7 мая мученик Валентин Доростольский (воин).

Все пострадали за отказ поклониться идолам и отречься от своей веры. 9 февраля этого года наша церковь вспоминает Собор новомучеников и исповедников церкви Русской, которые уже в ХХ веке пострадали за Христа. Среди них известны священномученики, носящие имя Валентин.

В нашей церкви есть примеры того, что два и более святых, носивших одно имя, за давностью лет как бы объединились, и мы молимся, называя одно  имя. Святые, к которым мы обращаемся – живы, они молятся о нас, о наших нуждах. Неужели СВЯТЫЕ, будут разбираться, к кому конкретно обращена молитва? Даже если в своей земной жизни мученики Валентины не были покровителями влюблённых – они все без исключения – отдали жизнь за Любовь. «Бог есть Любовь» – так неоднократно сказано в Библии, и Ветхом и в Новом Завете.

В храме можно отслужить молебен святому не только в день его памяти, а в любой день. Нынешнее поколение детей и молодых людей 14 февраля прочно связывает с памятью святого Валентина. Что же плохого в том, чтобы пригласить молодёжь в храм в этот день. Пусть придут и помолятся святому Валентину, Господу Иисусу Христу и Его пречистой Матери о том, что их так волнует – о Любви, о семейном благополучии нынешнем или будущем. Пусть наша молодёжь, оказавшись в храме в этот день, узнает, что влюблённость и любовь далеко не одно и то же, узнает на что следует опираться при выборе супруга и, как вынесено в название одной брошюры, «Как правильно выйти замуж» (речь идёт не об обрядовости). Нам есть чем поделиться – православной церковью за 2 тысячелетия накоплен огромный опыт. Пусть молятся и молодёжь и их родители о том, чтобы влюблённость переросла в любовь. Чтобы Господь дал этой любви долгую жизнь, чтобы она была одна на всю жизнь. Чтобы Господь дал силы преодолеть все тяготы, неизбежно встающие на пути любящих сердец, независимо от того, сколько лет они прожили в браке. Пусть этот день станет началом воцерковления, или хотя бы поводом для разговора о Боге и святых Его.

Ещё один неизбежно возникающий вопрос, когда на молебен в храм потянутся люди, нечасто, а то и вовсе не бывавшие там ранее. Записочки на молебен. В записочках, подаваемых на литургию должны быть упомянуты только члены церкви, то есть только крещёные. На молебне мы можем поминать всех.

О терпимости к накрашенности и непокрытости голов у девушек даже говорить не хочется. Мы все гости в доме Божием, и если Он не изгоняет вон грешников, то нам ли это делать? Возьмите с собой салфеток, чтобы девушки могли вытереть губы и приложиться ко кресту и иконам. А платок, по слову апостола Павла, знак для ангелов о том, что женщина замужем (1 Кор.11:5-10). В наших храмах всегда много платков для тех, кто пришёл без него – нужно просто указать, где его можно взять.

Митрополит Калужский и Боровский Климент на Рождественских чтениях в Москве в 2010 году предложил вместо Дня влюблённых отмечать 14 февраля День православной семьи. Идеология праздника святого Валентина, по его словам, является чуждой традициям российской культуры. Это действительно так. Нам остаётся только приложить усилия и наполнить праздник святого Валентина православным содержанием, как это уже не раз бывало в истории церкви.

 

МОЛЕБЕН СВЯТОМУ ВАЛЕНТИНУ СОСТОИТСЯ В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

14 ФЕВРАЛЯ В ХХ ЧАСОВ.

* * *

Мысли накануне дня святого Валентина

Иеромонах Дорофей (Урусов),
Руководитель Миссионерского отдела епархии.

Опубликован: 13 Февраль 2008

Любите любовь и друг друга
до самоотвержения
Старец Иоанн (Крестьянкин)

valentinЧто может быть прекраснее любви? Идиллия – любить и быть любимым. Дадим на секунду волю мечтам и представим, что эта идиллия – реальность. Зла больше нет, миром правит любовь!
Пройдёт вражда племён
Исчезнет ложь и грусть…
Теперь, пожалуйста, проснёмся. Мы с Сергеем Есениным просто мечтали – в жизни так не бывает. О жизни точнее поёт Виктор Цой:
Две тысячи лет война,
Война без особых причин …
Война войной, но стремление к миру и любви присутствует в человеке всегда и неизменно. Быть может несоответствие стремлений и реалий и рождает, как попытку вырваться из серой обыденности, дни возвышенной памяти и почитаний высоких идеалов?
Не только в Церкви существуют такие дни, но и в миру (так православные называют светское общество) празднуют 8 марта, день святого Валентина, 23 февраля – праздник давно вышедший за рамки военной тематики.
В эти редкие дни принято быть необычными: нарядными, добрыми, дарить цветы и подарки, говорить о любви и в любви признаваться, делать несвойственную работу друг за друга. Как, например, в одной семье: 23 февраля готовит дома всегда жена – профессиональный повар, тогда как в остальные дни этим занимается исключительно муж.
Вернёмся ко дню святого Валентина. Интересная и редкая особенность: церковные люди, как правило, не отмечают день своего святого, его отмечает нецерковный народ. Православные в середине февраля Сретение справляют, а о дне святого Валентина многие имеют лишь самое опосредованное, отдалённое представление, а нередко даже с жесткой критикой относятся к отмечающим.
Зададим вопрос: критикуют сам праздник или злоупотребления, связанные с ним?
Остановимся подробнее на этом вопросе. Предания, связанные со святым Валентином весьма многочисленны и противоречивы. Неблагочестивые вариации жития святого мы отметаем сразу, ибо, как уже было сказано, Валентин причислен к лику святых. Грешников и развратников Церковь не прославляет, то есть жизнь Валентина (житие) достойно восхищения и почитания.
В III веке в Риме действительно жил священник Валентин. Империя воевала и император Клавдий II, опасаясь, что привязанность к женам и детям отрывает мужчин от солдатской повинности, запретил венчания и свадьбы.
Правоверие в те времена было не в почёте. Шутка ли сказать: император Рима считался божественным. Он «всесвященнейший» не терпел конкурентов, и почитающих Христа, как Бога, казнил без милосердия. А тут не просто христианин – священник (по другой версии епископ), переступив государево повеление, молится о новобрачных, благословляет детей, всемерно способствует тому, чтобы любящие сердца соединились.
Валентин был арестован, отправлен в темницу. Темничный страж (по-нашему – начальник СИЗО) привёл к нему свою слепую дочь. Очевидно, что не только девушка, всем сердцем, слушая голос молитвы незримого святого, полюбила. Но и сам Валентин в свой предсмертный час, сознавая, что казнь, быть может, мучительная и жестокая, близка, полюбил свой зримый, но совершенно недосягаемый лучик, озаривший светом мрачную темницу.
Джулия, так по преданию звали девушку, была действительно недосягаема, ибо священники Рима (так и доныне на Западе) принимали обет безбрачия, и, влюбляясь, а это, несомненно, случалось, ведь они тоже люди, хранили тайну своего сердца, как сказал через века русский поэт:

Смотрю, томлюся и вздыхаю,
Но строгий долг умею чтить.
Страшусь желаньям сердца льстить,
Молчу… и в тайне я страдаю.
Лишь после казни Джулия получила послание, где прочла… Да, прочла, молитвами святого она исцелилась. Прочла о великом нежном чувстве, о любви, которую Валентин забрал с собою на небо.
Тебя я встречу где-то в мире,
За далью каменных дорог,
На страшном, на последнем пире,
Для нас готовит встречи Бог.
А.Блок
История вполне романтическая, но сколь возвышенна она и чиста! И сколь прискорбно, что веками эта возвышенная и красивая история любви обрастала небылицами и покрылась пошленьким налётом. Страстен человек, движение крови и плоти, готов принимать он за чувство.
Бьётся сердце беспокойное,
Отуманились глаза.
Дуновенье страсти знойное
Налетело как гроза.
Н.А.Некрасов
На наших глазах, нередко с нашего согласия, оболгано бывает и осмеяно всё то, что для сердца русского, исконно православного – так дорого и свято.
Не принижает ли понятие «любовь», постель в первый вечер, а то и час знакомства? Гражданский брак – может быть крепкая семья? А демография в какую сторону растёт на фоне многомиллионных абортов и узаконенного общественным мнением разврата?
Эпизод на известной «Юрмале»: артист, не удивлюсь, если народный, лицо известной национальности с русским именем на Е и фамилией на Ша, смешит народ и рассказывает про Золушку, простую русскую девушку, которой смеха для, а не разврата ради, нацепил кто-то ценник на спину 2000 у.е. Она идёт по городу а на неё кругом все обращают внимание: иные ругают, иные говорят непристойности…
В итоге целомудренная девушка сдалась, «снялась» и в конец развратилась, став девкой с панели (богато одетой).
Лицо известной национальности цинично смеётся, издеваясь, со смаком и подробностями, не над своим народом. Почему «лицо» смеётся – можно понять, но вот почему русские слушатели в зале и многомиллионная армия телезрителей-славян смеётся, когда на глазах у всего мира образ русской красавицы, целомудренной невесты и будущей матери, а в её лице всех невест и матерей, нагло оголяется и опошляется, втаптывается в грязь и превращается в пепел – мне, православному, понять не дано.
Не случайно, как видно, архиепископ Кентерберийский, заговорил о введении в правовое поле английского законодательства некоторых законов шариата. Впрочем, не станем комментировать данных призывов. Англия далеко.
А вот за Россию, как за Державу – обидно.
Поют пичуги. Пашня дышит
Под ветром пенится листва.
Но только этого не слышит
Иван, не помнящий родства.

Над светлой речкой плачет ива,
И звезды падают с ветвей,
Но прочь уходит торопливо,
Иван, не помнящий корней.

Вновь сердце, радуя и раня,
Плывёт в ночи пасхальный звон…
Я говорю: «Опомнись, Ваня»,
Но ничего не помнит он.
Геннадий Григорьев

Мы
Онемели, оглохли, ослепли…
И теперь в час духовной весны,
Мы похожи на тонкие стебли
На поникшей берёзе страны.

Православные корки засохли,
И, увы, мы духовно без них
Онемели, засохли, оглохли,
Став страной слепоглухонемых.

Но хранит ещё почва Отчизны
Всех святых наших слёзы и кровь.
Посему возвращается к жизни,
Зеленеет духовная новь!

Прозревая и слух обретая,
Просыпаясь, как после зимы,
Оживает Россия святая,
Слава Богу, а значит, и мы!
Евгений Санин

Впрочем, не об этом – о горьком, мы хотим говорить. Неблагочестное, горькое в повествовании сделаем тёмным фоном, чтобы на нём ясней и отчётливей проступили высокие светлые мысли.

* * *

Мало любви

Сергей Худиев, публицист, богослов
14 февраля 2014, 17:27
Фото: foma.ru

День святого Валентина, 14 февраля, «День всех влюбленных» – один из тех «импортных» праздников, которые вошли в нашу жизнь относительно недавно. Отношение к нему разнится: некоторые видят в нем поощрение блуда, некоторые, наоборот, – возможность для того, чтобы верные пары еще раз сказали друг другу о своей любви.

 

«У нас мало любви – и мало усвоенных культурой способов ее выражения»

Наверное, правы и те, и другие: разные люди ведут себя по-разному, в том числе в этот день. Как и на другие праздники, скажем, на Новый год, кто-то напьется до поросячьего визга, кто-то постарается порадовать домашних тихой семейной трапезой и подарками.

На практике Валентинов день часто оказывается днем не столько влюбленных, сколько днем изъявления дружеской симпатии, особенно среди девушек. Людям оказывается немного тесно в заданных рамках – именно влюбленности, и они вспоминают о том, что любовь – это более широкое понятие.

Вот если бы существовал праздник любви, благодарности, дружества и привязанности к ближнему вообще, безотносительно к влюбленностям, было бы здорово. Про влюбленность можно сказать то же самое, что про нашу сотворенную природу вообще: мы сотворены весьма хорошо, но повреждены грехопадением.

Библия содержит, например, такой откровенно романтический текст, как «Песнь Песней», и это хорошо, правильно и угодно Богу. Влюбленность дает человеку возможность увидеть драгоценность своей ближней (или ближнего), ее (или его) уникальность, она приводит к глубокому, искреннему и жертвенному попечению о ее (или его) благе.

Наше природное, биологическое устроение становится материалом для формирования любви, преданности и заботы, которая отражает любовь Бога. Как говорит невеста в «Песни Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (Песн.6:3).

Но в нашем мире с влюбленностью происходит некоторое, скажем так, смещение. Люди смешивают влюбленность и любовь, а любовь считают переживанием. То и другое трагически неверно. Влюбленность носит по природе своей исключающий характер.

У мужчины может быть только одна возлюбленная, у женщины может быть только один возлюбленный. Та полная принадлежность, о которой говорится в «Песни Песней», требует полной отдачи. Как говорит Татьяна у Пушкина: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Влюбленность говорит «да» кому-то одному – и «нет» всем остальным. Кто-то – на самом деле все остальные – оказывается исключенным. А кто-то оказывается исключенным вообще: не получает в этот день ни одной валентинки, чувствует себя мучительно чужим на этом празднике жизни.

Психика подростка очень уязвима, поэтому Валентинов день, увы, оборачивается трагедиями: год за годом новости сообщают о самоубийствах в этот праздник. Кто-то находит себя непривлекательным, некрасивым, толстым, прыщавым – и отсутствие валентинки добивает его (или ее).

Тебе даже валентинки не прислали, иди убейся об стену, урод(ина)! Слать человеку, в которого вы ничуть не влюблены, валентинку, чтобы поддержать ее (или его) в трудную минуту, может, и человеколюбиво, но несообразно смыслу праздника и создает двусмысленную ситуацию: получается, что вы подаете надежду, которую и не собираетесь оправдывать.

Это не значит, что Валентинов день плох или романтическая влюбленность плоха, – это значит, что люди нуждаются в любви, которая гораздо шире влюбленности и в большинстве случаев не имеет к влюбленности никакого отношения.

Сказать человеку о его важности, ценности, уникальности, выразить искреннее восхищение, благодарность и радость от его присутствия можно, совершенно не собираясь вступать в какие-то романтические отношения. Мы все нуждаемся в любви и признании со стороны ближних – мы так устроены Богом.

Культура, которая не имеет другого языка для выражения любви, кроме романтического, обрекает людей на глубокую фрустрацию. Дело не в том, что у нас много романтики (я не сказал бы, что много).

Дело в том, что у нас мало любви – и мало усвоенных культурой способов ее выражения. Любые попытки выразить просто любовь сильно рискуют быть принятыми за романтические заигрывания, поэтому люди обычно таких попыток не совершают.

Бедный подросток остается в убеждении, что его никто не любит, оттого что в него на данный момент никто не влюблен. Собственно, что не влюблен – это естественно, у него еще все впереди, но праздник требует своего…

Другая проблема, связанная с влюбленностью, – это сведение любви к чувствам. Любовь – это не чувство. Сама эта фраза может показаться современному человеку странной – чувство, а что же еще?

 

«Чувства» – вещь неустойчивая; они зависят от погоды и пищеварения. Хуже того, «чувства» побуждают человека обратиться к себе – что я чувствую, – в то время как любовь обращает к другому.

Невеста в «Песни песней», вспомним еще раз, не говорит: «Я переживаю чувства», – она говорит: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне». Поиски чувств, переживаний, своего рода «эмоциональная наркомания» могут только сделать человека глубоко несчастным.

В реальности любовь – это отношение, это то, что коренится в воле, а не в эмоциях. Эмоции приходят потом: мы склонны тепло относиться к тем, с кем обращаемся хорошо, и злобиться на тех, с кем поступаем несправедливо.

Единственный способ обрести любовь – это поступать по любви. Представление о любви как о влюбленности, а о влюбленности – как о гормональной буре, которая накрывает человека и уносит его, побуждает людей однажды сказать: прошла любовь, завяли помидоры.

Бури всегда кончаются. И помидоры при таком отношении просто обречены завянуть. Любовь начинается с твердого решения заботиться о другом – решения, которое влюбленность помогает принять, – и она приводит к устойчивым эмоциям.

Не наоборот.

И «День всех влюбленных» – хороший день для того, чтобы поздравить своих возлюбленных и подумать, как мы можем проявить свою любовь к тем, кто нам просто ближние, с которыми мы не собираемся вступать в какие-либо романтические отношения, но которых мы просто любим и ценим.

Источник: Православие.fm

* * *

Диакон Андрей Кураев

“СВЯТОЙ ВАЛЕНТИН – НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТОЙ!”

 Вот уже десять лет, как в середине февраля в церковной периодике и в приходских проповедях появляется особая тема: тема предостережения от празднования Дня святого Валентина. Не наш, мол, праздник…

Странно: сам праздник назван не Днем стахановца и не Днем леса. Он носит церковное название и напоминает о христианском святом – а церковь призывает его не праздновать…

Разберемся сначала с формальным поводом к празднику. Был ли такой святой на самом деле? Да, св. Валентин жил в итальянском городе Терни в III веке и был казнен 14 февраля 270 г. “Наш” он святой или католический? Наш. Все святые, совершившие свой подвиг в Западной Европе до 1054 года, то есть до даты разрыва Православия и Католичества, – это наши, православные святые.

Но, может, хоть и жил он в православные времена, только католики осознали его святость и святым он является лишь по католическим критериям?

Нет, Валентин в лике святых был прославлен задолго до разрыва Запада и Востока. Обычно говорят, что эту канонизацию совершил римский папа Геласий в 494 г.

Возможно, что Валентин, воспоминаемый 14 февраля, уже известен нашему календарю – как священномученик Валентин Интерамский (или Италийский); память его совершается 12 августа по новому стилю (30 июля по старому).

Но вполне может статься, что это другой человек, о котором мы до сих пор ничего не знали.

Ничего странного в этом нет: даже в почитании самого знаменитого святого – Николы Чудотворца – произошла “накладка”. В тексте его жития соединены эпизоды из жизни двух несомненно разных людей, один из которых жил на рубеже III-IV веков, а другой – в середине VI столетия. Первый страдал при языческом императоре Диоклетиане и уже в весьма зрелом возрасте присутствовал на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Но он не мог посещать собор Софии в Константинополе (построенном в VI веке) – хотя автор жития и понуждает своего героя к такому благочестивому поступку.

Недостоверен и житийный рассказ о путешествии св. Николая Мирликийского в Святую Землю. Блаженный Симеон Метафраст в Х веке так описывает его паломничество в Палестину: “святой направляется к гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный крест. Ночью подходит к святому крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата”.

Но уже в XIX веке выдающийся русский ислледователь ближневосточных церковных древностей архимандрит Антонин (Капустин) писал: “Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна, встречающаяся в нем, историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклетиане и Максимиане. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность при императоре Константине и церковь Воскресенья освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова правления”.

Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, хронология жития архиепископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей.

Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I и скончавшегося 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю, Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Палестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского.

“Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами (“Смешанное житие”, “Ликийско-александрийское житие” и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII-IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI в., лл. 36-54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно “узаконив” ошибочное смешение житий двух Николаев”.

Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869-1873 гг., и имена родителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, – заимствованы из жития святителя Николая Пинарского.

Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели.

Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель – Николай Мирликийский в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя двести лет архимандрит Антонин (Капустин) установил истинность существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: “Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и свято-ублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак два было святителя Никопая ликийских”.

И в случае с почитанием св. Валентина может быть, что память более известного подвижника вобрала в себя память о других соименных ему святых.

Почитание святых ведь бывает разным – оно бывает вселенским, а бывает местным. Мы же не знаем всех святых, которые почитаются в том или другом монастыре Грузии…

Кроме того, если и в самом деле именно папа Геласий назначил память св. Валентина на 14 февраля, то это его деяние пришлось на пору разрыва в отношениях Римской Церкви и Церкви Константинопольской (с 484 по 519 годы). Это были годы так называемой “акакианской схизмы”. Правда в этом расколе была на стороне Рима, что в конце концов признал и Константинополь . Так что решения, принимаемые в ту пору в Риме, просто не доходили до христианского Востока. Но от этого они не переставали быть решениями православными.

В последние десятилетия в богослужебный календарь Русской Православной Церкви перешло немало памятей святых, которые жили в западном мире в первом христианском тысячелетии. Еще недавно ничего не знали наши календари о св. Турвоне Лангонийском – а сейчас его имя там стоит.

Вот книги, рассказывающие нам о православных святых Запада: Прот. Александр Шабанов. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии (Тверь, 2000); Прот. Александр Шабанов. Святой Брендан Мореплаватель (Тверь, 2001); Марк Омельницкий. Жития трех английских святых (Освальда, Эдмунда, Свизина) (М., 1997); Марк Омельницкий. Образ святого в англо-саксонской литературной и агиографической традиции. На материале “Жития святого Гутлака” (М., 1997); Владимир Мосс. Крушение православия в Англии (Тверь, 1999).

Наконец, на интернет-сайте телеканала ТВС по адресу http://www.tvs.tv/news/article.asp?id=220 можно увидеть фотографию Патриарха Алексия II, целующего ковчег с мощами св. Валентина.

Вот официальная информация: “В ходе встречи, прошедшей 15 января 2003 года в рабочей резиденции Патриарха в Чистом переулке, состоялась передача в дар Русской Православной Церкви частицы мощей святителя Валентина Интерамского. В церемонии приняли участие епископ Терни монсиньор Винченцо Палья, генеральный викарий епархии монсиньор Антонио Маньеро, вице-мэр города Терни Эрос Брега, президент провинции Терни Бруно Семпрони, другие члены итальянской делегации. Идею передачи Русской Православной Церкви частицы мощей небесного покровителя города Терни святителя Валентина, мученически скончавшегося в III веке, высказал епископ Винченцо Палья после завершения состоявшейся в июле 2001 года встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с руководством католической миротворческой благотворительной организации “Община святого Эгидия”, духовником которой является монсиньор В. Палья. Монсиньор Винченцо Палья назвал символичным тот факт, что передача частицы мощей святителя Валентина происходит в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, 100-летнюю годовщину канонизации которого Русская Православная Церковь будет праздновать в этом году. Поблагодарив епископа Винченцо Палью за этот дар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сообщил, что ковчег с частицей мощей святителя Валентина будет пребывать в Храме Христа Спасителя, где каждый верующий сможет помолиться перед этой святыней древней неразделенной христианской Церкви. “XX век стал веком тяжких испытаний для Русской Православной Церкви, – сказал Святейший Патриарх. – Мы с упованием обращаем свои молитвы к мученикам первых веков христианства, которые свидетельствовали языческому миру о Спасителе, оставаясь верными Ему “даже до смерти”. История Церкви продолжается. Уже в наше время к сонму угодников Божиих присоединились многие тысячи новомучеников и исповедников российских. Как и столетия назад, кровь мучеников полагает и утверждает Церковь Христову”” . “Патриарх Алексий, принимая дар, отметил, что “с большим волнением принимает частицу мощей священномученика Валентина – святого Неразделенной Церкви”” . “Я воспринимаю этот акт передачи частицы мощей священномученика Валентина как акт духовный, акт, который поможет россиянам, православным верующим в России молиться, не только вспоминая память святомученика Валентина, но молиться перед частицей его святых мощей”.

Память одного и того же святого может совершаться в разные дни в разных частях Церкви. Так что вполне может быть, что того самого св. Валентина, которого в Италии празднуют 14 февраля, у нас сугубо чтят через полгода – 12 августа. Может быть и так, что память одного и того же святого совершается несколько раз в году (вспомним летнего и зимнего Николу). Наконец, Церковь вправе просто переносить память святого с одного дня на другой.

Может ли Православная Церковь принимать праздник, рожденный не в ней? И на этот вопрос наша история уже дала положительный ответ.

В нецерковной истории советской России родился День Победы – 9 Мая. Но определением Архиерейского Собора Русской Церкви в 1994 году установлено совершать в День Победы особое ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны.

И уже совершенно поразительно то, что в русской православной Церкви празднуется “вешний Никола” – праздник, который знаком только итальянским католикам, но которого нет у православных греков.

Праздник установлен в честь “переноса мощей св. Николая из города Миры Ликийские в город Бари”.

То, что для жителей Бари это был праздник – несомненно. Но праздновали ли это событие жители родного города св. Николая – Мир Ликийских? Добровольно ли они расстались со своей святыней? И куда мощи были перенесены не в смысле географическом, а в смысле конфессиональном?

Миры – это город на территории нынешней Турции. Бари – город итальянский. Дореволюционные православные историки справедливо обращали внимание на то, что в Южной Италии тогда, в конце XI века, было еще по меньшей мере не меньше греков, чем латинян и отсюда делали вывод, что даже будучи перенесенными в Италию, мощи св. Николая остались у православных.

Увы, сопоставление дат не позволяет принять эту успокоительную схему. В Бари мощи пребывают 9 мая 1087 году. Разрыв отношений между Римом и Константинополем произошел ранее – в 1054 году. В 1070 году норманны (союзники папы и враги греко-русского войска) захватывают Бари, и сразу же епископ Бари Андрей (чье управление епархией приходится на 1062-1078 годы) переходит от константинопольского патриарха под римского папу. Преемника Андрея по барийской кафедре – Урсона (1078-1089) – рукополагал уже непосредственно папа Григорий VII.

Богослужение на юге Италии еще долго сохранялось привычно-греческим, но в смысле канонической зависимости и догматического единомыслия этот регион, как видим, был связан с Римом уже за 17 лет до переноса туда мощей св. Николая…

Праздник переноса мощей впервые римский папа Урбан назначает на 1090 год. Это папское решение имело место 1 октября 1089 года (папа был в Бари по приглашению норманских герцогов для рукоположения нового барийского епископа – Илии – и для освящения новопостроенного храма св. Николая ). На Руси же этот праздник появляется в 1092 году.

Итак, праздник несомненно учрежден католической церковью и по поводу, радостному именно для нее.

Добровольно ли расстались православные со своей святыней? По воспоминаниям участников переноса, сохранившимся в итальянских летописях, православные монахи отказались отдать мощи св. Николая и отказались принять за них выкуп. Тогда они просто были связаны; на 4 монахов напали 47 барийцев. Когда горожане узнали о краже, они с оружием в руках бросились в погоню за захватчиками. К их горю, корабли барийцев успели отплыть…

Средневековая история знает немало случаев вооруженного захвата святынь. Понятно, что греки хранят нерадостную память об этом событии. Но Русь приняла праздник, веселивший сердца итальянских католиков…

Почему и как приняла – вопрос другой. Нас же эта история интересовала только в связи с поиском ответа на вопрос о том, может ли православная Церковь заимствовать праздник, установленный католиками. Оказывается – может. Церковь дерзала вбирать в себя даже те нововведения, которые зародились в еретических сообществах: еще один такой пример – использование крещального Символа веры за Литургией: впервые пение Символа на литургии ввел в 485 году монофизитский антиохийский патриарх Петр Гнафей.

Наконец, чтобы выяснить – может ли быть иным, неполемичным отношение Русской Церкви к “дню святого Валентина”, надо поставить и вопрос о том, может ли Церковь взять не католический и не светский, а языческий праздник и реформировать его, отбросив языческую грязь и наполнив некую привычную дату своим содержанием?

И на этот вопрос церковная история дает положительный ответ. Именно такова история нашего праздника Рождества Христова.

Древнейшая христианская Церковь слишком остро переживала тайну Пасхи, чтобы обращать внимание еще и на рождество. Пасха – это переход (таково буквальное значение этого еврейского слова). Христиане воспринимали мученическую смерть как пасху, как исход. Оттого дни памяти мучеников – это дни их рождения в вечность, то есть дни земной смерти. А потому дни земного рождения не отмечались. До четвертого столетия Церковь не отмечала даже день рождения Христа.

Первыми шаг к рождественскому празднику сделали в начале третьего столетия еретики – гностики-василидиане. Они стали отмечать день Крещения Господня 15 числа месяца Туби (6 января) . В этот день они освящали Нил. Христиане вынуждены были придать этому празднику свой смысл, и отголосок той полемики до сих пор слышен в наших службах Богоявления: “Естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим” – это против учения гностиков о деторождении как акте вмешательства злой силы. “Вся тварь воспевает Тя явльшегося” – это утверждение Христа как Творца направлено против учения гностиков о том, что Бог-Творец Ветхого Завета является врагом доброго Бога-Спасителя Нового Завета. “Ты бо еси Бог наш на земли явился еси и с человеки пожил еси” – против учения о том, что Христос лишь казался человеком, но не стал им на самом деле. “Ты и Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа” – против учения, согласно которому Иисус стал Сыном Божиим только тогда, когда Он вошел в Иордан. “И главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев” – против гностического представления, согласно которому Христос получил дар ведения в Иордане от змея, который обольстил в раю Еву.

В правление римского папы Юлия (337-352 гг.) впервые празднуется Рождество – 25 декабря. На Восток этот праздник приходит полустолетием позже (при св. Григории Богослове). В Антиохии св. Иоанн Златоуст в 386 (или 388) году говорит, что Рождество будет праздноваться впервые…

Почему была избрана именно эта дата? В Риме (откуда она и пришла) к этому времени заканчивалось празднование Сатурналий (17-23 декабря). Завершались они гладиаторскими боями (форма завуалированных человеческих жертвоприношений). За этим следовал праздник “непобедимого солнца” – он был приурочен ко дню зимнего солнцеворота. Именно культ Солнца в середине IV столетия активно насаждался императором Юлианом Отступником. Культ Солнца стоял и в центре митраизма – религии, которая была серьезным конкурентом христианства.

День зимнего солнцеворота – это день ожидаемый. День, который нельзя не заметить человеку, который живет от земли. Это грань, сочленение. Религиозное чувство всегда ощущает такие переломные моменты как потенциально опасные. Это опасность прорыва в наш мир сил хаоса (помните о Древнем Ужасе, который пробудили толкиновские гномы, перейдя границу в пещерах Мории?). Это чувство опасности взывает о необходимости освящения пограничных минут. Поэтому основные ритуалы в самых разных религиях совершаются на границе света и тьмы (утренние или вечерние молитвы и жертвоприношения), на границе времен года, на границе человеческих возрастов.

Так что человек просто должен совершать космо-укрепляющие ритуалы на границе времен. В самых разных религиях мира есть вера в то, что мир (упорядоченный космос) стоит до той поры, пока приносятся правильные жертвы. Жрецы, соответственно, и есть те атланты, которые позволяют “и жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках”. Поистине – “их тяжкая работа главней иных работ: их них ослабнет кто-то – и небо упадет”.

Церковь не стала спорить с убеждением в том, что именно человек и есть та живая нитка, на которую нанизаны и которою скреплены створы вселенной. Церковь не стала спорить с этой человеческой потребностью: через молитву соединять перепады времен. Она просто исправила образ этих молитв. Вместо бога солнца – Митры – она предложила в этот переломный день, день возрождающегося света, молиться “солнцу правды” – Христу.

Позже и в другой культуре другой солярный культ – славянская языческая масляница (блин это символ солнечного круга) – был переосмыслен как часть подготовки к Пасхе, как вхождение в Великий Пост.

Смысл этой педагогики понятен: надо ослабить бытовое общение новообращенного христианина с его еще языческими соплеменниками и соседями. Желательно – через разрыв праздничного общения. “Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира повелено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено”.

Итак, даже языческие праздники Церковь смогла подбирать и переосмыслять.

Да и сам “день св. Валентина” был установлен для того, чтобы “перебить” языческие привычки. В эти дни в Риме праздновались так называемые “луперкалии” (от lupus – волк). В святилище, устроенном в пещере на склоне Палатинского холма и называемом Луперкал, совершалось жертвоприношение: жрецы-“луперки” закалывали козу (животное, самое приятное на вкус для волка) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Затем к алтарю подходили двое обнаженных юношей (они тоже назывались луперки), и каждый из двух жрецов, совершивших жертвоприношение, прикладывал окровавленный нож ко лбу одного из луперков, а потом вытирал его белой шерстью козы. Потом закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые “фебруа”. Оба луперка подпоясывались таким ремнем, зажимали в руках связки остальных ремней, выбегали нагими из пещеры и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма, стегая ремнями всех попадавшихся на их пути. От этих ударов не только никто не уклонялся, но наоборот – женщины и девушки с веселым смехом подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это дает удачу в любви, делает счастливым брак и гарантирует обильное потомство.

Между прочим, от названия священных ремней луперков – “фебруа” – произошло и название месяца, в середине которого происходило празднество (и в середине которого будет отмечаться Валентинов день): “фебруарий” – февраль.

Уже во времена Цезаря никто не мог толком объяснить, что такое луперкалии и связанные с ними обряды. Поэтому, как всегда в таких случаях, все удовлетворялись легендой. Рассказывали, что праздник луперкалий учредили основатели Рима Ромул и Рем – в честь вскормившей их молоком в пещере волчицы, и что они же были первыми луперками. Возможно, что этот культ восходит к почитанию Фавна – бога-покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было “Луперк”, что буквально означало “охраняющий от волков”, и сам бог часто изображался в виде волка. Жертвоприношения Луперку и праздник в его честь происходили в середине февраля, когда начиналось спаривание скота, и бога молили о том, чтобы он благословил размножение стад и охранил их от волков.

Как видим, у февральского праздника в Риме древние корни. В любых его вариантах рядом шли любовь и страх, смерть и боль. Неудивительно, что, в конце концов, и память о христианском мученике оказались пронизана всеми этими сюжетами.

Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля – неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И все же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что “в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюбленных, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых”.

Более определенно можно сказать о том, что св. Валентин якобы тайно венчал влюбленных. Это уж точно не более чем легенда: во времена св. Валентина (в третьем веке) просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака. «Древней церковью брак рассматривался как таинство независимо от того, сопутствовал ли ему церковный обряд… В древней Руси венчание было формой заключения брака у верхнего слоя народа и медленно проникло в низы (в конце XVII века)». И уж тем более ничего не могло значить в глазах языческого императора совершение брака священником презираемой им и гонимой секты.

Но в религии есть закон: то, во что люди верят, становится реальностью. Может быть, апостол Андрей не ходил по берегам Днепра и не доходил до Валаама. Но на Руси всегда верили, что это именно так, – значит, апостол Андрей действительно породнился с нашей землей. Наши молитвы к нему и его молитвы о нас создали между нами связь более прочную, нежели чисто “историческую”.

Есть и закон логики: «из лжи следует все что угодно». Имеется в виду, что из неправильной посылки можно получить даже верный вывод. Если люди считают, что св. Валентин был казнен потому, что покровительствовал влюбленным, и если люди, исходя из этой веры, молятся Валентину о своих любимых – то даже если это их представление исторически недостоверно, все равно св. Валентин и в самом деле молится о них.

Интересно, что когда “не нашему” Валентинову дню пробуют противопоставить какой-либо православный праздник, который можно было бы представить как “праздник святых – покровителей влюбленных”, то обычно предлагают вспомнить о святых Петре и Февронии Муромских. Но если читать их официальное церковное житие – то за общими словами (“будучи оба святыми и праведными людьми, любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими… оба приняли монашество и скончались в один день”) никак не проступает история их любви. Но есть дивный памятник древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии» (начало XVI века). Вот она как раз наделяет своих персонажей прекрасными и понятными человеческими чертами… Но эта повесть осталась в разряде апокрифов и в круг церковного чтения не была включена.

В итоге ситуация получилась очень даже похожей на историю культа св. Валентина на Западе: и там и там в основе культа лежит память о реальных людях, почитаемый Церковью как святые. И там и там эта память была расцвечена в фольклорные тона, и там и там народные предания подчеркнули в этих святых их человеческую влюбленность. Но эта фольклорная преувеличенность не помешала собственно церковной памяти о Петре и Февронии как о святых, любивших друг друга.

Вот и вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, не зависящий ни от каких источниковедческих штудий. Переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли – святому Иоанну Крестителю? Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем-то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль?

Итак, с формальной точки зрения празднование святого Валентина именно 14 февраля вполне может быть воспринято Русской Православной Церковью. Вопрос в том – нужна ли подобная рецепция.

14 февраля – это День влюбленных. Разве это плохо с точки зрения православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве только монашеский путь считается у нас спасительным и дозволенным? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой?

Понимаю, что большинство из тех, кто празднует День святого Валентина, именно молиться-то Валентину и не помышляют… Но вот тут-то и уместно было бы слово Церкви: как же так, в день-то Валентина и не поставить свечку Валентину, не помолиться ему?!! поскольку традиция эта в России еще только-только новорожденна, она изменчива и пластична. И Церковь могла бы оказать влияние на ее формирование не брюзжанием, а чем-то иным. В идеале (миссионерском идеале) можно было бы сказать: настоящие «валентинки» – это те, что приобретены и освящены в храме. Начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. мученику Валентину об умножении любви. Для этого не нужно даже ждать разрешения Синода: мы же в любой день можем служить молебен св. Николаю или Георгию – а не только в дни их календарной памяти.

На этих молебнах можно было бы пояснять молодым людям, что любовь самого Валентина была прежде всего – ко Христу. Что любовь и похоть – не одно и то же. Что «любить» и «использовать» – это антонимы.

А взрослых прихожан в этой проповеди можно было бы призвать к молитве о сохранении наших детей в чистоте и о даровании им опыта подлинной любви. И тем и другим можно было бы напомнить, что в трудных житейских ситуациях, когда не знаешь, как строить отношения с человеком, можно молиться мученику Трифону (его память как раз приходится на 14 февраля). И если вы не умолите св. Валентина даровать вам крепкую и настоящую любовь, то со временем придется вам молиться именно Трифону – избавителю от недуга пьянства…

А в конце сказать: если вы, ребята, действительно дороги друг другу, приходите еще завтра. Завтра, 15-го февраля – день Встречи, Сретения. Помолитесь вместе друг о друге. Ведь молитва – это максимальное напряжение доброй воли человека, желающего добра другому человеку. Если ваши глаза и глаза любимого вами человека будут направлены на одну и ту же икону, еще одна ниточка соединит вас друг с другом. Как говорил древний подвижник авва Дорофей, люди подобны точкам на окружности, центром которой является Бог. Если люди будут просто двигаться по окружности, то, приближаясь к одному соседу, они буду отдаляться от других. Но если они вместе двинутся к центру – то сократится и расстояние между ними.

Этот праздник может быть светлым. Хотя бы для некоторых людей, некоторых пар. Для кого-то он останется поводом к смакованию очередной порции грязи. Но соотношение тех и других зависит и от нашего миссионерского усилия. В конце концов и на православную Пасху кто-то упивается до свинского состояния. Что же нам – отказаться от нашей Пасхи? А на Крещение кто-то гадает и колдует. Следует ли из этого, что и мы замараемся, если будем по-нашему праздновать Крещение? Кто-то ждет Рождества только ради скидок на рождественских распродажах. Но мы ждем Христа.

Не надо излишнего смиренничанья, не надо поспешных капитуляций, не надо оставлять наши святыни, если к ним прикоснулась чья-то нечистая рука. Не оставлять надо наши праздники в руках язычников и лавочников, а бороться за сохранение (или возвращение) их христианского смысла.

От нас требуется ведь немного. Просто Сказать, что в День святого Валентина храмы ждут тех, кто любит и желает быть любимым. Улыбнуться пришедшим. И помолиться вместе с ними.

От нас требуется всего лишь добрый взгляд. Ни денег, ни реформ, ничего такого эта миссионерская программа не требует. Достаточно просто объявления на церковных дверях: «14 февраля. Молебен св. Трифону и св. Валентину Интерамскому». Молодые прихожане уже сами разнесут эту весть по окрестным школам и университетам. И еще хорошо бы батюшке подежурить этот день в храме – в ожидании «валентиновцев», чтобы с ними поговорить и, быть может, снова помолиться…

Ничем не обижая и не смущая своих традиционных прихожан, нисколько не меняя их уклад жизни и веры, через этот день можно привести в Церковь несколько молодых людей. Даже если таких новичков «валентинова призыва» окажется всего пять человек – неужели этого мало?

Ссылки:

1. См. Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар. // Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек., сс. 538-542.

2. Цит. по: Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 15.

3. Архим. Антонин (Капустин). Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Труды Киевской Духовной Академии. 1869, июнь, с. 445.

4. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, сс. 15 и 8.

5. См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 7. А вот история о пощечине, данной Николаем Арию, отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – с новогреческого Жития, составленного студийским иноком Дамаскиным (там же, с. 28)

6. Архим. Антонин (Капустин). Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Труды Киевской Духовной Академии. 1869, июнь, с. 449; см. также другие его работы: Еще о свят. Нико-лае Мирликийском // Труды Киевской духовной академии, 1873, декабрь, сс. 241-288; Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Труды КДА, 1870, май.

7. В ту пору спор шел совсем не о тех предметах, которые через полтысячелетия разделят Грецию и Рим. Хотя уже 13 мая 495 года впервые в истории римский папа был приветствован как «наместник Христа на земле» (Задворный В. История Римских пап. Т.2. от св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997, с. 21). И это был тот самый папа Геласий, при котором произошло прославление св. Валентина. Так был сделан еще один шаг на пути к догмату о папской непогрешимости, который будет возглашен в Ватикане в 1870 году. Суть этого догмата лучше всего передать словами сподвижников Винни-Пуха: «Поверишь ли, – прошептал Тигер Крошке Ру, – но Тигеры не могут заблудиться. – Почему не могут, Тигер? – Не могут, и все, – объяснил Тигер. – Такие уж мы, Тигеры”.

8. http://cn.e-inet.ru/numbers/news/?ID=124

9. http://www.russia-hc.ru/rus/anons.cfm?kid=2731&op=view

10. http://www.tvs.tv/news/article.asp?id=220

11. Например, в церковном календаре на 1998 год на 25 февраля указано: «Полиелейные службы Иверской иконе Божией Матери и свт. Алексию переносятся на вторник 24 февраля. В храмах же, посвященных их имени и в Богоявленском кафедральном соборе в Москве службы им не переносятся на вторник, а совершаются, отменяя Триодь».

12. См. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с.22.

13. см. Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. Спб., 1868, с. 49.

14. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 237.

15. Хрусталев Д. Г. Учреждение на Руси праздника перенесения мощей Николая Мирликийского в Бари // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. Спб., 2001, с. 135.

16. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 254.

17. Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар. // Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 549.

18. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 240.

19. Точнее – никакую. «В летописях и памятниках Греко-восточной церкви и в частности Византии доселе не найдено известий о перенесении мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бар» (Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар. // Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 524).

20. «Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11-й день указанного месяца. Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16-м году царствования Тиберия Цезаря, в 25-й день месяца Фаменофа; другие же – в 25-й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19-й день месяца Фармуфи. Иные же из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи» (Климент Александрийский. Строматы 1,21).

21. см. Успенский Н. Анафора // Богословские труды. Сб.13. М., 1975, с. 73.

22. См. Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 1. Киев, 1910, сс. 299- 301.

23. Болотов В. В. “Михайлов день”, Эортологический этюд // Христианское чтение. Спб., 1892. Т. XI-XII, с.621. Речь у Болотова о том, что 29 августа, день усекновения главы Иоанна Предтечи соответствует первому тоут александрийского календаря, то есть первому дню нового года в Египте. Позднее эту дату копты все же перенесли на 2 число, чтобы не омрачать первый день Новолетия.

24. http://www.chayka.org/article.php?id=417

25. см. Карташевская А. Навстречу любви // Она/She. 2003, февраль, с. 40.

26. “Христианская религия была вне закона, когда священник Валентин проповедывал в Риме в 3-м веке. Во времена императора Клавдия II (268-270) началась война с готами и был объявлен набор молодых людей в армию. Но те, кто был женат, не хотел бросать своих жен, а те, кто был влюблен, – своих любимых. В гневе Клавдий запретил брачные обряды, но Валентин не подчинился приказу и продолжал венчать молодых людей. Это сделало Валентина другом всех влюбленных в Риме, но привело в ярость императора. Валентин был схвачен, заключен в тюрьму и казнен 14 февраля 269 года. Накануне казни Валентин послал письмо дочери начальника тюрьмы, которая была его возлюбленной. В письме он прощался с нею, благодарил за все и подписался: ‘Твой Валентин’. Это и положило основание традиции Дня св. Валентина”. http://www.chayka.org/article.php?id=417

27. Венчание // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. – М., 1995, с. 351.

28. «”Легенды”… Да знают ли эти маленькие мнимые “умники”, что легенды не менее, а даже более важны, чем и факты? Задумывались ли эти мудрецы, что даже самое желание и создавание “легенд” не менее важны, чем самые чудеса?» (митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Спб., 1992, с. 74).

29. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 88.

© дьякон Андрей Кураев

© курсивом выделены фрагменты, не вошедшие в конечный вариант статьи

 

 

 

Tags:

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree