Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе, и тогда он будет построен на земле»

К Рождественскому номеру епархиальной газеты «Приморский благовест» было подготовлено интервью с настоятелем нашего прихода священником Андреем Машановым. В последний момент интервью заменили очень важным и интересным докладом протоиерея Александра Салтыкова, декана факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета, члена Союза Художников России, старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва «Новозаветные основы иконопочитания». Тема необыкновенно важная и практически плохо разработанная в современной богословской науке (в скобках отмечу, что огромный кусок доклада не уместился в газету, но на эту тему у отца Александра есть статья  http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/saltykov.htm протоиерей Александр Салтыков «Достоверность свидетельства: понятие «прографо» в Послании к Галатам»). Протестанты любят нас, православных, упрекать, что мы почитаем иконы, а об этом в Новом Завете ничего не сказано. Сказано. И отец Александр Салтыков убедительно это доказывает.

 Будет ли интервью с отцом Андреем Машановым опубликовано в следующем номере газеты полностью или частично, а может опять найдётся что-то более важное – Бог весть. Поэтому публикуем здесь и сейчас.

*     *     *

«Когда я в первый раз пришёл в православный храм, то сделал это только для того, чтобы увидеть другую традицию. Но когда потом вновь пришёл в православный храм (русский, в Сан-Франциско), что-то случилось со мной такое, чего я не испытывал в буддийском или другом восточном храме; что-то в сердце моём говорило мне, что я дома, что все мои поиски завершились». Это слова одного из великих отцов нашего времени – иеромонаха Серафима (Роуза), жившего в Америке, в монастыре святого Германа в Платине, в Калифорнии. Сегодняшний наш собеседник не искал так долго свой путь, но в 11 лет сказал себе то же самое: в Церкви я дома.

Среди торговых и развлекательных комплексов на Второй речке Владивостока стоит маленький храм в честь святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Его золотой купол в окружении бурного моря рекламы мимолётных хотелок века сего – как надёжная пристань.

Первый вопрос настоятелю храма, священнику Андрею Машанову об этом:

– Батюшка, почему храм решили построить именно здесь?

– Храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской находится на историческом месте, где несколько десятилетий находился ВладЛАГ – лагерь ГУЛАГа. На площади в несколько гектаров располагались десятки бараков. Только за период с 1939 по 1941 год через этот лагерь прошло свыше 250 тысяч человек. Политзаключённых привозили со всей России. А уже отсюда на пароходах доставляли на Колыму и по всему Дальнему Востоку. Часть заключённых оставляли во Владивостоке для работы на стройках, лесозаготовках, добыче и переработке рыбы. Через этот лагерь прошли конструктор Сергей Королев, поэт Осип Мандельштам (погиб во ВладЛАГе), актёр Георгий Жжёнов и сотни тысяч безвестных наших сограждан. Поэтому главная святыня храма – земля, на которой его возвели, земля, политая слезами и кровью.

– Как-то более привычно наименование Новомучеников и исповедников российских, а Вы называете храм по-другому.

– 29 мая 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил утвердить именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников российских», так что всё правильно.

– У храма лежит огромный валун с надписью: «Здесь в 1924-1943 года располагался пересыльный лагерь, через который прошли сотни тысяч невинных в ад ГУЛАГА». Кто его устанавливал?

– Если я не ошибаюсь, этот камень – мемориальный памятник жертвам политических репрессий – установили в 2006 году вместо временного памятника, который был установлен здесь в 1991 году. Все эти годы жители Владивостока поддерживали его в порядке, возлагали цветы. В 1999 году по просьбе Владивостокского общества «Мемориал» городские власти на этом небольшом участке запланировали мемориальный комплекс, который должен был включать памятник, сквер и часовню. Но за эти годы так ничего и не было сделано.

– Расскажите как строился храм, всё ли построили, что планировали?

– Храм – лучший способ почтить память тех, кто пострадал, тех, кто окончил свою жизнь в этом страшном месте. Мы знаем, что среди Новомучеников есть прославленные и непрославленные в лике святых, явленные и неявленные. Мы почитаем их всех, молимся за всех. Никто не лишается молитвы. Кстати, в Приморской митрополии нет ни одного храма в честь Новомучеников. Наш первый и пока единственный.

В июне 2009 года тогда архиепископ, а ныне митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин благословил строительство мемориального храмового комплекса с главным храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и крестильного храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. На территории мемориального комплекса будет воздвигнут монумент в память о наших согражданах, подвергшихся репрессиям.

В июле 2010 года был заложен фундамент крестильного храма, а 12 ноября 2011 года был отслужен молебен и чин малого освящения храма. На следующий день в храме была отслужена первая литургия. С тех пор в нашем храме богослужения совершаются регулярно: по субботам и воскресеньям и в дни двунадесятых праздников.

– То есть храм построен на пожертвования, а не на средства городских властей?

– Да. Этот храм строился на средства наших прихожан и благотворителей. Было очень много препятствий и трудностей. Рассказывать об этом можно долго. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе». Наш храм тому подтверждение.

Традиция строить храмы из недорогих строительных материалов за короткий период времени появилась на Руси уже давно. Назывались такие храмы обыденными, то есть «об один день», и именно с таких храмов началось существование многих, ныне великих, соборов. И мы изначально хотели построить временный храм из сэндвич-панелей, чтобы на этом месте совершалась литургия, была постоянная молитва, а после этого приступить к строительству основного храма. Кто-то из святых отцов говорил, что храм сначала должен быть построен на Небе, то есть вымолен, и тогда он будет спущен на землю, то есть построен на земле.

Съездил сам в Китай, закупил сэндвич-панели, металлокаркас, который необходим для строительства из этих панелей – а дело застопорилось. Целый месяц были препятствия и искушения. Господь всегда говорит с нами, направляет, подсказывает, главное, чтобы мы слушали и слышали Его, старались узнать и исполнить Его Волю. За этот месяц стало понятно, что нет Божией воли строить так, как планировали. Первый староста общины и благотворитель (ктитор) Валерий Прокопьевич предложил поменять металлокаркас на арматуру, что и было сделано. Промыслом Божиим это произошло быстро, и мы получили нужное количество арматуры. Залили монолитную плиту под фундамент и выставили на продажу сэндвич-панели, чтобы на вырученные деньги купить пенобетонные блоки. Но никто не покупал. Думали, что строить дальше сможем, когда найдём средства, может быть, и в следующем году. Но Господь управил по-другому. Залитая фундаментная плита должна почти месяц отстояться, прежде чем на ней можно будет строить дальше. К концу этого срока звонит мне ещё один наш благодетель – Димитрий, и говорит, что он уже купил пенобетонные блоки и нанял рабочих. А из сэндвич-панелей были построены трапезная и иконная лавка (правда, в иконной лавке пока работать некому). За год построили храм. Стены и крышу построили быстро, но долго делали внутренние работы – много было трудностей и искушений. Но и помощь приходила. Например компания «Амбрела» сделала электроработы, другая компания сделала замечательную вентиляцию.

Храм задуман как крестильный. Он будет чем-то отличаться от обычного приходского храма?

– Будет большая купель, чтобы и взрослый человек мог принять Таинство с полным погружением. Будет предусмотрена возможность и мужчинам и женщинам переодеться. Планируется совершать Таинство крещения особым чином – будем совершать крещальную литургию. А пока наш храм ничем особенным не отличается от любого приходского храма.

– А второй храм комплекса уже строится?

– 6 ноября 2011 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, совершил чин освящения места под строительство основного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в память за Христа пострадавших и всех убиенных в годы репрессий. На месте будущего строительства был установлен кованный крест.

– Проект храма уже заказан?

– Нам подарили проект храма, который уже построен в Саратовской епархии, в честь святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас собираем деньги для привязки проекта к местности – это очень дорогие работы – полмиллиона рублей. Потом будем собирать средства на его строительство. Помимо чисто материальных трудностей возникли и другие. Например, выяснилось, что здесь, на берегу Второй речки, 19 метров ила и прочих осадочных пород. Значит будущий храм надо строить без подвала, и очень глубоко вбивать бетонные сваи под фундамент, что удорожит строительство в разы. Теперь думаем, а не построить ли лёгкий деревянный храм на монолитной плите. Господь управит.

– А сейчас какие-нибудь работы ведутся?

– Осенью оградили территорию комплекса забором. Один постоянный – вдоль Второй речки и второй временный, на его месте будет возведена подпорная стена. Забор был нужен для того, чтобы территория храма не была проходным двором, чтобы ни у кого не было соблазна стащить церковное имущество. Тут как-то прихожане отстояли кованный крест, установленный на месте будущего строительства. Пришли несколько человек из тех, кто ворует канализационные люки, и взялись за крест, хорошо прихожане ещё не все разошлись после богослужения – отстояли. Забор построили на средства нашей прихожанки, которая уехала жить в Москву, к детям. Она продала дачу, а деньги отдала на строительство.

Два года привозили воду. Чтобы провести водопровод, нужна сумма, для маленькой общины неподъёмная. Прихожане и благодетели храма нашли средства и пробурили скважину. Теперь есть своя вода.

– А что планируете в ближайшем будущем?

– В ближайшем будущем планируем сделать информационный стенд, где расскажем об истории этого места, о ВладЛАГе. Сбором информации занимается наша прихожанка. Кстати, пользуясь случаем, прошу откликнуться всех, кто что-нибудь знает об узниках ВладЛАГа – память надо сберечь. Когда соберём достаточно материала, планируем проводить экскурсии.

Очень нужна воскресная школа для детей. Для неё нужно построить хотя бы временное помещение. Может быть, Бог даст к следующему учебноve году сможем осилить. Детям нужна игровая площадка. А пока есть идея – поскольку появилась своя вода, зальём для ребятишек каток и соорудим ледяную горку.

– А прихожане других храмов города смогут узнать, что каток залит, или записаться на экскурсию?

– Смогут, конечно! Если эти идеи будут воплощены – об этом можно будет узнать на сайте храма http://novomuchenik.cerkov.ru/  Сайт тоже сделала наша прихожанка. Там подробно рассказано, как найти наш храм, расписание богослужений и многое другое. Сейчас наш сайт открывается информацией о том, чем обычный человек может помочь нашему храму.

Планов много, но Господь не даёт пока всё и сразу. Потихонечку двигаемся, строимся. На каждой литургии собирается уже до пятидесяти человек. Община увеличилась более чем вдвое. Самое главное – укрепить общину, создать настоящую семью единомышленников. Хочется, чтобы приход стал родным для каждого, чтобы каждый участвовал в жизни Церкви, в жизни прихода. Община пока маленькая, поэтому после Рождества хочется зародить и утвердить традицию чаепитий. Чтобы литургия продолжалась за общей трапезой, чтобы попив чайку мы познакомились, узнали нужды друг друга, помогали бы друг другу.

– Маленький приход – это своя специфика. Только здесь я вижу, что в храме служит не только священник, но литургия – это действительно «общее дело». Каждый ухаживает за подсвечниками, прихожанки после службы протирают и отчищают их. За свечным ящиком никто не стоит – все сами пишут записки, берут свечи, а деньги складывают в коробочку, откуда сами же берут сдачу, если нужно. Только на большие праздники, когда в храме много «захожан», кто-нибудь стоит за прилавком всю службу. Частенько после службы кто-нибудь моет пол, хотя и не всегда. Словом, Вам помогают все. А кроме Вас в храме служит ещё священник?

– Нет, я один. И служба у нас только по воскресным дням и большим праздникам. Это меня удручает, хотелось бы, чтобы в нашем храме молитва была ежедневно. Священников не хватает, и я служу ещё и в Никольском соборе.

Этот собор, можно сказать, моя духовная колыбель. Когда мне было 11 лет, я понял, что Бог есть, и что мне надо креститься. Мама привела меня в Никольский собор. Так получилось, что перед крещением я прошёл длительное оглашение. Священник, к которому обратились мы с мамой, предложил мне перед крещением поучиться в воскресной школе. Тогда, в 1996 году, воскресная школа во Владивостоке была одна, при епархиальном управлении. Полгода я там отучился, и перед экзаменом иеромонах Сергий (ныне викарий Патриарха Московского и всея Руси, епископ Солнечногорский) узнал, что я единственный из учеников не крещён. После экзамена он пригласил меня в Никольский собор и совершил Таинство крещения. В воскресной школе я продолжал учиться, мне очень нравилось. После 9 класса я сдал вступительные экзамены в Епархиальное духовное училище, но именно тогда изменились правила приёма, и училище стало работать только на базе средней школы. Я едва сдерживал слёзы. Но Господь утешил – мне предложили служить иподьяконом при владыке Вениамине, тогда епископе («иподиакон» – церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий). Можно сказать, что владыка меня и воспитывал в первую очередь своим примером, своей жизнью. Через некоторое время я стал старшим иподьяконом, много позже владыка рукоположил меня во диакона, а позже и в священство. Очень много приходилось ездить с владыкой по приходам, ездить и в Москву, и в Киев. Я до сих пор очень люблю торжественность архиерейской службы и скучаю по тем временам, когда постоянно был при владыке, учился у него.

Закончив школу, поступил в Духовное училище. Тогда обучение длилось 2 года. Теперь 4 – и я продолжаю учёбу. Надеюсь, что когда в епархии откроют семинарию – закончу и её.

– Когда пришло решение стать священником?

– С тех пор как пришёл в Никольский храм, учился в воскресной школе, крестился. С тех пор, с детства мечтал именно об этом поприще. Когда закончил училище, всё ещё иподиаконствовал. Однажды, выходя из алтаря после службы, обратил внимание на девушку в уголке. И тут же услышал в себе голос: «Это твоя жена». Гораздо позже узнал, что в тот же момент и она услышала: «Это твой муж». Мы дружно проигнорировали голоса, но я стал обращать на неё внимание, замечать, что она очень часто бывает в храме. Через несколько недель всё-таки познакомился. Потом поженились. Теперь матушка Екатерина – моя помощница. У нас четверо деток – две дочери и два сына. В 2002 году на Рождество Богородицы в Рождество-Богородицком монастыре в Линевичах владыка Вениамин рукоположил меня во диаконы. Через два года я принял священство. До сих пор помогаю владыке, сослужу ему, когда есть возможность. И до сих пор не оставляю свою духовную колыбель – Никольский собор, в свою череду служу там в будние дни.

– Совсем скоро Рождество Христово. Что Вы пожелаете читателям газеты и своим прихожанам.

– Хочу напомнить, что Рождественские дни – время благотворительности и милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Будем свидетельствовать о Христе не только словом, но и всей своей жизнью. Да поможет нам Бог встретить светлый праздник в мире и добром здравии, душевном и телесном. Да сопутствует благословение Божие нашим трудам во славу Церкви Христовой и Отечества нашего. Да будет грядущий праздник Рождества поистине светлым и радостным. Благословенного всем Нового года и светлого праздника Рождества!

* * *

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на освящения закладного камня на месте строительства храма Всемилостивого Спаса в районе Митино на северо-западе Москвы 6 апреля 2012 года:

«Иногда те, кто критикует Церковь, говорят: вы стали свободными, вы стали сильными, а почему же не уменьшается количество разводов? Почему не снижается преступность? Почему в среде молодёжи процветают наркомания, алкоголизм? Отвечаем: один или два священника на сто тысяч человек – это соотношение способно радикально изменить жизнь к лучшему? Даже если на 30 тысяч? Конечно, нет.

Мы строим не просто храмы – при каждом храме будет центр, в том числе для работы с молодёжью, с людьми разного возраста. Здесь будут и школа, и помещения для кружков, для индивидуальной работы с людьми. Надеюсь, что священники, которым предстоит служить в этих храмах, будут оценивать свою деятельность не только по количеству прихожан, но и в первую очередь по тому, как будет меняться духовная и нравственная атмосфера в окружающем их микрорайоне, что будет происходить с семьями, с молодёжью, с людьми разного возраста, которые сегодня так часто страдают от стрессов переживаемой эпохи.

Перед Церковью стоят огромные задачи, и мы понимаем, что многие из них Церковь не сможет решить в одиночку. Поэтому строительство храмов преследует своей целью ещё и объединение людей. Я глубоко благодарен всем тем людям, часто даже неправославным и некрещёным, которые сознают важность – социальную, культурную, нравственную важность – строительства православных храмов. Верю, что это строительство будет объединять людей и со временем отобразится благими и добрыми делами в жизни нашего народа».

«Дары и благодать подаёт Бог, а дело священника совершать видимые действия только и отверзать уста» – святитель Иоанн Златоуст.

На фото: священник Андрей Машанов. Страстная Пятница 2013 (фото кликабельно, то есть можно щёлкнуть по нему мышкой и фото предстанет в большем размере)

 

4 комментария в “Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе, и тогда он будет построен на земле»”

  1. любовь:

    Тамара ! Примите поздравления со всеми святыми праздниками от всей нашей общины,теперь уже прихода храма св. муч. Трифона ! Мы получили разрешение на строительство храма, сейчас согласуем документально, но уже начались те самые трудности, о которых напоминает ваша публикация. Мне нужно у вас кое-что спросить, если можно в почту . Сообщите, пожалуйста ваш почтовый адрес. Благодарю !

  2. Тамара Ступина:

    Мой адрес есть на моём блоге с самого начала.
    В верху странички первая запись в боковой колонке – страницы: там запись “О блоге” http://blogs.pravkamchatka.ru/nevod/?page_id=3

  3. любовь:

    Еще раз поздравления от всех общинников, надеемся вы нас не забыли !

    • Тамара Ступина:

      Разве можно забыть родную общину святого мученика Трифона и всех вас. Молюсь, конечно. И на полочке в центре икона святого Трифона.

Ответить на любовь

Spam Protection by WP-SpamFree