Эрик-Эммануил Шмит

121.jpg

В журнале “Театр” № 3 2004 г. опубликована пьеса «Оскар и розовая дама». С предисловием переводчицы Ирины Мягковой, которое представляем читателям.

Драматург, эссеист, романист и сценарист Эрик-Эммануил Шмитт родился 28 марта 1960 года в Лионе. Готовился к карьере композитора, учился играть на фортепьяно. С тех пор музыка, наряду с теологией и метафизикой, – страсть его жизни. “Музыка всегда говорит правду, интеллект вступает позднее… То же происходит, когда я пишу пьесу. Я всегда пытаюсь услышать музыку души, то есть нечто большее, чем просто слова”, – скажет он позже в одном из интервью. Однако, кроме музыки, мальчик увлекался сочинительством: в одиннадцать лет написал первую книгу, в шестнадцать – первую пьесу “Грегуар, или Почему горошек зеленый”, сатиру на тему сексуального воспитания. В конце концов слово одержало верх над музыкой. Закончив престижный парижский Высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер) и защитив философскую диссертацию, посвященную Дени Дидро (позже он напишет эссе “Дидро, или Философия соблазна”), Шмитт начинает преподавать философию сначала в лицее Шербура, затем в Университете Шамбери. Но долго там не задерживается: научная карьера приносится в жертву литературе.
Успех сопутствовал Шмитту с первого взрослого драматургического опыта: “Валлонская ночь” (1991) была поставлена Шекспировским королевским театром. Вторая пьеса, “Посетитель” (1993), в которой к Зигмунду Фрейду то ли наяву, то ли во сне является то ли безумец, то ли Господь бог, и где ведется глубоко философский, но не скучный диалог о человеческой сущности, о смерти и о религии, – обеспечила ему признание критики (Мольеровская премия 1994 года в двух номинациях: “Театральное открытие” и “Лучший драматург”). И далее по нарастающей. Спектакль “Загадочные вариации” (лучшая пьеса 1996 года), в котором играл Ален Делон, совершает мировое турне (от Токио до Лос-Анджелеса) под оглушительные аплодисменты зрителей. “Вольнодумец” (1997, о Дени Дидро) – история одного беспутного дня любимого героя Шмитта была снята в кино с участием Венсана Переса и Фанни Ардан. Правда, фильм успеха не имел: не любит кино разговоров, пусть даже таких увлекательных, какими их создает Шмитт. “Фредерик, или Бульвар преступлений” (1998) снова получает Мольеровскую премию, а главную роль в парижском спектакле сыграл Поль Бельмондо. В 2001 году французская Академия присуждает драматургу Гран-при.
Кроме пьес, Шмитт пишет романы. И тоже получает за них премии. Премию “Первый роман” получила его “Секта эгоистов” (1994 год, издательство Альбен-Мишель). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю “Евангелия от Пилата” (2000), над которым писатель работал 8 лет. Толчком к разработке этого сюжета послужила, по словам самого Шмитта, одна ночь 1989 года, проведенная им в Сахаре, где с ним случилось некое мистическое происшествие, после которого у него, рожденного в семье атеистов, установились особые отношения с Богом. Роман двухчастный. Первая часть – “Иисус” – о человеке во власти сомнений за несколько часов до смерти. В своем монологе (любимый литературный прием Шмитта) Иисус предстает скромным, простым, долгое время не помышлявшим о своей миссии. Вторая часть – “Пилат” – написана в форме эпистолярного дневника: в письме к брату Титусу Понтий Пилат, с его непоколебимой верой в разум, пытается тщательно и прагматично исследовать необъяснимое явление – исчезновение тела Иисуса; пытается преодолеть экзальтацию и нетерпимость окружающих. В результате римский разум пасует перед иудаистскими сомнениями. При всем при этом “Евангелие от Пилата” – лидер продаж и лауреат Гран-при читательниц журнала “Elle”. В следующем, 2001 году, Шмитт выпускает “Участь другого”, где уготавливает Адольфу Гитлеру судьбу состоявшегося художника, в результате чего тот не становится диктатором, и история человечества движется по другому пути. Совершенно очевидно, что философское воспитание, склонность к систематическому и глубокому осмыслению мира, во многом определяют творчество писателя. В качестве героев он часто выбирает универсальные фигуры мировой истории и мифологии – Иисус и Понтий Пилат, Дидро и Гитлер, Фауст (в эссе “Когда я был произведением искусства”) и романтический актер Фредерик-Леметр… В Шмитте живет просветитель и в какой-то степени миссионер. Поэтому особое место в его творчестве занимает “Цикл о незримом”, куда входят четыре текста: “Миларепа” (1997), “Господин Ибрагим и цветы Корана” (2001), “Оскар и Розовая дама” (2002) и совсем недавний “Ребенок Ноэ” (2004). Объединяющая “Цикл о незримом” тема – духовность и религия. Религиозные конфессии – буддизм (в “Миларепе”), ислам и иудаизм (в “Господине Ибрагиме и цветах Корана”) и христианство (в “Оскаре и Розовой даме”) как бы художественно проиллюстрированы и сопряжены с конкретными человеческими (прежде всего детскими) историями. Форму этих небольших произведений можно классифицировать по-разному. Кто-то причисляет их к романам, кто-то к монопьесам (потому что они написаны от первого лица), кто-то к детским сказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или с героем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаны скорее для игры, чем для чтения. Их и играют с большим успехом: “Оскара” – Даниель Дарье в Комеди Шан-Зелизе, а “Господина Ибрагима” (еще и в кино) – Омар Шериф, за что получил своего первого Сезара в 2004 году. На мой взгляд, обаяние “Оскара” и “Господина Ибрагима” – в пафосе терпимости. Нет противоречий и агрессивности между людьми, принадлежащими к разным национальностям и религиям. Есть возможность выбора – веры, друзей, даже семьи. Есть мудрость приятия всего. Старшие (Господин Ибрагим, Розовая дама) учат младших (Момо, Оскара) примирению с жизнью, с болезнями, со смертью.
Оказывается, полноценную жизнь можно прожить и за десять оставшихся тебе дней. Конечно, если верить… И здесь Шмитт со свойственной ему виртуозностью балансирует на тонкой грани: еще немного и можно скатиться в сентиментальность (в “Оскаре и Розовой даме”). Спасает интонация – очень простая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree