«Холодный» теракт

«Наши сети притащили» весточку из Барселоны. 14 апреля в Национальном музее искусств этого испанского города наши соотечественники устроили «флэш-моб» – Симметричный ответ Pussy Riot.

«Русские “дикари” ворвались в Барселонский музей искусств, и устроили там дикую выходку, сравнимую с акцией бунтующих вагин в Храме Христа Спасителя» – так пишет об этом priest_nikolay (иеромонах из Беларуси), из ЖЖ которого “Жатвы много, а делателей мало” я и узнала об этой акции (а он в свою очередь, ссылается на другие первоисточники). Советую посмотреть. (Ах, как хорошо давать такие советы имея Владивостокский безлимит. Я сочувствую братьям и сёстрам на Камчатке – помню, как непросто было войти в сеть и что-то выловить из неё, особенно видео).

Я думала, стоит или не стоит публиковать ссылку на видео у себя на блоге, но послушала очередной «Диалог под часами» с протоиереем Димитрием Смирновым и решила, что стоит. Его гость писатель Александр Владимирович Щипков тоже коснулся этой темы. С совершенно неожиданного ракурса. Если есть «холодная» война, значит есть и «холодный» теракт. Оказалось, что на эту тему ещё 21 июня 2012 на сайте «Интерфакс-религия» Александр Владимирович опубликовал статью «Про теракт и ультиматум патриарху». Я особо выделю места, которые касаются «холодного» теракта. Эта мысль меня поразила весьма. В диалоге с отцом Димитрием Александр Владимирович подробно объясняет, почему с его точки зрения действо в Храме Христа Спасителя – теракт, и почему такого резонанса не было в Елоховском соборе, где те же действующие лица устроили такое же непотребство.

Собственно разговор шёл о новой книге Александра Щипкова «Территория Церкви. Информационная атака на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата в 2011–2012 годах». Здесь можно скачать книгу.

Полностью посмотреть цитируемый выпуск «Диалога под часами» можно здесь.

*  *  *

Статья Александра Щипкова:

Про теракт и ультиматум патриарху

19 июня инициативная группа православных христиан опубликовала открытое письмо патриарху Кириллу с требованием, чтобы он обратился в правоохранительные органы с ходатайством о помиловании Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, которые в начале 2012 года проводили пляски на амвонах Богоявленского Елоховского собора и храма Христа Спасителя.

Сегодня в православной среде идёт интенсивный процесс “формулирования мировоззрений” и определения личного отношения к Церкви, государству, политике. Александр Кравецкий, Александр Архангельский и присоединившиеся к ним общественные фигуры, подписавшие это письмо, заняли чёткую идеологическую позицию.

На мой взгляд, это письмо, приуроченное к очередному судебному заседанию по делу Толоконниковой и др., имеет огромное политическое и религиозное значение. Для того, чтобы его понять, необходимо осознать глубинный смысл акции “Pussy Riot”. Только тогда становятся понятными задача и место открытого письма патриарху в политическом процессе. В течение четырёх месяцев я останавливал себя и не говорил об этом публично, чтобы не усиливать и без того негативное общественное мнение о задержанных. Это письмо вынуждает меня назвать вещь своим именем.

Акции Толоконниковой и её единомышленников в храмах Русской православной церкви одни называют “панк-молебнами”, другие – кощунством и святотатством, третьи – глупой шалостью, но никто не говорит о том, что же это было на самом деле.

По поставленным политическим задачам, методике исполнения и достигнутому результату это – террористический акт. Задача теракта – посредством совершения разрушительного действия оказать влияние на принятие решений органами власти, привлечь максимальное внимание прессы и одновременно вызвать сочувствие к своим требованиям у населения.

Русской православной церкви объявлена холодная война, и этот теракт носит “холодный” характер, без пролития крови. Но по тем задачам, которые ставила перед собой группа лиц, манипулирующая Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной, и по достигнутым результатам – это теракт. Террористки, независимо от того, являются ли они реальными смертницами или исполнительницами “холодного” теракта, сознательно идут на жертву во имя цели, которую они ставят перед собой. Только с этой точки зрения и можно оценивать поведение и поступки этих женщин. Недаром многие обращали внимание на схожесть психологических типов Хасис и Толоконниковой.

Это – террористический акт.

Теперь о письме. Впервые за 20 лет религиозной свободы члены Церкви выдвигают ультиматум своему патриарху. Они требуют от предстоятеля обратиться к светским властям, которые под его давлением должны выполнить требования лиц, подписавших это письмо. Авторы письма требуют помилования и немедленного освобождения из-под стражи Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной. Патриарх должен стать орудием выполнения их требований.

Фактически авторы письма прямо объявили войну своему предстоятелю и косвенно всей Церкви, поскольку ультиматум предъявляет одна из воюющих сторон, причём сильная – слабой.

Авторы письма сокрушаются о том, что Церковь и её предстоятель не заступаются за участниц группы “Pussy Riot”. Сокрушаются, но сами не пишут письма в правоохранительные структуры. Если у них болит сердце о спасении душ этих женщин, то они должны за них молиться келейно или соборно. Должны помогать их семьям. Должны не требовать от Церкви, а самим быть Церковью. Вместо этого мы видим поток фарисейства и единственное желание – подчинить себе патриарха, сломать его, заставить выполнять их политическую волю.

К чему сводится этот ультиматум? Какова его цель? Либеральная оппозиция постоянно обвиняет патриарха в том, что он сервилен по отношению к существующей государственной власти. Авторы же письма требуют от него сервильности по отношению к себе. Их цель заставить патриарха, а вместе с ним и всю Церковь выполнять их волю. В противном случае они угрожают ему церковным расколом и обещают противостояние со “значительной частью нашего общества”. Шантажируют. Для усиления давления инициаторы обращения растянули сбор подписей во времени, на целую неделю, поддерживая медийное внимание к своему обращению.

Резюмируя, нужно прямо сказать, что и “холодные” теракты в православных храмах, и нынешний ультиматум патриарху – звенья одного громадного политического проекта. Следующее звено – требование сместить патриарха Кирилла или вовсе ликвидировать институт патриаршества.

Щипков Александр Владимирович, журналист, социолог

Родился в 1957 году в Ленинграде. Журналист, социолог религии, кандидат философских наук. Автор книг “Во что верит Россия” (1998), “Соборный двор” (2003), “Христианская демократия в России” (2004). Председатель Гильдии религиозной журналистики (с 2001 г.). Председатель Клуба Православных журналистов (с 2007 г.). Главный редактор портала RELIGARE.RU (с 2002 г.). Директор Православного правозащитного центра “Территория Церкви” (с 2011 г.). Действительный государственный советник 3 класса. Награждён орденом Даниила Московского II степени (2007 г.)

2 комментария в “«Холодный» теракт”

  1. р.Б. Любовь:

    Похоже на правду…очень похоже…

  2. Тамара Ступина:

    Вот-вот. Похоже.

    Я не подумала, что не все смогут посмотреть «флеш-моб» в Барселоне. Академический молодёжный (как мне показалось) хор исполнил «Богородице, Дево, радуйся». Шокированные посетители музея снимали на видео и по окончании устроили овацию.

Ответить на Тамара Ступина

Spam Protection by WP-SpamFree