«Вылечат только в храме»

“АиФ”: Она закрыта от света. Её не встретишь на тусовках, не увидишь в прессе – и уже давно Екатерины Градовой нет ни в театре, ни в кино: она живёт своим внутренним светом.

И это интервью – по электронной почте, письменно – она дала с одним условием: «Пусть оно будет чистое». Ни вопросов про дочь, актрису Машу Миронову, ни про бывшего мужа, Андрея Миронова, ни про театральное закулисье… Чем же живёт сейчас исполнительница легендарной роли радистки Кэт?

«АиФ»: – По вашим словам, многое из того, что лично вам хочется сказать читателю, прессой отмечается как «неформат». А что такое формат сегодняшней жизни и чем он отличается от вашего мироощущения?

Е.Г.: – «Формат» или «неформат» современных массмедиа – это очень узкое, тесное, обеднённое информационное простран­ство, в котором, как правило, всё устраивается так, чтобы отвлечь человека от поиска истины; ему предоставлена иногда лишь возможность коснуться некоей социальной правды. Есть определённые установки, которым и следуют те, кто формирует через СМИ мировоззрения, предпочтения, вкусы людей. Рождается человек и живёт до седин, убегая от самых главных, острых вопросов. Кто расскажет этим старикам о том, что есть иной мир, «град Божий», где живут сонмы святых и праведных людей и куда желательно было бы переселиться после ухода с земли, и как нужно прожить эту жизнь, чтобы обрести это продолжение?!

Крайне редко в СМИ можно увидеть или услышать то, что поможет человеку очнуться для прорыва в вечность. Ведь человеку дан не только ум, чтобы осознавать, но и сердце – для того чтобы верить в высокое и чудесное. И нет более чудесного, высокого и, если хотите, сенсационного во всей истории человечества, чем Воскресение Иисуса Христа. Ведь теперь мы можем воскликнуть: «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).

Мой духовный отец говорил мне: «Все процессы, ведущие к разъединению, они не от Бога». Само расположение России, евразийское, уже определяет соборность русской души. В СМИ же очень много сил кладётся на стравливание, разъединение семей и людей разных национальностей. Только вот до переворота 1917 г. наша огромная страна была многонациональной «территорией любви». Тому множество примеров. Верный сын азербайджанского народа и своего Отечества Гусейн Хан Нахичеванский, выдающийся полководец, присягавший на верность государю Николаю II и России, отказался присягать временному революционному правительству, он не предал своего царя, а выразил «готовность умереть за своего обожаемого Монарха». И в 1919 г. был расстрелян большевиками. А для буддистов России Царь и Царевич были святыми. В 1937 г. было расстреляно 16 000 буддийских лам. Остались свидетельства их последних слов перед гибелью: «Если ушёл Белый Царь, то и мы умираем спокойно».

Есть интересный цикл документальных фильмов о Белом движении, послереволюционной эмиграции. Их снял Н. С. Михалков, известный кинорежиссёр, общественный деятель, много труда положивший на изучение Белого движения. Это, пожалуй, самые трагические страницы истории нашего Отечества. Перед нами разворачиваются драматиче­ские события из жизни белых генералов. Но где же рассказ о главном участнике этой трагедии – святом государе Николае II, преданном большинством этих белых генералов и убиенном вместе со всей семьёй? «Кругом измена, и трусость, и обман…» – дневниковая запись царя. Это одна из главных тем современности. РПЦ канонизирует государя Николая II как человека великой любви и смирения, но в то же время массмедиа продолжают публиковать и показывать ложную информацию о личности царя и России того времени.

Что это – «формат» или «неформат»? В каждом человеке – тайна творения Божиего. А что мы видим каждый день по ТВ! В многочисленных ток-шоу идёт, как правило, постоянный показ разложившихся людей, которых выдают за «формат» русского человека.

А нам надо не выживать в своей стране, а жить в любви и вере.

«Дело всегда в нас»

«АиФ»: – Сейчас Церковь всё чаще оказывается в центре скандалов. В чём, по-вашему, причина – в Церкви или в нас самих?

Е.Г.: – Церковь – это «клир и мир», в составе которой огромное количество людей, находящихся на разных ступенях духовного развития. Если кто-то из них творит беззаконие, то Церковь Христова не может быть хулимой за них. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). И потом, человек, являющийся членом Церкви на земле, ещё не является членом Церкви на небе. Там – достигшие, а здесь – только стремящиеся достигнуть. По­этому дело всегда в нас. К сожалению, всегда есть люди, которые хотели бы, чтобы Церковь Христова вообще перестала существовать. Мне их жалко, ведь вечность принадлежит Богу. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

«АиФ»: – Какие душевные качества атрофировались в человеке, отпали за ненужностью в нынешнем веке?

Е.Г.: – Судите сами: раньше говорили: «человек долга» или «человек чести». Теперь законы о правах человека, о правах ребёнка залепили все подходы к человеческому разуму и сердцу. Надвигающаяся на Россию система защиты прав детей под названием «ювенальная юстиция», только с разными её названиями, направлена на уничтожение рода человече­ского, выведение нового типа человека-мутанта, отпавшего от Бога, предавшего родителей, а стариков отправившего на эвтаназию. Ювенальная юстиция – полное расчеловечивание детей. По-моему, это попытка нового фашизма в стране, победившей фашизм.

Да, у ребёнка есть права: право родиться от тех родителей, кого определил для него Господь; не быть убитым во чреве или использованным как «абортивный материал», несмотря на бурную деятельность «планировщиков семьи»; не быть растленным учебниками, написанными безжалостными растлителями (В. Фадеева. «Как взрослеет моё тело» и М. Холмс, Т. Хатчисон. «Дев­чонкология») для детей от 10 лет. А было ли детство у г-жи Фадеевой?

А кто расскажет ребёнку, что он должен? Даже если отец лежит пьяный, в грязной канаве, он должен отмыть, накормить и любить, как самого больного, почитать, как отца, и молиться о нём, а не метаться в поисках более выгодной стороны. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1-3).
У нас нет будущего, если мы не очнёмся и не станем восстанавливать порядок чести и долга в умах и душах наших детей, а не растлевать их понятием их прав.

«Мы – как на войне»

«АиФ»: – Чему вы учите внука в первую очередь? Какие качества нужнее всего человеку в современную эпоху?

Е.Г.: – Учить моих детей бывает трудно, они сразу же указывают на моё несовершенство и бывают правы. В духовной жизни мы – как на войне: тебя ранили – ты упал; если понял, что жив, вставай или ползи туда, где перевяжут рану и вылечат, и опять в бой, не залёживайся. А перевязать и вылечить могут только в храме, конечно, при чистосердечии твоём.

«АиФ»: – О чём вы в жизни жалеете больше всего?

Е.Г.: – О том, что много лет было потрачено на саморазрушение.

«АиФ»: – На улицах много попрошаек. Как отличить, кто из них дейст­вительно нуждается в помощи? И чем вообще нужно руководствоваться по жизни – сердцем или разумом?

Е.Г.: – Бывает, что, когда ты проходишь мимо нищего и у тебя нет денег, чтобы помочь, или уверенности в том, что он просит не на погибель, дай ему самое необходимое – помолись о нём, о его душе, чтобы Господь извлёк его из этой бездны. Представляете, что за этого несчастного за всю его жизнь, может быть, никто не молился. Вообще, мне кажется, по жизни должно вести умное сердце.

На фото: Екатерина Градова в роли радистки Кэт. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны», 1973 год

Постоянный адрес статьи: http://www.aif.ru/culture/article/57321

10 комментариев в “«Вылечат только в храме»”

  1. Нина Доронина:

    Умница ты наша! Как я рада,что ты находишь время выставлять такой глубокий и трогающий душу материал.

  2. Maximus:

    Не знаю, может напрасно она от всех закрылась?…
    Да эти уже штампы православного мышления о “благорастворении воздухов” до 1917 года вызывают беспокойство. Проблема же даже не в том, что не было никакого “благорастворения”, а в том, человек принимает это не критически.
    И опять же штампы о “плохих генералах”, которые будто бы предали царя. И вообще эта концентрированность мышления на царе и монахрии тоже настораживает.

  3. любовь:

    И не всегда вылечат в храме…Полно больных в наших храмах, да и кто скажет про здравие, что оно есть ?! Вот болезни и грехи – в наличии.

  4. Тамара Ступина:

    «И не всегда вылечат в храме…Полно больных в наших храмах, да и кто скажет про здравие, что оно есть ?! Вот болезни и грехи – в наличии».
    Екатерина Градова имела в виду жизнь духовную и духовные болезни: «В духовной жизни мы – как на войне: тебя ранили – ты упал; если понял, что жив, вставай или ползи туда, где перевяжут рану и вылечат, и опять в бой, не залёживайся. А перевязать и вылечить могут только в храме, конечно, при чистосердечии твоём».
    Об этом же слышим в молитве священника перед каждой исповедью: «Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши» (Осознай, что ты пришел в лечебницу — да не уйдешь отсюда неисцеленным)

  5. Тамара Ступина:

    Maximus! Мне кажется, что у Екатерины Градовой не так часто берут интервью, да ещё издание с многотысячной, если не миллионной аудиторией. Поэтому она, пользуясь возможностью, сказала о самом дорогом, что у неё есть – о Православии, о Церкви. Надеюсь её услышат, к ней прислушаются. А что касается событий начала ХХ века, по большому счёту её отношение к ним к Православной вере не имеет особого отношения. Церковь канонизировала царя-страстотерпца, и мы, как верные чада, принимаем этот факт.

  6. Елена Астафурова:

    Спасибо! Это очень верно (сужу по себе):
    «В духовной жизни мы – как на войне: тебя ранили – ты упал; если понял, что жив, вставай или ползи туда, где перевяжут рану и вылечат, и опять в бой, не залёживайся. А перевязать и вылечить могут только в храме, конечно, при чистосердечии твоём».

  7. Maximus:

    Тамара, так то что она сказала о вере и Церкви – это очень хорошо.

    Но вот эти все разговоры про царя и монархию вообще просто очень показательны. Это как какая-то своеобразная болезнь нашего современного православного сознания.
    Я вполне признаю, естественно, святость Николая II и его семьи, и даже совершенно ничего не имею против монархии самой по себе.

    Но вот сама эта концентрированность на монархической тематике – болезненный симптом, по-моему. Такое ощущение возникает, что мы не православные христиане, а православные монархисты какие-то. Где сосредоточено наше сознание: на Христе или на царе и монархии? Вот здесь есть проблема, мне кажется. Когда собственно духовную проблематику, духовную жизнь пытаются подменить идеологией.
    Ну а Екатерина Градова в данном случае – просто показательный пример, если можно так, сказать, этого смещения.

  8. Тамара Ступина:

    Думается, что это ностальгия по прекрасным временам, когда всё было хорошо и правильно – тоска по Раю. Многим представляется этакий православный рай на земле, когда царь был святой, генералы – доблестны, воинство христолюбивое, купцы и промышленники честны и заботливы о трудящихся, крестьянам и мастеровым ничего не надо, кроме чистой молитвы и праведного труда, в каждом городе – по монастырю, и не по одному. Мечта о том, что такой период в истории всё же был, пусть и не долго. Мечта о том, что такая жизнь возможна. И если мы сейчас всем миром… то и у нас наступит рай на земле, хоть и не надолго. Не надолго, потому что последняя книга Библии известно чем заканчивается. Если мечтатели об этом помнят. А может именно потому, что помнят – убегают в мечтах в то историческое сказочное время.

  9. любовь:

    Да и не было этого рая-то ! Было суровое историческое течение времени. Например, Соловки в период раскола были залиты кровью монахов, не принявших Никона, а в советское время – кровью потомков…

  10. Тамара Ступина:

    Со времён Адама Рая на земле не было и не могло быть. Были в отдельных местах в короткие промежутки времени, когда большинству было более или менее комфортно. Или наступали очень плохие времена, и тогда живущим начинало казаться, что до наступления бедствий и было хорошо, как в Раю, но этого не ценили. Вот и ищут во все времена Землю Обетованную или тоскуют о Райских временах.

    Я убеждена, что тоска по Раю заложена в каждого человека. Только не каждый понимает, что это тоска по общению с Богом лицом к Лицу. Богообщение возможно в любое время и в любом месте – именно об этом Православная Церковь учит. В житиях очень многих святых рассказано – как светились лица во время молитвы, как не чувствовали холода/зноя, боли, издевательств (об этом можно много говорить)

    “Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
    А как стали одно за другим терять,
    Так, что сделался каждый день
    Поминальным днём,-
    Начали песни слагать
    О великой щедрости Божьей
    Да о нашем бывшем богатстве”.
    Анна Ахматова

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree