Архивы на февраля, 2020

Зачем нужно переводить Библию заново и почему никто ее не читает

Суббота, февраля 29, 2020

“Библия вызывает на диалог, она начинается с диалога. Уже с первых страниц Книги Бытия она об одном и том же рассказывает по-разному. “

На английском языке существует более двухсот полных переводов Библии, на русском — меньше десяти. Впрочем, с точки зрения консерваторов, и этого много, а читателей у Священного Писания — ничтожное количество, хотя православными считают себя две трети населения России. Зачем в XXI веке снова переводить эту непопулярную книгу на русский язык, почему Синодальный перевод начали делать после войны с Наполеоном, а закончили только в 1876 году и как вернуть интерес к Библии, если даже для многих верующих она стала сегодня чем-то вроде камня на могиле — красивого и ценного, но мертвого? Эти и другие вопросы по просьбе «Горького» обсудила с библеистом Андреем Десницким Татьяна Цветкова.

— Чем вы занимаетесь по существу? В Википедии написано «библеист, переводчик, писатель», но это похоже скорее на звание, чем на должность.

— Мое основное место работы — Институт востоковедения РАН. Я пишу статьи, книги, делаю доклады на конференциях, редактирую. С недавнего времени мы начали выпускать журнал «Ориенталистика». Кроме того, я консультант переводческих проектов Института перевода Библии, который действует в странах бывшего Советского Союза. Это независимая организация. Я часто езжу в командировки, встречаюсь с переводческими командами. (далее…)

Святитель Иоанн Сан-Францисский

Суббота, февраля 29, 2020

Евангельский сын уходит из Дома только один раз. И возвращается он к отцу в Дом тоже один раз. А я все время бегаю из Дома и вокруг него. Не умею ни жить в нем, ни пасти свиней вдали от него.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Преподобный Марк

Суббота, февраля 29, 2020

“Смиренный никогда не падает,
да и куда ему падать, если он ниже всех?
Кроткий по Богу из мудрецов мудрец, и
смиренный сердцем из силачей силач,
поскольку они несут иго Христово разумно.”
Преподобный Марк Эфесский

День Святого Валентина: именины без именинника

Пятница, февраля 14, 2020

Татьяна Федорова, автор статьи на сайте Правмир.ру, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят». Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей. Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина» принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду. (далее…)

Отчего грустят нобелевские лауреаты

Среда, февраля 12, 2020

В одной из православных ватсап-групп мне прислали стихотворение, написанное якобы Борисом Пастернаком. Я не большой знаток Пастернака, но его стихи знаю и люблю. То, что прислали на стихи Пастернака похоже не было. Вообще на стихи не похоже. Да и со смыслом напряжённо, если честно. Помните, как учил писать стихи незабвенный Цветик из “Незнайки”: “В стихал должен быть смысл и рифма”.

Полезла в сети на поиски. Нашла план урока с разбором этого стихотворения, как Пастернаковского. Пришла в ещё больший ужас. Обнаружила, что не меня одну ужаснуло сие графоманство и уже нашёлся человек, сделавший анализ и не только этого опуса. Спасибо Маргарите Коваленко и сайту “Православие.фм”.

*  *  *

Разные формы активности, сложившиеся в интернете, принесли и продолжают приносить нам массу преимуществ перед предыдущими поколениями, однако в некоторых случаях информация используется и распространяется в сети без должной ответственности, без соблюдения простейших правил и без уважения к истине. Так происходит, например, с цитатами.

(далее…)

О наших желаниях

Воскресенье, февраля 2, 2020

Христианин говорит: “Божии создания не рождаются с желаниями, которые не могут быть удовлетворены. Младенец голоден — на то и пища, чтобы накормить его, утёнок хочет плавать — на то и вода, люди испытывают сексуальные влечения — для этого существует половая близость. Если я обнаруживаю в себе желание, которое нельзя удовлетворить в этом мире, то я, вероятно, создан для иного мира. Если ни одно земное удовольствие не насыщает меня, это ещё не доказывает, что вся вселенная — обман. Может быть, земные наслаждения предназначались не для удовлетворения моих желаний, а лишь для того, чтобы, рождая эти желания, манить меня туда, где таится нечто настоящее. Если это так, то я должен постараться, с одной стороны, никогда не отчаиваться или быть неблагодарным за земные блага, а, с другой, никогда не принимать их за то истинное, чьим подобием, отзвуком, миражом они являются. Я должен сохранять в себе стремление к истинному миру, который я обрету только после смерти, я не могу допустить, чтобы мир этот исчез, или чтобы я прошёл мимо него. Обрести этот мир и помочь в этом другим должно стать основной целью моей жизни”.

(Клайв Стейплз Льюис “Просто христианство”)

“Исповедь” иеромонах Дорофей (Урусов)

Суббота, февраля 1, 2020

Начните исповедь, хотя бы исподволь. Вы попытайтесь начать, попробовать. Когда всецелой бывает исповедь, то получается, что это проповедь. Евгений Евтушенко

Боюсь того, что не пройдет,
Боюсь того, что не случится.
Боюсь идти вперед,
Боюсь остановиться.

Боюсь застыть,
Боюсь молчать,
Боюсь забыть,
Боюсь кричать.

Боюсь произнести слова,
Боюсь невысказанности,
Боюсь бросать в огонь дрова
Бессмысленности.

Боюсь печалиться,
Боюсь эмоций и цветов живых,
Боюсь состариться,
Боюсь наивности младых.

Боюсь бояться и боюсь,
Боюсь признания,
Боюсь себя, как рыба бьюсь,
Как неприкаянный.

Боюсь, что я всего боюсь,
Боюсь страдания
И безпечалия боюсь
И сострадания.

Боюсь сказать ни «нет», ни «да»,
Боюсь скитания,
Боюсь стремленья в никуда,
Боюсь отчаянья.

Боюсь, что там, где нужен страх
– Нет опасения,
Боюсь солгать в своих стихах,
Боюсь сомнения.

Боюсь, без Бога только страх,
Но есть спасение:
Повергнись ниц, повергнись в прах
Самозабвения.

20 января 2020г

Из Клайва Льюиса

Суббота, февраля 1, 2020

Не думайте, однако, что крещение, вера и причастие могут “сработать” без ваших собственных усилий уподобиться Христу. Свою жизнь вы получили от родителей, но это не значит, что она будет продолжаться без ваших усилий: жизни можно лишиться по неосмотрительности или совершив самоубийство. Вы должны поддерживать её питанием и заботиться о ней, но не забывайте: вы не творите, а только поддерживаете полученную вами жизнь. Точно так же христианин может потерять Христову жизнь, вложенную в него, если не будет прилагать усилий к ей поддержанию. Даже лучший из когда-либо живущих христиан не действует самостоятельно: он лишь питает и оберегает жизнь, которую никогда не получил бы собственными усилиями. Отсюда следуют практические выводы. Пока вы живы, жизнь многое делает для восстановления вашего тела. Пораньте его, и оно лучше или хуже заживёт, чего никогда не происходит с мёртвым телом. Живое тело не защищено от ранений, но оно обладает способностью в известной степени самовосстанавливаться. Так и христианин: это не тот, кто никогда не сбивается с пути, а тот, у которого есть возможность, оступившись, покаяться, подняться и начать сначала, потому что в нём – Христова жизнь, постоянно восстанавливающая его, дающая ему возможность пережить некоторое подобие смерти, которую добровольно принял Сам Христос.

Вот почему положение христианина отличается от положения других людей, старающихся быть хорошими. Хорошим поведением они надеются угодить Богу, если Он есть; если же Его нет – заслужить одобрение окружающих. Христианин верит, что источник любого сделанного им добра – заключённая в нём Христова жизнь. Он не думает, что Бог полюбит его, потому что он хороший, он верит, что Бог поможет нам стать хорошими по Своей любви к нам. Не крыша парника притягивает солнце своим блеском, а блестит она, потому что на неё падают солнечные лучи.

Клайв Льюис  “Просто христианство”