Архивы на января, 2020

Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский). “Церковь и Евхаристия”

Пятница, января 31, 2020

Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский):
“Когда богословы себе представляют Церковь как евхаристическую, богослужебно-евхаристическую структуру, то начинается уже полная беда, потому что получается пирамида власти и подчиненности, подвластности: миряне, духовенство, епископ, патриарх,— все это поднимается такой пирамидой, и на каждом уровне у кого-то есть власть, а у кого-то послушание. На самом же деле, когда мы читаем Евангелие, мы видим, что все наоборот: если ты хочешь быть первым — будь последним, если хочешь быть во главе — будь всем слуга, будь раб всем… Так что такая структура, эта пирамида может иметь место, если хотите, но она стоит наоборот (это образ, который мне раз дал отец Софроний): на стоит на точке; но эта точка — не патриарх, эта точка — Спаситель Христос, и вся тяжесть мира лежит на Его плечах. Это тоже мы должны понимать; мы не должны думать о Церкви как о такой структуре, где одни учат, другие учатся, одни властвуют, другие подчиняются. В этом заключен соблазн, трагический соблазн для каждого священника, для каждого епископа; в предельном виде — это ересь, будто кто-то единственный, кто стоит на самой высокой точке, представляет собой главу Церкви. Heт главы Церкви, кроме Христа, нет никакой силы в Церкви, кроме Святого Духа, и это причина, почему во всех таинствах священник не является тайносовершителем. В какой-то момент священник призывает Святого Духа совершить то, чего он не может совершить сам. Никакие благодатные дары не могут дать человеку власть над Богом, чтобы Его заставить войти в этот хлеб и превратить его в Тело Христово, войти в вино и превратить его в Кровь Христову; никакое рукоположение или посвящение не может дать человеку власть над тварью, чтобы она пассивно подчинилась его велению и приняла Бога без открытости. Поэтому в Евхаристии, в Крещении, во всех таинствах всегда есть момент, когда священник говорит; Господи, сойди и соверши это! я буду говорить слова, я буду действовать, но Единственный Первосвященник и Священник всей твари — Христос, единственная сила, совершающая чудо,— Святой Дух.
И в этом смысле богословие, которое думает о Церкви как о структуре, ошибочно, оно обман. Оно превращает Церковь в человеческое общество иерархии, вместо того чтобы было Богочеловеческое Общество Божественного простора, Божественной свободы; потому что действие Божие — освобождение наше, а не порабощение…”

Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский). “Церковь и Евхаристия”

О зависти

Среда, января 29, 2020

Недавно я перечитывал книгу Бытие и размышлял об истории Каина и Авеля. Знаете, что в ней самое ужасное?
Даже не само братоубийство и не проклятие, которое постигает Каина, а то, что убийца непосредственно перед совершением страшного преступления и даже после него находился в прямом диалоге с Богом.
Для нас это нечто невообразимое. Мы каждый день и по нескольку раз в день обращаемся к Богу в молитвах, участвуем в Литургии и других богослужениях, но многие ли из нас способны сказать: «Да, я слышал голос Божий. Он спрашивал меня, и я отвечал ему». А для людей того времени, расселившихся еще не очень далеко от райского сада и помнящих о нем, говорить с Богом было нормой жизни. В этом-то и ужас. Адам и Ева согрешили, хотя жили перед лицом Божиим. А их сын Каин совершил первое в истории убийство, несмотря на то, что еще был способен к богообщению.
Причиной убийства стала зависть и обида на Бога. То есть недоверие Ему, мысль о том, что Он как-то неправильно распределяет блага между людьми, что Бог не понимает, что нужно конкретному человеку, а что не нужно.
В общем-то, любая зависть устроена именно так и, как нам показывает история Авеля, эта духовная болезнь может поразить даже верующего человека. Можно ведь завидовать не только материальным ценностям, не только машинам, квартирам, не только крепкому браку, богатырскому здоровью, но и духовным успехам. Скажем, у одного человека идет молитва, а у другого не идет, один получает радость от богослужения, а другой не получает. Вот и причина для зависти, если второй начнет себя сравнивать с первым. Если сравнил, считай, уже позавидовал. Если позавидовал, значит, забыл о Господе, то есть, пускай и на время, стал безбожником.
Так что каждый раз, когда мы завидуем, мы идем по тому пути, по которому впервые прошел Каин. В этот момент может спасти только одно – прямое обращение к Богу. Может быть, Он не ответит нам прямо, но точно облегчит душевную муку, внушит правильную мысль, подаст знак, что Он заботится о нас, что дает нам ровно столько, сколько нужно и в материальном и в духовном плане. Если же, завидуя, мы не призовем Помощника, то позволим зависти укорениться в душе. О том, что за этим следует, подробно рассказано в 4-й главе книги Бытия.

Вячеслав Фомин

Лекции преподавателей ВШЭ по истории, литературе, психологии и др. выложены в свободный доступ

Понедельник, января 20, 2020

На сайте Высшей школы экономики стали доступны для бесплатного скачивания и прослушивания лекции по психологии, истории, литературе, игровой индустрии и культуре восточных стран. Здесь есть темы о безумии в русской литературе, гейм-дизайне и монетизации онлайн-игр, о революциях в России и Франции. Всего на сайте более 40 лекций. Также лекции можно посмотреть в записи на канале Лекториев или очно, посетив ВШЭ, сообщает “Нож”.

Я Волонтер

Воскресенье, января 12, 2020

Вечером вышел из храма, на соседнем эвкалипте между стволов, свернувшись, сидит коала. Листья эвкалипта от засухи бледные и коала какой-то блеклый, одинокий, потерянный. Так его стало жалко, захотелось взглянуть на мир его глазами.

Уютно в сумке и тепло
Под сердцем мамы,
Не опасаюсь ничего
И строю планы. (далее…)

К Рождеству от о. Дорофея

Воскресенье, января 12, 2020

Узнаю, что пришло Рождество:
По узорам заиндевелым,
Словно вросшим в мое стекло,
По пурге, по просторам белым?

Узнаю, что пришло Рождество,
Узнаю по другим причинам:
Перезвоном ворвется оно
Под распев, монастырским чином.

Узнаю, что пришло Рождество
По щемящей тоскующей боли,
Прорастающей в торжество
Литургии на белом Престоле. (далее…)

Мытарства Феодоры

Воскресенье, января 12, 2020

Какие вопросы следует задать самому себе перед чтением святоотеческой литературы или других произведений на библейскую тему? Почему книга о мытарствах Феодоры ученые-богословы относят к разряду апокрифов? Понятен ли нам, современным христианам, средневековый язык произведения?

Об этом размышляет архимандрит Савва (Мажуко)

Дополняет тему слово “Пособничество к исповеди”

 

«Блюдите, яко опасно ходите” (Еф 5.15) Тревожные вести из Австралии

Воскресенье, января 5, 2020

«Блюдите, яко опасно ходите” (Еф 5.15) – говорит Апостол. Все эти дни видим обгоревшие листья, падающие с неба. Сегодня рядом с храмом обнаружил достаточно большую головешку. Какой силы бушует огонь, если на десятки километров переносит столь увесистые фрагменты? А если подобное начнет падать в тлеющем состоянии?
Невольно вспоминается Содом и Гоморра. Почва этих земель содержит серу и смолы. Эти смолы – битум в чистом виде – “земляная смола, или асфальт – затвердевшая нефть, входящая в состав земной коры. По химич. составу это тяжелый углеводород, образовавшийся в результате разложения органич. веществ. В ветхозаветные времена З.С. пользовалась большим спросом, проводились поиски ее месторождений. Основным местом добычи З.С. в древности являлась южная часть Мертвого моря, которое поэтому называлось также Асфальтовым морем [лат. Lacus Asphaltitis]. Здесь асфальт время от времени поднимался в больших количествах со дна и волны пригоняли его к берегу. В Быт. 14:10 упомянуты «смоляные ямы» – копи горной смолы в долине Сиддим. З.С. применялась для различных целей: для смоления кораблей (ср. Исх. 2:3) и днищ лодок и, как полагают ученые, при бальзамировании трупов. В Вавилонии З.С. использовали как уплотнитель или заменитель строит. растворов (Быт. 11:3)”.
При строительстве городов в долине Сиддим использовались блоки с высоким содержанием серы и битума. В результате извержения, землетрясения, м.б.просто грозы на города упали горящие/тлеющие фрагменты. Каменные города сгорели в считанные минуты.
До сего дня думал: “У нас в округе не горит, нас предупредят…” 
«Приидет же день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» (2 Петр 3. 10), т.е. все произойдет неожиданно, сгорит земля и то, что на ней.
Самое печальное, что инструментарий противостояния весьма ограничен: Собрать тревожный чемоданчик с вещами и документами, набрать воды… Количество жертв показывает, что со стихией лучше не спорить – благоразумнее убегать. Но все же! Несмотря на ночь установил на антенну, подключенную через шланг, оросительную систему для поливки травы. Опробовал: Густой дождь пролился на дом и на 3-5 метров вокруг. Поливать нельзя. Система на случай опасности. Если она прибавит к надежде спасения 2-3 процента, то и эта мера не будет напрасна. Какой ветер за окнами, что там сейчас в горящем лесу?
Пока думают призывать помощь канадских, французских пожарных, мы православные должны призвать в помощь усмирителя засух пророка Илию. Он несомненно слышит смиренные воззвания кающихся.

Иеромонах Дорофей (Урусов)