Архивы на октября, 2019

Вина и грех

Суббота, октября 19, 2019

Протоиерей Андрей Лоргус и психолог Ольга Красникова
https://www.fapsyrou.ru/libra…/krasnikova/vina_i_greh._2800/
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале Консультативная психология и психотерапия № 3 (66) 2010 июль-сентябрь http://psyjournals.ru/mpj/2010/n3/33587.shtml
Статья посвящена двум проблемам. Первая – различия чувства вины и чувства греха, с психологических и духовных точек зрения. Такая дифференциация необходима как предпосылка покаяния. Вторая – проблема онтологического и функционального перехода личности от «себя» (чувство вины) к «чуждому» (чувство греха). Также здесь делается попытка выявления факторов, мешающих человеку получить освобождение от чувства вины и от греха в покаянии и исповеди. Грех не относится к существу личности, а носит временный и внешний характер. Человек может жить с грехом, а может от него освободиться – это свободный выбор. Как может психолог помочь в этом? Какова может быть в этом пастырская помощь?

***

Три чувства вины преследуют человека в жизни от первых и смутных переживаний своего Я до последнего вздоха: чувство реальной вины, иррациональное чувство вины и вина экзистенциальная. Так считает психолог Джеймс Холлис1.

Психологу чаще всего приходится работать с иррациональным чувством вины. Реальная вина заставляет человека обращаться к священнику. А христианскому психологу приходится работать и с чувством вины, и с чувством греха.

Нас интересуют как психологические аспекты вины реальной и иррациональной (мнимой) вины, так и переход реальной вины в чувство греха.

Этот переход не только смена эмоционального содержания, эмоционального сопровождения некоторых отношений (С Богом или людьми), но и структурная перемена. Чувство вины отличается от чувства греха по своей внутренней личностной сути. Появление в опыте человека чувства греха приводит к перемене в структуре личности. Формируется особый слой личности – отношение к своей греховности, к своим грехам; отношения со своей совестью, с Богом. Можно отнести этот слой личности к ценностной сфере, но особым образом. Система религиозных ценностей более сложная, чем, так называемые, общечеловеческие ценности. Осознание своих грехов есть только часть религиозных ценностей. Более важной и функционально мощной частью является механизм освобождения от греха – покаяние. Это уже функционально-деятельностная структура личности. (далее…)