Архивы на марта, 2018

Как правильно относится к животным (к размышлению)

Понедельник, марта 26, 2018

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей. Сторонники утверждения, что душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, Игнатий Брянчанинов) говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт., 2, 19-20 )). Причём, сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было НЕТЛЕННЫМ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленны, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, – абсолютно безосновательны. По той простой причине, что Адам и Ева в раю НИ В ЧЁМ НЕ НУЖДАЛИСЬ! Ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо. А теперь обратимся к доводам тех Святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников Игнатия Брянчанинова). В частности, св. архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Который для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты Священного Писания:
– Излию от Духа Моего на ВСЯКУЮ плоть (Иоиль, 2-28);
– НЕТЛЕННЫЙ Твой дух пребывает ВО ВСЁМ (Премудрость Соломона, 12-1). Из чего архиепископ Лука заключает, что (далее…)

Иной взгляд на пост

Понедельник, марта 26, 2018

Если не обманывать себя и называть вещи своими именами, то мы никуда не денемся от того, что Великий пост — это именно гастрономическое мероприятие.
Всем православным предписано одинаково, по расписанию, не есть, ходить на службы, печалиться, сострадать Христу, а потом радоваться Пасхе. Только всем вместе, только по расписанию; а если не так, то ты не православный. У всех без исключения в определённый календарный период на семь недель “отнимается Жених”, а затем с такой же обязательностью в определённую календарную дату возвращается.

Уж не будем тут глубже копать: а что вообще это за принцип такого богослужебного круга? Христос же в реальности уже воскрес. А раз так, то Великим Постом — происходит что? Христос реально отнимается от нас в нашей внутренней жизни, чтобы по прошествии строго расписанного календарного срока вновь реально воскреснуть?

Пост — это время особого внимания к себе, особого покаяния, молитвы и добрых дел”. Но опять же, если “включить осознанность”, то тут же возникают вопросы: а что, вне поста можно меньше молиться, совершать добрых дел, меньше внимать себе и т.д.? Ведь Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные отрезки, оно подразумевает ровность и постоянство этой жизни, причём не казарменно, а в меру каждого отдельного человека.
Аргумент о том, что “Христос сорок дней постился, и мы тоже постимся”, также не выдерживает критики. Христос и больных исцелял, и мёртвых воскрешал — давайте Уставом предпишем себе и эти действия. Последование Христу в достаточной мере разъяснено в Апостольских посланиях, оно относится к внутренней индивидуальной духовной и нравственной жизни, а вовсе не к каким бы то ни было внешним дисциплинарно-ритуальным установлениям.

Итак: Великий Пост — это данный нам как объективная реальность период особого гастрономического времяпрепровождения и поставление нас, всех скопом, в жёсткую ситуацию “человек для субботы”. Нужно отдать себе в этом отчёт, не обманывать себя и стараться разместиться в этой реальности с наименьшим ущербом для себя и для своей внутренней жизни во Христе.

Мы тратим свои внутренние силы на гастрономию и эстетико-церковные мероприятия. На Христа, на внутреннюю жизнь, на настоящую молитву, на молчание пред Богом, на Священное Писание, на возрастание в духовной жизни (а не хождение по кругу), на подлинные, во Христе, отношения с ближними ни сил, ни ресурса просто не остаётся.

Игумен Петр (Мещеринов)