Архивы на декабря, 2017

* * *

Среда, декабря 27, 2017

“Однажды мой брат ехал в автобусе с одной женщиной. Когда проезжали мимо церкви, возле которой поставили вертеп, эта женщина воскликнула: “О Боже! Они тычутся со своей религией повсюду! Подумать только, они впутали ее даже в Рождество!””

Клайв Стейплз Льюис

Образ Христа

Среда, декабря 27, 2017

“Ни один писатель не смог адекватно передать образ Христа. Есть только один, пожалуй, — это английский писатель Льюис. У него есть цикл детских сказок, которые, я надеюсь, будут у нас скоро изданы. В этих сказках о волшебной стране Нарнии фигурирует как главный герой сокровенный, который периодически появляется и исчезает, огромный светящийся лев Аслан.

Мне лично кажется, что во всей мировой литературе это самый прекрасный, самый таинственный и самый адекватный образ Христа — под этим львом там Христос… Передать это нельзя, я надеюсь, что вы все это в скором времени прочтете.

В этой сказке даются скрытые символы догмата искупления, ибо Аслан приносит себя в жертву ради спасения людей. Льюис — единственный в мире писатель, который сумел закодировать в сказке, в легенде, закодировать всю тайну христианства. И вот этот гигантский Лев, когда он подходит к человеку, его когти уходят, он перестает быть грозным и страшным. Но на самом деле он и грозен, и страшен — в этом величие Клайва Льюиса, который это постиг. Светится гигантское пламя этого Льва, но когда герои поворачиваются, они видят зеленое поле и белого ягненка, который там сидит… Лев превращается в ягненка. Но это только для того, чтобы приблизиться к человеку.”

А. Мень, Из лекции “Рождество”

Званый ужин

Среда, декабря 27, 2017

Сказал Господь притчу: “…один человек сделал большой ужин и звал многих” (Лк. 14, 16). Скоро Новый год, и в очень многих домах, почти во всех, тоже люди соберутся на праздничный ужин, потому что высшее переживание для плотского человека – это вкусная еда, сопряжённая с общением c приятными ему людьми. Это как бы кульминация жизни. Как Фейербах сказал: “Человек есть то, что он ест”. Очень верное замечание. Но нужно внести некоторое дополнение, а именно: почти каждый человек. Много и вкусно поесть и умеренно, но сладко попить – вот, собственно, к этому всё и сводится. Ну ещё было бы неплохо что-то на себя надеть, удобное и дорогое, ещё что-нибудь нацепить, чтоб было заметно, что бы тебя отличало от других. Металлы, камни… Мужчины нашли замечательный выход – часы. Можно даже чтобы они не ходили, лишь бы напоминали издали какую-нибудь очень важную, как они считают, марку. И дело, как говорится, в шляпе. Поэтому Господь, чтобы изъяснить Царство Божие тем, кто хотел слушать, избрал для образа именно пир, потому что это и вожделенно, и всем понятно. И для многих даже понятна такая ситуация: одних зовут, а других даже и не приглашают. Вот у того, кого не пригласили, большие проблемы, потому что гордость уязвляется, а она ещё помножается на зависть: другие имеют вкусно поесть и сладко попить, а я нет. Мне от этого тяжело. А это ведь самое главное в моей жизни – вкусная еда и сладкое питьё, поэтому я страдаю, если этого лишаюсь. Всё понятно. (далее…)

Хороший ответ

Вторник, декабря 26, 2017

Редакторские заметки: О некоторых апостольских и других церковных правилах, достоинстве и недостоинстве, формализме и любви

Что такое «Апостольские правила»? Это, собственно, часть  канонических правил Православной Церкви,  по которым она живет или, по крайней мере, должна жить. Рассмотрим только некоторые из них, хотя подобных примеров в Церковных документах множество.

Правило 6.

Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.

Мы знаем, что в нынешнее время нашим дорогим и  уважаемым батюшкам приходится заниматься и строительством, и социальными проектами. А некоторые совмещают служение с другой работой и даже – о «ужас»! – бизнесом.

Правило 54.

Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает.

В наше время  в ресторанах и кафе  кушать не зазорно никому и в любое время. И священники  не только бывают в них, но и освящают подобные заведения. (далее…)

С наступающим!

Вторник, декабря 26, 2017

На самом деле Новый год — это праздник Надежды. Год был трудный и мы его проводили. Люди непостижимым образом понимают, что не в силах побороть болезни, искушения, безденежье или отчаяние без чуда. А ожидание этого чуда и есть Надежда. Мы все ждем чуда сверху, а оно внутри нас. Оно происходит от Бога, действующего нашими руками…

До Нового года и Рождества осталось совсем недолго. Будем же хотя бы в эти дни милостивей. Пожалеем всех близких, даря им добрые дела и молитву, а главное Надежду в том, что у нас все доброе у нас исполнится. Исполнится потому, что всякому доброму делу помогает Сам Бог.

Священник Константин Камышанов

2 года прошло и ничего не изменилось

Воскресенье, декабря 24, 2017

Выступление Е. Ямпольской на заседании Совета по Культуре декабрь 2015 года

Многоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие коллеги!

Собственно, сама острота вопросов, которые мы сегодня поднимаем, свидетельствует о том, насколько стремительно растёт роль культуры в нашем сегодняшнем обществе. Конечно, есть все основания предполагать, что это связано с теми испытаниями, через которые мы проходим. И для их преодоления нам, конечно, требуется национальное единство, а в многонациональным и многоконфессиональном обществе обеспечить его может, думаю, вы со мной согласитесь, прежде всего культура.

Понимаете, если говорить о народном единстве не высоким штилем, а спуститься на земной житейский уровень, то это прежде всего умение ценить свою и чужую жизнь и соотносить свои личные интересы с интересами близких, друзей, знакомых, незнакомых людей, в итоге – целой страны. (далее…)

Снова Новый год. Теперь год собаки

Суббота, декабря 23, 2017

В преддверии 2017 года я писала о Библейской символике петуха. Собака тоже упоминается в Священном писании неоднократно.

Вспомним эти истории:

Суд.7:5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пёс, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.

4Цар.8:13 И сказал Азаил: что такое раб твой, пес [мертвый], чтобы мог сделать такое большое дело? И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии.

Прит.7:22 Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес — на цепь,] и как олень — на выстрел,

Прит.26:11 Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

1Цар.17:43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака? [И сказал Давид: нет, но хуже собаки.] И проклял Филистимлянин Давида своими богами.

Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова к Рождеству (5 января 2017 года):

Для большинства людей поедание своих ближних заживо, превращение их жизней в кошмар – это есть обычная вещь. Ни о чём не задумываясь, люди не поедают, а просто жрут друг друга заживо. И могут считать себя вполне приличными людьми. «Ну как, я ж делаю как лучше». Ты делаешь как лучше, делая людей вокруг себя несчастными, потому что они тебя избегают, не хотят с тобой связываться, как будто ты злая собака, которая, слава Богу, на привязи, поэтому, если близко не подходить, то не укусит. И ты думаешь, это хорошо? Ты думаешь, Христос пришёл на землю, родился в Вифлееме для того, чтоб ты был цепной собакой и чтоб ближнего от тебя могла оградить только цепь? Нет. Христос пришёл для того, чтоб эта собака цепная превратилась в ангела, который служит Богу, который смысл своей жизни, своего существования видит в том, чтоб облегчить окружающим жизнь. Начиная с ближних, а потом дальше, дальше, а можно и вообще расширить это всемерно. Как преподобный Серафим сказал: «А ты спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Почему? Потому что они увидят, как это бывает. От одного человека спокойно и радостно, а другой таков, что не хочется домой идти. «Придёшь домой – там ты сидишь». О, Господи! И никакой радости, знаешь, сейчас начнётся.

На самом деле христианство не далеко от нас. Нам нужно покаяться. Что такое «покаяться»? Покаяться – это понять про себя, что ты – цепной пёс, и молить Бога о том, чтоб Он преобразил вот эту образину в ангела Божия, который будет служить Богу. А служба Богу заключается в спасении ближних, и человек будет в этой службе Богу помогать.

Жемчужинки

Среда, декабря 6, 2017

Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего учить все народы: идите, научите все народы (Мф. 28:19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.

Свт. Филарет Московский