Архивы на апреля, 2017

Есть ли разница между религией и верой?

Четверг, апреля 20, 2017

Сегодня в различных дискуссиях с людьми малоцерковными или даже атеистически настроенными – сталкиваешься с одним риторическим приёмом. Мол, вера должна быть у каждого в душе, а религия – это то, что придумали люди. Здесь мне видится попытка искусственно разъединить понятия – «религия» и «вера». Хотя это вещи одного порядка, которые обозначают общее и частное. (далее…)

Четверг, апреля 20, 2017

У Гончарова в “Обыкновенной истории” есть эпизод, где молодой болван Адуев жалуется дядюшке на людскую черствость.
У него там какой-то экзистенциальный кризис, и он пошел к доброму приятелю за поддержкой. А добрый приятель предложил ему денег взаймы, буквально как чужой человек. И молодой Адуев даже не знает, как дальше жить среди этих бессердечных людей.
Там вообще весь роман про то, как Адуев-джуниор – юная и пылкая душа, а старший Адуев – страшный циник и вообще ходячая смерть.
И вот эта ходячая смерть говорит этому балбесу – ты соображаешь вообще? Ты пришел с проблемой, а человек тебе предложил денег. Сам предложил, даже не просили. Да таких друзей поискать!
Коне-е-чно, кочевряжится джуниор, денег-то дать всякий может. Мне, может, поговорить нужно было! Обняться и вместе рыдать до зари! А не деньги эти ваши.
Тьфу, дебил, – говорит на это дядюшка, потому что что тут еще скажешь.

Юный герой в данном случае мог бы символизировать нашу коллективную ментальность. Помощью у нас считается либо т.н. общение, т.е. совместное безделье, либо неквалифицированный физический труд. Наколоть бабке дров – это по-нашему. А, скажем, подвести ей газ – это уже барская подачка и плевок в душу. Какая ж это помощь, коли ты рук не замарал, а после чаю с ней не попил.

Этот тимуровский пафос происходит не от глупости. Он происходит от бедности. Его придумали люди, у которых ничего нет, кроме их времени и их труда. Это все, что они могут дать, это их валюта. Причем это валюта настолько дешевая, что можно даже проявить щедрость.

(далее…)

Кто мешает мне спастись?

Четверг, апреля 13, 2017

Кусочек старого текста, навеянного СТРАСТНОЙ

Иду я, значится, на утреню Великой Пятницы. Иду по тенистой аллее Каменного острова. И мучаюсь этим дурацким вопросом:
«Что мешает МНЕ спастись?»

Вот что мне мешало хорошо учиться в Богословском институте?
Или что мешало мне изучать патрологию, догматику и историю Церкви? А церковно-славянский? А нравственное богословие?

Кто мешает мне читать все те книжки, которые стоят дома рядами на полках? Всех этих «святых отцов и учителей Церкви»? Григория Богослова, Григория Паламу, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Прочитать, наконец-то, до конца «Добротолюбие». Тщательно, а не галопом; с любовью, а не зевая, но изучить все-таки Ветхий завет. Псалтирь, наконец, разобрать, понять и полюбить. Не отдельные псалмы, а всю. Всю Псалтирь. Как знали ее и любили христиане много-много веков. Что мне мешает?

(далее…)

Стихира преподобной Кассии поется только в Великую среду

Четверг, апреля 13, 2017

Потрясающая по красоте поэтического богословия стихира преподобной Кассии поется только в Великую среду на Вечерне Литургии Преждеосвященных Даров, где евангельски противопоставляются любовь женщины кающейся и лживость предательства превозносящегося ученика.
В Евангелии жена молчит. Она не смеет открыть уста, чтобы возразить фарисею или Иуде. Она молча, возлив на главу Его драгоценное миро, омывает ноги Спасителю слезами, отирает их своими власами.
И, вот, Кассия, говорит за нее…
Великий день. Великая литургическая поэзия.

Стихира самогласная 5 на стиховне. Творение Кассианы инокини

Господи, яже во многия грехи впадшая жена,
Твое ощутившая Божество,
мироносицы вземши чин,
рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит:

(далее…)

О молитве

Четверг, апреля 13, 2017

Молитва нужна не для Бога, а для тебя, ленивый молитвенник или не молящийся вовсе; она – сила, свет, пища и питие для души твоей, охрана твоя, страж твой, безопасность твоя.

В тебе сидит, глубоко закутавшись во всякий вид греха, глупый, капризный, своенравный и злой больной твой ребенок и вместе старый, ветхий человек, унаследованный от первого родоначальника, поддавшегося лести диавола – отца лжи, всякого зла.

Вот для него-то крайне нужна молитва постоянная, как врачевство, как свет и пища, как руководство; как согрешающему, ему нужно и непрестанное покаяние.

☦Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Бог своих не бросает

Понедельник, апреля 10, 2017

Действительно, при искреннем раскаянии, подтвержденном изменением жизни, Бог прощает нам грех, но это не значит, что тот не оставляет в нас своего действия. Представьте, что некий мужчина страдал грехом пьянства. Однажды он заснул пьяным на холоде и отморозил пальцы, которые ему пришлось ампутировать. После этого он взялся за ум, покаялся, прекратил пить. Принял ли Господь его раскаяние? Да. Простил ли ему грех пьянства? Да. А выросли ли у этого человека заново пальцы? Нет.

(далее…)

Страстная

Понедельник, апреля 10, 2017

Наступила Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой. И посвящена она воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданиям, Крестной смерти и погребению (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Страстная седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу Богу. Страстная седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога (диакон Андрей Кураев).

Богослужения Страстной отличаются целым рядом знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

(далее…)

5 отрицательных итогов Великого поста

Пятница, апреля 7, 2017

Отстранение от ближних под видом духовной работы и другие антиитоги поста – в размышлениях священника Евгения Дорофеева.

Изменение самого себя, внутреннее преображение, жизнь по Евангелию – все это и есть подлинное христианское делание. Стяжание Духа Святого, как указал нам преподобный Серафим Саровский, есть главная цель жизни христианина. Под стяжанием Духа Святого понимается единение человека и Бога, значит, нам необходимо уподобиться Богочеловеку Христу, который и имел в себе подлинное единение Божественного и человеческого.

Для достижения этих высот Церковь предлагает многочисленные средства, отработанные веками. Однако при неправильном понимании их сути они из средств превращаются в цели. Неумение и нежелание разграничить цели и средства и есть одна из причин отсутствия всякого внутреннего преобразования. (далее…)

Церковь в Гонконге поднялась ближе к небу

Пятница, апреля 7, 2017

“Очень интересно жить в стране, которая меняется на глазах. Правда, китайские мудрецы считали время перемен неблагоприятным для жизни. Однако, времена не выбирают, как мы знаем. Не раз возвращаюсь к мысли о том, что для современных китайцев вопросы веры и религии играют намного более важную роль, чем многие привыкли считать. Об этом стоит еще написать подробнее”.

Я хожу по Гонконгу и читаю “Гонконгскую тетрадь. Весна 2016” протоиерея Дионисия Поздняева. Отец Дионисий — настоятель православного храма здесь. Так со мной уже случалось 30 лет назад: я оказалась в Армении, ничего не зная о стране. И друзья, к которым я приехала, дали книгу Андрея Битова “Уроки Армении”. Картина сразу стала подробнее, отчетливей. И сейчас также, я ведь здесь всего на несколько дней, а “с наскоку” разобраться в ситуации трудно. Даже если тебе стараются максимально открыто и честно отвечать на вопросы. А тут — “Тетрадь”. И не только она. (далее…)

“…Священник, допустивший даже одно падение, умирает как священник”

Пятница, апреля 7, 2017

«Я понял, почему не хожу в храм: там попы на мерседесе»

«Скоро 25 лет, как я священник. За эти годы около 15 человек, с которыми был в разное время знаком, лишились священного сана. Причина везде одна – распад семьи, блуд… Священник, допустивший даже одно падение, умирает как священник. Неизбежно. Это как “травма, несовместимая с жизнью”», – протоиерей Федор Бородин размышляет о том, почему происходит охлаждение и люди уходят из Церкви.

А блудница говорит: «Ты – священник! Я с тобой не буду»

– Сегодня нередки разговоры, публичные исповеди людей, разочаровавшихся в Церкви. Как к ним относиться?

– «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22). То, как я воспринимаю окружающую действительность, темное в ней вижу или светлое, свидетельствует о чистоте или нечистоте моего сердца. Церковь подобна огромному многоэтажному зданию, где есть верхние этажи, откуда прекрасный вид и рядом небо, а есть подвалы.

И каждый человек выбирает, где в Церкви он будет жить. Если человек ищет в Церкви ее Хозяина – Христа, ищет молитвы, он встретит того священника, который поможет ему в пути, и встретит таких же братьев и сестер. И для него Церковь будет настоящей Церковью Христовой.

(далее…)

* * *

Среда, апреля 5, 2017

– Вы спрашиваете,
– как Господь может попускать войны, голод и мор? Где же Его благое учение?
– На бумаге.
– Если бы оно было начертано в сердцах человеческих, люди жили бы в мире.

Святитель Николай Сербский

Молитва

Среда, апреля 5, 2017

МОЛИТВА – это не информирование Бога о наших нуждах. МОЛИТВА – это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас.
Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.

Вне молитвы с душой человека происходит то же, что и с омертвевшими клетками, например, при гангрене, когда к ним не поступает кровь и они погибают и отторгаются от живого организма. Поэтому человек в религиозном смысле жив лишь тогда, когда он молится. Если человек, совершающий добрые дела или даже занимающийся богословскими проблемами, надолго оставляет молитву, он теряет внутреннюю связь с Богом. Такой человек умирает духовно…

Однако учиться молитве человек должен здесь, в этой временной жизни. Если верующий не разовьет в себе эту способность, то в будущей жизни, которая есть раскрытие того, что уже приобретено в земной, научиться молиться он не сможет. Тогда перед ним откроется зияющая пустота.

☦Архимандрит Рафаил (Карелин)