Архивы на февраля, 2017

«Я крокодила пред Тобою», или «Ложные друзья переводчика»

Воскресенье, февраля 26, 2017
Ловушки для православных

Мы учимся разговаривать, повторяя слова за родителями. Учимся молиться, повторяя славословия за святыми. Но, если хотим научиться и тому и другому, мы должны понимать, что слышим, что говорим. Между тем, как показывает практика, многие верующие относятся к текстам молитвословов или Псалтири как к заклинаниям. Это совершенно недопустимо, потому что в христианстве, в отличие от язычества, нет магии. Нет ничего такого, что можно было бы просто вслед за кем-то произнести, и по волшебству твоё желание будет исполнено. Нашего Бога невозможно заклясть. Ему можно открыться, впустить Его в своё сердце, можно Его попросить: «Действуй во мне!», можно сказать Ему: «Благодарю!» или «Славлю…», можно добавить: «Да будет воля Твоя», но обязательно – всею душою. Только как отзовётся на молитву душа, если молитвословия останутся нами не поняты?

Слово Священного Писания, слово богослужебной поэзии обращено не только к сердцу, но и к разуму человека. Конечно, у священных текстов есть глубинные смыслы, понимание которых требует не только знания языка, но и подготовки другого рода. Однако первый, языковой, слой их значения должен быть доступен обязательно. (далее…)

Полезное для первой седмицы Великого поста

Суббота, февраля 25, 2017

Все тексты Великого покаянного канона святого Андрея Критского. На Церковно-славянском, переводы на русский, комментарии.

Текстовые варианты, звук, видео со Святейшим Патриархом, Проповеди и размышления.

Всё здесь на “Правмире” и на сайте “Азбука”

Сама в прошлом году могла читать Великий канон по утрам, в 8 утра, когда по “Союзу” шла прямая трансляция чтения Святейшим Патриархом Кириллом.

И ещё потрясающая подборка проповедей на чтение Великого Покаянного канона, на молитву святого Ефрема Сирина и на Великий пост новопреставленного архимандрита Кирилла (Павлова).

P.S.: Спасибо Дмитрию Львовичу Кулькову. Когда мы работали вместе, он подарил мне маленькую брошюрку с текстом Великого покаянного канона. Теперь, когда беру в руки – молитвенно поминаю его и его семейство.

Булочка в постель

Суббота, февраля 25, 2017

— О, Хэмп, будем ли мы счастливы снова?

— Мне кажется, — сказал он, глядя на море, — что это зависит от Провидения.

— Скажите еще раз «Провидение»! — вскричала она. — Это прекрасно, как детская книжка.  

Честертон обычно случается со мной в апреле — уже много лет подряд. Связано это с Пасхой, но не только. Его книги (чаще всего — «Шар и крест»), открываются примерно в тот момент, когда в Москве после многомесячной серости прорывается цвет. У Честертона цвета много, еще много — великодушия, веселости и необычной значительности (библейской, эпической), которая может раздражать, но чаще покоряет.

Кто такой Честертон

Честертон — великий и прекрасный англичанин. Католик. Писатель и журналист.

(далее…)

Никогда православные столько не говорят о кулинарии, как во время постов!

Среда, февраля 22, 2017

Протоиерей Андрей Дудченко

Почему в пост, когда, казалось бы, меньше всего надо задумываться о еде, мы уделяем ей столько внимания? Размышляет протоиерей Андрей Дудченко.

Без вопроса о еде поста не начнешь. Ведь определенное ограничение в пище – первая составляющая поста, при всей важности, конечно, и дел милосердия, и усиленной молитвы, и чтения Писания, и организации своего времени.

Никогда православные столько не говорят о пище и кулинарии, как во время постов! А ведь должно бы быть наоборот. Пост – время, когда меньше всего надо задумываться о еде. Часто выходит парадокс: мы говорим, что пост – это время, когда «не хлебом единым будет жить человек», но в то же самое время именно о разных качествах этого «насущного хлеба» чаще всего в пост и задумываемся.

На мой взгляд, пища в пост должна быть по возможности самой простой. Например, в супермаркете можно найти совершенно постное по своему составу соевое молоко – но стоит оно в пять раз дороже молока обычного. Так постное оно в таком случае или нет? Может быть, иной раз лучше выпить стакан кефира, чем полакомиться постным деликатесом? (далее…)

“Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех”

Понедельник, февраля 20, 2017

032011_6Митрополит Филарет (Вознесенский): …Есть молитва, которая в эти великопостные дни поётся так, как не поётся в другое время года. Обычным порядком она поётся на каждой вечерне – как на будничной, так и на праздничной, в течение всего года; эта молитва нам знакома с детства и начинается она словами:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…” За литургией Преждеосвященных Даров эта молитва, после того, как она пропета обычным порядком, несколько позднее снова, многократно, поётся, перемежаясь с пением стихов, взятых также из псалтири. “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…”
Слова “да исправится” здесь не значит “пусть будет исправлена, поправлена” – нет.
Они употребляются в том смысле, как, например, говорится про человека, что “он исправляет свои обязанности, свою должность”; это не значит, что он что-то поправляет, а говорится в том значении, что он выполняет свои обязанности исправно – регулярно, твердо, обычным заведенным порядком. (далее…)

Новомученики

Воскресенье, февраля 5, 2017
Клеймо с иконы "Собор новомучеников и исповедников Российских". Расстрел крестного хода в Астрахани. 1919 г. Клеймо с иконы “Собор новомучеников и исповедников Российских”. Расстрел крестного хода в Астрахани. 1919 г.

Говорят, блаженная Ксения, проведшая многие дни своей жизни на Смоленском кладбище, часто ходила среди могил, повторяя странную фразу: «Кровь! Сколько крови!» Теперь нам понятен смысл этих слов. России предстояло умыться кровью, напиться крови, захлебнуться кровью в ходе революционного эксперимента, проведенного с планетарным размахом. Обычно о чем-то страшном, что пришлось пережить, люди говорят: «Это не должно повториться». Всматриваться в трагедии тяжело, разбираться в причинах и следствиях страшно. Лучше вот так, в порыве секундного ужаса, отвернуться от темы, тряхнуть головой, словно отгоняя страшное сновидение, и сказать: «Это не должно повториться».Должно или не должно, это не нам решать. Если у исторического явления есть глубокие причины и если причины эти не то что не устранены, но даже не осознаны, то явление просто обречено на повторение. Вернее, люди обречены на повторное переживание однажды разразившейся беды. Вывод простой: хочется или не хочется, нравится или не нравится, но всматриваться в собственные трагедии и анализировать их придется.

(далее…)