Архивы на декабря, 2016

С наступающим годом петуха

Суббота, декабря 31, 2016

“Петр опять отрекся; и тотчас запел петух” Иоан.18:27

Архимандрит Алипий (Светличный) посетовал, что некоторые умудрились его поздравить с наступающим годом петуха. О чём и поделился с друзьями в сетях.

Отцы призадумались и вспомнили, что что петух – символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых).

Петух был символом покаяния для апостола Петра. Петух призывает рассвет, Солнце правды – Христа, который разгоняет всякую нечисть.
У нас своя символика.

Животные в квартире и в храме: трагедия или благословение?

Четверг, декабря 29, 2016

Часто от «не в меру православных» (как сказал святой Григорий Богослов) исходят заявления о недопустимости присутствия собак в доме, при иконах. Не знаю, откуда пошло такое немотивированное «богословие». Мы должны помнить, что деление на «чистое» и «нечистое» – это иудейское прошлое, а не христианское настоящее.

Многие священники, совершенно не зная Устава Церкви, хватаются «освящать храм», если в него вошла собака. Но прежде чем показать, насколько это неуставное явление, я хочу задать вопрос: а если крыса или мышь поселилась в алтаре – освящать не надо? Они «чище» собаки? Грызуны – это беда сельских храмов. А как вы думаете, они по жертвеннику бегают? Оказывается, да! Частенько я нахожу там их «следы». Сметаю и окропляю освященной водой.

В нашем Требнике имеется молитва, которую наши клирики и уставщики применяют иной раз для «отпугивания собак», не озадачив себя вникнуть в её название: «Молитва на обновление храма в нем же животное нуждною смертию умрет». Для тех, кто не особо знаком со славянским языком, поясню, что «нуждная смерть» это та, которая случилась от «понуждения умрети», то есть насильственная. (далее…)

Трагедия в преддверии Рождества или почему страдают невинные

Вторник, декабря 27, 2016

В преддверии Рождества случилась страшная катастрофа. Очень много услышала в эти дни и о пилотах, и о дирижёре и артистах ансамбля Александрова. Особенно много читала про доктора Лизу. Признаюсь, раньше так не интересовалась её деятельностью. Увы. Больше всего она мне напомнила доктора Газа в Москве 19 века.

Мысль о том, что эти прекрасные люди, собранные в одном месте погибли – не знаю, насколько это уместно и тактично, но эта история мне напоминает гибель Вифлеемских младенцев. Они не выбирали свою судьбу, как мученики, добровольно идущие на смерть за Христа.  Их мамы, отцы, и прочие бабушки-дедушки тоже скорбели безмерно. И тоже не выбирали такое своим детям. Упокой Господи погибших в авиакатастрофе!

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость? Размышляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Страдания переполняют землю
Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться? (далее…)

Праздновать ли Новый год и зачем наряжать ёлку

Вторник, декабря 27, 2016

Праздновать ли Новый год? – вопрос не праздный. Его задают мне люди ежегодно. И каждый раз пытаюсь “разложить по полочкам”.
Для многих аргументом не празднования является Рождественский пост. Я бы согласился с этим, но ведь Рождественский пост не мешает нам праздновать праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, или святителя Николая Мирликийского, именинные дни.
Значить, все таки это не есть самый убедительный аргумент. Так, что – праздновать?
Каждый раз смущает, вот это, просто таки религиозное отношение ко времени, благоговейное внимание к движению стрелки и впечатление ритуальным поведением условного перехода в численное изменение даты. А вас – нет?
Новый год- праздник обожествления времени, придания ему особого статуса в нашей жизни. Время в день Нового года приобретает властвующий характер, отнимающий чувство Вечности.
Я, будучи молодым, весьма досадовал, что у Церкви не сохранилось точных дат Евангельских событий и что все даты празднований, включая Рождество Христово и Пасху Господню, совершенно условны. Мне трудно было понять, что для Церкви важно было само событие, а не летописная фиксация хроник. (далее…)

Общество всё увереннее выводит буквы “мене, мене, текел…”

Воскресенье, декабря 25, 2016

Каждое движение скальпеля, вскрывающего гнойники церковного тела, дорисовывает в чьих-то глазах эти буквы…

Протоиерей Димитрий Струев об “исповеди бывшей послушницы”.

Долго я держался. Думаю, зачем белому попу встревать с комментариями в монашескую тему. Да и вообще, “можешь не писать – не пиши”. Однако начались звоночки, побуждающие меня встрять-таки в обсуждение.

Вот первый – сообщение от знакомой молодой инокини, которая не читала бестселлер Марии Кикоть, и живет в монастыре, никоим боком не связанном с Малоярославцем:

Батюшка, благослови. После матушкиных проповедей начинается депрессия, она постоянно пытается устрашить нас адскими муками, чтобы мы лучше трудились, молились и слушались, и ни слова о Божьей любви и милосердии. Помолись о мне грешной, такое чувство, что мы здесь живём только для того, чтобы в аду не сгореть.

То есть проблемы, вскрытые публикацией – это не проблемы одного отдельно взятого монастыря или даже нескольких. Всё гораздо глобальнее.

Второй – разговор с одной монахиней, которая тоже Кикоть не читала, зато отец, который руководит ее послушанием, “исповедь” прочитал, многое переосмыслил и пришёл у нее прощения просить. Для той их беседа была неожиданным утешением после долгого периода испытаний.

И еще – четыре года назад в очерке, посвященном проблеме ухода из православия, я затрагивал и проблему духовного руководства, и тему монашеских постригов. А теперь  параллельно обсуждению “Исповеди бывшей послушницы” на “Правмире” зазвучала тема “зачем нужны старцы”… Что ж, пожалуй, побегу и я – раз все побежали. Если мои частные мнения кому-то более грамотному покажутся глупостями – спишите на моё скудоумие и простите меня, грешного.

Сперва о негативных последствиях публикации. Они, конечно, есть.

Господь благословил нас жить в эпоху проверкой нас обществом на подлинность. Нас – то есть Церкви. Не только духовенства, но и всей земной составляющей православия. (далее…)

Истерики и непротивленье

Воскресенье, декабря 25, 2016

Есть такая литературная привычка жалеть Софью Андреевну и хулить графа. Мол, замордовал, изменял, деспотичил.
Читаю уже второй том литературоведческих исследований Павла Бассинского о Толстом и понимаю: не все так однозначно. И то, что холодной октябрьской ночью 1910 года 82-летний Лев Николаевич сбегает из Ясной Поляны, и через неделю умирает на случайной железнодорожной станции – тоже не случайно.
Он 25 лет планировал этот побег! Называл свою жизнь в Ясной Поляне “кипучим адом”. Но жена крепко держала: утоплюсь в пруду!
Наконец старик не выдержал. И Новикову перед смертью жаловался: мне бы на нее притопнуть или прикрикнуть, обуздать ее истеричность…а я же всё “непротивление”.
Двадцать пять лет граф “уходил в себя” и непротивлялся, пока всё неопротивело в конец и он ушел от жены.
– Бедный Левушка. Кто ж ему маслица там подаст? – воскликнула СА и бросилась догонять графа.
Правда ушел он не далеко. Собирался укатить в Ростов-на-Дону, по словам сопровождавшего его Маковицкого, но помер в Астапово, в доме начальника железнодорожной станции.

А в качестве любопытной иллюстрации – две записи из дневника С.А. и Л.Н. Толстого от 8 октября 1899:
(далее…)

«Праздники — это принятый в культуре способ ухаживать за ценностями»

Суббота, декабря 24, 2016

Через две недели наступит Новый год. Как пережить этот день наиболее остро, получить наслаждение, испытать полноту эмоций, чтобы не возникло ощущения «я чужой на этом празднике жизни»? Своими размышлениями делится Светлана Кривцова — экзистенциальный аналитик, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии.

matrony_pic_14122016_1Существуют определенные законы человеческого переживания, которые обосновывают само наличие праздников в нашем обществе, а также условия, при которых празднование приносит подлинные радость и удовольствие. Об этом мне хотелось бы сегодня поговорить.

Начнем с того, что праздники — это принятый в культуре способ ухаживать за ценностями. Тогда спрашивается: зачем ухаживать за ценностями? Какое экзистенциальное значение имеют ценности?

Экзистенциальный анализ опирается на аксиологию, то есть учение о ценностях немецкого философа Макса Шелера. Его вклад в философию и в культуру заключался в том, что он достаточно четко описал, какое экзистенциальное значение имеет для человека переживание ценностей. В одной из своих работ, которая называется «Формализм в этике и материальная этика ценностей», Шелер спорит с Кантом по поводу того, что ценности нельзя навязать, «назначить». Он говорит, что ценности — это «материальная», то есть вполне реальная вещь. Ценности свободны. Переживание ценностей, по сути, очень простая вещь: на уровне переживания ценность воспринимается как «это мне нравится». Соответственно, эти «нравится» невозможно искусственно «сделать», они этому не поддаются. (далее…)

Почему одни пойдут в рай, а другие — в ад? Какая между ними такая разница?

Четверг, декабря 22, 2016

Преподобного Серафима Саровского, который еще в этой жизни ПОБЫВАЛ В РАЮ и потом вернулся, спрашивали:

— Батюшка, все ведь люди грешные. Почему одни пойдут в рай, а другие — в ад? Какая между ними такая разница?

Преподобный ответил:

— Все дело в решимости.

Решишься: «Что бы ни было, буду стараться не грешить. Буду в церковь ходить, буду Бога просить. Не будет получаться — буду каяться. И опять буду стараться жить от греха подальше».

Такого грешника Господь помилует. А того, кто и отвергает дверь спасения, кто говорит: «Один раз живем, все равно помирать, бери от жизни все, там все равно страдать, так хоть здесь повеселиться», — такой сам уже все решил, что ж с ним сделаешь? Господь, говорят, насильно не спасает.

Еще ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать.

(далее…)

“Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся…”

Четверг, декабря 22, 2016

КЛЮЧ В КАРМАШКЕ ПЛАТЬЯ

“Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех”.

Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала школьной учительницей в глухих дальневосточных деревнях.

“Дальний Восток. Каждая осень неземной красоты. Золотая тайга с густо-зелеными пятнами кедров и елей, черный дикий виноград, огненные кисти лимонника, упоительные запахи осеннего леса и грибы. Грибы растут полянами, как капуста на грядке, выбегаешь на полчаса за забор воинской части, возвращаешься с корзиной грибов. В Подмосковье природа женственна, а тут — воплощенная брутальность. Разница огромна и необъяснима.

На Дальнем кусается все, что летает. Самые мелкие тварешки забираются под браслет часов и кусают так, что место укуса опухает на несколько дней. «Божья коровка, полети на небко», — не дальневосточная история. В конце августа уютные, пятнистые коровки собираются стаями как комары, атакуют квартиры, садятся на людей и тоже кусают. Эту гадость нельзя ни прихлопнуть, ни стряхнуть, коровка выпустит вонючую желтую жидкость, которая не отстирывается ничем. Божьих коровок я разлюбила в восемьдесят восьмом. (далее…)

Пример мамы

Вторник, декабря 6, 2016

17202091– Всё это я преодолел: Евангелие, попов, владык, церкви, и все вы для меня просто не существуете! Ничто из всего этого меня не колышет. У меня есть ответы на все вопросы, я не нуждаюсь в Церкви и не ощущаю никакой пустоты в жизни. Я удалил из себя всё: эти исповеди, которые приносил, и воскресные школы, попов, которых знал, катехизаторов, всё! И только одного, отче, я не смог пересилить! (далее…)