Архивы на ноября, 2016

«О многодетности надо говорить честно»

Суббота, ноября 26, 2016

Размышления протоиерея Павла Великанова о пространстве предельной концентрации любви. (Я бы добавила, что размышления не столько о многодетности, сколько о любви и отношениях супругов)

Уже много лет я не слышала выражение «плодить нищету». Будто кто-то исключил его из списка привычных упреков. Чем не признак некоторого оздоровления общества и признания многодетности нормой?

Впрочем, недоумение и легкое негодование окружающих все же витает в воздухе. Не случайно, то и дело появляются статьи, в которых многодетных просят поделиться рассказами о семейном счастье и радости воспитания детей в большой семье, а вовсе не о трудностях. Чтобы развеять наши сомнения. И это не госзаказ, не политика пропаганды большой семьи. На фоне рекламных призывов новых столичных микрорайонов – «плодитесь!» – эти заметки на полях больше напоминают попытку почувствовать, нащупать, — а как самим-то многодетным? Нормально? Многодетность – это благо или зло, счастье или беспросветные трудности?

О том, есть ли проблемы у многодетных и каков их характер, мы решили побеседовать с настоятелем Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцентом Московской духовной академии, главным редактором портала Богослов.Ру протоиереем Павлом Великановым, который, к слову, ещё и отец четырех детей.

Когда добро может обернуться бедой

— Отец Павел, есть ли у вас ощущение, что отношение к многодетным в России пренебрежительное и раздражительное: мол, нарожали, а теперь требуют решать их проблемы? И насколько это отношение устойчиво?

— У меня нет однозначного ответа. Лично я не сталкивался с ярко выраженным негативным отношением к многодетным. Впрочем, я могу предположить, что здесь немалая вина нас самих. Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем. (далее…)

ПРО САМУЮ ЛУЧШУЮ В МИРЕ СТРАНУ, ЗАНИМАТЕЛЬНУЮ МЕХАНИКУ И ХВОСТ МИНТАЯ

Пятница, ноября 25, 2016
qoP7EuVgr1YВон барышня утром еле ковыляет на стрип-каблуках с двумя пакетами продуктов из Ашана, вон старушка бодро рысачит на красный свет, заставляя седеть водителей, вон часть офисного планктона выползла в дермантиновых туфлях покурить дешевые сигареты, втыкая в новенький шестой айфон, вон пышнотелая дама в леопардовом топике паркуется стразу на трех местах, вон мамаша угощает трехлетнего ребенка чипсами с колой, а рядом на детской площадке подростки пьют пиво и слушают рэпера Сяву, вон дяденька со следами йодной сетки на лице, позванивая циркониевыми браслетами, тащит люстру Чижевского, поедая на ходу шаурму с майонезом, а чуть дальше у метро тетки бодро раскупают свежую крольчатину у бомжеватого продавца, а рядом мужчина украдкой срывает со столба объявление о чудодейственном приспособлении, увеличивающем член на 10 см за раз, а женщина нарощенными гелевыми ногтями отдирает бумажку с телефонами потомственной колдуньи Аделаиды, обещающей приворот, отворот, разворот через двойную сплошную и снятие венка безбрачия…

А где-то за углом народ спешит домой, чтоб не опоздать на «Давай поженимся», раскупает новый бестселлер Донцовой, дерется за билеты на Стаса Михайлова, стоит в очереди, чтобы получить валютный кредит на покупку шубы из искусственной нутрии, несет крышечки от пепси в надежде выиграть автомобиль, покупает со скидкой товары канадской оптовой компании, шлет смс на короткий номер и отправляет деньги нигерийскому миллионеру, который потом обещает прислать миллион с наследства… И это вот все вокруг нас – та самая пресловутая объективная реальность, данная нам в ощущениях.
А теперь ближе к теме повествования.

Главная задача нормального социально ориентированного государства – приглядывать за идиотами. (далее…)

«Я свидетельствовал о своей вере»

Четверг, ноября 10, 2016

Протоиерей Олег Стеняев вспоминает о миссии во время Чеченской кампании

Протоиерей Олег Стеняев в 1999–2000 году, во время Второй чеченской войны, совершил ряд поездок в Чечню. О том, каковы были цели этих поездок, с какой миссией должен идти священник во время таких конфликтов, для чего освящается оружие, можно ли проповедовать Христа мусульманам и как, – его рассказ.Храм в станице Асиновской. Чечня Храм в станице Асиновской. Чечня

Батюшка, расскажите, как вы оказались в Чечне во время военной кампании? Какие впечатления вынесли из этих поездок?– Это была командировка. Шла Вторая чеченская война. И ко мне обратились журналисты «Московского комсомольца», один из которых рассказал о своей поездке в Чеченскую республику во время Первой чеченской войны и о том, как солдаты жаловались, что у них нет церковного окормления. Журналисты решили поднять проблему дефицита духовного попечения военнослужащих. Сказали, что готовы посодействовать мне, чтобы я смог поехать в Чечню и пообщаться с военнослужащими. Я принял это предложение. Моя поездка была согласована и с армейскими властями.

С Чкаловского аэродрома мы сначала отправились в Дагестан, а из Дагестана уже на вертолете ночью, в тишине и в темноте, потому что все освещение отключалось, пересекали чеченскую границу. Мы расположились под Гудермесом. (далее…)

“… Многие из нас желают силком притащить в Церковь, к Богу своих детей, внуков, мужей…”

Понедельник, ноября 7, 2016

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию притчу, которую сказал Господь: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его (Лк. 16, 19-21). Лазарь был смиренный человек, совсем не революционер, не хотел у богатого отнять имущество и поделить всё поровну, не хотел даже сесть с ним за стол, не просил подать ему какое-то блюдо с этого стола, он только желал, когда все поедят и уйдут, собрать и съесть то, что упало. Никому от этого вреда не было бы, может быть, собакам меньше бы досталось. Но стол большой, падало довольно много, то есть и собакам хватило бы, потому что собаки ели постоянно, питался богатый человек не раз в день, поэтому, конечно, Лазарь был бы сыт. То есть его потребности были микроскопические просто.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Что такое лоно Авраамово? Эту же притчу говорил Господь, а до сошествия Христа во ад (после Своего распятия) все души всех людей – и праведников, и грешников – сходили в ад, по-еврейски «шеол». Независимо от того, как человек жил и что делал, все оказывались в аду, но в аду разные были места и условия. Лазарь был отнесён на то место, которое называется «лоно Авраамово», туда, где пребывал отец всех верующих праведный Авраам и другие праведники. Лазарь оказался в аду, но в месте, где были праведные люди. Потому что Господь счёл, что его такое смирение спасает его от адских мук. Он был такой скромный, воспитанный и нетребовательный человек, каким должен быть не просто человек Ветхого Завета, а это уже прямо качества христианина. Поэтому Господь его приводит для нас, христиан, в пример, какими мы должны быть в нашей жизни, какого поведения придерживаться. Лазарь в этом служит примером.

Притча упоминает имя нищего – Лазарь, а про богача говорится: «богач». Ну, один из богачей, мало ли их! Кто их запомнит! А Лазарь через притчу вошёл в историю. (далее…)

Механизм распределения ангелов на душу населения

Понедельник, ноября 7, 2016

Неоднократно я слышал фразу «в крещении человеку даётся Ангел-Хранитель». А свидетельство о Крещении – это, как видно, накладная о его выдаче. О «выдаче» Ангела-Хранителя мы поговорим позже, а я пока озвучу краткую формальную часть.

Бухгалтерия религиозного опыта

В богословии Православной Церкви ангелология не является объектом догматического учения. У нас нет догматических оросов, касающихся мира ангельского. Это важный момент.

Догматы Церкви – истины Откровения Бога о Себе, мире и человеке, которые необходимы для нашего спасения. Всё остальное относится к той области, которая называется «не вашего ума дело». Это и многочисленные вопросы о сложной устроенности Промысла Божия, и тайны мира ангельского, и происхождение души человека, и ее послесмертие, и многое-многое другое. Но поскольку мы с вами похожи на маленьких детей, которые везде, куда их не просят, тыкают пальцем и спрашивают: «А это стё?», – то прежде чем рассмотреть с нравственно-богословской точки зрения «выдачу» Ангела на Крещении, я дам краткое резюме по сути вопроса. (далее…)

О будущем каждого

Воскресенье, ноября 6, 2016

14907101_1807269566182167_7936189982879207972_nЯйцу, вероятно, трудно превратиться в птицу; однако ему несравненно труднее научиться летать, оставаясь яйцом. Мы с вами подобны яйцу. Но мы не можем бесконечно оставаться обыкновенным, порядочным яйцом. Либо мы вылупимся из него, либо оно испортится.

Инструкция от Создателя

Воскресенье, ноября 6, 2016

14884688_1265735946830461_3294688273407350650_oБог создал нас подобно тому, как человек изобретает машину. Машина, созданная с расчётом на бензин, не будет работать исправно ни на каком другом топливе. Человека же Бог создал с расчётом на то, что энергию для своей жизни он будет черпать в Боге.
Бог – горючее, на котором, по Его замыслу, может работать человеческий дух, Бог Сам – та пища, которая питает человеческий дух. Никакой другой нет.

Поэтому бесполезно просить Бога сделать нас счастливыми по нашему разумению, минуя какую бы то ни было религию. Бог не может дать нам счастье и мир в отрыве от Него, потому что без Него счастье и мир просто не существуют.