Архивы на декабря, 2015

С наступающим!

Четверг, декабря 31, 2015

А главное — желаю тебе вступить в то лето, где зим не бывает, солнце никогда не заходит, и Солнце того лета — Иисус, вечно сияющий славою Отца Своего — Бога, где не будет ни скорбей, ни болезней, ни тьмы, ни даже тени, но все будет свет, радость, мир, всяк ум превосходящий и веселие несказанное. И ворота Небесного Иерусалима в то лето отверзутся и никогда не затворятся.

Преподобный Анатолий Оптинский

Запасай елей

Вторник, декабря 29, 2015

21970.pУпал – вставай. Болит – терпи. И не называй грех нормой, а болезнь – необходимостью. Выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Ты нечестив? Вспомни о разбойнике. Ты нечист? Вспомни о блуднице. Ты хулил Бога? Вспомни о Павле, который хулил Его. Ты неверный? Вспомни о волхвах. Я знаю, как грех доводит до отчаяния. Диавол, изощряя меч, предстоит и говорит тебе такие слова: всю жизнь свою ты проводил с блудницами, притом нарушал клятвы, прелюбодействовал хуже всех в настоящей жизни. Таковы слова диавола. Но ты смело приступай к делам противоположным.

Ты пал? Восстань же. Ты блудодействовал? Раскайся. Ты прелюбодействовал? Исправься. Не велико твое покаяние; но велико человеколюбие Владыки. Пока ты имеешь дыхание, и находясь на самом одре, совершай покаяние; трудность дела привлечет человеколюбие Божие.

Святитель Иоанн Златоуст

Снегурочка. Почти

Понедельник, декабря 28, 2015

новая СнегуркаГосподи, Ты знаешь лучше моего, что я старею и скоро вступлю в клан стариков. Убереги меня от роковой привычки считать, что я непременно должна высказать свое мнение по всякому поводу.
Избавь меня от мании улаживать чужие дела, сделай меня рассудительной, а не занудой, услужливой, а не командующей.
Мне, право, жаль не пускать вход весь арсенал моей великой мудрости. Но, знаешь, Господи, мне бы хотелось сохранить кое-кого из друзей.
Не дай мне увязнуть в мелочах. Подари мне крылья летать к цели.
Вели моим устам молчать о моих бедах и болезнях, хотя бы они росли неизменно и с годами все слаще становилось бы их перечислять.
Не смею просить тебя о том, чтобы я, в конце концов, научилась охотно выслушивать рассказы о чужих неприятностях, но помоги мне переносить их с терпением.
Не смею требовать у Тебя лучшей памяти, но даруй мне больше смирения и поменьше самомнения, если мои воспоминания приходят в противоречие с воспоминаниями других людей.
Хорошенько внедри мне в голову, что я могу и ошибаться.
Храни меня. Я не очень-то жажду святости. Некоторые святые так неуживчивы! Но желчная старуха – это, несомненно, одна из удачнейших выдумок дьявола.
Помоги мне видеть хорошее там, где его не ждут, находить в людях достоинства, которые за ними не признают, и даруй великую милость — научи меня говорить им об этом. Аминь!
Молитва французской монахини, XVII век

Что делать, если не остаётся сил на молитву

Понедельник, декабря 28, 2015

человек нуженБывают моменты, когда никаких слов не находишь, ты или в растерянности, или в такой усталости, что никаких сил нет начать говорить какие-то слова, даже святые, даже замечательные, — они скользят по сознанию. Тогда можно сделать то, что мне посоветовал мой отец духовный.

Я тогда работал очень много, уставал чрезвычайно, старался выполнять правило, и тянул, тянул — вечернее правило у меня длилось час, другой, третий, пока я дотяну то, что нормальный человек в двадцать минут делает. (далее…)

Две пьесы о Рождестве Христовом для воскресных школ

Понедельник, декабря 28, 2015

Тихий вечер

Священник Алексий Новиков

  • Однажды в Новый год, однажды в Рождество (пьеса в двух действиях для кукольного театра)
  • Забытый Ангел (Рождественская постановка для кукольного театра в пяти действиях)

Тихий начинающейся зимы вечер. Сказочный русский вечер. Небо очень переменчиво: то солнце, то дождь со снегом. Холодно, около нуля. Нежный безветренный свет, отбрасывающий на дорогу тени от деревьев, тел и голов с надетыми на них шапками. Вдалеке кричит сойка. Она всегда знает, что люди мимо идут или еще что-то в окрестностях не в порядке. Последняя голубизна неба идеально сочетается с пожухшей, но всё еще зеленой отавой, нежные тени ложатся на поля, чтобы потом превратиться в чернильную мглу. Всё это происходит очень незаметно, быстро, и на небосводе показывается поначалу мутный, а позже различимый месяц, но он немного прибавляет света на дороге. Да она уже и не нужна никому, эта дорога. Все, кто хотел по ней проехать или пройти, уже давно дома. Такова осень в русской деревне. (далее…)

Ещё о календарном вопросе

Понедельник, декабря 28, 2015

О чем говорятРоссийский табель-календарь на 1911 год и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»

Протоиерей Александр Лебедев

Российский табель-календарь на 1911 годЗа 30 с лишним лет, что я сталкиваюсь с теми или иными сторонами календарного вопроса, мне еще не приходилось слышать не только убедительных доводов, но и даже сколько-нибудь разумных соображений в пользу введения нового стиля с последовавшим раздором в церковной жизни. Давайте ответим на аргументы, которые обычно приводятся в защиту календарной реформы.Несостоятельность аргументов реформаторов

1) Точность. Якобы календарь старого стиля не соответствует астрономическим данным, а новый стиль исправляет ошибку.

Ни один календарь не может соответствовать астрономическим данным с абсолютной точностью. Отцы Церкви, установившие церковный календарь, прекрасно знали о неточности привязки весеннего равноденствия к определенной календарной дате и, тем не менее, пошли на это. Нелишне также будет заметить, что и само понятие «точности календаря» нуждается в уточнении. Календарный год воспроизводит по меньшей мере два различных интервала времени – тропический и звездный год; разница между ними составляет около 20 минут. Григорианский календарь (новый стиль) хорошо приближает истинную продолжительность тропического года, а старый стиль делит разницу между тем и другим примерно пополам. К сожалению, эти сведения из школьного учебника астрономии лежат далеко за пределами кругозора современных «новостильников». (далее…)

О Юлианском календаре, церковной традиции и стоянии в вере

Суббота, декабря 19, 2015
Дореволюционная поздравительная открытка с Рождеством Христовым. Фрагмент

В последнее время часто поднимается вопрос: почему Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю, когда весь мир и большинство Православных Церквей давно уже перешли на календарь Григорианский? А действительно – почему? О том, насколько убедительны аргументы тех, кто ратует за отказ от Юлианского календаря, как связан календарь с духовной жизнью христиан, какие новые смыслы получает сохранение традиции в современном мире и что делать, чтобы церковный календарь для многих наших сограждан стал живым, – с читателями портала Православие.Ru беседует историк Павел Кузенков.

 Дореволюционная поздравительная открытка с Рождеством Христовым. Фрагмент

Сегодня вновь разгораются дискуссии вокруг Юлианского календаря, причем вопрос ставится не так: почему Русская Православная Церковь живет по этому календарю? – что вообще-то очевидно: потому что такова тысячелетняя традиция, – а так: почему мы до сих пор не перешли на тот календарь, по которому живет большинство, как сказано в постановлении Совета народных комиссаров от 8 февраля 1918 года, «культурных народов»? Вопрос, по сути, сводится к тому, почему мы до сих пор храним традицию. Ответ, однако, очевиден: потому что в Православной Церкви очень многое связано с традицией. (далее…)

Православие в публичном пространстве: война и насилие, герои и святые

Суббота, декабря 19, 2015

Сергей Чапнин

Доклад в Московском центре Карнеги 9 декабря 2015 года

К 2015 году Русская Православная Церковь в целом оказалась в ситуации нового молчания. В публичном пространстве звучит фактически только один голос – это голос Патриарха Кирилла. Все остальные преимущественно молчат, не позволяют себе развернутых высказываний – только краткие комментарии по отдельным, всегда очень конкретным поводам. (далее…)

Начал вещание телеканал, на котором звучит только классика и народная музыка

Суббота, декабря 19, 2015
Монополия музыкальных телеканалов, насилующих нас попсой, как нашей, местной, так и западной, наконец нарушена. Екатеринбургская епархия Русской православной церкви запустила вещание первого музыкального канала.

Не надо думать, что музыкальное телевидение от Церкви – это только духовные песнопения. Зрители телеканала “МузСоюз”, стремительно набирающего аудиторию, получили возможность слушать классику, народную музыку, хоровое пение – все то, чего нам так не хватает. И если классическая музыка, пусть и нечастая, но все же гостья на федеральных каналах, то получение народной музыкой законной прописки в телевизионном эфире настоящее событие. О том, почему так важно, чтобы мы могли слушать подлинные мелодии, созданные нашими предками, рассказывает профессор Галина Сысоева – искусствовед, руководитель студенческого фольклорного ансамбля “Воля” (Воронеж).

Как смотреть “МузСоюз” в любой точке страны

В Интернете: http://muz.tv-soyuz.ru/ и http://online-red.com/tv/muz-soyuz.html

По телевизору:

1. Найти в пульте управления телевизором кнопку “SmartHub”.

2. Найти канал “МузСоюз” среди приложений или ввести его название в строке “Поиск”.

3. Нажать кнопку OK.

4. Приложение “МузСоюз” запущено, в следующий раз оно будет доступно для выбора при нажатии клавиши “SmartTV”

В тему:

Владимир Федосеев: Пока у людей от музыки слезы на глазах, мы еще не пропали

Великий русский дирижер дал большое интервью +Царьграду+ в преддверии юбилейных столичных концертов (далее…)

«Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь»

Суббота, декабря 19, 2015

Беседа с православным священником Игорем Зыряновым, в прошлом пастором пятидесятников

Священник Георгий Максимов

 Диаконская хиротония бывшего протестанта Игоря Зырянова, 2010 г. Диаконская хиротония бывшего протестанта Игоря Зырянова, 2010 г.Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – священник Игорь Зырянов. Его путь к Богу начался еще в ранней юности, но проходил в стороне от Церкви: в течение 18 лет он был протестантом, из них 12 лет – пастором общины пятидесятников, активным миссионером. Несколько лет назад он и его община перешли в Православие. О том, как это важно – пребывать в подлинной Церкви, что мешает протестантам понять суть православного учения и как эти затруднения можно преодолеть, о полноте православных молитв и «даре говорения на языках» – беседа с ним. Священник Георгий Максимов: Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в студии отец Игорь Зырянов из Иркутской епархии. Раскрою сразу секрет: отец Игорь 18 лет был протестантом, пятидесятником. Из них 12 лет – пастором. Отец Игорь, интересно было бы узнать о вашем духовном пути. С чего он начался, и как вы оказались среди протестантов?

Священник Игорь Зырянов: Это было достаточно давно. Шел 1992 год, и в то время в нашем городе Усть-Кут не было ни одного православного храма.

А мой путь к Богу начался со школы, и это был в первую очередь внутренний поиск смысла жизни. Беспокоил не столько вопрос «Зачем мы живем?», сколько «Что мы можем противопоставить смерти?» Потому что смерть перечеркивает всю нашу жизнь, полностью. И тогда я в первый раз прочитал Евангелие, подаренное мне старшим братом, который потом тоже стал протестантским пастором, а сейчас он также православный священник. (далее…)

«Догматы – основание жизни христианина»

Суббота, декабря 19, 2015

Петр Малков о преподобном Иоанне Дамаскине, его трудах и о том, зачем необходимо богословие

Никита Попов

4/17 декабря Церковь чтит преподобного Иоанна Дамаскина – крупнейшего византийского богослова, выдающегося гимнотворца, борца за чистоту Православия.Чем особенно интересны личность и труды преподобного? Какими аргументами он защищал иконопочитание? Почему его труд «Источник знания»Преподобный Иоанн Дамаскин особо ценится Церковью? Кому адресованы богословские сочинения преподобного Иоанна? Нужно ли вообще простым мирянам знакомиться с трудами богословов? И как связаны богословие и духовная жизнь? Об этом беседуем с Петром Малковым – кандидатом богословия, заведующим кафедрой теологии факультета дополнительного образования ПСТГУ, доцентом кафедры систематического богословия богословского факультета ПСТГУ.

 

 Преподобный Иоанн Дамаскин

– Петр Юрьевич, что известно о преподобном Иоанне Дамаскине? Напомните, пожалуйста, наиболее яркие и поучительные эпизоды его жизни. (далее…)

Смирился сам – смири и другого

Суббота, декабря 19, 2015

Протоиерей Алексий Уминский продолжает на «Правмире» цикл бесед о «православных мифах» – выражениях и сентенциях, устоявшихся в повседневной жизни и картине мира многих людей, но часто совершенно противоположных духу Евангелия и веры Христовой.

Конечно, мы очень любим смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других. Когда мы находимся на месте начальствующего, нам кажется, что мы чуть ли не души людей спасаем, когда орем на них, топчем ногами, смотрим на них с гневом и так далее. (далее…)

Господь не по силам Креста не даст

Суббота, декабря 19, 2015

Протоиерей Алексий Уминский продолжает на «Правмире» цикл бесед о «православных мифах» – выражениях и сентенциях, устоявшихся в повседневной жизни и картине мира многих людей, но часто совершенно противоположных духу Евангелия и веры Христовой.

А у самого Христа крест был по силам? Тот крест, который нёс Христос, был Ему по силам? Легко Ему было нести крест? Он шел твердым шагом?

Мы же видим, что не по силам. Мы же знаем, что Христос свой крест нести не смог, упал под его тяжестью.

Этот крест вместе с Ним нёс Его ученик Симон Киринейский.

Поэтому говорить о том, что крест не по силам не бывает – это ерунда полная.

Крест всегда не по силам. (далее…)

Из “Дневника” святителя Николая Японского

Воскресенье, декабря 13, 2015

Замечательнейшие слова свт. Николая Японского (Касаткина) из его “Дневника”:

“19 июля (1 августа) 1904 г. Понедельник

Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения – поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, – до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы – самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, – сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!”

Никогда не разговаривайте с посторонними

Воскресенье, декабря 13, 2015

Помните, как называется первая глава ” Мастера и Маргариты”? ” Никогда не разговаривайте с неизвестными”. Вот нашла интересную сатью священника. Она длинна. Может, не все до конца прочтут. Но кто готов – итак…

Как же происходит грехопадение?
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт.3:1).
По поводу данного текста святитель Иоанн Златоуст восклицает: Смотри, какая зависть и многосплетенная хитрость лукавого демона!” Видя, что созданный человек находится в высочайшей чести и почти ничем не меньше ангелов, видя на земле земного ангела и снедаемый завистью, виновник зла демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия, и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим (Беседы на Книгу Бытия).
Обратите внимание на то, что мы видим здесь Еву без Адама – это нарушение соборности. (далее…)

Синдром Эммы Бовари, или Разочарование в великодушном муже

Воскресенье, декабря 13, 2015
После 1–2 лет брака, когда заканчивается стадия влюбленности, в отношениях наступает кризис. У женщин этот кризис выражается во фразе героини романа Гюстава Флобера Эммы Бовари: «Боже мой! Зачем я вышла замуж?» Сомнения звучат примерно так: «Эмма задавала себе вопрос: не могла ли она при ином стечении обстоятельств встретить кого-нибудь другого? Она пыталась представить себе, как бы происходили эти несовершившиеся события, как бы сложилась эта совсем иная жизнь, каков был бы этот неведомый ее супруг. В самом деле, ведь не все же такие, как Шарль. Муж у нее мог быть красив, умен, благовоспитан, обаятелен». Вы узнали в себе Эмму Бовари? Давайте поговорим, что с этим делать. (далее…)

Почему Господь одному человеку больше дает, другому меньше?

Воскресенье, декабря 13, 2015

— Почему Господь одному человеку больше дает, другому меньше?

— Бог никого не обделяет. И богатому и бедному поровну дается благодать Святого Духа.
То, что кто-то в богатстве, а кто-то в бедности, — это идет или от предков, или чтобы души, которые могут спастись, не погибли, и еще, как написано в житии святого Андрея юродивого, — ибо, если недоброго обогатит, а праведных держит в бедности, для того есть следующее, ибо и среди праведных не найти, что не имел бы греха, а также среди грешных, что не поступил бы правильно. Поэтому мучается человек праведный здесь же болезнями и невзгодами или бедностью, чтобы искоренить все ошибки
свои и устраниться от искушений. А также есть люди с большими грехами и имеют за собой немного добрых дел, и им дает Бог богатство, либо здоровье, либо детей добрых, чтобы в жизни вечной не просили более благ взамен их добра, яко пример нищего Лазаря, у которого были ошибки кое-какие, и потому страдал здесь, но в вечной жизни получил отдохновение как праведный, так и богатый имел добрые дела, но он здесь получил мзду взамен и за это
оказался в вечных муках, ибо коль совершил добро какое и получил честь взамен в здешней жизни, то нет у Бога больше долга пред тобой, он за все уже уплатил здесь.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

Совет от игумена Никона

Воскресенье, декабря 13, 2015

“Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. Грядущего ко Мне не изжену вон. Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед — находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла. Господь да благословит тебя”.
Игумен Никон (Воробьев)

Таинство Радости. Что такое Евхаристия?

Воскресенье, декабря 13, 2015

Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти… А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Объяснить необъяснимое

— Владыка Иларион, лично Вы помните Ваше первое причастие, и изменилось ли Ваше отношение к нему с годами?

— Первого причастия я не помню, но могу сказать, что моя жизнь изменилась радикально после того, как я стал причащаться, — примерно в тринадцатилетнем возрасте. В одиннадцать лет я был крещен, где-то с тринадцати начал регулярно причащаться, и думаю, что это коренным образом изменило меня: именно это, в конечном итоге, привело меня к решению посвятить всю жизнь Церкви и Богу.

— Говорят, людям некрещеным не стоит раскрывать суть Таинств, тем более Таинства таинств — Причащения. Сколько в этом правды? И если это так, то откуда эта секретность? (далее…)

«НЕ ПРОСТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ»

Воскресенье, декабря 13, 2015

В Православии есть очень странные, на первый взгляд, положения догматического характера. Например, о милосердии и благости Божией. Бог бесконечно милосерд и бесконечно благ, и именно милосердием Своим страшен Бог.
Да возможно ли это? Милосерд — значит простит; бесконечно милосерд — значит все простит. Но тогда выходит, что слова Св. Писания о будущих вечных муках сказаны в воспитательных целях, для того, чтобы жили поприличнее. Однако Евангелие утверждает: «…доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»(Мф. 5, 18).
Как понимать такое «несоответствие»? Все дело в том, что для прощения человека недостаточно только милосердия Божия, необходимо еще согласие самого человека. (далее…)