Архивы на октября, 2015

Нет хеллоуину

Среда, октября 28, 2015

Увы, старый текст не потерял актуальности

О зле в Церкви

Среда, октября 28, 2015

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим

«Дорогой владыка, напишите, пожалуйста, еще на тему НЕправды в Церкви. И о том, что делать мирянам, когда примеры цинизма, лжи, лукавства они видят от тех, кто поставлен проповедовать Истину», – с такой просьбой обратилась ко мне одна из посетительниц сайта «Православие.Ru» в комментарии на мою статью «Правда без любви».

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в веригах прп. Иринарха. Иринарховский крестный ход, 2013 г. Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в веригах прп. Иринарха. Иринарховский крестный ход, 2013 г.

Напомню: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости

Хочу сразу оговориться: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости. Всем доброжелателям и недоброжелателям, болезненно или же со злорадством воспринимающим сообщения о недостатках, грехах и пороках православных клириков и мирян, напомню филигранно отточенное определение святости Церкви, данное святителем Филаретом Московским в его «Пространном катехизисе»: (далее…)

Каста благородных донов. О главной ошибке советского человекостроения

Понедельник, октября 26, 2015

Через две недели в широкий прокат выйдет кинофильм «Трудно быть богом» по одноимённой повести А. и Б. Стругацких. Краткую характеристику картины уже дал коллега: это такое великое произведение, что смотреть невозможно. Но этот факт, конечно, не помешает произведению стать хитом (как будто хиты «Викиликс» и «документы Сноудена» кто-нибудь читал).

Вернее, в случае «Трудно быть богом» — хитом станет не фильм, а книжка-первоисточник. Ибо на волне кинорецензий и интервью её тут же начнут продавать покетбуками c лицом Л.Ярмольника — как актуальный медиа-продукт. Так что уже третье поколение читающих граждан массово познакомится с чарующим миром благородных донов, серых штурмовиков и чёрных монахов.

Книжке в этом году исполняется, кстати, 50 лет. И накануне её очередного пришествия стоит порассуждать о том, почему она для нас с вами крайне важна.

А она — важна крайне. Повесть «Трудно быть богом» важна потому, что она наглядно иллюстрирует главную ошибку советского человекостроения. Ошибку, последствия которой мы расхлёбываем по сей день. (далее…)

Грех Хама и грех Илия

Воскресенье, октября 18, 2015

В Ветхом Завете есть две истории о двух грешниках: одну постоянно вспоминают к месту и не к месту, а вот вторая мало кому припоминается. На первый взгляд, между ними нет ничего общего, кроме того, что там и там грех приводит к тяжелым последствиям — но не о том ли говорит добрая половина Библии? А если всмотреться — у них настолько много пересечений, что одну едва ли можно правильно понять в отрыве от другой…

Первая, всем известная — про Хама, сына Ноя, из 9-й главы Бытия. Ной был первым виноградарем и виноделом, и вот однажды, не рассчитав сил во время дегустации (никто ведь еще не знал о коварных свойствах алкоголя!), он оказался в своем шатре, беспробудно спящим в голом виде. Подчеркну особо: в своем собственном шатре, спящим. Ной никому не мешал, ни к кому не приставал, и всё, что ему требовалось — проспаться. (далее…)

Старец Гавриил (Ургебадзе): жизнь, чудеса и посмертное служение

Суббота, октября 17, 2015

«Мама Габриэли»

преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе)

Мцхета – древняя столица Грузии. Этот маленький городок привлекает туристов и паломников. И недаром. Здесь находятся известные монастыри: Джвари, Зедазени, Светицховели, Самтавро. Именно в женский монастырь Самтавро непрерывной струйкой течет поток страждущих людей. Они едут на могилу старца Гавриила (Ургебадзе), прославленного в лике святых Грузинской Церковью 20 декабря 2012 года. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины – через 17 лет.

О нем издательский дом «Святая гора» выпустил в 2006 году прекрасную книгу под названием «Диадема старца». Ее не читаешь, а «глотаешь» – оторваться невозможно. Старца называли «большой любовью ХХ века». Он часто носил на груди табличку «Человек без любви – как кувшин без дна».

Человек, наполненный любовью

Aliis inserviendo consumor.
(Служа другим, расточаю себя.)
Латинская пословица

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) родился 26 августа 1929 года. Его мирское имя было Годердзи. Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а впоследствии и сама приняла постриг. Она тоже похоронена в монастыре Самтавро.

Уверовал Годердзи еще в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть. (далее…)

Инок Пересвет и тибетская духовность

Суббота, октября 10, 2015

Пишет протоиерей Александр Овчаренко из Запорожья: Сегодня день памяти прп. Сергия Радонежского. Но разговор с одним из друзей facebookа подвиг меня рассказать вам о другом. И вот так, получилось, что разговор про ошибку братьев Стругацких произошел в день преподобного, который согласно житию благословил на брань небылинных богатырей – иноков Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя. Очень! будет интересно и познавательно, а главное спасительно.
________________
“Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. (далее…)

“Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу”

Суббота, октября 10, 2015

Много содействует сокрушению сердца, как мы сказали, самонаблюдение. Самонаблюдение приводит нас к важным и верным выводам. Простейшее самонаблюдение заключается в том убеждении, что мы не можем исправить себя сами.

Сколько раз обещаем Богу исправление, клянемся Ему внутренне в верности, негодуем на себя. Чувствуя благостный взор Небесного Отца, стыдимся себя. Но вот, едва лишь рассеемся, расслабимся, и в сотый раз повторяем уже привычный нам грех, впадаем в ненавистное нам состояние, проваливаемся в то болото, из которого извлекла нас только что благодать Божия. «Смирихся и спасе мя Господь», – говорит царь Давид. То есть, вновь оказавшись в этой нечистой, грязной луже, сокрушается человек. Не грызет себя, не отчаивается, но говорит с царем Давидом вместе: «Благо, яко смирил мя еси, Господи». Видно и нет иного лекарства для моей нечеловеческой гордыни, как пребывание в этих тяжких узах, которые чувствует всякий человек, вольно или невольно согрешивший. А потом, когда восставит его от падения Господь, вздохнет он облегченно, вновь порадуется о Господе. Пусть помнит предыдущее свое состояние, пусть почаще приводит на память недавно содеянное. И, мало-помалу, сердце его привыкнет, и не согрешая, сокрушаться, воспоминая всегдашнюю свою немощь, внутренне всегда смиряться, исповедуя себя прахом, пеплом и землею.

Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу из Песни 6: “Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.”

Читать канон полностью

 

Сирийские святые

Суббота, октября 10, 2015

“С тем кто высокоумен и страждет завистью, говори осторожно, ибо дает он словам твоим какое ему угодно толкование”.

Преподобный Исаак Сирин

Не малодушествуй, видя, что ты в этой жизни в бесславии или в болезни, или в глубокой старости и нищете. Питающий птиц небесных не оставит и тебя без Своего промышления.

Преподобный Ефрем Сирин (далее…)

Смирение

Среда, октября 7, 2015

Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся… и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом – вот и грех.

Валаамский старец иеросхимонах Михаил (Питкевич)

Совет от батюшки Саввы

Среда, октября 7, 2015

Верьте в Промысл Божий! Целуйте свой крестик утром и вечером, не носите его как на вешалке — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Вдыхайте эти лучи, они невидимо проходят в душу, под действием этих благодатных лучей человек становится благочестивым. Целуя крест, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Через ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.

Целуя крестик, читайте молитву:
«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей, и грехов, и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня, и сродников, и знаемых моих (имена)».

Схиигумен Савва (Остапенко)

К Дню учителя

Вторник, октября 6, 2015

110

Православная свадьба в Дамаске

Вторник, октября 6, 2015

впечатления журналиста The Inpedendent

Журналист The Inpedendent Флавиус Михаеис приехал в Сирию, чтобы рассказать о жизни сирийских христиан, которых фанатики ИГИЛ уничтожают с особой жестокостью, и неожиданно попал на пышную православную свадьбу в Греческой Церкви.

«Во время моего пребывания в Сирии, я видел, насколько глубоко христианство корни у этих людей. Моя гостиница была на той же улице, где апостол Павел был крещен. В деревне Садад, где я побывал, люди до сих пор говорят на Арамейском языке, языке Христа. (далее…)

Милостыня

Четверг, октября 1, 2015

Это случилось в 1943 году в Омске, когда мне было одиннадцать лет и наша семья жила там в эвакуации. Всё произошло на глазах у моей мамы.

Перед входом на рынок обычно сидела нищенка, низко опустив голову. Трое ее малолетних детей бегали по рынку, попрошайничали. Всё, что им давали (кусочек хлеба, картофелину, луковицу), они уносили матери, а та делила добычу на три части и вновь продолжала сидеть с опущенной головой.

Во время войны в Омске было много госпиталей, и раненых в их синих больничных халатах можно было встретить повсюду. (далее…)

* * *

Четверг, октября 1, 2015

Мы слишком рано обрадовались «возрождению веры» и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Смысл веры – во внутреннем преображении человека, а если такой цели не ставится, то вера быстро становится ханжеством и лицемерием, либо просто ритуалом, призванным убедить человека, что он «духовный» и «верующий».
Мы должны осознать, что добрых людей в мире подавляющее большинство, но все они слишком заняты собой. Помогают не добрые, а неравнодушные. И именно такими – неравнодушными – нам надо стать.
Если ничего не изменится в нашей вере и в нашей жизни, то слишком много горьких библейских пророчеств об израильском народе нам придётся изведать на собственном опыте, от чего да избавит нас Господь Бог.

Схиархимандрит Иона (Игнатенко)

 

История одного психологического опыта

Четверг, октября 1, 2015

«Чти отца и матерь свою»

Случилось мне лежать в глазном отделении больницы. В палате нас было трое: я, элегантная соседка пенсионерка Роза Марковна и измученная трудяга, тоже пенсионерка Любовь Васильевна. И у той, и у другой, по выражению медиков, случаи серьезные, мой диагноз вписывался в простую формулу: «Девушка переутомилась».

К Розе Марковне приходил сын – 30-летний холостяк, уверенный в себе работник банковской системы, кажется заведующий валютным отделом. Он трепетно кормил маму с ложечки, бережно стряхивал крошки. Ставил термос рядом с тумбочкой, чтобы мама могла достать теплое питье в любое время, другой термос забирал, менял полотенца, салфетки, что-то еще. Надо сказать, что и медперсонал при виде мамы банкира тоже преображался, думается – за щедрую мзду, полученную помимо кассы. Впрочем, так только думается, и речь не об этом. Всех поражала сыновья забота.

К Любови Васильевне никто не приходил. Парадоксально, но и это тоже выглядело естественно. Оказалось, дети у неё есть: и сын, и дочь. (далее…)

Наклонности дурные и добрые

Четверг, октября 1, 2015

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем.

– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.

– Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

НЕПРИЯЗНЬ – ПОРОГ ДЛЯ МАЛОДУШНОГО

Четверг, октября 1, 2015

Неприязнь к ближнему – это тот порог на пути Спасения, который не перейдет малодушный. Носить в сердце неприязнь к ближнему и не преодолеть ее молитвой есть трусость быть добрым. Быть добрым не значит проявлять слабость характера, это означает быть благодатным. Быть благодатным – это то же самое, что пребывать во Христе и во всех людях видеть образ Христа. Испытывать неприязнь к ближнему – все равно что обращать ее ко Христу. Поэтому неприязнь к одному человеку или к сообществу людей – это та же самая трусость проявить сострадание и нежелание их Спасения и потому отдаляет сердце от Христа.
Если имеешь неприязнь хотя бы к одному человеку, никогда не приблизишься ко Христу. Если имеешь неприязнь хотя бы к одной нации, никакими трудами не очистишь свое сердце для Христа. Если имеешь неприязнь хотя бы к одному народу, никакими подвигами не стяжешь благодати во Христе. Если ты научился искренне служить людям, как Самому Христу, утешая их словом и сострадая им всем сердцем, ни в чем не отступая от своего исповедования, тебе не нужно длинных молитв и долгих песнопений – достаточно одной Любви, “ибо для вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Флп. 2: 5).

Монах Симеон Афонский

Работа и душевная тревога

Четверг, октября 1, 2015

– Геронда, у многих людей взвинчены нервы, когда они возвращаются после работы домой.
– Я советую мужчинам после работы зайти в какой-нибудь храм, поставить свечку, постоять десять-пятнадцать минут на службе или посидеть где-нибудь в сквере и почитать отрывок из Евангелия, для того чтобы умиротвориться. После этого пусть идут домой – умиротворённые и улыбающиеся. Ведь в противном случае они будут приходить домой раздражённые и затевать ссору с ближними. Не надо приносить домой те проблемы, с которыми они сталкиваются на работе: эти проблемы надо оставлять за дверью своего дома.

(Старец Паисий Святогорец)