Архивы на апреля, 2013

Крестопоклонная. «Побеждайте зло добром»

Вторник, апреля 30, 2013

В этот день в Церковном поминовении сошлись воспоминание о начале нашего спасения – Благовещении, о Кресте Господнем – орудии нашего спасения, о святителе Тихоне, первом после многолетнего перерыва Патриарха Московского и всея России. И ещё некое событие, не получившее практически никакого освещения в СМИ.

Святитель Тихон возглавил Русскую православную Церковь в страшный 1917 год. Сколько пришлось пережить Церкви в эти годы – мы в общих чертах знаем.

Конечно, информационную атаку на Церковь год назад, которая началась кощунницами в храме Христа Спасителя, волну осквернения храмов, спиливания крестов невозможно сравнивать с тем, что пережила Церковь и её Предстоятель Патриарх Тихон. Общероссийские СМИ больше не интересуются этой темой, разве что судьбу кощунниц время от времени освещают. Неужели всё закончилось? Увы. С ужасающим постоянством повторяется. Вот и на Крестопоклонную напали на храм в Подмосковье.

Я нашла эту историю только на сайте «МК»:

Священник защитил московский храм от символа зла

09.04.2013. Настоятель храма Сошествия святого духа в посёлке Первомайское в Новой Москве встал на пути пьяных вандалов, (далее…)

Мысль

Понедельник, апреля 29, 2013

По головным уборам в наших храмах «девицу от вдовицы не отличить» – это факт. Традиция для замужних женщин покрывать голову – платком ли, чепцом или шляпкой пошла из Нового Завета из 1-го послания святого апостола Павла к Коринфянам: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1-е Кор. 11:3-15). Тот же апостол Павел призывал: «Непрестанно молитесь» (1-е Фес. 5:17). Так что традиция замужних женщин постоянно носить головной убор имеет давние корни. В силу исторических причин в нашей стране многие традиции прервались. В том числе и непременное ношение замужней женщиной платка. Мы воспитаны по-другому. «Опростоволосились». Хорошо это или плохо? (далее…)

«Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» (Ин 12:13)

Воскресенье, апреля 28, 2013

С праздником, с Вербным воскресеньем!

Хочу поделиться радостью – нас сегодня священник благословил пальмовой ветвью. «Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13).

Задумала и пишу несколько заметок, но увы, времени катастрофически не хватает. Буду стараться. Я очень скучаю по братьям, сестрам и отцам-священникам живущим на Камчатке. Я вас помню и молюсь за вас.

Прошу и ваших молитв. Настоятель храма новомучеников и исповедников Российских во Владивостоке иерей Андрей Машанов сразу после Пасхи отправляется в Харбин приводить в порядок храм Божий, пребывающий в запустении. Последний православный священник-китаец скончался в начале 2000-х в возрасте около ста лет. C тех пор в храм в запустении. В нём изредка бывает священник, из наших бывших соотечественников, которого в детстве в 20-х годах крестили в этом храме, и который постоянно живёт и служит в Новой Зеландии. На Радоницу, Бог даст, Святейший Патриарх Кирилл посетит Китай и отслужит литургию в этом храме. Сложностей много, прошу молитв и о предстоящем визите, и о батюшке Андрее, и о его поездке, и о православных, живущих в Китае, которым необходима наша молитвенная поддержка.

Батюшка Андрей обещал подробно обо всём рассказать, когда вернётся,  а я постараюсь написать здесь о том, что услышу.

С праздником!

Храни вас Бог!

P.S.: Коты, увидев пальмовую ветвь, устроили невообразимый мяв: пальма это вам не привычная верба. Наши звери, конечно не «младенцы и грудные дети», которые, согласно Евангелию от Матфея (21:15,16), устроили хвалу Спасителю, но нас впечатлило весьма.

«Сделано у нас»

Среда, апреля 10, 2013

Выпуски новостей, как общероссийских, так и региональных, всё больше и больше напоминают выпуски «Место происшествия», «Дежурная часть» или «Чрезвычайное происшествие». Зачастую они начинаются и оканчиваются автокатастрофами, убийствами и т.д. О том что в стране происходит масса замечательных событий руководство СМИ уделяют не так-то много внимания. Архимандрит Тихон (Шевкунов) рекомендовал как альтернативу потокам чёрных новостей, которые лет 25 назад новостями в нашей стране и не считались, и было неэтично показывать трупы и кровь на асфальте на центральных каналах – сайт «Сделано у нас».

Вот что написано в рубрике «О нас» на этом сайте:

В народе, усилиями СМИ, укрепилось мнение, что Россия уже давно ничего не производит, что мы живём только за счёт торговли нефтью и газом, а промышленность разрушена, новые заводы не строятся, а “замкадье” живёт в нищете и разрухе. Потоки негативных новостей заполнили Рунет. Как почитаешь Топ блоггеров, так руки опускаются что-то делать, к чему-то стремиться, на что-то надеяться. А можно ли двигаться вперёд без веры в то, что ты можешь достигнуть цели? Как можно созидать, если со всех сторон нас убеждают, что Россия лишь сырьевой придаток и кроме нефтегазовых ресурсов, у нас уже ничего нет! (далее…)

Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Понедельник, апреля 8, 2013

День, следующий за Благовещением, Церковь посвящает памяти Архангела Гавриила. Этот день – день ангела или тезоименитства носящих имя Гавриил.

Мне вспомнился удивительный русский поэт Гавриил Романович Державин (1743-1816). Что мы знаем о нём? Кусочек из его оды «Бог»:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб –- я червь –- я Бог!

И что он благословил лицеиста Пушкина. Событие, происшедшее 20 января 1815 года Пушкин год спустя описал в малоизвестном стихотворении «К Жуковскому»: (далее…)

Великопостное. Инок Фикара

Четверг, апреля 4, 2013

Уже много лет готовясь к исповеди, помимо привычного правила читаю молитвы из книжечки «ПЛАЧ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА. покаянные размышления на каждый день седмицы инока Фикары подвизавшегося во святой горе Афонской»

Вот только перечитала предисловие и вспомнила, что эти молитвы написаны по  трудам преподобного Ефрема Сирина. Мне кажется, что эти молитвы будут очень полезны Великим постом, который Церковь именует Святой четыредесятницей или Святыми днями.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые вниманию благочестивых читателей в переводе на современный язык молитвенные размышления заимствованы из книги Афонского инока Фикары “Вертоград Душевный”. Книга эта была переведена на церковно-славянский язык известным ревнителем православия в западной России архимандритом Свято-Духова Виленского монастыря Леонтием Карповичем и издана в Вильне в 1620 году.

Сии размышления представляют главным образом выдержки из вдохновенных творений святого Ефрема Сирина, которому по справедливости усвоено предпочтительное наименование проповедника покаяния; но выдержки эти, очень удачно подобранные, не всегда приводятся буквально; местами они дополняются собственными размышлениями благочестивого святогорца Фикары и в целом производят то тихое, но вместе с тем и глубокое, умиляющее душу впечатление, каким отличаются только святоотеческие творения. Это поистине плач кающейся души, изливающей скорбь свою пред бесконечным милосердием . Господа.

В “Вертограде Душевном” они расположены по дням недели: плач в понедельник в вечер, плач во вторник в вечер и т.д., причем на субботу положено два размышления. Ясно, что они назначались автором для того, чтобы приготовить и расположить душу к тому покаянному углублению в самого себя, которым обычно заканчивали святые подвижники каждый день и которое служило для них проверкой их совести за минувший день. Мы оставили то же подразделение, с той мыслью, что благочестивый читатель быть может, и сам пожелает подражать святому примеру инока Фикары и будет прочитывать сии молитвенные размышления по одному на каждый день, отходя ко сну и предавая себя в руки милосердия Божия.

М.Н.

ПЛАЧ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА
Размышление первое

(Понедельник)

Приими молитву от скверных и нечестивых уст, о Владыко всех, Человеколюбче Иисусе Христе! Не погнушайся мною как недостойным, как неразумным, как уподобившимся скотам несмысленным, – не лиши Твоего утешения бедную душу мою, которая своими делами аду приблизилась! Взыщи меня – овцу заблуждшую: нет во мне ни усердия, ни уменья, чтоб исправить себя; я ослепил себя удовольствиями плотскими, и вот душа моя помрачена, мое сердце окаменело от упоения страстями… Пред Тобою, Господи, Спасе мира, исповедаю и все горе мое, мое лукавство, мое неразумие скотское и все щедроты Твои, все утешение, все то, что Ты, Человеколюбче, творил со мною по благости Твоей! (далее…)

Инок Фикара. Молитва 2

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление второе

(Вторник)

Увы мне! В каком позорном состоянии я нахожусь! В каком стыде низлежу! Мое внутреннее нисколько не соответствует моей благовидной внешности; я беседую о бесстрастии, а ум мой день и ночь занят страстными помыслами; веду речь о чистоте, а сам помышляю о непотребстве… Увы мне, увы мне!.. Какое истязание ожидает меня на Суде? Да, поистине сказать: я только прикрыл себя внешним образом благочестия, а о внутренней силе его и не помышляю… С каким же лицом дерзаю я приступать ко Господу Богу, ведающему все тайны сердца моего, будучи повинен толиким злым? Предстоя на молитве, я боюсь и трепещу, дабы не сошел с неба огнь и не попалил меня, как некогда он попалил в пустыне принесших огнь чуждый: и изыде огнь от Господа, и пояде я… (Лев. 10, 2). Чего же ожидать мне, обремененному безмерною тяжестию грехов моих?.. Окаменело сердце мое, извратилось мое доброе намерение, помрачилась совесть моя, я уподобился псу, возвращающемуся на свою блевотину. Нет у меня более дерзновения к Испытующему сердца и утробы, нет у меня и одного помысла чистого, нет у меня ни одной слезы в час молитвы… Если когда и воздохну из глубины души, сухо остается мое лицо, покрытое стыдом греховным; ударяю ли себя в перси – они жилище страстей, рабочая храмина помыслов злых… Слава Тебе, Едине Долготерпеливе; слава Тебе, Едине Блаже; слава Тебе, Благодетелю душ и телес наших. О сколь велики щедроты Твои на нас, грешных, Господи!.. (далее…)

Инок Фикара. Молитва 3

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление третье

(Среда)

Любовь4 побуждает меня обращаться к Богу с молитвою, а недостоинство мое повелевает мне молчать; болезни понуждают меня говорить, а грехи полагают молчание на уста; болезнует душа моя, и очи мои ищут слез. Душа моя! Ты согрешила, покайся, ибо вот – дни наши проходят, как тень; скоро тебе, душа моя, предстоит пройти места страшные, исполненные ужасов, не отлагай же со дня на день своего обращения ко Господу! Подумай, душа моя, размысли в умилении сердца, сколько благ получила ты от Бога и не сохранила их! Помысли о всем, что ты соделала греховного в жизни своей, а Бог все долготерпел тебе, дабы не была ты предана тьме кромешной на Страшном Судище Христове! Увы мне, грешному!.. Я осквернил и доселе оскверняю чистоту сердца моего по немощи моей; мое нерадение, моя леность, своеволие сердца моего покрыли меня стыдом, а злое похотение, как полновластный господин, повелевает мною: и я тотчас же исполняю его волю со страхом, как дитя; оно прельщает меня, а я тому радуюсь… Увы мне, Господи! Твоя благодать всегда влечет меня к жизни, а я предпочитаю смерть; Ты желаешь и все направляешь к тому, чтобы я был равночестный Ангелам, а я своею злобою все более и более унижаю себя! Умножились грехи мои, Господи, и постоянно умножаются, и не видно конца их множеству, и кто был бы в состоянии оплакать меня или умолить Бога за меня?.. Ты Сам, о Спасе мой, преклоняемый Твоею же благодатию, воззри с милосердием на меня, отчаянного! И как я стал бы умолять Тебя, Владыко мой, когда уста мои полны слов непотребных? Как я буду воспевать Тебя, когда совесть моя грехами осквернена? Как возлюблю Тебя, будучи порабощен страстями? Как может обитать во мне истина Твоя, когда я опозорил себя ложью? Или как я стал бы призывать Тебя в молитвах моих: ведь я не сохранил Твоих заповедей!.. (далее…)

Инок Фикара. Молитва 4

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление четвертое

(Четверг)

Вот снова припадаю к стопам Владыки моего, снова прошу, умоляю, поклоняюсь и взываю со страхом, ибо знаю, что лучше для провинившегося раба не укрываться от своего господина и оставаться близ него. Услыши, о Владыко, плач мой, приими молитвы, мною, грешным, приносимые; излей на меня, окаянного, хотя малую каплю Твоего милосердия и просвети душу мою благодатию Твоею, дабы иметь мне хотя малый успех в исправлении самого себя; ибо если Твоя благодать не просветит души моей, то я не в состоянии буду познать пристрастие и нерадение, гнездящиеся в сердце моем.

Горе мне! Возобладавший мною грех предал меня, нашел во мне обильную пажить для себя и каждый час убивает, попирает и погружает меня в глубину зла; я, окаянный, не перестаю прогневлять Бога, но страшусь огня оного неугасающего, но трепещу мук нескончаемых, ибо, грех, обратившийся в злой навык, увлекает в совершенную погибель. Я обличаю самого себя, я не перестаю давать обещания исправиться и все-таки остаюсь во грехах: я смотрю – и вижу; я каюсь – и в самом покаянии погрешаю, ибо не углубляюсь в различение дел; я раб – греха и делаю злое, хотя и не желаю сего; я воин, поставленный под власть греха, я подчиняюсь ему, и хотя мог бы убежать от сего господина, но служу ему по злому обычаю, который царствует во мне. (далее…)

Инок Фикара. Молитва 5

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление пятое

(Пятница)

Душа скорбная приходит к тебе, Святый Владыко; она со слезами жалуется Тебе на врага-губителя и со смирением припадает к стопам Твоим, умоляя тебя защитить ее от супостата, который не дает ей покоя. Она дерзновенно притекает к Тебе: услыши ее скоро и, прибегающую к Тебе с любовию, посети милосердием. Если Ты отринешь ее в скорби, то она погибнет; если замедлишь услышать ея туту сердечную, она в ничто обратится. Но если, по щедротам Твоим, посетишь ее, она оживет; если призришь на нее благосердым оком Твоим, она спасется; если услышишь вопль ее, она получит силу… Не презри ее, чтобы не возомнил враг, что Ты дал ей письмо разводное и отослал от Себя прочь; забудь мои досаждения, которыми я оскорблял благодать Твою, о Всемилостивый Владыко мой! Не сотвори со мною по делам моим, но даруй мне, грешному, хотя малое время для истинного покаяния, о Всеблагий Человеколюбче! От юности моей благодать Твоя терпела многое множество беззаконий моих; да потерпит и ныне мое отступление, раздражение, наглость… (далее…)

Инок Фикара. Молитва 6

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление шестое

(Суббота)

Вот и теперь, в сей самый день, с лицом постыженным и долу поникшим дерзаю вещать к Тебе, Владыко Ангелов и Создатель всего мира. А между тем ведь я только земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я – воистину только червь, а не человек, – весь покрытый позором, полный скорби и уныния! Как подниму взоры ко благости Твоей, о Владыко! С каким расположением сердца? С какою совестию? Как осмелюсь я подвигнуть свой нечистый и оскверненный язык? С чего начну мою исповедь? – Выше меры оскорбил я, окаянный, имя Твое; хуже блудного сына жил я блудно; я осквернил в себе образ Твой и соделал его непотребным, я не послушал гласа повелений Твоих… Каких грехов прощения буду прежде просить, окаянный: тех ли, которые совершал я сознательно и которые не заслуживают прощения, или тех, которыми я преступил святыя заповеди Твои, или же тех, в которых я соглашался со злыми помыслами? Ведаю, Господи, что по множеству душевных скверн моих и по нечистоте моей я недостоин именоваться святым именем Твоим, не могу стать на молитву пред Тобою, не могу воззреть и видеть высоту небесную, ибо я сам отверз двери непотребным похотениям, я сам поработил себя необузданным и бесчинным порывам страстей, осквернил страстями бедную душу свою, поглощен был блатом7 горьких наслаждений чувственных и злым произволением очернил одеяние души моей. Весь ум мой наполнен бесовскими помыслами; всеми делами, словами и помышлениями своими я преогорчил и доныне преогорчеваю благость Твою, а врага своего, который ведет брань противу меня, я привлекаю к себе и угождаю ему… (далее…)

Инок Фикара. Молитва 7

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление седьмое

(Тот же день)

Благодать Твоя дает мне дерзновение говорить, а любовь к Твоему милосердию ободряет меня. Единый Благий и Всесвятый Создатель всякого творения! Прости беззакония и грехи мне, рабу Твоему грешному и неразумному. Знаю, Господи, что превосхожу грехами всякого человека, но у меня есть и прибежище – это все препобеждающая бездна щедрот Твоих. Я верую, что Ты приемлешь и милуешь всех, притекающих к благости Твоей; я знаю, что Ты Сердцеведец и видишь сердце каждого приходящего к Тебе: покончило ли оно все расчеты с миром, и прежде чем он подойдет к дверям, Ты уже отверзаешь ему; и прежде чем припадет он к Тебе, Ты простираешь ему руку; прежде чем он прослезится, Ты уже готов утешить его щедротами Твоими, и встречаешь приходящего к Тебе от всего сердца, как купца, пришедшего со многим богатством. (далее…)

Инок Фикара. Молитва 8

Четверг, апреля 4, 2013

Размышление восьмое

(Воскресенье)

Великопостное богослужение 2011

Как бы пред страшным престолом Твоим предстоя, Господи, вижу я, осужденный, и обличение дел моих и Твой приговор праведный, отвергающий меня, грешного, от Святого Лица Твоего и осуждающий на муки нестерпимые. И как тогда я буду взывать к Тебе, так и теперь с трепетом и слезами вопию: праведен Ты, о Судия Праведнейший! И праведен Суд Твой, и не потерпел я никакой неправды от сего Суда! Добрые святейшие Ангелы! Проливайте обо мне слезы8, ибо я сам себя не помиловал, я сам презрел милость Божию и теперь воистину праведно приемлю муки… Я сам оскорбил человеколюбивое милосердие Божие и по делам несу наказание… (далее…)