Архивы на декабря, 2008

Символ России – святой благоверный князь Александр Невский

Вторник, декабря 30, 2008

13.jpgС мая месяца на телеканале «Россия» выбирали «Имя Россия», которое у большинства сограждан символизировало бы нашу страну. Полная английская калька в названии программы с англоязычного варианта каких-то западных программ, в которых выбирали имена других стран, вызывала недоумение – не говорят по-русски «имя Россия». А в остальном и идея, и исполнение, и состав присяжных, на мой взгляд, были замечательно исполнены. Вот, наконец объявлены результаты – после голосования и телезрителей, и 12 присяжных, большинство голосов было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Я сама голосовала за святого князя и очень рада, что теперь Россия и россияне ассоциируют себя с именем  русского святого.

 

Предлагаю почитать информацию о святом Александре Невском, которую собрали в ходе работы над проектом «Имя России» и опубликовали на сайте программы http://www.nameofrussia.ru/

(далее…)

Газета «New York Times» заинтересовалась православными СМИ в России.

Воскресенье, декабря 28, 2008

1.jpgЭтот материал опубликован на сайте « Религия и СМИ» http://www.religare.ru/2_60878.html

Возрождение православных СМИ в России

26 декабря 2008

София Кишковски

Материал газеты New York Times

Источник: Нескучный сад

К началу революции в России выходило более 600 православных газет и журналов. Все они были закрыты совестким режимом уже в 1918 году.

Сегодня, в стране, которая провозглашала атеизм своим кредо еще 20 лет назад, снова выходят сотни газет, журналов и новостных бюллетеней, посвященных жизни самой большой православной церкви мира. Работают более 3500 православных сайтов, а некоторые священники ведут блоги.

Кончина Святейшего Патриарха Алексия II в декабре всколыхнула всю Россию, и его похороны подробно освещались на государственном телевидении. Документальные программы, посвященные его жизни, были показаны по многим каналам.

Редактор официальной газеты Русской Православной Церкви “Церковный вестник” Сергей Чапнин, рассказывает о том, как во время подготовки к первому фестивалю православных СМИ в 2004 году, ему позвонил правительственный чиновник, пожелавший узнать подробности об этом событии.

“Я понял, что он думал, что у нас будет человек пятьдесят участников”, – говорит Чапнин о фестивале, в котором приняли участие 400 журналистов. “Когда я сказал, что у нас представлено 500 изданий, с которыми в свою очередь связано более 10000 журналистов на другом конце провода воцарилось молчание”.

(далее…)

Жемчужинки. Святитель Иоанн Златоуст раскрывает секрет семейного счастья

Пятница, декабря 26, 2008

“Брак может быть пристанью, а может – кораблекрушением. Не сам по себе, а по расположению тех кто худо пользуется им. Ибо тот, кто соблюдает Заповеди Божии находит в доме и в жене своей утешение и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к сему делу…, встречает неприятности и огорчения в своём доме”.

В РПЦ возмущены обвинениями Алексия II в «нерусскости»

Четверг, декабря 25, 2008

81.jpghttp://news.mail.ru/society/2250779

МОСКВА, 17 дек — РИА Новости, Ольга Липич. Представитель РПЦ возмущен обвинениями в адрес почившего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в «нерусскости».

«Я не понимаю, почему некоторые люди порочат его память, обвиняя в нерусскости», — сказал зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопросы онлайн-конференции в среду в Москве.

По его словам, Святейший патриарх происходит из дворянского рода, имеющего немецкие корни, но много веков живущего в России, а родился в Эстонии, потому что семья вынуждена была эмигрировать из революционного Санкт-Петербурга.

(далее…)

Молитва Патриарха спасла умирающего ребенка

Четверг, декабря 25, 2008

Эта статья размещена на странице  http://news.mail.ru/society/2248951

Не знаю, как относиться к этой информации. Просто храню в «сокровищнице своего сердца».

* * *

Молитва Алексия II спасла ребенка, умиравшего от сахарного диабета. Филипп Рысухин уже прощался с жизнью, врачи сочли мальчика безнадежным.

— Сыну пришлось пережить две клинические смерти — хронические болезни на фоне диабета начали появляться одна за другой: остеопороз, гидронефроз почек, — вспоминает мама Людмила Васильевна. — Инсулин мальчику уже не помогал. Нам сказали, что нужна пересадка почки.

За несколько дней перед тяжелой операцией навестить Филиппа зашел близкий друг семьи и предложил получить благословение у святейшего.

(далее…)

Известный писатель-фантаст о необходимости Православного просвещения

Вторник, декабря 23, 2008

21.jpg11.jpg

 Вячеслав Рыбаков – один из моих любимых современных писателей-фантастов. Люблю трилогию «Очаг на башне» и особенно последний цикл романов «Евразийская симфония. Плохих людей нет», вышедший под псевдонимом Хольм Ван Зайчик. Это отдельная литературная история. Сейчас я хочу поместить ответ Вячеслава Рыбакова на вопрос читателя. Хотя в это время года вопрос и ответ немного неактуальны (обычно этот вопрос поднимается накануне учебного года) так как посвящены проблеме преподавания Основ Православной культуры в средних школах. Собственно разговор с писателем и вопрос был вызван знаменитым письмом академиков против преподавания ОПК в школе.

На сайте http://www.scientific.ru/doska/opk.html помещено открытое письмо академиков Президенту России по вопросу преподавания в школе курса “Основы православной культуры”. Комментарий по этому вопросу можно прочитать на сайте http://lenta.ru/articles/2008/02/28/holywar/ .

Нескромный вопрос: как Вы – профессиональный востоковед – относитесь к введению ОПК?

В. Рыбаков: Да, проблема.

 Прежде всего: я не буду опускаться на уровень составителей текста письма, ссылку на которое Вы мне прислали, и увеличивать мировую энтропию какими-то доводами и контрдоводами. Мозг — орудие желаний. Что нам нравится, тому мы и подбираем оправдания, что нам не нравится — тому и подбираем обвинения. И чем лучше человек образован — тем с большей легкостью и убедительностью он производит необходимые передергивания. Зачастую будучи уверен, что просто себе мыслит.

Тему дипломов богословия я трогать не буду — я не в материале. У меня нет ответственного мнения по этому вопросу.

 Но с какой же страстностью интеллигенция, образованный народ, ученые, стараются отказать детям в праве получить начатки ОБРАЗОВАНИЯ в области культуры, на основе которой возникла и стоит их страна.

(далее…)

«… найдя одну драгоценную жемчужину…» (Мф.13: 46)

Понедельник, декабря 22, 2008

Некая дева, постница, девятнадцать лет пребывала в затворе одной обители. По наущению врага рода человеческого, вздумала она однажды отворить окно своей келий и, увидев одного певца, ввела его в келию свою и сотворила блуд с ним. Господь взял от нее плод беззакония, и ребенок ее умер. И начала согрешившая сокрушаться о грехе своем, отдалась всецело покаянию и посту, простиравшемуся до того, что едва не умерла от голода и жажды.

И вот было открыто одному достойному пресвитеру, что падшая эта угодила Богу подвигом покаяния более, чем подвигами девства.

Итак, пусть никто не осуждает согрешающих за видимые грехи, потому что никто не может знать совершаемых втайне подвигов покаяния.

Жемчужинки

Понедельник, декабря 22, 2008

«… найдя одну драгоценную жемчужину…» (Мф.13: 46)

 

Афоризмы, изречения святых отцов, мудрые мысли ныне живущих батюшек, которые мне помогают жить, я хочу собрать в рубрику «жемчужинки». 

Для дебюта предлагаю изречение святого праведного Иоанна Кронштадского:

 Воспитание детей

“Человек, говорят, свободен, его нельзя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то, что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить порочное сердце, гордый и слепой разум, твоя грешная плоть? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Св. Писании, что “Царствие Небесное нудится”, что “нуждницы восхищают е” (Мф. 11, 12)? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?”

О пути не-монашеском

Понедельник, декабря 22, 2008

Вчера после Божественной Литургии архиепископ Игнатий особенно подчеркнул важность работы миссионерского отдела и, в частности, работу в интернете. Статья диакона Андрея Кураева «О пути не-монашеском» посвящена и этой теме тоже. Опубликована она была 4 года назад, но с тех пор не только не потеряла своей актуальности (увы), но стала ещё нужнее. Сама с удовольствием перечитала и вам рекомендую.

* * *

Сегодняшние дискуссии о том, можно ли неанафемски относиться к современной молодежной культуре (рок-музыке или к “Гарри Поттеру”) – это отражение уже многовековой коллизии нашей церковной истории: как относиться к варварам – как к врагам или как к среде миссии и заботы?

В византийской “Повести о заключенном бесе” рассказывается, что однажды авва Лонгин, поймав черта, заставил его рассказать, какими способами он отнимает у монахов шансы на спасение души. Среди прочих козней значится и миссионерство: “Это я отправляю монахов в страну варваров под предлогом учительства”[16].

Но Иоанн Златоуст властно обратился к монаху-отшельнику: “Покинь свои горы и оставь там свою бесплодную склонность, которая не может послужить ни людям, ни Богу. Возьми посох и отправься на низвержение идолов в Финикии”[17].

Тут я на стороне св. Златоуста – “закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукой и не только прикасается, но и смешивается с ней” (Беседы на Евангелие от Матфея, 46,2).

И здесь трудно не заметить тот разрыв, который прошел между поэтикой, символикой, настроением евангельских притчей о Царстве Божием – и той психологией, что восторжествовала в историческом православии. Евангельская символика помещает святыню в грязь, надеясь на то, что грязь освятится, а не боясь того, что святыня осквернится. Царство Божие (!!!) уподобляется дрожжам, бросаемым в тесто, зерну, брошенному в землю, кладу, зарытому в поле. В неводе рыбы ценные и сорные, на том же самом церковном поле предполагается, что будут расти и сорняки и пшеница.

То есть нечто святое, чистое, хорошее смешивается с сором, бросается в негожее место, втаптывается в грязь. Но зато эта грязь преображается. Или хотя бы разрастается не столь стремительно.

(далее…)

Юлия Коминко «Вы видели, кого нам в епископы нарукополагали?»

Четверг, декабря 18, 2008

В последнее время в связи с улучшением работы православных Интернет-ресурсов значительно оживилось виртуальное общение верующих в сети. Однако в многочисленных комментариях посетителей на портале «Православие в Украине» и официальном сайте «Украинская Православная Церковь» (orthodox.org.ua) порой удивляют выражения, к которым прибегают верующие в обсуждении действий священноначалия. Кроме того, местами тон беседы балансирует на грани откровенно непочтительного и, можно даже сказать, нагловато-дерзкого…

И после этой фразы добавляется страдальческое «Эх, куда только Церковь катится!» Подобные разговоры в последнее время все чаще приходится слышать в среде верующих и читать на православных Интернет-ресурсах……Всю весну и лето прошлого года коллектив нашего портала трудился над подготовкой огромного двухтомного труда «Архипастыри Украинской Церкви», который посвящен современным архиереям УПЦ и готовится к изданию в ближайшее время. В процессе работы над текстами (а это, помимо официальной биографии, – слова при наречении и вручении жезла, справка о деятельности на кафедре, исторические ведомости о епархиях, фотоматериалы, а также обширные интервью с епископами, содержащие порой уникальные автобиографические и исторические факты) доводилось часто общаться с украинскими владыками и обращаться к ним с различными просьбами. …Особая их благодатность и мудрость проявлялась в самых порой неожиданных и простых бытовых ситуациях. Кроме того, расшифровывая и готовя к печати беседы с архипастырями, нельзя было не заметить какой-то уникальности этих людей: как удивительно складывались их судьбы, что пришлось в жизни испытать, какие преграды на пути к Богу преодолеть, какие скорби пережить! И касается это не только тех владык, кто в лагерях сидел за исповедование Христа, или, плача в минуты душевного смятения от казавшегося тогда непоколебимым господства атеизма, бил себя по щекам со словами: «А ну не плачь! Чего капризничаешь!» Признаюсь, поражали и молодые архипастыри: тот крестик не снял перед военкомом, несмотря на угрозу быть отправленным туда, «где Макар телят не пас». Другой в монастырь ушел в 17 лет, потому что ничего более не желал, кроме как быть с Богом. Третий еще в семилетнем возрасте пообещал Христу: «Если бы я был с Тобой, то не допустил бы, чтобы Тебя убили». Отныне живет так, и служит так, и с такими мыслями отправился в новообразованную епархию……Работа над книгой и живое общение с владыками вдохновили и наполнили мою душу теплом и радостью. А потому, искренно не понимая, о каких «таких-сяких» епископах идет речь, и кого именно, «непонятно-кого», нам «нарукополагали», я стала спрашивать у критикующих: «О ком конкретно вы говорите?» В ответ было разное: и загадочные улыбки «знающего человека», и просто риторические фразы «Ужас! Ужас!», и молчаливо-строгое покачивание головой. Все, только не конкретные факты или аргументы: сказать что-либо по существу недовольным было просто нечего. (далее…)

Привет мир!

Среда, декабря 17, 2008

pict0094.JPG

Частенько, закидывая невод в океан Интернета, нахожу там много интересного и полезного и спешу поделиться уловом с друзьями. Иногда очень сожалею о том, что найденной информацией нельзя поделиться с более широкой аудиторией – читателями нашего сайта. Ресурсы православного интернета обширны. Как шутят компьютерщики: неисповедимы пути гиперссылок, поэтому в поисках вполне конкретной информации нахожу интересное и полезное, но совершенно не по теме, а написать что-нибудь о найденном по разным причинам не всегда получается.
На этом блоге будут размещаться статьи и ссылки, которые покажутся мне интересными.