Поклон от батюшки Дорофея

мая 1, 2016

8293459Не повернуть коней на переправе,

И солнце вспять не повернуть:

Во всей Своей священной славе

Христос воскрес и озарил наш путь.

Христос воскресе!

Светлая седмица: как правильно ее провести, чтобы не перечеркнуть труды Великого поста?

мая 1, 2016

На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. Как сдержать коня, знает иерей Андрей Чиженко.

Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее…

…Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева.

Я это рассказываю к тому, Читать полностью »

Иконописный апокриф: «Воскресение Христово. Сошествие во ад»

апреля 30, 2016
Воскресение. Восстание от гробаЕсть в христианском Предании такой разряд письменных источников — апокрифы, «отречённые книги». По происхождению и содержанию они очень разные, некоторые ещё со времён Средневековья включались в специальные кодексы и сжигались на кострах. Другие — признанные частично годными для чтения искушёнными в традиции, сохранялись в монастырских библиотеках «по секрету» и без особого афиширования выдавались «посвященным». Так и возникло название ἀπόκρῠφος — по-гречески «сокровенный», «тайный».Среди всего богатства апокрифов есть источник, переживший несколько переводов и имевший активное хождение даже в средневековой Руси — «Евангелие Никодима». Помимо вымышленного донесения Понтия Пилата императору Тиберию в этом памятнике был также рассказ о смерти Христа, сошествии Его во ад, откуда Он вывел прародителей Адама и Еву.Подлинность догмата о сошествии во ад ныне долго доказывают богословы… Но мы сейчас не о том.

Сегодня на воскресных службах на праздничном аналое чаще всего можно увидеть икону воскресения «Восстание от гроба». Христос в белых одеждах с победной хоругвью в руке стоит на камне, отваленном от входа в пещеру, где было погребено Его тело; у Его ног сидят ангелы. Лаконично, чётко, понятно.

Несомненно, популярность этого сюжета в том, что здесь не надо ничего объяснять. Читать полностью »

Самый страшный бес

апреля 29, 2016

3378671«Самый страшный бес — это бес, пожирающий наше время. Мы можем часами сидеть у телевизора и переключать с канала на канал. Можно сидеть в компьютере и скачивать фильмы, которые так и не посмотрим, или скачивать книги, которые не будем читать. Всё это делает бес, пожирающий время. Самая опасная тварь — бес-хронофаг. Проходят секунды, минуты, часы и дни, месяцы и годы, но безделье, бездельные дни не покидают нас.

Леность — это и означает, что бес, пожирающий время, завладел нами. Ведь мы существуем во времени, и он хочет, чтобы его у нас не осталось для чтения Библии, посещения храма, покаяния, молитвы и спасения. Сказано:»Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены»(Иеремия, 8,20) Мы ищем для себя удобного времени, даже для спасения, не понимая, что «время уже коротко» (1 Коринф.7,29) и, возможно, его у нас не осталось».

Протоиерей Олег Стеняев
«Экзамен на право на пересдачу, или как пройти мытарства»
стр.123 (Мытарство 5-е)

ПОЧЕМУ ИСКУШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА УСИЛИВАЮТСЯ?

апреля 29, 2016

2769770Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы:

1) подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом,

2) духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, — и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство.

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Люди часто говорят: «Начался пост, жди искушений». Начинаются ссоры с близкими и т.д.

Да, бывает. Это довольно закономерно. В начале, в середине или в конце поста случаются какие-нибудь искушения. Только что их ждать? Ну, придут и придут. А может и не придут.

Обычные искушения – это замена подвига, который должен усиливаться постом. Читать полностью »

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И СУДЬБА ЦЕРКВИ: К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПРИЧАСТИЕ РАЗ В ГОД

апреля 29, 2016

Великий Четверг, день установления Таинства Причастия. К чаше Христовой собираются даже те, кто в остальные дни года причащается редко, а может быть, и вовсе не делает этого. Это люди нецерковные, но пытающиеся как-то оправдать свое безбожие освящением куличей на Пасху и причащением один раз в год, Великим Четвергом.

Кстати, такова в большей массе была царская Россия, приходящая к Чаше как правило единожды в год. Обычай был такой, да и нужна была справка для работы – раз в год всякий госслужащий православного исповедания должен был говеть и причащаться и принести соответствующий документ. На тех, кто выбивался из общей шеренги, смотрели косо. Например, когда свт. Игнатий Брянчанинов, еще будучи студентом инженерного училища, ежевоскресно начал ходить на службу и причащаться, случился целый скандал, дошедший даже до личного объяснения Брянчанинова с митрополитом.

Литургическая жизнь того общества, которое иногда именуется «Святой Русью», была в прямом смысле замершей, едва дышащей. Святитель Филарет Московский, ратуя о возрождении евхаристического сознания, просил паству причащаться чаще – четыре раза в год (один раз каждым постом). Говорить о чем-то большем даже он не дерзал. Так и тянулось все до конца империи. После введения закона о свободе вероисповеданий в начале XX века и отмены государственного требования о ежегодном причащении большая часть русских людей распрощалась с Чашей навсегда. А потом грянул кровавый кошмар, называемый революцией. Удивительно ли? Читать полностью »

«Благослови, Господи, тварь сию писклявую»

апреля 23, 2016

Елена Захарова:20160116_211532 А мне в моём первом храме кошку благословили. Дьякон благословил.
На одну из спевок, которая проводилась в трапезной, регентша принесла маленького симпатичного трёхцветного котёнка. Бегает, мол, по двору, пищит, давайте ему молока нальём. Я увидала котёныша и «пропала». Влюбилась по уши. Говорю, вот щас пусть поест, а после спевки домой унесу, решено и точка! Пацаны алтарники (а мы все подростки были) встали в позу — не отдадим тебе, Ленка, кошку, самим нужна. Я им, зачем? Они — алтарная кошка будет. Читать полностью »

Страстная

апреля 23, 2016

Страстная неделя совершенно особенная неделя. Итак, можно проинвентаризировать свои успехи за Великий пост, насколько вы смирились, похудели, насколько на вас ополчился враг, сколько грязи поднялось со дна сердца, потому что возжигающие огонь терпят от дыма, аскетический принцип — кто хочет разжечь огонь духа, тот терпит от дыма страстей. И когда ты приступаешь к Богу, вместо того чтобы найти сразу благодать и радость, ты находишь какой-то кошмар, из тебя самого через все щелки прущего, как дым из горящего помещения. Избыток разных неприятностей, искушений, смущений помыслов, неудачи очередные, в частности, не получилось попоститься и т.д., но вся цель, это безусловно, не в только таких чрево стеснительных занятиях, хотя это очень важно, стеснение чрева, это чрезвычайно важная вещь и не будем ею пренебрегать. Читать полностью »

Что ели во время войны, или Унывающим во дни Великого поста

апреля 9, 2016
Всякий раз, когда на меня нападает уныние в пост, я перечитываю свои интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, блокадниками, тружениками тыла. Меня обычно по-женски занимают «околокулинарные» истории: что ели на войне в окопах, в землянках, в поле, в промерзших коммуналках. Ведь мало просто выжить, зачастую нужно было и подвиги совершать – «полагать душу за други своя». Что при этом чувствовали? О чем мечтали?

Эти истории жизни по-настоящему вдохновляют и придают сил. Читать полностью »

«Назад в будущее» или «Сто лет тому вперёд»?

апреля 7, 2016

1_1Фильм «Назад в будущее» первый раз я посмотрел в начале 90-х по кабельному телевидению. В начале 90-х одно время был расцвет таких кабельных районных кабельных сетей, гоняющих пиратские копии фильмов. У меня тогда ещё не было видеомагнитофона (ибо не было таких денег), поэтому наш районный кабельный канал был единственной возможностью смотреть знаменитые голливудские боевики. Хотя все фильмы были отменно отвратительного качества картинки, но выбирать не приходилось.
«Назад в будущее» транслировали с немецкой копии, на которой вместо знаменитого «Back to the Future» появлялась немецкая адаптация «Zurück in die Zukunft». И все герои говорили по-немецки – немецкая речь пробивалась через гнусавый перевод.
Сказать, что меня этот фильм потряс – это ничего не сказать. Он сразу стал одним из самых любимых моих фильмов, и по сию впору – уже в самом лучшем качестве, какое я только мог найти – бережно хранится в моей видеотеке (хотя, строго говоря, это просто внешний HD объёмом в несколько Тб). Меня вообще завораживают истории, связанные с временными парадоксами. У меня, если так можно выразиться, четырёхмерное мышление. Поэтому, может быть, я с особой остротой ощущал такие, например, моменты. Читать полностью »

Мы стремимся всю нашу жизнь расписать

апреля 6, 2016

В праздник работать можно или нельзя? Если можно, то до какого часа? После какого часа нельзя? Можно ли зубы чистить после Причастия? Можно ли до Причастия? Сколько кусочков можно съесть? Сколько не съесть? Сколько нужно поститься — три дня или два с половиной?
Вот что для человека представляет огромную важность. А на самом деле это все играет роль чисто дисциплинарную.

Многие люди способны с помощью правил вести себя внешне безукоризненно. Таковы были фарисеи. Читать полностью »

От отца Паисия Святогорца

апреля 2, 2016

1498128_886201268145354_7696490339469302200_oЛюди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили всё, что хотим, а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются во грех. С этого, то есть с неверия, начинается все зло. Люди не верят в иную жизнь и поэтому не считаются ни с чем. Обижают и обманывают друг друга, бросают своих детей… Творится такое, что язык не поворачивается сказать. Нешуточные грехи. Такие грехи, что даже Святые Отцы не предусмотрели подобного в Священных Канонах. Как сказал Бог о Содоме и Гоморре: “Не верю, неужто и правда творятся такие грехи? Пойду, посмотрю” (См. Быт. 18:21).
Преподобный Паисий Святогорец

Ещё о заповедях

апреля 2, 2016

bc2f37218f45dc02bc77fecafb39f4e8Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения.

Священник Димитрий Шишкин

К первому апреля. Из приходской практики

апреля 2, 2016

004Ульяна Меньшикова:

Постом все делятся постовым опытом. И всегда и везде опыт этот сводится к тому — кто и что съел. Оно и правильно, духовные борения они не для публики, а про рецепт каши и постных пельмешков все рады поговорить. Это святое.

Место действия — трапезная. За столом, после протяженно-сложенной службы сидят три мирские женщины и монахиня.
За другим столом трапезничает батюшка.

монахиня: Помню, тринадцать лет назад, когда я только начинала поститься, взяла я на себя самовольный подвиг…

(женщины откладывают ложки, внимательно слушают, пытаются записывать)

монахиня: А подвиг был такой — вместо двух ложек сахара я стала класть в чай одну!

(женщины замирают) Читать полностью »

Стрелы Робин Гуда

марта 28, 2016

Все зRobin Hoodнают историю про Робина Гуда. Это такой замечательный храбрый парень, который отбирал деньги у богатых и раздавал бедным. Сегодня хотелось бы сказать пару слов о нем, ведь душеполезное можно найти в любой вещи под солнцем. Недаром Господь говорит нам через пророка: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15: 19). Ободримся этими словами и тронемся в путь.

Итак, когда я смотрю на обитателей Шервудского леса, у меня возникает один вопрос богословского характера. Каков этот поступок перед лицом Божиим: украсть у богатого и отдать нищим? Хорошо это или плохо? Когда человек ворует «для себя», всё понятно. А когда из идейных побуждений, «для других»? Когда мы сталкиваемся со всеми этими робинами гудами и деточкиными, многие церковные люди попадают в логическую ловушку: грех они совершают или нет? Читать полностью »

«От юности моея мнози борют мя страсти»

марта 27, 2016

10Всенощное бдение. Антифон: « От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Ненавидящия Сиона посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше.» (С юности моей обуревают меня многие страсти, но Ты Сам меня защити и спаси, Спаситель мой. Ненавидящие Сион (Церковь), вы будете посрамлены Господом. Ибо вы как трава от огня иссохнете).

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Душа человека наполнена всякими страстями. Слово «страсть» происходит от славянского «страдание»; это то, что приносит человеку страдание. Вот, например, жадность. Жадный человек все время страдает, потому что ему приходится постоянно желать без насыщения, да еще регулярно что-то терять, то с одним предметом расставаться, то с другим. Или блудный страдает от того, что невозможно постоянно удовлетворять свою похоть. Пьяница страдает, потому что выпил, немножко прошло времени – и опять надо выпить; постоянно нужно покупать, доставать, хитрить, ловчить, скрывать, обманывать. Страсть гнева вводит человека в такое состояние, что он места себе не находит, у него буквально искры из глаз сыплются, губы дрожат, он злится, кричит, топает ногами, совершает такие поступки, от которых ему же потом бывает плохо: поругался с домочадцем, тот с ним не разговаривает неделю, и вот он ходит, томится, мучается. Любая греховная страсть заставляет человека страдать. Читать полностью »

Притча о парикмахере

марта 27, 2016

Как-то раз один мужчина пришёл в парикмахерскую, чтобы его как обычно побрили и постригли. Он разговорился с парикмахером, который предоставлял ему услуги. Говорили о многом, и беседа плавно перетекла в разговоры о Боге.

Парикмахер говорит:

— Что бы вы мне ни сказали, а я не верю, что Бог существует. Читать полностью »

О блаженствах. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и святитель Иоанн Златоуст о христианах

марта 27, 2016
12670088_1733479000219281_8699127250666517573_nМы говорили с вами о том, что страшная чугунная цепь куется диаволом из страстей наших, которая спускается глубоко-глубоко, в самую бездну, увлекая за собой тех, кто, не упражняясь в воздержании, дает волю своим страстям. Теперь же речь моя о другой цепи, золотой и святой, которая скована для нас Самим Господом Иисусом Христом.
Я назвал ее золотой, но ничтожно это название для нее, ибо она неизмеримо, безконечно драгоценнее золота. Эта цепь легко вознесет нас ввысь, к самому Божию Престолу. Из каких звеньев связана эта цепь? Их тех заповедей блаженства, которые вы слышите на каждой Литургии и должны глубоко хранить в сердце своем.
Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф. 5,3). Кто эти нищие духом? Это те, которые в духовном отношении подобны убогим, голодным, нищим телесно, ничего не имеющим; это те, которые искренне, от всего сердца считают себя не обладающими никакими духовными и нравственными достоинствами. Если сделают что-то доброе, смиренно сознают, что не они это сделали, а благодать Божия, которая с ними (см. 1 Кор. 15, 10). Читать полностью »

Урок истории

марта 18, 2016

2На следствии по делу «декабристов» — Александр Христофорович Бенкендорф на первый допрос собрал всех обвиняемых и сказал им следующее:
«Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию? Похвально. Прошу тех из вас, кто дал эту самую свободу крепостным — да не выгнал их на улицу, чтобы те помирали, как бездомные собаки, с голоду под забором, а отпустил с землёй, подъёмными и посильной помощью — поднять руку. Если таковые имеются, дело в их отношении будет прекращено, так как они действительно поступают согласно собственной совести. Я жду. Нет никого?
Как странно… Я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816-м, а в Тамбовской губернии в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей за пять лет вперёд в государственную казну. И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!..
Так как вы ничем не можете доказать, что дело сиё — политическое, судить мы вас будем как бунтовщиков и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачёва. А теперь — всех по камерам! В одном этапе с уголовными пойдёте, сволочи!»

Ревность не по разуму

марта 18, 2016

Отец Николай очень не любил митрополита Кирилла (Гундяева)! Ну, очень! И за то, и за другое, и за третье! И за четвёртое тоже не любил… Но вот почил Святейший Патриарх Алексий Второй и наступил Поместный Собор 2009 года – года избрания нового Предстоятеля Церкви.  На «финишной прямой» двое — митрополит Кирилл и митрополит Климент (Капалин). Шансы каждого «пятьдесят на пятьдесят». Переживал тогда отец Николай страшно. Человек совестливый, прямой, абсолютно не приспособленный к лукавству, он мучился. Батюшка совершенно не представлял — что он будет делать как священник, если новым Патриархом станет владыка Кирилл! И день, когда на Соборе объявили о победе председателя ОВЦС, стал днём его личной катастрофы. Морально он был просто раздавлен!

Прошло короткое время и наступила первая Вечерняя служба, на которой он был уже ОБЯЗАН помянуть нового Патриарха именно как Патриарха. В противном случае он сам, добровольно, отделил бы себя от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Что делать? Решение родилось мгновенно… «Всё-равно в храме всего две бабушки, да и те глухие. Никто не услышит» — рассказывает отец Николай. И в момент, когда он должен был по ходу службы впервые вознести имя Кирилла как Предстоятеля всей Русской Церкви, он… сделал паузу, ПРОМОЛЧАЛ, «проглотил» его имя, не прокрутив его в мозгу даже мысленно! И случилось невероятное! Читать полностью »