Исповедь огорода

августа 6, 2018

 

Паисий Святогорец: Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил:

— Что ты делаешь, Геронда?

— Что я делаю? — сказал я. — Да вот, исповедую свой огород.

— Да как же, Геронда, — опешил он. — Неужто огород тоже нуждается в исповеди?

— Конечно, нуждается. Я убедился, что, когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!

Моя Нарния

июля 29, 2018

Историю эту вспомнила специально для ноябрьского номера молодежного журнала «Отрок». Спасибо, владыка Иона! заставляете меня бороть мою сказочную лень;)

Моя Нарния.

У меня есть очень яркое религиозное впечатление из детства, которое связано с волшебным шкафом, как в “Хрониках Нарнии”. Кстати, когда я впервые с сыном посмотрела этот чудесный фильм, мои личные воспоминания нахлынули с такой силой, что я всю ночь не могла уснуть, вспоминая тот вечер, когда я впервые увидела тот сказочный шкаф из своего детства. Нет, меня не встретили ни огнегривый лев, ни вол исполненный очей, но встреча с теми, кого я тогда увидела, была ничуть не менее прекрасной, чем встреча со сказочными героями.

Родители мои , будучи молодыми и очень энергичными людьми постоянно подбрасывали меня бабушкам, как, впрочем и все молодые папы и мамы, у которых учеба, командировки, экспедиции, ничего нового. Я и сама постоянно командирую своего сына к своей маме, закружившись в делах. Дело житейское и обычное во все времена. Читать полностью »

Про людей успешных, состоявшихся или пароход шёл не туда

июля 29, 2018

Про людей успешных, состоявшихся. Или про людей, которые считают себя таковыми, и все считают, что у них всё получилось в этой жизни.
Я сразу представляю себе конкретного человека, мне знакомого достаточно хорошо, я знаю его семью, его детей. И я знаю событие, которое, наверное, положило начало нашему знакомству, когда я увидел перед собою человека на грани психического заболевания. То есть ему было явно так плохо и плохо уже давно. Как потом оказалось, это действительно был момент: сутки-двое он пребывал в таком страшном состоянии, и за это время он даже внешне стал выглядеть, как человек, перенёсший тяжелое, длительное заболевание. Бледный, я бы сказал даже, желтоватый цвет лица и осунувшийся, мрачный-мрачный взгляд – можно сказать, что этот взгляд был в глубокую страшную пещеру, или, наоборот, из глубокой страшной пещеры.
Ничего не произошло. Не подумайте, что здесь кто-то что-то потерял, или кто-то умер, или кто-то заболел – всё было замечательно. Но просто-напросто человек потерял смысл жизни. Читать полностью »

Чудеса Божии

июля 29, 2018

Ульяна Меньшикова

Вот расскажи, расскажи нам о чудесах Божиих, где они?

Так вот же они – каждый день перед вами, господа;) Если не воздвигать очи горе непрестанно, а иногда смотреть себе под ноги, чудеса эти считать устанешь.

Вот была зима. Земля тверда, холодна , каменна. Серо-бело-черный пейзаж. Графика.

И раз, всего через каких-то три месяца появляется вся эта красота. Цветет, благоухает, жужжит, летает, стрекочет. Ну откуда? Почему оно все не умерло, замерзнув? Кто повелел розе быть розой, а лилии – лилией? Как из этой ежегодной смерти рождается жизнь? И не абы какая, а прекрасно устроенная и такая красивая?

Чудо? Конечно чудо. Кто творец этого всего, коль человек не приложил никаких сил ко всему этому разнообразию?

Доброго утра всем!

(Из серии «Лето. Сибирь. Дачная жизнь»;))

Евгений Водолазкин: Одеяло Лихачёва

июля 29, 2018

О том, почему мы ругаем детей

Приведу фрагмент из воспоминаний моего учителя, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. У него было счастливое детство, его очень любили родители, он получил «нежное воспитание». И вот этот комнатный мальчик в 22 года попадает в жуткие условия Соловецкого лагеря особого назначения. Ему удалось захватить с собой из Питера некоторые вещи, в том числе и свое детское одеяло. Им даже толком укрыться было невозможно, но оно согревало его не физически, а памятью. Он писал: «Я накрывался им от угла к углу: уголок на ноги и уголок на плечи. Но клал на себя еще что-либо из одежды: зимой — полушубок. Закрывался с головой, чтобы уйти в свой мир воспоминаний о доме, об университете, о Петербурге. <…> Лежать под детским одеялом — это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь: “Господи, помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, Мишу, няню… И всех помилуй и сохрани”».

А вспомнил я это потому, что подчас приходится слышать, будто «нежное воспитание» — это неправильно. Говорят, нельзя, чтобы детство было слишком счастливым. Читать полностью »

Аудио библиотека “Экзегет”

июля 28, 2018

Рекомендую отличную библиотеку “Толкования Библии “Экзегет”.  Я сейчас слушаю протоиерея Олега Стеняева и прекрасного Виктора Легу, который лет тому 15 назад приезжал с лекциями на Камчатку. В наушниках, что не мешает заниматься домашними делами. Читать полностью »

Гениальная мысль Аристотеля

июля 28, 2018

Это к вопросу о том, зачем заставлять детей учиться.

“Приятно и то, что делается не насильно, потому что насилие противно природе; на этом-то основании все
необходимое тягостно, и справедливо говорится, что всякая необходимость по своей природе тягостна. Неприятны также заботы, попечения и усилия; все это
принадлежит к числу вещей необходимых и вынужденных, если только люди к ним не привыкли; в последнем случае привычка делает их приятными”.
Риторика

Евангелие и евангелия

июля 21, 2018

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Русский перевод архимандрита Ианнуария:

11 Знайте же, братья: Евангелие, которое я возвестил вам, – не вымысел человеческий. 12 Ибо научил меня ему не человек, и принял я его не от какого-либо человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы, конечно, слышали о моей прошлой жизни в иудействе, о том, что я изо всех сил гнал Церковь Божию и искоренял ее. 14 Я делал успехи в иудействе, превосходя в этом многих ровесников из моего народа, потому что беспредельной была моя ревность об отеческих преданиях.

15 Но когда Бог, еще во чреве моей матери Избравший меня и Своею благодатью Призвавший меня, соблаговолил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я возвещал Евангелие о Нем среди язычников, я не обратился тотчас за советом к плоти и крови 17 и не поднялся в Иерусалим к тем, которые стали апостолами до меня, но ушел в Аравию и снова вернулся в Дамаск.

18 Только потом, спустя три года я поднялся в Иерусалим, чтобы познакомиться с Кифой, и остановился у него на пятнадцать дней. 19 Из других же апостолов никого, кроме Иакова, брата Господня, я не видел.

Павел, апостол языков, возвестил людям Евангелие. Этим утверждением начинается сегодняшнее чтение из Послания к Галатам. Слово «евангелие» означает «благая, добрая весть». И время от времени народам Римской империи власти возвещали «добрые вести». Например, о какой-нибудь очередной победе над варварскими племенами или о других событиях, которые должны были вызвать радостный восторг у населения – скажем, о дне рождения императора. Как тут не радоваться?! Но в устах апостола Павла слово «Евангелие» означает нечто иное. Читать полностью »

«Загадочные свойства Евангелия от Иоанна»

июля 21, 2018

Благодарю отца Максима Дентовского за ссылку “Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). «Загадочные свойства Евангелия от Иоанна»”.

Наконец сподобилась послушать. Удивительные загадки и тайны в привычных Евангельских словах. Прошло почти 2 тысячи лет, пока эту загадку заметили. Удивительно и очень интересно.

На фото: апостол и евангелист Иоанн Богослов миниатюра из Кёльна (Германия) XI век

P.S. : Посмотрела материалы об отце Ианнуарии и с прискорбием узнала, что его нет с нами с декабря 2017 года. Упокой, Господи, его душу!

Физик по первому образованию, он окончил физический факультет ЛГУ, занимался физикой околоземного космического пространства. В 1979 году был пострижен в монашество. В 1981 году стал кандидатом богословия, в 2005 году – профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

 

Если б не было того ребёнка

мая 29, 2018

Если бы не было того ребенка… Почему Бог не мог напечь лепешек Сам? Например, из камней? И попросил их у мальчика? К тому Евангелию, что мы слышали в храмах 9 мая 2018 г.

В одном селе жил мальчик. Когда тамошний народ пошел за Иисусом в какую-то несусветную даль, он, как человек разумный и не сторонник подвигов на пустой желудок, подумал: раз уж родичи взяли меня с собой, не прихватить ли чего, чтобы подкрепиться?
Но тут проснулась совесть: не очень-то хорошо самому лопать, когда другие будут слюнки глотать…
Но тут же взбунтовалась лень: так рассуждая, экую корзину придется переть!! По жаре…
Бурные дебаты с самим собою привели к тому, что он взял-таки сверх своей лепешки с рыбкой, что мама запекла с утра, еще пару-другую таких же. Чтобы не дрючили за жадность потом.

Читать полностью »

Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей»

мая 29, 2018

Что делать, если ребенок, несмотря ни на какие ухищрения, не подчиняется?

От недоразумений никто не застрахован, и может настать момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение.

Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не вызывает сомнения, – это обуздание разбушевавшегося ребенка.

Однажды мне довелось быть свидетелем именно такой сцены.

Дело было в Америке. Тринадцатилетний Джон, поджидая мать в машине около дома, захотел завести мотор. Машина, стоявшая на включенной скорости (это он упустил из виду), дернулась, проломила забор и стукнулась в ствол дерева. Все произошло так неожиданно и молниеносно!

Подросток, весь красный и дрожащий, выскочил из машины и влетел в дом, бормоча под нос: «Что я наделал!», «Что я наделал!». Его младшая сестра, видевшая все из окна, встретила его каким-то едким замечанием – и была отброшена на пол. Читать полностью »

“Держитесь”

мая 29, 2018

Слово “держитесь” в трудную минуту меня лично не раздражает.
Не вызывает желания ответить: “ах, вам-то хорошо говорить! А мне каково?!”.
Я в это слово вот какой смысл вкладываю.
Профессор Яров писал о блокаде, изучал документальные свидетельства. И такая история его поразила: детей стали отправлять в эвакуацию по Ладоге, по Дороге Жизни.
Мест было очень мало, дорога была страшная и трудная, а дети были смертельно истощены. Они уже погибали. И надо было выбрать тех, кто сможет доехать. Выдержать дорогу. Спастись. Страшный, трагический выбор… И дистрофичные врачи шли на хитрость. Деткам говорили: “видишь, пол грязный! Ты возьми веничек и подмети пол. Покажи, как ты умеешь!”. И те дети, у которых оставались силы, брали веничек и начинали мести… Может быть, у них тоже не было сил. Но у них оставалась воля – это заменяет силы. Брали веничек и мели… И кто-то из проверяющих возмутился, какой-то чиновник. А врачи сказали: мы так выбираем тех, кто может выжить в дороге. Кто может перенести дорогу и спастись”.
Это страшная история – но в блокадном Ленинграде других не было. И я думаю иногда, что жизнь – это тоже комиссия. Комиссия говорит: “возьми веничек. Подмети комнату!”.
И пока мы можем подмести, пока можем себя заставить – мы будем жить. Нас возьмут в трудный, опасный, но спасительный путь. Надо держаться. Изо всех сил надо держаться. Вот это мы друг другу говорим в трудную минуту, вот в чем смысл этого слова, хотя иногда оно кажется обидным и неуместным.
Но что еще скажешь? Не будешь же всем про веничек рассказывать, как я вам рассказала. Держись – это возьми веничек и подмети. Покажи жизни, что ты еще жив и хочешь жить. И тогда шансов на спасение будет больше. Гораздо больше.
А .В.Кирьянова

Педагог Ушинский

мая 29, 2018

«Принудительные для ребенка школьные занятия и даже принудительные работы, как, например, приведение в порядок своей комнаты и своего платья, независимо от значения запаса на будущее, запаса, полагаемого воспитателями и не оцениваемого воспитанниками, имеют еще другое важное значение, а именно значение обязанности, которую воспитанник выполняет не потому, чтобы она ему нравилась, но из повиновения воспитателю (сопровождаемого, конечно, доверием и любовью к нему), потому что должен выполнить.

Это приучение к выполнению долга так драгоценно, что если бы педагогике удалось (чего, конечно, ей никогда не удастся, но к чему она сильно стремилась в последнее время) превратить все первоначальное ученье в занимательную для дитяти игру, то это было бы большим несчастьем для воспитания… Самая основа истинной свободы состоит в уменье ограничить себя, принудить себя, и человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет».

К.Д. Ушинский

Церковь

мая 29, 2018

В церкви столько любви, столько радости, столько счастья! Такие поразительные, самые лучшие в мире люди! Да, бывает, покусают. Ну и что? И что ж теперь? Ну, покусали, погрызли немножко, потрепали, выплюнули. Встал, огляделся и смотришь: Господи, ну какие у нас удивительные, прекрасные люди… А то, что в частности… Ну, всякое бывает.

Митрополит Тихон (Шевкунов)

Смирение

мая 29, 2018

Меня удивляет, как один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котёнок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котёнку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котёнок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришёл в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения! Потому и сказано: «Во смирении нашем помяну ны Господь» (Пс.135:23).

Преподобный Паисий Святогорец

Священник Александр Талько: «Зависимость — это поиск счастья в противоположном от Бога направлении»

мая 27, 2018
На днях врач-психиатр и руководитель Душепопечительского центра реабилитации для граждан с наркотической или алкогольной зависимостью (Владивосток) протоиерей Александр Талько дал интервью в прямом эфире компании «Mediametrics Vladivostok».

О связи медицины и православия, о проблеме зависимости и созависимости, о синтетических наркотиках и особенностях реабилитации в Душепопечительском центре рассказывает отец Александр.

— С духовной точки зрения, зависимость — это религиозный феномен. Это поиск Бога, поиск счастья, поиск радости, только в противоположном от Бога направлении, — отмечает священник. — Одна из основных причин развития зависимости — это отсутствие в нашей жизни Бога. Вот и у Достоевского читаем: «Если Бога нет, то все мне позволено»…

Читать полностью »

Вызыватель дождя

мая 27, 2018

Эту великолепную историю о “вызывателе дождя” я стащила у друзей. Она действительно очень необычная. За последнюю неделю мне попалось таких историй две. “Это неспроста” – подумала я. Да, мы действительно все вызыватели дождя. В какой-то мере…
Я в том смысле, что “ремонт мира” – стоит всегда начинать с себя…

“Вызыватель дождя”

— Значит, так, — мальчик поерзал в кресле, усаживаясь поудобнее. — У моего отца есть другая семья. Там моя сестренка, ей года четыре, как я понимаю. Мама делает вид, что об этом как бы не знает. Но та женщина все ждет, что отец уйдет к ней, потому что он, по всей видимости, обещал. И иногда ставит вопрос ребром. Тогда он срывается из дома и едет ее уговаривать.
Иногда даже ночью. У нас в семье это называется «ЧП на объекте». Но вообще-то он не уйдет, я так думаю, просто будет ей и дальше голову морочить. У моего младшего брата ДЦП, они как-то с мамой к вам приходили, но вы, наверное, не помните. С головой у брата все в порядке, он во втором классе учится и в компьютерах уже здорово шарит. Читать полностью »

О смирении и достоинстве

мая 9, 2018

НАТАЛЬЯ ТРАУБЕРГ | 5 МАРТА 2012 Г.

Наталья Леонидовна Трауберг

Наталья Леонидовна Трауберг

Каждое понятие христианства сочетает несочетаемое. На этом, кстати, весь Честертон построен. Возьмем, скажем, смирение и достоинство. Вот мир думает так: или смирение, но тогда нет достоинства, или достоинство, но тогда нет места смирению. А часто бывает, что нет ни того, ни другого, только одна пустая амбициозность.

Для того чтобы понять, что такое смирение не на полу, а на воде (Прим. ред. – имеется в виду один из евангельских эпизодов — «Хождение по водам» [Мф. 14: 28-31]. Наталия Леонидовна считала, что христианин тот, кто решается «идти по воде», т.е. готов целиком отдать себя в Божьи руки.), человек, приходящий в Церковь, должен знать, чему оно не противоречит. Это не обязательный метод, но это важно — сразу видишь, что все Евангельские понятия двойные, они не такие, как мирские. Это неэвклидова геометрия — в миру эти линии не сходятся, а здесь сходятся.

Вот представьте себе, можно так соединить все цвета, что получится белый цвет — это то смирение, которое не противоречит достоинству. А можно просто смешать все акварельные краски и выйдет грязь. Это соединение другого рода. И вот человек чаще всего находится именно здесь, где нет ни смирения, ни достоинства, и, приходя в Церковь, он перемещается, как правило, либо в сторону достоинства при отсутствии смирения, либо в сторону смирения, при отсутствии достоинства, причем в первую чаще, потому что мирская добродетель тяготеет к ценностям стоического типа. Полагают, что смирение — это какая-то пришибленность. Это не пришибленность, оно иной природы, не от мира сего. Читать полностью »

Как правильно относится к животным (к размышлению)

марта 26, 2018

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей. Сторонники утверждения, что душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, Игнатий Брянчанинов) говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт., 2, 19-20 )). Причём, сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было НЕТЛЕННЫМ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленны, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, – абсолютно безосновательны. По той простой причине, что Адам и Ева в раю НИ В ЧЁМ НЕ НУЖДАЛИСЬ! Ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо. А теперь обратимся к доводам тех Святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников Игнатия Брянчанинова). В частности, св. архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Который для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты Священного Писания:
– Излию от Духа Моего на ВСЯКУЮ плоть (Иоиль, 2-28);
– НЕТЛЕННЫЙ Твой дух пребывает ВО ВСЁМ (Премудрость Соломона, 12-1). Из чего архиепископ Лука заключает, что Читать полностью »

Иной взгляд на пост

марта 26, 2018

Если не обманывать себя и называть вещи своими именами, то мы никуда не денемся от того, что Великий пост — это именно гастрономическое мероприятие.
Всем православным предписано одинаково, по расписанию, не есть, ходить на службы, печалиться, сострадать Христу, а потом радоваться Пасхе. Только всем вместе, только по расписанию; а если не так, то ты не православный. У всех без исключения в определённый календарный период на семь недель “отнимается Жених”, а затем с такой же обязательностью в определённую календарную дату возвращается.

Уж не будем тут глубже копать: а что вообще это за принцип такого богослужебного круга? Христос же в реальности уже воскрес. А раз так, то Великим Постом — происходит что? Христос реально отнимается от нас в нашей внутренней жизни, чтобы по прошествии строго расписанного календарного срока вновь реально воскреснуть?

Пост — это время особого внимания к себе, особого покаяния, молитвы и добрых дел”. Но опять же, если “включить осознанность”, то тут же возникают вопросы: а что, вне поста можно меньше молиться, совершать добрых дел, меньше внимать себе и т.д.? Ведь Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные отрезки, оно подразумевает ровность и постоянство этой жизни, причём не казарменно, а в меру каждого отдельного человека.
Аргумент о том, что “Христос сорок дней постился, и мы тоже постимся”, также не выдерживает критики. Христос и больных исцелял, и мёртвых воскрешал — давайте Уставом предпишем себе и эти действия. Последование Христу в достаточной мере разъяснено в Апостольских посланиях, оно относится к внутренней индивидуальной духовной и нравственной жизни, а вовсе не к каким бы то ни было внешним дисциплинарно-ритуальным установлениям.

Итак: Великий Пост — это данный нам как объективная реальность период особого гастрономического времяпрепровождения и поставление нас, всех скопом, в жёсткую ситуацию “человек для субботы”. Нужно отдать себе в этом отчёт, не обманывать себя и стараться разместиться в этой реальности с наименьшим ущербом для себя и для своей внутренней жизни во Христе.

Мы тратим свои внутренние силы на гастрономию и эстетико-церковные мероприятия. На Христа, на внутреннюю жизнь, на настоящую молитву, на молчание пред Богом, на Священное Писание, на возрастание в духовной жизни (а не хождение по кругу), на подлинные, во Христе, отношения с ближними ни сил, ни ресурса просто не остаётся.

Игумен Петр (Мещеринов)