День Святого Валентина: именины без именинника

февраля 14, 2020

Татьяна Федорова, автор статьи на сайте Правмир.ру, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят». Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей. Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина» принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду. Читать полностью »

Отчего грустят нобелевские лауреаты

февраля 12, 2020

В одной из православных ватсап-групп мне прислали стихотворение, написанное якобы Борисом Пастернаком. Я не большой знаток Пастернака, но его стихи знаю и люблю. То, что прислали на стихи Пастернака похоже не было. Вообще на стихи не похоже. Да и со смыслом напряжённо, если честно. Помните, как учил писать стихи незабвенный Цветик из “Незнайки”: “В стихал должен быть смысл и рифма”.

Полезла в сети на поиски. Нашла план урока с разбором этого стихотворения, как Пастернаковского. Пришла в ещё больший ужас. Обнаружила, что не меня одну ужаснуло сие графоманство и уже нашёлся человек, сделавший анализ и не только этого опуса. Спасибо Маргарите Коваленко и сайту “Православие.фм”.

*  *  *

Разные формы активности, сложившиеся в интернете, принесли и продолжают приносить нам массу преимуществ перед предыдущими поколениями, однако в некоторых случаях информация используется и распространяется в сети без должной ответственности, без соблюдения простейших правил и без уважения к истине. Так происходит, например, с цитатами.

Читать полностью »

О наших желаниях

февраля 2, 2020

Христианин говорит: “Божии создания не рождаются с желаниями, которые не могут быть удовлетворены. Младенец голоден — на то и пища, чтобы накормить его, утёнок хочет плавать — на то и вода, люди испытывают сексуальные влечения — для этого существует половая близость. Если я обнаруживаю в себе желание, которое нельзя удовлетворить в этом мире, то я, вероятно, создан для иного мира. Если ни одно земное удовольствие не насыщает меня, это ещё не доказывает, что вся вселенная — обман. Может быть, земные наслаждения предназначались не для удовлетворения моих желаний, а лишь для того, чтобы, рождая эти желания, манить меня туда, где таится нечто настоящее. Если это так, то я должен постараться, с одной стороны, никогда не отчаиваться или быть неблагодарным за земные блага, а, с другой, никогда не принимать их за то истинное, чьим подобием, отзвуком, миражом они являются. Я должен сохранять в себе стремление к истинному миру, который я обрету только после смерти, я не могу допустить, чтобы мир этот исчез, или чтобы я прошёл мимо него. Обрести этот мир и помочь в этом другим должно стать основной целью моей жизни”.

(Клайв Стейплз Льюис “Просто христианство”)

“Исповедь” иеромонах Дорофей (Урусов)

февраля 1, 2020

Начните исповедь, хотя бы исподволь. Вы попытайтесь начать, попробовать. Когда всецелой бывает исповедь, то получается, что это проповедь. Евгений Евтушенко

Боюсь того, что не пройдет,
Боюсь того, что не случится.
Боюсь идти вперед,
Боюсь остановиться.

Боюсь застыть,
Боюсь молчать,
Боюсь забыть,
Боюсь кричать.

Боюсь произнести слова,
Боюсь невысказанности,
Боюсь бросать в огонь дрова
Бессмысленности.

Боюсь печалиться,
Боюсь эмоций и цветов живых,
Боюсь состариться,
Боюсь наивности младых.

Боюсь бояться и боюсь,
Боюсь признания,
Боюсь себя, как рыба бьюсь,
Как неприкаянный.

Боюсь, что я всего боюсь,
Боюсь страдания
И безпечалия боюсь
И сострадания.

Боюсь сказать ни «нет», ни «да»,
Боюсь скитания,
Боюсь стремленья в никуда,
Боюсь отчаянья.

Боюсь, что там, где нужен страх
– Нет опасения,
Боюсь солгать в своих стихах,
Боюсь сомнения.

Боюсь, без Бога только страх,
Но есть спасение:
Повергнись ниц, повергнись в прах
Самозабвения.

20 января 2020г

Из Клайва Льюиса

февраля 1, 2020

Не думайте, однако, что крещение, вера и причастие могут “сработать” без ваших собственных усилий уподобиться Христу. Свою жизнь вы получили от родителей, но это не значит, что она будет продолжаться без ваших усилий: жизни можно лишиться по неосмотрительности или совершив самоубийство. Вы должны поддерживать её питанием и заботиться о ней, но не забывайте: вы не творите, а только поддерживаете полученную вами жизнь. Точно так же христианин может потерять Христову жизнь, вложенную в него, если не будет прилагать усилий к ей поддержанию. Даже лучший из когда-либо живущих христиан не действует самостоятельно: он лишь питает и оберегает жизнь, которую никогда не получил бы собственными усилиями. Отсюда следуют практические выводы. Пока вы живы, жизнь многое делает для восстановления вашего тела. Пораньте его, и оно лучше или хуже заживёт, чего никогда не происходит с мёртвым телом. Живое тело не защищено от ранений, но оно обладает способностью в известной степени самовосстанавливаться. Так и христианин: это не тот, кто никогда не сбивается с пути, а тот, у которого есть возможность, оступившись, покаяться, подняться и начать сначала, потому что в нём – Христова жизнь, постоянно восстанавливающая его, дающая ему возможность пережить некоторое подобие смерти, которую добровольно принял Сам Христос.

Вот почему положение христианина отличается от положения других людей, старающихся быть хорошими. Хорошим поведением они надеются угодить Богу, если Он есть; если же Его нет – заслужить одобрение окружающих. Христианин верит, что источник любого сделанного им добра – заключённая в нём Христова жизнь. Он не думает, что Бог полюбит его, потому что он хороший, он верит, что Бог поможет нам стать хорошими по Своей любви к нам. Не крыша парника притягивает солнце своим блеском, а блестит она, потому что на неё падают солнечные лучи.

Клайв Льюис  “Просто христианство”

Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский). “Церковь и Евхаристия”

января 31, 2020

Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский):
“Когда богословы себе представляют Церковь как евхаристическую, богослужебно-евхаристическую структуру, то начинается уже полная беда, потому что получается пирамида власти и подчиненности, подвластности: миряне, духовенство, епископ, патриарх,— все это поднимается такой пирамидой, и на каждом уровне у кого-то есть власть, а у кого-то послушание. На самом же деле, когда мы читаем Евангелие, мы видим, что все наоборот: если ты хочешь быть первым — будь последним, если хочешь быть во главе — будь всем слуга, будь раб всем… Так что такая структура, эта пирамида может иметь место, если хотите, но она стоит наоборот (это образ, который мне раз дал отец Софроний): на стоит на точке; но эта точка — не патриарх, эта точка — Спаситель Христос, и вся тяжесть мира лежит на Его плечах. Это тоже мы должны понимать; мы не должны думать о Церкви как о такой структуре, где одни учат, другие учатся, одни властвуют, другие подчиняются. В этом заключен соблазн, трагический соблазн для каждого священника, для каждого епископа; в предельном виде — это ересь, будто кто-то единственный, кто стоит на самой высокой точке, представляет собой главу Церкви. Heт главы Церкви, кроме Христа, нет никакой силы в Церкви, кроме Святого Духа, и это причина, почему во всех таинствах священник не является тайносовершителем. В какой-то момент священник призывает Святого Духа совершить то, чего он не может совершить сам. Никакие благодатные дары не могут дать человеку власть над Богом, чтобы Его заставить войти в этот хлеб и превратить его в Тело Христово, войти в вино и превратить его в Кровь Христову; никакое рукоположение или посвящение не может дать человеку власть над тварью, чтобы она пассивно подчинилась его велению и приняла Бога без открытости. Поэтому в Евхаристии, в Крещении, во всех таинствах всегда есть момент, когда священник говорит; Господи, сойди и соверши это! я буду говорить слова, я буду действовать, но Единственный Первосвященник и Священник всей твари — Христос, единственная сила, совершающая чудо,— Святой Дух.
И в этом смысле богословие, которое думает о Церкви как о структуре, ошибочно, оно обман. Оно превращает Церковь в человеческое общество иерархии, вместо того чтобы было Богочеловеческое Общество Божественного простора, Божественной свободы; потому что действие Божие — освобождение наше, а не порабощение…”

Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский). “Церковь и Евхаристия”

О зависти

января 29, 2020

Недавно я перечитывал книгу Бытие и размышлял об истории Каина и Авеля. Знаете, что в ней самое ужасное?
Даже не само братоубийство и не проклятие, которое постигает Каина, а то, что убийца непосредственно перед совершением страшного преступления и даже после него находился в прямом диалоге с Богом.
Для нас это нечто невообразимое. Мы каждый день и по нескольку раз в день обращаемся к Богу в молитвах, участвуем в Литургии и других богослужениях, но многие ли из нас способны сказать: «Да, я слышал голос Божий. Он спрашивал меня, и я отвечал ему». А для людей того времени, расселившихся еще не очень далеко от райского сада и помнящих о нем, говорить с Богом было нормой жизни. В этом-то и ужас. Адам и Ева согрешили, хотя жили перед лицом Божиим. А их сын Каин совершил первое в истории убийство, несмотря на то, что еще был способен к богообщению.
Причиной убийства стала зависть и обида на Бога. То есть недоверие Ему, мысль о том, что Он как-то неправильно распределяет блага между людьми, что Бог не понимает, что нужно конкретному человеку, а что не нужно.
В общем-то, любая зависть устроена именно так и, как нам показывает история Авеля, эта духовная болезнь может поразить даже верующего человека. Можно ведь завидовать не только материальным ценностям, не только машинам, квартирам, не только крепкому браку, богатырскому здоровью, но и духовным успехам. Скажем, у одного человека идет молитва, а у другого не идет, один получает радость от богослужения, а другой не получает. Вот и причина для зависти, если второй начнет себя сравнивать с первым. Если сравнил, считай, уже позавидовал. Если позавидовал, значит, забыл о Господе, то есть, пускай и на время, стал безбожником.
Так что каждый раз, когда мы завидуем, мы идем по тому пути, по которому впервые прошел Каин. В этот момент может спасти только одно – прямое обращение к Богу. Может быть, Он не ответит нам прямо, но точно облегчит душевную муку, внушит правильную мысль, подаст знак, что Он заботится о нас, что дает нам ровно столько, сколько нужно и в материальном и в духовном плане. Если же, завидуя, мы не призовем Помощника, то позволим зависти укорениться в душе. О том, что за этим следует, подробно рассказано в 4-й главе книги Бытия.

Вячеслав Фомин

Лекции преподавателей ВШЭ по истории, литературе, психологии и др. выложены в свободный доступ

января 20, 2020

На сайте Высшей школы экономики стали доступны для бесплатного скачивания и прослушивания лекции по психологии, истории, литературе, игровой индустрии и культуре восточных стран. Здесь есть темы о безумии в русской литературе, гейм-дизайне и монетизации онлайн-игр, о революциях в России и Франции. Всего на сайте более 40 лекций. Также лекции можно посмотреть в записи на канале Лекториев или очно, посетив ВШЭ, сообщает “Нож”.

Я Волонтер

января 12, 2020

Вечером вышел из храма, на соседнем эвкалипте между стволов, свернувшись, сидит коала. Листья эвкалипта от засухи бледные и коала какой-то блеклый, одинокий, потерянный. Так его стало жалко, захотелось взглянуть на мир его глазами.

Уютно в сумке и тепло
Под сердцем мамы,
Не опасаюсь ничего
И строю планы. Читать полностью »

К Рождеству от о. Дорофея

января 12, 2020

Узнаю, что пришло Рождество:
По узорам заиндевелым,
Словно вросшим в мое стекло,
По пурге, по просторам белым?

Узнаю, что пришло Рождество,
Узнаю по другим причинам:
Перезвоном ворвется оно
Под распев, монастырским чином.

Узнаю, что пришло Рождество
По щемящей тоскующей боли,
Прорастающей в торжество
Литургии на белом Престоле. Читать полностью »

Мытарства Феодоры

января 12, 2020

Какие вопросы следует задать самому себе перед чтением святоотеческой литературы или других произведений на библейскую тему? Почему книга о мытарствах Феодоры ученые-богословы относят к разряду апокрифов? Понятен ли нам, современным христианам, средневековый язык произведения?

Об этом размышляет архимандрит Савва (Мажуко)

Дополняет тему слово “Пособничество к исповеди”

 

«Блюдите, яко опасно ходите” (Еф 5.15) Тревожные вести из Австралии

января 5, 2020

«Блюдите, яко опасно ходите” (Еф 5.15) – говорит Апостол. Все эти дни видим обгоревшие листья, падающие с неба. Сегодня рядом с храмом обнаружил достаточно большую головешку. Какой силы бушует огонь, если на десятки километров переносит столь увесистые фрагменты? А если подобное начнет падать в тлеющем состоянии?
Невольно вспоминается Содом и Гоморра. Почва этих земель содержит серу и смолы. Эти смолы – битум в чистом виде – “земляная смола, или асфальт – затвердевшая нефть, входящая в состав земной коры. По химич. составу это тяжелый углеводород, образовавшийся в результате разложения органич. веществ. В ветхозаветные времена З.С. пользовалась большим спросом, проводились поиски ее месторождений. Основным местом добычи З.С. в древности являлась южная часть Мертвого моря, которое поэтому называлось также Асфальтовым морем [лат. Lacus Asphaltitis]. Здесь асфальт время от времени поднимался в больших количествах со дна и волны пригоняли его к берегу. В Быт. 14:10 упомянуты «смоляные ямы» – копи горной смолы в долине Сиддим. З.С. применялась для различных целей: для смоления кораблей (ср. Исх. 2:3) и днищ лодок и, как полагают ученые, при бальзамировании трупов. В Вавилонии З.С. использовали как уплотнитель или заменитель строит. растворов (Быт. 11:3)”.
При строительстве городов в долине Сиддим использовались блоки с высоким содержанием серы и битума. В результате извержения, землетрясения, м.б.просто грозы на города упали горящие/тлеющие фрагменты. Каменные города сгорели в считанные минуты.
До сего дня думал: “У нас в округе не горит, нас предупредят…” 
«Приидет же день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» (2 Петр 3. 10), т.е. все произойдет неожиданно, сгорит земля и то, что на ней.
Самое печальное, что инструментарий противостояния весьма ограничен: Собрать тревожный чемоданчик с вещами и документами, набрать воды… Количество жертв показывает, что со стихией лучше не спорить – благоразумнее убегать. Но все же! Несмотря на ночь установил на антенну, подключенную через шланг, оросительную систему для поливки травы. Опробовал: Густой дождь пролился на дом и на 3-5 метров вокруг. Поливать нельзя. Система на случай опасности. Если она прибавит к надежде спасения 2-3 процента, то и эта мера не будет напрасна. Какой ветер за окнами, что там сейчас в горящем лесу?
Пока думают призывать помощь канадских, французских пожарных, мы православные должны призвать в помощь усмирителя засух пророка Илию. Он несомненно слышит смиренные воззвания кающихся.

Иеромонах Дорофей (Урусов)

КРАСОТА ОЖИДАНИЯ

декабря 31, 2019

Художник: Екатеринa Бабок

«Думаю теперь, что детям, лучше чем возить их на праздники или в театры, надо больше, больше говорить о Христе, показывать картинки, изображающие Христа беспомощным Младенцем. Надо раньше думать об утолении той жажды, жажды палящей, жажды, иссушающей душу, которая ждет некоторых детей с первых сознательных годов и утолит которую ребенок только тогда, когда Христос возьмет его на Свои руки, как взял некогда младенцев, принесенных к нему».

Эти слова принадлежат Евгению Поселянину – писателю, посвятившему один из самых трогательных своих рассказов ощущению Рождества Христова в ранние детские годы. Будучи чутким религиозным ребенком, он запомнил чувство несоответствия между праздниками, подарками, сладостями, бесконечными гостями и тихой тайной Рождения Господа. А это был, замечу, XIX век – без навязанных телевизионных образов, без назойливой рекламы, без всего того, что стало нормой в веке XXI-м.

Большинство верующих родителей тоже чувствуют это несоответствие, правда, связано оно с противоречием между новогодней праздничной традицией и желанием осмысленно встретить Рождество Христово. Ребенок ходит в детский сад и в школу, у него есть невоцерковленные друзья и родственники, он ждет Деда Мороза, готовится к утреннику или собирается на елку… И за всем этим Сочельник и Святки немного теряются, да и приходят к ним дети пресыщенными подарками и весельем. Читать полностью »

“УРОК МОЛИТВЫ”

декабря 24, 2019

Когда у монаха Арсения спрашивают, где и как он научился молиться….
А молился он, действительно – весь уходя в молитву. Не отвлекаясь ни на что…Горячо. С верой. Живя только ей. А точнее разговором с Богом. Ведь молитва – это разговор с Богом.

Так молились, наверное , наши предки. И – больше того – подвижники gервых веков христианской эры … Словом, когда от него долго не отстают. То он смиренно отвечает:
– Да какой из меня молитвенник… Хотя кое-какой опыт однажды, и правда, наверное, приобрел. После одного трагического, правда, сразу скажу, со счастливым концом случая. И уточняет :
– Племянница научила!
Видя, что его не совсем понимают, монах Арсений улыбается и начинает объяснять уже более подробно: Читать полностью »

Подарки к Рождеству от журнала “Фома”

декабря 24, 2019

“28 ноября у православных христиан начался путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его вместе с «Фомой» и нашим Рождественским онлайн-календарем. Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один подарок от наших сотрудников, героев и друзей

Из всех подарков “Фомы” меня заинтересовали несколько: Читать полностью »

КАК ВЫГЛЯДИТ СВЯТОСТЬ

декабря 21, 2019

Святых обычно любят после того, как они умрут. Встреча со святым человеком в реальной жизни обычно не доставляет радости. Святой неудобен и опасен, он непредсказуем и его невозможно проконтролировать. Он может такое, чего не можем мы.

Христос почти все первые разговоры со своими будущими апостолами начинал со слов – “Не бойся”. Потому что им было чего бояться.
Святой исполняет прежде всего Волю Божию, а не законы, традиции, правила и обычаи людей. Святой не боится осуждения от властей, пересудов, молвы и обидных слов в интернете. Ему плевать на репутацию, зарплату, служебное положение. С высоты заботы о горнем правила приличия выглядят довольно глупо.

Представьте, что сегодня вы прочитали в сети, что православные епископы на Архиерейском Соборе подрались. А святой Николай именно что начал драку на соборе, ударив Ария. Это сейчас мы знаем что Арий еретик, а тогда это был уважаемый, популярный в народе и в императорском дворце священник, знаменитый проповедник и пастырь. Читать полностью »

Разрыв между умными и глупыми нарастает

декабря 21, 2019

Чиновники из министерства образования России искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу, полагает социопсихолог Людмила Ясюкова.

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью «Росбалту» она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

– Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

– Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый – умение выделять суть явления, объекта. Второй – умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий – умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. Читать полностью »

Если бы о. Александр Мень был жив, мы жили бы в другой России

ноября 3, 2019

Александр МеньНужен ли Бог современным студентам? Почему Христос Александра Меня не похож на Христа о. Даниила Сысоева? Зависит ли эффективность проповеди от личности проповедника? Почему книги о. Александра Меня продаются лишь в некоторых храмах Москвы? Эти и другие острые вопросы обсуждали участники дискуссии в Центре изучения религий при Российском государственном гуманитарном университете. Встреча была посвящена документальному фильму «Сельский священник», о протоиерее Александре Мене (1935–1990).

Документальный фильм «Сельский священник»

Создан телекомпанией «Сретение» в 2011 году, режиссер Светлана Тандит. Фильм входит в цикл «Праведники».

Среди участников встречи в Центре изучения религий при Российском государственном гуманитарном университете были авторы фильма, студенты РГГУ, брат отца Александра Павел Мень и люди, которые знали отца Александра Меня лично. Ведущими вечера стали руководитель центра изучения религий РГГУ Николай Витальевич Шабуров и главный редактор телекомпании «Сретение» иеромонах Димитрий (Першин), председатель миссионерской комиссии при епархиальном совете г. Москвы. Благодаря тому, что в аудитории РГГУ собрались люди с различным опытом, дискуссия получилась интересной, острой и неожиданной.

Первый вопрос после просмотра фильма сформулировал протоиерей Владимир Архипов, клирик Сретенского храма в Новой Деревне:Кто услышит нашу проповедь?

— Насколько эффективна и действенна проповедь, которую мы так активно ведем по разным направлениям? Каждое сердце ищет отчего дома, встречи с миром духа, в этом у меня сомнений нет, но какова наша роль в том, чтобы эта встреча состоялась? Где ключ к тому, чтобы проповедь сработала? Читать полностью »

ПСАЛОМ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ВСЕ ЗАВЕТНЫЕ ЖЕЛАНИЯ

ноября 3, 2019

Митрополит Антоний (Паканич) О 36-м псалме и его уникальной особенности. 

Каждый стих одного из любимейших мною псалмов – драгоценная жемчужина, высочайшая мудрость.

Коротко о его смысле можно сказать: «уповай на Господа и делай добро».

Выглядит легко, но достигается чрезвычайно сложно. Читать полностью »

Вина и грех

октября 19, 2019

Протоиерей Андрей Лоргус и психолог Ольга Красникова
https://www.fapsyrou.ru/libra…/krasnikova/vina_i_greh._2800/
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале Консультативная психология и психотерапия № 3 (66) 2010 июль-сентябрь http://psyjournals.ru/mpj/2010/n3/33587.shtml
Статья посвящена двум проблемам. Первая – различия чувства вины и чувства греха, с психологических и духовных точек зрения. Такая дифференциация необходима как предпосылка покаяния. Вторая – проблема онтологического и функционального перехода личности от «себя» (чувство вины) к «чуждому» (чувство греха). Также здесь делается попытка выявления факторов, мешающих человеку получить освобождение от чувства вины и от греха в покаянии и исповеди. Грех не относится к существу личности, а носит временный и внешний характер. Человек может жить с грехом, а может от него освободиться – это свободный выбор. Как может психолог помочь в этом? Какова может быть в этом пастырская помощь?

***

Три чувства вины преследуют человека в жизни от первых и смутных переживаний своего Я до последнего вздоха: чувство реальной вины, иррациональное чувство вины и вина экзистенциальная. Так считает психолог Джеймс Холлис1.

Психологу чаще всего приходится работать с иррациональным чувством вины. Реальная вина заставляет человека обращаться к священнику. А христианскому психологу приходится работать и с чувством вины, и с чувством греха.

Нас интересуют как психологические аспекты вины реальной и иррациональной (мнимой) вины, так и переход реальной вины в чувство греха.

Этот переход не только смена эмоционального содержания, эмоционального сопровождения некоторых отношений (С Богом или людьми), но и структурная перемена. Чувство вины отличается от чувства греха по своей внутренней личностной сути. Появление в опыте человека чувства греха приводит к перемене в структуре личности. Формируется особый слой личности – отношение к своей греховности, к своим грехам; отношения со своей совестью, с Богом. Можно отнести этот слой личности к ценностной сфере, но особым образом. Система религиозных ценностей более сложная, чем, так называемые, общечеловеческие ценности. Осознание своих грехов есть только часть религиозных ценностей. Более важной и функционально мощной частью является механизм освобождения от греха – покаяние. Это уже функционально-деятельностная структура личности. Читать полностью »