Должно ли быть рассуждение в милостыне?

июня 30, 2016

Ответы пастырей

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, и творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку «огненного зелья», и, следовательно, наша милостыня пойдет на дело греховное? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42)? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Святитель Василий Великий: «Кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу»

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов)

Игумен Лука (Степанов):– Подаяние милостыни – не то же самое, что безрассудная расточительность. «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9), – взывает Псалмопевец. Значит, та милостыня вечно ценна, которая сотворена для убогих. Убогими же разумеем тех, для кого Бог по жизни есть и упование, и цель. Это те, кто крайне нуждается в необходимом для поддержания жизни, а потому далек от земных утешений. И еще – слуги Божии, самозабвенно творящие Его святое дело на земле. Читать полностью »

8 технологий расчеловечивания

июня 29, 2016

Сводки криминальной хроники, повествующие нам об очередной мерзости, не свойственной для здорового человека, стали символом нашего времени. Многочисленные изнасилования детей, зверские убийства, психопаты, сорвавшиеся с «катушек», убивающие случайных прохожих – все это на самом деле не сердцевина, а лишь вершина «айсберга». Это лишь та, омерзительная часть проблемы, которая очевидна большинству. Этот «айсберг» огромен и многогранен, он бесконечен в своих проявлениях, состоящий не из людей, нет, и даже не из животных, данное сравнение оскорбительно для последних. Нет, этот «айсберг» состоит из существ третьего рода, измененных, больных, потерявших самих себя, движимых искаженными инстинктами, химерными фантазиями. Эти существа, не имеющие рода земного и потерявшие связь с Родом небесным, называются выродками.

В большинстве случаев, выродками становятся не при рождении, выродками становятся при жизни. Каждый раз, когда принимая решения, мы идем против нашего внутреннего голоса, переступаем через свои мечты и идеалы, мы шаг за шагом превращаемся в выродков. Хотя, вернее будет сказать, что нас превращают в выродков, нас превращают в безликую и отвратительную биомассу, создающую добавленную стоимость для хозяев этого монстра. Важно осознать, что мы являемся жертвой определенной психологической технологии, применяемой в массовом порядке. Читать полностью »

Слабость

июня 29, 2016

433360«Господи, аз же яко человек согреших, ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея!» Это слова молитвы Иоанна Златоуста, которые он услышал от одного старца, прожившего много лет и всю жизнь повторявшего эту молитву. Это очень смиренные слова, они лечат душу. Гордые же слова, наоборот, травмируют душу.

Слабость вообще — это очень полезное явление. Мне страшно представить, что с нами случилось бы, если бы мы все были сильными, умными, богатыми и красивыми. Мир бы представлял из себя скопище людей, которые были бы очень горделивы и самонадеянны. Была уже такая ситуация перед потопом. Люди были красивы, сильны, жили по 800 лет, но при этом они были настолько гнусны, что ничего не оставалось, как только их всех смыть Великим Потопом. Быть сильным, успешным со всех сторон — довольно опасная вещь. Нужно иметь слабости. Слабость нужна для того, чтобы не гордится. Гордость из Ангела сделала дьявола. «Господи, аз же яко человек согреших, ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея!», — эту молитву нужно повторять в момент какой-то греховной слабости или поступка, когда совесть будет жечь человека, эта молитва очень помогает, эти слова лягут вам на душу. Это как лекарство от мучений совести. Признавая свою немощь перед Богом, просить Его милости — самая лучшая молитва, когда ты в смиренном состоянии, смиряешься от того, что признаешь свою слабость. Конечно, стараться нужно меньше грешить, чтобы не травмировать свою душу, но если такое случается, не отчаиваться и обращаться к Богу.

Андрей Миркин. Уссурийск Приморский край

Писать умели все

июня 29, 2016

За подозБиблия_bibleрительным заголовком оказалась интересная новость: «Исследователи пришли к выводу, что в армии Израиля все – от солдата до командира, — были грамотными, и это стало неожиданным открытием.  Они также установили, что отдельные части Ветхого Завета были созданы до 800 года до нашей эры – значительно раньше, чем предполагалось»

Заголовок был таким: «Искусственный интеллект раскрыл новые подробности о Библии» Читать полностью »

«Я свидетельствовал о своей вере»

июня 29, 2016
Протоиерей Олег Стеняев в 1999–2000 году, во время Второй чеченской войны, совершил ряд поездок в Чечню. О том, каковы были цели этих поездок, с какой миссией должен идти священник во время таких конфликтов, для чего освящается оружие, можно ли проповедовать Христа мусульманам и как, – его рассказ.

Храм в станице Асиновской. Чечня Храм в станице Асиновской. Чечня

Батюшка, расскажите, как вы оказались в Чечне во время военной кампании? Какие впечатления вынесли из этих поездок?

– Это была командировка. Шла Вторая чеченская война. И ко мне обратились журналисты «Московского комсомольца», один из которых рассказал о своей поездке в Чеченскую республику во время Первой чеченской войны и о том, как солдаты жаловались, что у них нет церковного окормления. Журналисты решили поднять проблему дефицита духовного попечения военнослужащих. Сказали, что готовы посодействовать мне, чтобы я смог поехать в Чечню и пообщаться с военнослужащими. Я принял это предложение. Моя поездка была согласована и с армейскими властями. Читать полностью »

«Верность — это огромная ценность»

июня 29, 2016

135Сегодня в чтении из Евангелия от Матфея мы слышали очень сильные слова, которые произнес Сам Господь. Его проповедь отличалась от всего, что говорили в Его время люди авторитетные, спокойствием, любовью, смирением, а в сегодняшних словах Спасителя слышатся сила и предупреждение. Эти слова звучат так: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

Что означает исповедовать Христа? Это означает оставаться верными Ему не только в легких обстоятельствах, но и тогда, когда обстоятельства жизни становятся трудными. Читать полностью »

Читая классику. Отрывок из романа Максима Горького «Детство»

июня 27, 2016

341631_BIG_0_0Я очень рано понял, что у деда – один Бог, а у бабушки – другой…

Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием… Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.

Утром она молилась не долго: нужно было ставить самовар, прислуги дед уже не держал, и, если бабушка опаздывала приготовить чай к сроку, установленному им, он долго и сердито ругался.

Иногда он, проснувшись рано, всходил на чердак и, заставая ее за молитвой, слушал некоторое время ее шепот, презрительно кривя тонкие, темные губы, а за чаем ворчал: Читать полностью »

Как Бог мог позволить такому случиться?

июня 26, 2016

Анна Грэм

Дочь известного проповедника Билли Грэма Анна Грэм участвовала в телепередаче, посвященной событиям 11 сентября 2001 года. На вопрос ведущей Джейн Клэйсон: «Как Бог мог позволить такому случиться?» Анна Грэм дала такой ответ.

 

«Я верю, что Бог так же, как и мы, глубоко скорбит о том, что произошло. Но ведь мы годами выгоняли Бога из наших школ, из нашего правительства, из нашей жизни. И я думаю, что Бог, будучи джентльменом, просто отступил.

Можем ли мы ожидать от Бога благословения и защиты, если мы при этом требуем, чтобы Он нас оставил?»

Давайте вспомним… По-моему, все началось, когда Мэдлин Мюррэй О’Хара (она была убита, ее тело было найдено недавно) заявила, что в школе не место молитве, и мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то сказал, что лучше бы в школе не читать Библию (Библию, в которой сказано: «Не убивай», «Не кради» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»!).

И мы сказали «Хорошо».

Затем доктор Бенжамин Спок сказал, что нам не следует применять телесные наказания к нашим детям, когда они плохо себя ведут, потому что этим мы повредим их маленьким личностям — мы можем испортить их чувство собственного достоинства (сын доктора Спока покончил жизнь самоубийством). Читать полностью »

С днём всех святых

июня 26, 2016

СпасСудя по тому, что первым в рай вошел разбойник, неделя всех святых преподнесет нам много неожиданностей, развернувшись в вечность в час всеобщего воскресения. Апостольское чтение этой недели подытоживает путь, пройденный Церковью от начала Поста до Пятидесятницы. Это путь со дня начала предкрещальной катехизации в первое воскресение Великого Поста сквозь крещение оглашаемых под Пасху — к тайноводственным поучениям, завершившимся на Пятидесятницу.

Стоит отметить, что это апостольское чтение практически такое же, как и в первое воскресение Великого Поста. Но если тогда это было лишь обетованием, приглашением войти в историю нашего спасения, заданную великими древними пророками и подвижниками, то теперь перед нами торжество.

Церковь празднует память всех, кто стяжал плоды Духа. Какой может быть их святость?

Очень разной. Читать полностью »

Тринитарии

июня 19, 2016

1343В мадридском музее Прадо, в одном из залов, скромно в уголке висит портрет молодого монаха. Удивительно современное лицо.

Лет пять-шесть назад, рассматривая работы Эль Греко я обратила внимание на этот портрет и захотела узнать, кто же этот молодой мужчина.

Им оказался ученик Эль Греко, художник, монах-доминиканец тринитарий.

Что это за тринитарий такой?

Стала рыть дальше и оказалось, что это католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1198 году для выкупа христиан из мусульманского плена. Девизом ордена стала фраза Gloria Tibi Trinitas et captivis libertas (Слава Тебе Троица, а пленным — свобода).

Этих монахов народ прозвал «братьями ослов» или «ослиным орденом», поскольку им было запрещено ездить на лошадях (видели, конечно, изображения монаха на осле).

Тринитариям запрещалось вкушать мясо и рыбу и владеть какой-либо собственностью. Выполняя свою основную задачу, за 437 лет орден выкупил из мусульманского плена 30732 (!) невольника. Средства для выкупа тринитарии, главным образом, добывали сбором милостыни. Нередки были случаи, когда тринитарии отдавали себя самих (!) в рабство за освобождение пленников.

И вот самое интересное: в 1580 году они выкупили из алжирского плена Сервантеса, после чего тот вернулся в Испанию и написал «Дон Кихот». Получается, что возможностью читать «Дон Кихот» мы обязаны этим монахам-тринитариям.

Вот такая ниточка протянулась от Эль Греко к Сервантесу.(с)

Алла Дерягина

Созерцая «Троицу»

июня 19, 2016

Источник: commons.wikimedia.orgИкона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи

Образ «Троица» Андрея Рублева – самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» читателям «Фомы» рассказывает заведующая кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ) и преподавателем Коломенской духовной семинарии, Ирина Константиновна Языкова.                                           

– Как Вы впервые познакомились с «Троицей» Рублева? Может быть у Вас осталось в памяти впечатления, чувства от этой встречи? 

­­– С «Троицей» я познакомилась, когда была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю искусства. С самого начала я понимала, что хочу специализироваться на иконописи. Моя бабушка была верующей, поэтому вообще иконы с детства привлекали меня, как окно в таинственный мир. Я чувствовала за ними некую тайну. Конечно университет дал мне возможность разобраться в этом профессионально, но сам феномен иконы, как окна в божественный мир, так и остался для меня закрытым, несмотря на весь комплекс моих научных знаний.

Икона «Троица» — одна из самых таинственных. Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный момент «встречи». Однако, когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только художественная сторона, но и богословский смысл сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Я открыла в этом образе целый богословский кладезь, увидела в нем молитву воплощённую в красках, целый богословский трактат о Святой Троице. Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как «сказал» Андрей Рублев. Читать полностью »

Синод утвердил тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий

июня 19, 2016
13 июня. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования.
Синод утвердил тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий
 На заседании Синода был заслушан рапорт митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, с предложениями по включению особых прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в заупокойные богослужения (журнал № 44).

Синод постановил утвердить следующие тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования:

  • «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
  • «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».

17 ноября прошлого года на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской обсуждался вопрос поминовения всех убиенных в годы репрессий. Синодальной богослужебной комиссии было поручено составить подобающие богослужебные тексты.

С правздником Троицы! Поклон от батюшки Дорофея

июня 19, 2016

5567Смиренно глаза поднимая к Небу,

Прошу у Бога мира и счастья.

В ответ, словно пролита чаша гнева

Приходят невзгоды, приходят ненастья.

 

Мне тесно, мне душно – душа томится,

Боже, позволь обстоятельствам перемениться,

Сердце в груди, как в силки полоненная птица

Мечется и не в силах освободиться. Читать полностью »

«Освяти руку ударом»

июня 16, 2016

tkachenko_2Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников?

Может ли христианин в ответ на богохульство ударить человека, если другие средства воздействия оказвыаются бесполезными? Споры об этом продолжаются на просторах Интернета уже не первый год. Главным аргументом в пользу силового решения вопроса обычно приводятся слова Иоанна Златоуста «освяти руку ударом», «сокруши уста», «ударь его по лицу», произнесенные святителем как раз в адрес богохульников. Для одних христиан они звучат утешительно и воспринимаются чуть ли не как прямая санкция на применение силы везде, где им видится богохульство. Другим они режут слух и смущают нравственное чувство, несмотря на высочайший авторитет святителя.

Аргументы первых достаточно просты и понятны: раз Златоуст сказал, значит — можно, нужно и даже должно. Читать полностью »

Перед Троицей: Вода и голубь

июня 16, 2016

Trinity_videoКогда потоп завершился, Ной стал выпускать из ковчега птиц. Те должны были дать знать о появлении сухой земли. Первым чести следопыта удостоился ворон. Он «отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт. 8:7) Но то ли для ворона было много пищи в виде трупов, носимых волнами, то ли по другой причине, его полеты ничего не сказали Ною. Следующим пернатым разведчиком был голубь, и его полеты исчисляются цифрой «три».

Вначале голубь «не нашел места покоя для ног своих» и возвратился в ковчег. Затем он принес в клюве, как некую бескровную добычу, «свежий масличный лист». Тогда узнал Ной, что вода сошла с земли. И уже в третий раз улетев, не вернулся обратно голубь. Перерыв между полетами во всех случаях длился семь дней (см. Быт. 8:6-12).

Вода и голубь. Произнося эти слова, мы должны воскрешать в сознании слова, сказанные о потопе, но не только. Крещение Господне — это тоже библейское событие, в котором участвуют вода и голубь.

Над тихими водами Иордана, как и над мутными и тяжелыми водами потопа тоже летала безобидная птица. В ее образе видимо для глаз явился тогда Святой Дух. Это не было воплощение Духа, но именно принятие такого видимого образа, который бы связал воедино ту древнюю милость (прекращение водного погубления) и милость новую – явление Бога как Троицы и Иисуса – как Христа.

Теперь вернемся мысленно вновь к ковчегу, удерживая в памяти то, что Дух являлся на Иордане «в виде голубине». Читать полностью »

“Нас почитают умершими, но вот, мы живы…”

июня 12, 2016

Год назад в редакции оказался отсканированный текст специального выпуска “Московского Церковного Вестника” за 1991 год, а в нем – нечаянной радостью – удивительная проповедь, слова Патриарха, обращенные к молодежи. Удивительны свежи и новы эти слова и почти 20 лет спустя, какие глубоки и пронзительные краски они добавляют к портрету приснопамятного дорогого нашего Патриарха Алексия. Это его слова к молодежи, это его слово ко всем нам.

ОБРАЩЕНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к молодежи

Дорогие мои!

Мне 62 года. Вам приблизительно в три раза меньше. Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, в котором я прошел всю свою жизнь за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка. Общество, в котором будете жить вы, будет более жестким. Я надеюсь, в нем будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жестко, всегда трудно.

Общество, в которое вы войдете (или в которое введут вас), будет небывалым еще в истории. Это не похвала ему. Это предостережение вам. Читать полностью »

Сомнения святителя Луки

июня 12, 2016

Как известный святой чуть не отказался от церковного служения

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря, у стены, стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой.В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и сзади престола стоят студенты и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся». Этот сон епископ Лука увидел в один из самых трагических моментов своей жизни. Ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Но даже ужасное видение не смогло до конца избавить его от сомнений…Исповеднический подвиг — это не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. В конце концов, важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь. В Древней Церкви христиане были более открыты и не боялись говорить о себе правду, близость к Богу для них была куда важней, чем то, как они выглядят в глазах других людей. В наше время постоянное соприкосновение с пронизанным гордостью и лукавством миром все менее вызывает желание открывать правду о себе и о своих нравственных колебаниях. Мир стал сильней, а христиане слабей. Только немногие, такие, как праведный Иоанн Кронштадтский или священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), позволяли себе, как бы принося себя в жертву, широко открывать свое сердце перед людьми. Читать полностью »

Как надо воспитывать детей. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

июня 12, 2016

jiq3DMf6dXQ«Блюдите, да не презрите единого от малых сих» (Мф. 18:10). Помните ли вы эти слова Христовы? Думали ли вы о том, что они относятся прямо и непосредственно к вам? Разве мало у вас этих «малых сих», которых надлежит вам блюсти? Разве мало у вас сыновей, дочерей, о которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей и сыновей — воров и хулиганов? Много, много льете вы слез над ними. Отчего же это?

Оттого, что прежде не вспоминали эти слова Христовы: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих». Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается безплодной, потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог. Читать полностью »

Почему больше не интересуются Акуниным

июня 11, 2016

Совсем недавно писатель Григорий Чхартишвили, широко известный под псевдонимом Б. Акунин, пожаловался в своем Фейсбуке, что его новые произведения уже не вызывают былого интереса:

«Такого со мной не бывало с прошлого тысячелетия. Издатель пишет, что разослал пресс-релиз о моем новом проекте в полторы сотни российских СМИ. Количество публикаций – 1 (одна) шт. Остальные не заинтересовались. Видимо, что-то с проектом не то»

Речь идет о его новой книге «Сулажин». Это интерактивное творение на электронном носителе с 8 сюжетными линиями и, соответственно, разными концовками, где читатель как бы сам выбирает дорогу, по которой ему двигаться. Все это снабжено многочисленными иллюстрациями в разных жанрах, заключением литературного психоаналитика в конце, даже музыкой Бориса Гребенщикова, ну и прочим креативным великолепием в духе времени. Читать полностью »

Как отличить блудную страсть от настоящей любви и что делать, если эта страсть донимает

июня 11, 2016

Воевать против своей природы тяжелее всего, считает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).

– Отче, почему блудная страсть такая распространенная?

– Она коренится в нашем естестве и сильнее всего, можно сказать, от юности и до гробовой доски,  в нас действует, так как связана с великим таинством продолжения человеческого рода. Другие страсти, например гнев, живут внутри нас, но проявляют себя в виде кратковременных вспышек. А блудная страсть  часто лишь притворяется спящей, но во многих случаях именно она, особенно если человек неверующий или маловерующий, мотивирует (об этом пишет З. Фрейд) те или иные поступки людей. Читать полностью »