Воспоминания из Тигиля

Присоединение к Государству Российскому земель, лежащих за Уралом было важнейшей вехой в русской истории!  Купцы, промышленники, казаки бояре, дворяне и предприимчивые люди – все они предприняли множество усилий, чтобы новые земли стали частью Московского Царства, и чтобы сила России прирастала Сибирью!

Храм Рождества Христова в селе Тигиль, 1911 г.

Вместе с тем, огромный подвиг  был проделан русскими миссионерами  для того, чтобы  донести до сибирских народов семена Слова Божьего.  Немало потрудились на этой ниве  и камчатские миссионеры.  Петр Логинов, Фёдор  Серебряков, семинарист Камшигин и многие другие   проповедники. Немалую роль в этом процессе приняли представители камчатских династий: Лазаревы, Никифоровы, Сновидовы и многие другие. Все они приложили огромные старания для развития дела народного просвещения на Камчатке. Затем их труды продолжил учитель Моисей Колегов, происходивший из известного камчатского рода, который открыл в 1863 г.  приходскую школу в селе  Мильково.

Ну а если более подробно касаться  истории православия на Камчатке, то её « крестителем » прослыл о. Иосаф Хотунцевский. Он был человеком сурового нрава и порой действовал достаточно жёстко. В первую очередь христианизации  подвергалось ительменское население, которое вело оседлый образ жизни, а также коряки – нымыланы, жившие вдоль побережья Камчатки.  Эвены и алеуты переселились на полуостров намного позже, а следовательно, лишь в XIX в. начнётся и их христианизация.

Были на Камчатке места, которые  представляли  особое значение для русских землепроходцев. Без сомнения, таким местом была  река Тигиль.  В своё время Степан Петрович Крашенинников посетил её в 1740 году и отметил, что  коряки дали ей название Мырымрат – «место морских зверей».  Ительмены же называли её  Кыгим, Кыгыл, Кугил.  Вместе с тем, они  называли это место Самзат, т. е. «село женихов ». Река имела геостратегическое значение на полуострове. Ведь там происходило скрещивание магистральных путей,  связующих северо – запад  Камчатки с Восточным побережьем и центральной частью полуострова.

Идея о строительстве здесь храма давно не давала покоя камчатскому духовенству. Сначала в этих местах был построен молитвенный дом. Затем, в 1748 году было принято решение строить в этих местах церковь. Но прежде, здесь была построена крепость. Название населенного пункта было  трансформировано казаками в Тигиль. Отныне эта местность стала известна как Тигильская крепость.  И 6 февраля 1753 г.  здесь была освящена церковь во имя Рождества Христова. Первыми священнослужителями здесь были: священник Леонтий Георгиев – Черных, дьякон Алексей Романов – Верещагин, пономарь Михаил Алексеев – Логинов. Династия Логиновых – Лонгиновых немало потрудилось на благо храма. Их усилиями в церковь нередко приходили новые прихожане, и многие под влиянием их слова оставляли свои языческие предрассудки и принимали православие.

При церкви не всегда был постоянный священник. Были периоды, когда храм пустовал, и местное население придавалось народным обрядам, обычаям своих отцов. Связано это в том числе и с трагическими страницами в истории храма. Четырежды он становился жертвою огня. Но каждый раз он снова отстраивался, и вновь здесь звучала проповедь о Воскресении из мёртвых и покаянии.

Селение Тигиль 1911 г.

Особой страницей в истории  тигильского прихода является период служения на Камчатке святителя Иннокентия Вениаминова.  Немало своих сил он положил на  распространение Христовой веры среди  туземных народов.  Изо дня в день сталкиваясь с жителями посёлка, Вениаминов отмечал, что многие камчадалы  в нравственном отношении  стоят намного выше, чем  их русские собратья по вере. Они честны с окружающими, гостеприимны, простодушны, стремятся всячески помочь друг другу.

И после отъезда святителя с Камчатки, много лет представители малых народностей сохраняли православную обрядовость. Уже  к концу XIX столетия многие местные жители  уже помнили наизусть православные молитвы,  а также те имена, которые им дали во святом крещении. Было немало тех, кто бережно хранил дома иконы и на память мог назвать те праздники, которые были в церковном календаре.

Трагические события начались в истории храма после Октября 1917 года. Прихожане храма  стали чувствовать на себе притеснения со стороны Советской власти.  А в 30 гг. церковь превращается в увеселительное заведение – клуб для сельчан. И  её восстановление  началось только в постсоветский период. В 1998 г. был заложен фундамент новой постройки. Её реконструкция завершена в 2000 -х годах.

Современный вид храма в с. Тигиль

Алексей Востоков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *