черный квадрат

Трудно найти человека,  не знакомого с “Черным квадратом” Малевича. Сложней найти человека, который знаком с прочими работами этого художника. По мне, они столь же безвкусны, как и квадрат.
Все бы ничего, если бы талант Малевича не определялся гениальностью квадрата. Раз так, он бросает нам вызов – или мы не такие или… с художником что-то не так. И все же, что же это – нелепица, бессмыслица, абсурд? Почему в таком случае, он занимает почетное место на ряду с гениальными полотнами известных художников? Непонимание и признание. Две крайности. Tertium nоn datur.
Ключ к пониманию Квардата находится культурно-религиозной атмсфоре, в которой протекала жизнь художника. Несколько квадратов, имеющих религиозное знание, сопровождали его на протяжении жизни – два тфилина, одни квадрат на стене. Тфилины он использовал в своем творчестве. А как же квадрат на стене? Разумеется. Он и стал тем самым черным и красным квадаратом. на белом фоне.

Ярослав Ушаков в своей работе «Тайна чёрного квадрата» замечает, что, согласно установлениям иудейского траката «Кицур Шулхан Арух», «по установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48×48 см) — чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Иерусалимском Храме». Автор предполагает, что «Чёрный квадрат» — это иудейский символ, «выставленный на всеобщее обозрение».

В иудейском источнике «Кицур Шулхан Арух» написано:

Глава 121 «Помнить о разрушении Храма.
После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе.

Сказано в Тегилим (137: 5,6): «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя! Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!»

Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилин:

Зададим себе вопрос: “Что могло значить выражение «черный квадрат на черном фоне», «черный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите черный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне».

Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне». Приведем теперь формулировки Торы по этому поводу и сопоставим их с приведенной цитатой из Листка УНОВИСА № 1. Писание гласит: «И навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими» (Дварим-Второзаконие 6,8); или «Положите сии слова мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими» (Шмот-Исход 13,9).

черный квадрат: 23 комментария

  1. “Трудно найти человека, не знакомого с “Черным квадратом” Малевича…”

    О-О, в свете вышеизложенного мне теперь про TV и подумать страшно, не то что включать его… 🙂 🙂 🙂

  2. Есть еще другие мнения, достаточно интересные. Пишут, например, что “Черный квадрат” – гениальный троллинг двадцатого века. Некоторые находят в нем энергии бездны, притягивающие душу человека, рискующего оказаться по ту сторону христианства.
    Некоторые находят в Квадрате интуитивный буддизм Малевича, сумевшего уловить Ничто, перступая грань нашего мира. Другие считают, что он сам не понял, что открыл, как родоначальник супрематизма.
    Сам супрематизм (цвет превыше всего) родился как игра с цветом и фигурами, как без-Образное, невещественное искусство, грандиозный эксперимент. Дальше каждый стал видеть в нем все, что ему виделось, в том числе и религизное наполнение.
    Художники супрематического направления создавали комбинации разных по форме и цвету геометрических фигур, уравновешенных на полотне.
    На начальном этапе термин “супрематизм”, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества».
    Конструктивные сооружения,кстати, используются в современном архитектурном дизайне. Это как бы взгляд из космоса, когда у сооружения нет ни верха, ни низа.
    Так изображают город, исходящий из точки, раскачивающийся в разные стороны от этой точки, последователи Малевича. Для интеллектуального взгляда – даже интересно. К этой фантасмагорической игре цвета и форм быстро привыкаешь, может, потому супрематизм воспринимается как одна из переходный экспериментальных страниц искусства живописи.
    На меня, например, черный квадрат не производит того энергетического воздействия, которое находят в нем те, кто хочет его найти. И как символ религиозный воспринимаю со скепсисом. А вот некоторые цветные конструкции даже не то что нравятся, но вызывают интерес, например, формы Ольги Розановой (правда, не нравится ее мрачноватый колорит), у Ивана Клюна сочетания фигур на цветном фоне напоминают какие-то экзотические флаги с проступающими буквами и полосами с наложением чистых цветов друг на друга; Николай Суетин допускает в свои конструкции человеческие фигуры; Иван Пуни наполняет свои фигуры громадными цветными буквами и почти объемными формами. Можно перечислять и перечислять, и у каждого свои маленькие секреты и открытия. А потом закрываешь эту коробку с цветными красками и переходишь, например…к Ван Гогу…

  3. Я уверен почти что,- да, отчасти троллинг.
    По крайней мере очень символично было подано.
    Были и черные квадраты до Малевича и прямоугольники, да чего только не было..

    Разница в том, что (если кратенько), на вопрос критиков
    “мы Вас правильно поняли?”, Малевич ответил “да”.

    А как художник (рисовальщик), может и не гож. Но выразился так.
    Многие великие музыканты или поэты, тоже не сказать чтоб виртуозы были, но в струю свою вовремя попали.

  4. Пожалуй, да, это такая манифестация формализма. Черный квадрат, красный, а может быть зеленый круг или фиолетовый треугольник – какая разница? Содержания как такового нет, есть только форма… И именно поэтому в квадрате можно увидеть все, что угодно – любые культурные ассоциации. Иудейский Храм, буддистское Ничто и что угодно еще… Отсюда очень удобный выход на постмодернизм: любой артефакт есть ссылка на весь остальной опыт человечества, и любой артефакт равноправен в этом лабиринте…

  5. А можно, если нежным взглядом посмотреть, увидеть в этом ящике белого кудрявого барашка. Зарисованного, но все равно существующего!

  6. Ну, разумеется, можно все, что угодно видеть. Но. Малевич – еврей. У евреев существует обычай написания настенного квадрата. А значит тот вариант, который я предложил, самый правдоподобный. Без такой истории все превращается в бред. Еврейская версия дает хоть какой-то смысл.

  7. А смысл в авангарде не обязателен, в авнгарде он вообще отрицается. Главное – свобода! Освобождение даже от образности, от материальности, от ВСЕГО. Выявление Беспредметности как сущности искусства. И черный квадрат – как раз вершина беспредметности и вершина свободы.

    1. Вспоминается рисунок из “Крокодила”. На картинке – два человека внимательно рассматривают во время экспозиции странную загогулину. На заднем плане сидит тузик в характерной позе и своим задом выводит такой же предмет в кусты.

  8. Есть вообще версия, что, когда у Малевича заканчивались деньги, он рисовал очередной “черный квадрат” и продаввал его… 🙂 У него, кстати, и “красный квадрат” тоже есть, вот только не знаю, в каком количестве.

    1. Про красный я выше тоже говорил. Есть версия, согласно которой Малевич просто заполнил пустные места на стене. Не хватало картин.

  9. Есть красный. Это символ…или даже не символ, а сама Революция. Есть белый квадрат. Белый на белом фоне, вообще замечательно беспредметный квадрат – абсолютная Беспредметность. Свобода.

  10. Можно смело строить разные гипотезы, но…Случайно мне дня два назад попалась под руку передача о супрематизме, где о нем говорит искусствовед. Очень интересно. Она называет картины супрематистов не живописью, а цветописью, это, собственно, не ново. Новым для меня лказалось то, что с помощью цвета и при отсутствии образов можно выразить не только настроение, а и умозаключение, например. Здесь, не в своем блоге, не могу вставить картину, но обязательно вернусь к этому разговору в своем блоге. Скажу только, что, оказывается, планировка современных городов (не имею в виду современные мегасараи и финансово обоснованные застройки) выросла из супрематизма, несколько примеров из Малевича и Кандинского достаточно сильно это иллюстрируют!

  11. “Черный квадрат” Казимира Малевича нарисован красками разных цветов и несимметричен. Зачем художник создавал полотно, которое не является тем, чем кажется? Анатолий Вассерман дает свою трактовку:

    “Строго говоря, черный квадрат – это не квадрат и не черный. Малевич использовал при его рисовании смесь самых разнообразных красок, но черной там нет. Там просто наложено друг на друга множество разных оттенков, которые в сумме поглощают весь падающий свет. Это не квадрат. В частности, по авторскому замыслу, картину следует вещать самой широкой стороной наверх.”

    ____…”в сумме поглощают весь падающий свет..”______

    Еще полотно так и называют” Победа над Солнцем”.

    1. Так что художник нас как бы обманул: нету в черной кубической фигуре ничего чёрного (есть все, кроме этого черного), а мы его видим. 🙂

    2. Убейте не понял я это Вассермана. Как это не черный? Вот он утверждает, что черного там нет, есть сумма цветов, поглащающая падающий свет. Хм, вообще-то это и есть свойство черного цевета.
      Любой художник на палитре путем смешивания красок и получает самые разные оттенки и цевета. Синий и желтый – зеленый. И тут появлется Вассерман и говорит: “Нет никакого зеленого цета, это всего лишь совокупность синего и желтого”. Ну давайте тогда честно скажем, что есть только белый свет, а все остальное – его производные. Одним словом, нет никаких цветов, кроме белого.

      1. _______Одним словом, нет никаких цветов, кроме белого.___

        Так и есть.)

        А если смешать все-все цвета в кучу, то и получится что-то темно-темное. Я в детстве пробовала.

        И вообще, квадрат – это занавес.:

        ___Когда в 1915 году Матюшин собирался выпустить новое, более полное (партитура с эскизами) издание «Победы над Солнцем», Малевич уже отчетливо сознает решающее значение своих эскизов в собственной творческой эволюции. Он просит воспроизвести занавес, изображающий черный квадрат, который «является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».___

  12. “….его распадения несут удивительную культуру в живописи».”- распадения еще и пахнут…

  13. Сколько бы трусы не вымазывали своей желчью, недосягаемый для их мозгов “Чёрный квадрат”, имя его автора Казимира Малевича, их сторонников и всё современное искусство – их участь – навсегда остаться примитивными пресмыкающимися; аборигенами, с жадностью поглощающими объедки со столов великих художников прошлых веков! Им ничего не остаётся, как быть статистической единицей стада Быдломассов, увеличивающих его тупое поголовье!

    http://s018.radikal.ru/i521/1203/cc/b381a295c9ba.jpg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *