Дорогие гости моей странички! Сегодня я отступлю от своего обыкновенного стихотворного выступления. Слишком необычный вечер был в прошлую среду. Не могу не поделиться впечатлением от посещения “молодежки”! В стихах, я понимаю, не получится, потому что тогда придется написать эпопею, а вот в виде рассказа – предлагаю вашему вниманию.

Почему «опечалился» Ирод?
(в прошлую среду на «молодежке»
Евангелие от Марка, глава шестая…)

Я уже не буду объяснять, как попала на «молодежку», и сразу начну со второй половины – когда основное занятие началось…
Читается Евангелие от Марка, глава шестая. Лица ребят становятся серьезными и сосредоточенными. Я тоже включаюсь, заново вслушиваюсь в знакомые строки. Здесь, на «молодежке», я вижу все не изнутри, как участник, а со стороны, как гость: не надо удерживать в памяти фразу, чтобы не прервалась мысль, не надо скорописью вести конспект, и поэтому можно охватить целиком всю картину занятия.
Привычка мыслить образами немедленно «выдает» картинку. Внимательное чтение этих 25-30 стихов и… будто распахивается поле, в котором теперь каждый может найти спрятанный камешек – мысль, которую не сразу увидишь. Находят не все. Но все находки с интересом рассматриваются и обсуждаются всеми. И еще надо отметить, что поиск идет не как попало, но в определенном направлении, об этом заботится владыка.
– Обратите внимание, почему Ирод слушал Иоанна Крестителя «с удовольствием?»
Обращают внимание и на это, и дальше – на то, что еще и «многое делал, слушаясь его»! (Мк. 6-20) Не парадоксально ли? Интересно – почему? Ирод… Ставшее нарицательным имя. Ирод, кровосмеситель, уничтоживший родных детей, первую жену, избивший Вифлеемских младенцев. Символ злодея, для которого человеческая жизнь ничего не значит. Так почему же «слушал с удовольствием» и делал по слову праведника?! И убивать Иоанна, похоже, вовсе не собирался, «берег его».
Новичков видно, они горячатся и спешат высказаться. «Молодежкинцы – старожилы» спокойно слушают друг друга, анализируют.
– Может быть, потому что нет злодеев, которые были бы совершенно одноцветно черными?- начинает Олеся. Остальные подхватывают, развивают понравившуюся мысль или спорят. Все мнения рассматриваются, каждый принесенный камушек просвечивается. Оживление нарастает.
Владыка очень незаметно руководит, поддерживая верное направление, возвращая увлекающихся и отвлекающихся к разбираемой теме.
И вот первые результаты, задающие три направления:
– Может быть, некому было открыться, ведь самому себе-то, наверное, через день доверял? А дела на совести были черные… тяжело. Может, все-таки вставали перед глазами убитые дети? А Иоанн его не отталкивает, слушает. (И из тюрьмы информация не выйдет, между прочим).
– Может быть, Ирод просто нашел интересного собеседника, у которого есть чему поучиться?
– А может, это был тонкий, политически хитрый ход?
Следующий вопрос об Иродиаде и ее дочери.
Нам (теперь уже говорю – нам) открывается мир, когда события еще не произошли во времени, но только совершаются. Фигуры становятся многогранными, живыми. Раньше я скользила глазами по тексту и не обращала внимания на крепкую связь всех характеристик, событий, действий, связь, которой «прошито» Евангелие. Один стих обязательно объединяется с предыдущим и связан со следующим.
Иродиада, кипящая ненавистью, тем более яростной, что пока она бессильна, ждет случая. «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла» (Мк. 6-19)
И этот случай вскоре представляется…
Восточный пир, восточная роскошь, танцующая дочь Иродиады. Ирод не в первый раз видит подобное зрелище, но вот же – «дочь Иродиады вошла, плясала и угодила» (Мк. 6-22).
И вот, царское слово дано, Иоанн Креститель обречен на смерть.
Владыка опять прямо-таки почти незаметно направляет движение поиска.
– А как Ирод отреагировал на просьбу танцовщицы?
Речь о той самой, наученной матерью, «что просить».
Ищут, читают, задумываются. Нашли.
«Царь опечалился» (Мк.6-26). Почему?
И опять надо уловить связь между предыдущим стихом и нынешним.
– Теряет умного собеседника, бескорыстного советчика?
– Может, жаль, что теперь не с кем будет поделиться сомнениями, открыть тайники своей почти уже сожженной совести?
– А может, все же опять хитрит?
Новенький горячится: да слабак был этот Ирод, надо было самой этой девице голову снести, и дело с концом! Я бы так и сделал. Ребята улыбаются.
Как-то незаметно во время беседы проясняются исторические детали. Почему римлянам нужно было, чтобы народ ненавидел чужака-идумеянина Ирода? Да потому что вовсе не в их интересах поддержание согласия между правителем и народом, укрепление вечно бунтующей провинции.
И еще вот что очень интересно – поиск аналогий! Владыка открывает одну из них, остальные ребята ищут сами. Вот они… Пилат, который не желал смерти Иисуса Христа, но отдал Его на смерть… Пилат, который спрашивает: что есть Истина… Пилат, увидевший в пленнике то ли исповедника, то ли великолепного собеседника… Тоже, наверное, «опечалился» потом. А вот еще одна, последняя: «ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк.6-29)…
И вот последний вопрос – прямо золотой ключик, который и откроет нам правду:
– А что Сам Христос говорил про Ирода?
Думаем все. Всплеск! Это не из разбираемых сегодня строчек, но вот оно – «скажите этой ХИТРОЙ ЛИСИЦЕ»… Значит, изо всех камешков-мыслей теперь выбираем один, верный.
Вот и все.
Кто-то спохватывается: половина одиннадцатого! Нужно расходиться.
А время пролетело, как одна минута.
В голове все улеглось – по полочкам. Думаю, теперь не забуду эти 25-30 стихов от Марка, главы шестой…
—————————————————————————————————-
Да. Интересный опыт построения беседы, я такого не встречала пока никогда. Хотя был опыт преподавания в Камчатском Университете, опыт проведения огласительных бесед. На них мы сразу отказались от лекционного построения, «выплевывания информации», как говорит профессор А. Осипов. Потом была форма лекции-беседы, а самая последняя – беседа с фрагментами из Евангелия. Удивительный достигается эффект. Люди, которые временами капризничают перед началом, зачем так много учиться, после беседы с чтением Евангелия «отмякают», некоторые с удивлением говорят, что ничего подобного до сих пор в жизни не слышали! А всего лишь по Вероничкиной подсказке я как-то рассказала о связи Евангельских стихов и показала это на примере. Заинтересовываются, идут искать такую связь и смысл дома. А то, что произошло сегодня, обязательно надо осмыслить и попробовать применить! Отправляюсь думать.

И напоследок: как жаль, что в моей молодости не было такой «молодежки»! Повезло же кому-то!

7 Ответов to “”


  • Мне тоже жаль, что в моей молодости не было такой же “молодежки”!
    В 1997 году мне пришлось быть участником подобной беседы владыки Игнатия с учениками детской воскресной школы в с. Эссо. В районной библиотеке я проводила с детьми итоговое занятие по Ветхому Завету. Задавала ребятам (от 5 до 10 лет) вопросы, выслушивала ответы, а потом мы дружно обсуждали эти ответы. Неожиданно распахнулась дверь и в комнату вошел (тогда еще епископ) владыка Игнатий. Это был его первый приезд в Эссо. И я, и дети растерялись, еще не зная, кто перед нами и как следует себя вести, но владыка быстро сгладил возникшую неловкость и стал пересказывать (весьма артистично, с художественным окрасом) 18-ю главу из Бытия о явлении Аврааму трех мужей у дубравы Мамре. Это звучало примерно так: “Знойный, утомительный день склонялся к вечеру. Раскаленный багровый солнечный шар скатывался по кромке неба. Три уставших путника брели в пыли по горячему песку пустыни к прохладному оазису Мамрийской дубравы. Авраам, сидевший у входа в шатер, побежал им навстречу и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего”.
    Далее последовал вопрос – почему Авраам назвал трех странников Владыкой, признав их Господом? Дети растерялись еще более, но владыко Игнатий сумел их разговорить и общими усилиями ответить на этот вопрос. Интересно, обсуждался ли этот вопрос в “молодежке”?
    Вскоре, после этого занятия владыка подарил мне кусочек мамрийского дуба, который я свято сохраняю. Храни Вас Бог!

  • Мария!!О вашем посте уже была наслышана))И сейчас с большим удовольствием его прочитала)) Спаси, Господи!
    О почему бы вам и не написать эпопею о молодежке?)) в книге, как говорил Владыка, “Православие и Мария Нехорошева”.
    На самом деле, очень здорово читать взгляд “гостя” на молодежку)

  • Ларисе
    а я даже не знаю, задавался ли в молодежке вопрос – почему Авраам назвал трех странников Владыкой, признав их Господом? Не отвечу на него, меня по-моему тогда еще не было)) А вообще молодежка какое-то время изучала историю Ветхого завета.

  • София рассказывала? Ну, да, ну, да, я ей “на проверку” отправляла свой пост! Мне обязательно нужен “первый читатель”, здесь на работе у меня тоже такой читатель есть, своеобразный Великий Цензор, зовут Светлана, София с ней заочно знакома.

    А про Авраама у Мамврийского дуба Владыка рассказывал на “понедельничных” занятиях в областной библиотеке, когда шла тема о Троице! Если хотите – процитирую. Там я как раз и стараюсь вести подробный конспект, применяя скоропись и даже несколько стенографических знаков из далекого прошлого всплывающих. Например, “который” пишется как мягкий знак наоборот.
    “Большой” – палка с крючочком.

  • Да, да!! Мария, я очень хочу. У меня не получается ходить на эти встречи. Буду очень благодарна, если напишите)))

  • Интересные у вас знаки. Нынешние студенты используют вот такие знаки: “любой” – сердечко, “каждый” – английская V перечеркнутая по середине))

  • Сашенька, напишу уже из Москвы!

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree